Приполярный Урал — это горный район Северного Урала на границе Республики Коми и Ханты-Мансийского автономного округа. Рельеф здесь более альпийский, чем, например, в Хибинах, но горы меньше, чем в Саянах. Немногочисленные населённые пункты находятся далеко от гор, поэтому походы отличаются большой длительностью, протяжёнными забросками и высокой автономностью.
Этот район не подходит для новичков в лыжных походах, но для них мы подготовили отдельную подборку регионов с более простыми маршрутами.
Опытные туристы ценят Приполярный Урал за возможность пройти сложные лыжные и альпинистские маршруты, оказаться в дикой природе, где на много километров вокруг нет никого, подняться на высшую точку Урала — гору Народную — и увидеть зубья знаменитой Манараги.
О том, какие особенности этого района нужно учесть и как подготовиться к походу по Приполярному Уралу, рассказал Дмитрий Рыбальченко.
Особенности Приполярного Урала
Погода
В зимние месяцы на Приполярном Урале дуют сильные ветры, случаются морозы до -40°C и метели. В марте погода становится более стабильной: даже если начинается метель, это не происходит внезапно, как, например, бывает в Хибинах. Средняя температура в марте составляет -15°C.
В западной части Приполярного Урала много лесов, которые сдерживают ветер в долинах, из-за чего снег там более пухлый. Восточная часть менее альпийская: леса здесь почти нет, зато есть плато, а вместе с ними и сильные ветры. Чтобы уберечься от них, иногда приходится строить ветрозащитные стенки из снега.
Лавины
Приполярный Урал — лавиноопасный район, и даже на простых перевалах здесь могут встречаться лавиноопасные склоны и карнизы. Поэтому нужно уметь определять опасные участки и иметь план с запасными перевалами. Также необходимо взять с собой лавинное снаряжение.
Проталины
Зимой туристы часто передвигаются по руслам замёрзших рек, обходя кусты и буреломы по берегам. На реках здесь часто встречаются проталины: из-за морозов воду из рек выдавливает наверх, лёд подтаивает и образуется лужа. Если вы случайно пройдёте по такой луже, то камус намокнет и замёрзнет. Из-за этого на него начнёт налипать снег, и его придётся счищать, чтобы двигаться дальше. Обычно такие полыньи и проталины можно обойти, так как их видно издалека. Но иногда вода скрывается под снегом, и её можно не заметить.
Автономность
Приполярный Урал — достаточно автономный район, здесь не получится быстро выйти к людям из любой точки маршрута. За две недели похода можно никого не встретить, а до ближайших населённых пунктов минимум два дня пути на лыжах.
Где на маршруте могут быть люди:
- Изба «40 окладов» у хребта Сабля — в сезон здесь дежурят сотрудники МЧС.
- Турбаза «Желанное» — здесь работают геологи и часто останавливаются туристы в начале или в конце маршрута.
- Приют «Манарага» — в приюте постоянно находятся несколько сотрудников.
- Турбаза «Озёрная» — здесь также могут дежурить сотрудники нацпарка.
Нужно учитывать, что, даже если на турбазах будут люди, в экстренной ситуации им всё равно потребуется полдня или день, чтобы доставить человека на снегоходе в ближайший населённый пункт. Также важно понимать, что в посёлках нет больниц, поэтому в случае травмы или болезни добираться придётся до более крупного города, что займёт ещё больше времени.
Единственный способ быстро попасть в город — вертолёт, вызванный по спутниковому телефону. Но и он может не прилететь из-за плохой погоды и низкой видимости. Поэтому нужно тщательно готовиться к лыжному походу в этом районе, чтобы минимизировать риски и избежать опасных ситуаций.
Тропёжка
Вероятность встретить лыжню здесь невелика. От посёлков или железнодорожных станций иногда идут следы от снегоходов, но ваш маршрут может не совпадать с их направлением, поэтому лучше сразу настроиться на то, что большую часть похода придётся тропить.
В долинах западной части много глубокого и пушистого снега. Здесь он не уплотняется ветрами, поэтому и тропёжки больше. В северо-восточной части Приполярного Урала пухлого снега почти нет из-за сильных ветров, здесь больше фирна, и тропить нужно меньше.
Какой опыт нужен для похода
Приполярный Урал — довольно серьёзный район, и ехать сюда лучше уже с опытом. Чаще всего здесь ходят в лыжные походы 3-й или 4-й категории сложности. При желании можно сходить и в «двойку» — через некатегорийные перевалы, но протяжённость и сложность даже такого маршрута на Приполярном Урале увеличиваются из-за длительных подходов и высокой автономности.
Как не надо делать | Как правильно |
---|---|
Сходил в несколько ПВД на лыжах, в одну лыжную «единичку», собрался в лыжный поход по Приполярному Уралу | Сходил в два серьёзных лыжных похода по Хибинам, был в горных пеших походах, запланировал лыжный поход по Приполярному Уралу |
Это однозначно не место для первого лыжного путешествия. Лучше всего, если вы уже были в серьёзных лыжных походах, например в Хибинах. Также пригодится опыт горных пеших походов где-нибудь на Кавказе. Это позволит вам иметь представление о рельефе и о непредвиденных ситуациях, которые могут случиться на маршруте в горах, грамотно оценивать обстановку и возможные риски.
