0

10 советов, как не сбиться с маршрута

Маршрут в Ледяную пещеру в Черногории © Мария Веремьёва
Безопасность в горах — вещь очень тонкая и спорная. Горы по определению являются местом с повышенным уровнем риска практически в каждый момент времени. Помимо технических знаний и навыков, которыми обладают профессиональные гиды и альпинисты, есть ряд базовых основ нахождения в горах. И одна из них — передвижение по маршруту. Именно из-за схода с маршрута происходит большая часть несчастных случаев, пропажа людей, и далеко не всегда туристов, особенно неопытных, удаётся найти и спасти.
В этой статье мы подразумеваем, что выбранный маршрут не имеет стационарной маркировки или разметки какого-либо мероприятия, что особенно актуально для российских реалий. Если маркировка имеется, то главный совет банален: будьте внимательны и следуйте маркировке, а если сбились — возвращайтесь на последний пункт, где она встречалась. Нормальная стационарная разметка имеет шаг не больше 100 метров между точками (обычно 30-50 метров), поэтому, если на протяжении уже более 200-300 метров маркировка не попадается на глаза, стоит вернуться.
Для пересечения нескольких маршрутов с разными маркировками или когда планируется поход, лишь частично совпадающий с маркировкой, всегда заранее чётко обозначьте маршрут на карте и поставьте отметки, где и когда будет меняться номер маршрута и, соответственно, будет меняться маркировка, а также отметки кусков маршрута, где не предполагается какой-либо маркировки. И нужно будет включать дополнительную навигацию. И голову, конечно же.

Самые распространённые причины схода с маршрута

  1. Резкая перемена погоды. Гроза, обильные осадки, резкое падение температуры очень часто провоцируют туристов быстро принимать решения, далеко не всегда верные в дальнейшем движении или поиске укрытия.
  2. Туман и отсутствие видимости. В горах нередко можно попасть в зону облаков во время подъёма или спуска. Особенно опасна ситуация во время передвижения по сильнопересечённой местности вне троп. То же самое касается наступления темноты. Ориентирование в темноте — штука непростая и усложняется опять же погодными факторами, отсутствием звёзд, луны, туманом, осадками.
  3. Отсутствие тропы. Как таковое отсутствие явно выраженной тропы большинство туристов вводит в ступор. Когда нет явной дороги, может быть совершенно непонятно, куда идти. И турист идёт непонятно куда.
  4. Отсутствие навыков ориентирования на местности. Разумеется, для безопасного передвижения в горах не нужно быть профессиональным ориентировщиком или сертифицированным гидом. Достаточно владеть базовыми основами безопасности передвижения по пересечённой местности. Однако существует огромное количество людей, способных заблудиться в трёх соснах, и именно с ними чаще всего происходят несчастные случаи. Необразованность — бич туриста.
  5. Бытовые нужды. Технические остановки участников похода — это классика, когда человек может заблудиться даже в хорошую погоду. Пойти в туалет, чтобы никто не увидел, сходить за водой, найти дрова, валежник и потом не найти дорогу назад — всё это практически всегда сопровождается сходом с тропы и намеченного маршрута.
  6. Попытки сократить маршрут («срезать») — распространённое явление, когда в незнакомой местности происходит попытка найти кратчайший маршрут, но всё происходит наоборот. Чтобы «резать», нужно заранее знать, где резать. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Эта поговорка как нельзя лучше подходит для такой ситуации.
  7. Усталость и другие причины дезориентации. Длительное нахождение на маршруте, тепловой удар, переохлаждение, обезвоживание, горная болезнь, ингаляция испарениями фумарол на вулканическом рельефе, обострение болезни или её появление, отсутствие сна часто ведут к дезориентации в пространстве. В некоторых случаях помочь себе становится практически невозможно, а самое опасное, что большинство этих факторов бывают незаметными или трудно распознаваемыми. Например, сможете ли вы отличить симптомы горной болезни или просто гипоксии от ингаляции бесцветным газом, запах которого на высоте 5000 метров можно даже не заметить?
Разумеется, на безопасность в горах влияет информационная подготовка. Чем больше знаешь о предстоящем маршруте, тем больше форс-мажоров, а также бытовых факторов, как, например, источники воды, сможешь спрогнозировать и проработать план действий заранее, чтобы не оказаться в фатальной ситуации, даже если ты сошёл с маршрута. И вот, все карты изучены, маршрут намечен, группа в сборе и готова начать путешествие.