Когда ехать в лыжный поход по Приполярному Уралу
Как и во многих других районах, самое лучшее время для лыжного похода здесь — март. В январе и феврале в горах намного холоднее, дуют сильные ветры и в целом погода менее стабильна. В марте ясных дней больше, а метелей меньше. Со второй половины апреля становится слишком тепло — возможны мокрые лавины, снег начинает таять, подлипает к лыжам, и передвигаться уже сложнее.
Как добираться
Чаще всего маршруты начинают от железнодорожной станции Инта-1. Добраться до неё можно на поезде, идущем в Воркуту из Москвы или Санкт-Петербурга. На самолёте можно долететь до Воркуты или даже Инты с пересадкой в Сыктывкаре.
Примерное время в пути и стоимость билетов:
Транспорт | Время в пути, ч | Примерная стоимость билетов*, руб. |
---|---|---|
Поезд Москва — Инта-1 | 34–40 | 2500–4500 |
Самолёт Москва — Воркута (с пересадкой) | 7–14 | 9000–13 000 |
* По состоянию на начало 2021 года.
Ключевые точки маршрутов по Приполярному Уралу
Точки старта
От железнодорожной станции Инта-1 и от села Приуральского можно заказать заброску на снегоходах. Если не делать заброску, нужно заложить минимум два лишних дня — столько займёт подход на лыжах по лесу до начала горной части Приполярного Урала. Пешие подходы также возможны от железнодорожных станций Косью, Кожим и Сыня.
Перевалы и вершины
В лыжных походах передвигаются от долины к долине, проходя через перевалы. На Приполярном Урале есть как некатегорийные перевалы, так и перевалы категорий 1Б, 1А, 2А и выше. Выбирать перевалы нужно исходя из сложности маршрута и вашего опыта.
Помимо перевалов, на Приполярном Урале есть много вершин, на которые часто ходят радиально. Вот самые популярные из них:
Гора Народная (На́рода) — высшая точка всего Урала, высота 1895 метров. Подъём по основному маршруту имеет категорию сложности 1Б.
Пик Карпинского — вторая по высоте точка Урала, высота 1878 метров.
Гора Манарага — высота 1663 метра. Это визитная карточка Приполярного Урала, и многие туристы приезжают сюда, только чтобы посмотреть на неё или совершить восхождение. Её вершина представляет собой гребень с семью острыми зубьями и издалека напоминает корону. Названия зубьев: Северный (1Б) — здесь установлен геодезический знак, Главный (2А), Лопата, Голова, Парус, Мизинец, Южный.
В переводе с ненецкого языка Манарага означает «Медвежья лапа», на которую она действительно очень похожа со стороны.
Гора Колокольня — высшая точка хребта Колокольного, высота 1640 метров. Здесь есть маршруты 1Б и 2А.
Гора Мансинёр — высота 1779 метров, вершина представляет собой нагромождение каменных блоков. По северному склону от истока реки Косью подъём 1Б.
Гора Сабля — высота 1497 метров, категория сложности самого простого маршрута 2А, но здесь есть и альпинистские «пятёрки».
Примеры лыжных маршрутов по Приполярному Уралу
На Приполярном Урале нет классического маршрута, который можно советовать тем, кто едет сюда впервые. В зависимости от мест, которые вы хотите посетить, вы можете составить маршрут под себя, учитывая опыт, желаемую длительность и сложность своего похода. В качестве примера ниже приведены три маршрута разных категорий сложности.
Маршрут 2-й категории сложности:
ж/д станция Инта-1 — турбаза «Желанное» — озеро Балбанты — перевал Кар-Кар (1Б) — гора Народная (1Б) — долина реки Манараги — гора Манарага (1Б) — долина реки Косью — ж/д станция Кожим.
Предполагаемая продолжительность маршрута 12 дней, с учётом заброски до турбазы «Желанное».
Маршрут 3-й категории сложности:
ж/д станция Печора — село Приуральское — гора Сабля (2А) — перевал Аранецкий (н/к) — долина реки Седью — озеро Базовое — перевал Сундук (н/к) — долина реки Вангыр — перевал Сюрприз (1А) — долина реки Парнук — перевал Неприступный (2А) — долина реки Манараги — перевал Кар-Кар (1Б) — долина реки Балбанью — турбаза «Желанное» — ж/д станция Инта-1.
Предполагаемая продолжительность маршрута 14 дней, с учётом выброски с турбазы «Желанное».
Маршрут 4-5-й категории сложности:
ж/д станция Печора — село Приуральское — долина реки Лунвож — гора Сабля (2А) радиально — перевал Аранецкий (н/к) — долина реки Седью — перевал Войвож-Сыня (н/к) — долина реки Войвож-Сыни — озеро Большое Базовое — перевал Сундук (н/к) — долина реки Вангыр — перевал Барсукова (1А) — долина реки Косью — долина реки Манараги — гора Манарага (2А) радиально — долина реки Косью — перевал 1340 (2А) — ледник Манси — долина реки Народы — озеро Голубое — гора Народа (1Б) радиально — перевал Карпинского (1А) — долина реки Балбанью — турбаза «Желанное» — ж/д станция Инта-1.