Проверьте снаряжение

Припарковавшись в конце дороги, выйдите из машины и взгляните на горы вокруг. Вы с группой будете там одни. Время собраться и сконцентрироваться.
Первым делом убедитесь, что упаковано самое важное снаряжение по списку, составленному заранее. Правильные карты, налобные фонари, аптечка, ваши верные часы с GPS или навигатор, возможно, трекер для вашего отслеживания, может быть, лавинное снаряжение.
Удостоверьтесь, что все электронные приборы полностью заряжены и этого заряда хватит не только на предполагаемое время, но и с существенным запасом. Отличным решением этого вопроса являются портативные переносные зарядные устройства, возможно даже с солнечной батареей.
© Пётр Дрозд, Arcteryx

Проведите брифинг группы

Перед тем как начинать маршрут, соберите группу и проведите короткий брифинг. Это поможет убедиться, что вы все на одной волне, и поможет избежать лишних вопросов и недоразумений позднее.
Обсудите ваши цели в этом походе, например: отлично провести время, вернуться в целости и сохранности и быть терпеливыми друг с другом. Затем сделайте краткий обзор предстоящего путешествия: цель вашего маршрута, примерные дистанции на каждый день пути, интересные места по пути, места для ночёвки, источники воды. В конце обсудите первый день, протяжённость маршрута, набор высоты, характер рельефа, покрытий, наличие препятствий вроде рек, бродов, время и место отдыха и обеда.
Обязательно обсудите варианты действий при форс-мажорах, в том числе при потере маршрута.

Придерживайтесь расписания

Понимание того, с чем вы можете столкнуться в каждый день вашего пути, отлично помогает не сбиться с маршрута.
Вносите в расписание чек-пойнты (заранее отмеченные места, в которые нужно добраться к определённому времени), продумайте запасные варианты и то, когда следует повернуть обратно или поменять планы, что возможно в случае усталости, наступления темноты, перемены погоды.
Произведите расчёт темпа и среднего времени в пути. Делайте небольшие остановки по пути для того, чтобы взглянуть на карту и определить, что ждёт дальше.
Важно

Расчёт темпа и времени прибытия гаджетами часто крайне недостоверен! В горах нет прямой зависимости между километрами и скоростью движения. На хорошей маркированной тропе часто указывается время до ключевых точек маршрутов. В норме это время рассчитано по скорости среднего человека с лёгким рюкзачком за спиной. Поэтому время на маршруте должно рассчитываться по множеству факторов: состав, опыт и физическая подготовка группы, её груз за спиной, сложность и покрытие маршрута, рельеф местности, сезонность прохождения, наличие снега, осадков, увеличение уровня воды в реках в местах пересечения, время суток, возможное ухудшение погоды и видимости, температура воздуха и её крайние значения (в жару производительность движения падает и темп медленнее).

Хорошо иметь план общего маршрута на день и более детально понимать, что ждёт вас после каждого отрезка пути (через несколько километров или через час). Всегда намечайте себе следующую точку по ходу движения, чтобы быть уверенными, что вы находитесь на запланированном маршруте.
При планировании расписания маршрута учтите, что практически всегда с наступлением темноты темп передвижения падает, на это нужно делать поправку.
Если наступила темнота, вы сбились с маршрута, не имеете навигационного прибора и не знаете, куда идти, остановитесь, обустройтесь и дождитесь светлого времени суток!
© Пётр Дрозд, Arcteryx

Используйте линейные ориентиры

Линейные ориентиры — это элементы рельефа, которые могут привести вас к месту вашего назначения, вдоль которых вы можете двигаться большой отрезок дистанции, их ещё называют «перила». К примеру, вы можете сойти с тропы в определённом направлении, чтобы прийти к ручью или руслу реки, которые вы отметили на карте. Теперь вы можете использовать этот ручей для того, чтобы выйти, например, к мосту, также заранее отмеченному на карте. Подходящими объектами могут быть хребты, холмы, канавы, берега озёр, рек или другие вытянутые элементы рельефа, которые приведут вас к желаемому месту назначения. Но убедитесь, что вы используете эти элементы в правильном направлении!
Линия маршрута пролегала вдоль реки и по каньону, сбиться невозможно
Линия маршрута пролегала вдоль реки и по каньону, сбиться невозможно © Мария Веремьёва

Намечайте себе ориентиры

Вдобавок к линейным элементам рельефа можно также пользоваться характерными ориентирами, расположенными возле цели маршрута, как вспомогательными средствами для ориентирования. Вместо того чтобы пытаться сразу определить точку конечной цели маршрута, найдите на маршруте какой-либо заметный объект местности, расположенный поблизости от неё, и доберитесь сначала туда. Теперь, когда вы уже подобрались ближе к месту назначения, используйте более детальную навигацию для последнего отрезка пути. Прямой путь не всегда самый простой.

Тренируйте память

Для начала хорошо разберите план следующего отрезка пути. Посмотрите на карту и определите направляющие маршрута, узнаваемые точки на пути, которые должны попасться вам по ходу движения. Разобравшись с этим, уберите карту и следуйте к очередному пункту назначения. Сколько раз вам нужно будет заглянуть в карту?
Визуализация предстоящего отрезка пути, запоминание основных вех маршрута, ориентиров — это очень полезная практика. Она помогает распознавать ориентиры на ходу и даёт вам свободу, позволяя отложить карту и девайсы с навигатором в сторону и просто наслаждаться дорогой и пейзажами.
Если кажется, что это слишком просто, то можете заодно запомнить маршрут от предыдущего ориентира, чтобы в случае форс-мажора или схода с маршрута вернуться к исходной точке по памяти.

Будьте готовы к остановкам

Запоминание предыдущих ориентиров и последних участков пройденного пути особенно важно, когда совершается сход с маршрута по бытовым нуждам. Составьте себе рамки, в пределах которых можно позволить себе совершать бытовые действия. Например, в туалет ходить можно не дальше чем на 15 метров от маршрута и держать в зоне видимости свой яркий рюкзак или палатку. Собирать дрова в радиусе 50 метров от лагеря и в зоне слышимости и видимости. Искать источник воды не дальше чем в ста шагах от места остановки, если его не видно изначально, что бывает в лесу.
Важно

Совершайте свои бытовые действия осознанно!

Если возникло чувство, что вы неосознанно ушли с маршрута, не нужно продолжать идти. Остановитесь и соберитесь. Одна из основных причин, почему люди попадают в беду в горах, — это то, что после ухода с маршрута они упорно продолжают идти вперёд, вместо того чтобы остановиться, всё перепроверить и повернуть обратно, если нужно.
Если вы не уверены, лучше остановитесь и перепроверьте своё местоположение на карте. Если не знаете, где находитесь, оставайтесь на месте, пока не выясните, где вы.

Пользуйтесь GPS-треком

Есть, конечно, фанаты от мира спортивного ориентирования, которые для ориентирования на местности признают использование только карты и компаса, но давайте говорить начистоту: современные технологии прекрасны и существенно облегчают нам жизнь.
Если планируемый маршрут загружен на устройство с GPS заранее, то он отобразится на экране. Если отклонитесь от заданного курса, то также сможете определить, где находится маршрут относительно вашего текущего местоположения. Многие GPS-устройства запрограммированы издавать сигнал тревоги в случае ухода от заданного маршрута.
Источник фото: www.wareable.com
Если вы впервые на этом маршруте, но трек загружен, смотрите на него чаще, особенно на поворотах, развилках, явных и неявных. Нередко бывает так, что человек проскакивает нужный поворот, потому что шёл интуитивно по более явной дороге.
Любое навигационное устройство с GPS имеет альтиметр, который является очень хорошим помощником при навигации. Он показывает текущий набор высоты, что позволяет определить местонахождение на карте. Впрочем, для нормальной точности альтиметра такие устройства надо регулярно калибровать.
Наиболее точным является барометрический альтиметр, отображающий высоту на основании изменения давления. Погрешность в вычислениях барометрического альтиметра очень низкая, существенно ниже, чем у альтиметра, работающего на GPS. Калибровать такое устройство стоит скорее после перелётов или длительных переездов на автомобиле, в том числе по горным перевалам. Некоторые часы с барометром опытные туристы рекомендуют калибровать после полного погружения в воду, если таковое было.
Кстати, барометр может предугадать заранее резкое изменение погоды по падающему давлению, что должно натолкнуть вас на мысли о своём местоположении в данный момент и дальнейших действиях.
Очень важно научиться пользоваться навигационным прибором ещё до выхода на маршрут! Не стоит ставить себя в ситуацию, когда супернавороченные часы, которые умеют всё на свете, в том числе выводить человека из фатальной ситуации, без навыка использования станут бесполезной побрякушкой. Тестируйте функционал навигатора, для начала в тех самых «трёх соснах», то есть в ближайшем и хорошо знакомом парке.
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Колба Moscompass Модель 2
-40%
1 176 ₽
1 960 ₽
Moscompass Колба Moscompass Модель 2
1sz
Подробнее
Колба Moscompass Модель 9
-40%
1 176 ₽
1 960 ₽
Moscompass Колба Moscompass Модель 9
1sz
Подробнее