Предполагаемая продолжительность маршрута 16-18 дней, с учётом заброски до Приуральского и выброски от турбазы «Желанное».
Что ещё нужно учесть перед лыжным походом по Приполярному Уралу
Нацпарк и регистрация
Территория Приполярного Урала относится к национальному парку «Югыд ва». Для похода по нацпарку необходимо оплатить взнос за вход в размере 300 рублей с человека и зарегистрировать свой маршрут на официальном сайте: yugyd-va.ru/request. Также на сайте есть информация о стоимости дополнительных услуг, таких как аренда снаряжения и заброски, примеры базовых маршрутов и памятка о поведении при встрече с бурым медведем.
Стоянки
На территории нацпарка есть балки, избы и турбазы. Некоторые из них находятся под руководством нацпарка — они в хорошем состоянии, и их список можно найти на сайте в разделе «Услуги».
Ночёвки в таких домиках оплачиваются отдельно, после того как вы заполните заявку на маршрут и получите ответ от нацпарка с подтверждением. Стоимость за ночь варьируется от 180 до 400 рублей с человека.
Также есть бесплатные балки и избы, оставшиеся ещё с советских времён. Однако не стоит полностью рассчитывать на такие избы — большинство из них старые и не пригодны для комфортных ночёвок, а какие-то не так просто найти, если не знать точные координаты.
Вот самые популярные стоянки:
Изба «40 окладов» — находится на западном склоне хребта Саблинского. Здесь также располагается база МЧС.
Турбаза «Желанное» — здесь располагается промышленная база по добыче кварца. Находится в верховьях реки Балбанью, на озере Большое Балбанты.
Приют «Манарага» — здесь есть 10 двухъярусных кроватей, бензогенератор, от которого можно зарядить устройства, печь и баня.
Приют «Косью» — находится на 500 метров ниже устья реки Вангыр, на правом берегу реки Косью. Рассчитан на 10-12 человек.
Балок «Юнковож» — расположен рядом с перевалом Барсукова. В хорошем состоянии и довольно тёплый.
База «Санавож» — находится в нижнем течении реки Балбанью на левом берегу. Турбаза состоит из 8 рубленых домов на 6-10 человек.
Приют «Вангыр» — находится на левом берегу реки Вангыр, в 2 км вниз от устья реки Малый Вангыр. Рассчитан на 10-15 человек.
Приют «Сыня» — находится на правом берегу реки Сыни. Приют в хорошем состоянии и вмещает 10-15 человек.
Турбаза «Озёрная» — находится на правом берегу реки Войвож, около озера Большого Базового. Состоит из нескольких домиков, все в хорошем состоянии.
Связь на Приполярном Урале
Сеть на Приполярном Урале может быть только на железнодорожных станциях и в посёлках. На маршрутах связи нет, поэтому необходимо иметь с собой спутниковый телефон: в экстренной ситуации он поможет связаться со спасателями.
Заброска
Если вам не хочется тратить два дня на подход до горной части Приполярного Урала, от Инты можно заказать заброску на вездеходах. На сайте нацпарка эта услуга стоит 1800-2000 рублей с человека в зависимости от точки заброски.
Также можно заказать снегоход, это стоит около 1500 рублей за час пути.
Дрова
В западной части Приполярного Урала в долинах есть лес, и, соответственно, есть и дрова. Ближе к северу, за Манарагой, ситуация с дровами хуже. В долине реки Балбанью до самой турбазы «Желанное» нет даже кустарников.
Чтобы сориентироваться по наличию дров, нужно прочитать описания долин и посмотреть на спутниковых картах, где есть леса. Этот вопрос важно проработать заранее, так как от него зависят точки ваших стоянок и способ приготовления пищи — на костре или на горелке.
Если вы идёте с зимней палаткой и печкой, а стоянка запланирована там, где нет дров, можно привезти их на волокушах.
С печкой или без
У каждого из этих подходов есть свои плюсы и минусы. Для похода по Приполярному Уралу лучше выбрать вариант с печкой: чаще всего здесь ходят длительные маршруты, поэтому возможность согреться, просушить вещи и спать в тёплой палатке будет не лишней. Несмотря на проблемы с дровами в некоторых частях района, в целом их здесь достаточно, чтобы спланировать маршрут со стоянками в зоне леса.
Если же большая часть вашего маршрута проходит по зонам без леса, стоит рассмотреть вариант похода без печки с тёплыми спальниками и стандартной ветроустойчивой палаткой.
Приполярный Урал — это серьёзный район, и идти сюда в лыжный поход стоит только подготовленным туристам с большим опытом лыжных походов. Чтобы ваше путешествие прошло успешно, важно учесть все особенности этой местности, как следует спланировать маршрут и подготовить под него снаряжение. Помните, что даже простые перевалы могут быть лавиноопасны, поэтому продумывайте запасные варианты и грамотно оценивайте свои силы.