Проверяйте корректность трека перед началом похода

Важно

Далеко не всегда трек, который нарисован в специальных программах и приложениях, в реальности проходим. Бывает так, что спутниковая система видит тропу, но её на самом деле нет (заросла, завалило камнями, снегом). Бывает и наоборот. На карте нет тропы, а в реальности она есть, да ещё какая! Такие системы планирования и скачивания маршрутов GPX могут не видеть естественные и рукотворные препятствия. Кстати, именно поэтому планирование зимних походов по обычным летним маршрутам — это отдельная история.

Будьте внимательны, когда закачиваете в гаджет трек незнакомого человека. Никогда не знаешь, с какой целью, с какими навыками шёл автор маршрута. Может, он и не ходил вовсе. На таких треках могут быть странные петли или аппендиксы, в которые на самом деле смысла ходить нет. Следуйте генеральной линии маршрута, но включайте голову и анализируйте местность. Часто точность трека может не совпадать с реальностью, например, тропа видна в 10-50 метрах от трека и идёт параллельно ему. Логично, что закралась погрешность GPS при отрисовке трека или при навигации в момент прохождения.
Также стоит разделять навигационные приложения вроде Google Maps, Maps.me и специализированные программы и сайты-планировщики маршрутов, такие как nakarte.me, Movescount (Suunto) и другие. Первые часто грешат, и очень сильно, с наборами высоты, видят далеко не все тропы, очень плохо рассчитывают время на маршруте. Собираясь в поход, пользуйтесь качественными, специализированными сервисами.

Возвращение на маршрут

Как правило, во всех современных часах с GPS-треком нитка прохождения маршрута пишется в режиме реального времени, и всегда можно повернуть назад и вернуться по ней. Более старые модели часов с GPS требуют включения отдельной функции, например, в «старых» Suunto — это функция Track Back. Часы с такой функцией запоминают пройденный маршрут, даже если не была включена навигация по маршруту. С помощью простых манипуляций за несколько секунд часы покажут нитку пройденного пути, и по ней можно вернуться назад.
Положа руку на сердце, сколько бы человек удалось спасти, если бы в их руках были работающие навигаторы с загруженным маршрутом… Например, такая функция однажды спасла опытнейшего горного спортсмена Килиана Жорнета при одиночном спуске с Эвереста.
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Запомните: не знать своего точного местоположения и потеряться — это разные вещи. Важно сохранять спокойствие, если не знаете своего точного местоположения. Если у вас нет с собой трека, то сделайте привал, посидите и хорошо всё обдумайте.
  • Начните с того, что найдите какие-нибудь характерные точки на местности, которые можно попытаться отыскать и отметить на карте.
  • Подумайте, где на карте может быть последний пункт, в котором вы точно знали своё местоположение, и как давно это было.
  • Вычислите, сколько вы могли пройти за этот отрезок времени и где вы бы могли оказаться.
  • Когда определите своё местоположение, выберите лучший вариант для возвращения на маршрут.
У вас есть три варианта:
  1. Можете следовать в обратном направлении до того места, где вы свернули не туда.
  2. Можно идти по новому пути до пересечения с исходным маршрутом.
  3. Вы можете идти по новому маршруту до конечной точки вашего путешествия.
Тактика, которую вы выберете, зависит от рельефа местности, навыков и опыта участников группы, времени суток. Если уже темнеет или местность горная, выбирайте самый безопасный вариант.
Помните, что ничьи амбиции не стоят безопасности и жизни человека. Всегда будьте готовы повернуть назад или принять не самое приятное решение в угоду безопасности вашей и ваших близких.
Больше статей и лекций от экспертов о безопасности при активном отдыхе и спорте в горах вы найдёте в нашем блоге и на канале «Спорт-Марафон» в YouTube.
В статье использованы материалы suunto.com
Перевод — Виктория Келлер, автор сайта Mountain-race.ru, скайраннер, ориентировщица, любитель горных лыж и гор
Адаптация — Александр Ивакин

Об авторах

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2020 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.