0

Отдых на воде. С чего начать?

, обновлено 01.04.2024

Как выбрать сплавсредство? С чего начать?

Вопрос достойный вопросов «кто виноват?» и «что делать?» Итак, вы решили, что хотите отдохнуть где-нибудь на реке/озере/море/водохранилище (нужное подчеркнуть) и поняли, что вместо спасательного круга или надувного матраца Вам нужно что-то большее. Как выбрать? Что выбрать?
В этой статье я постараюсь дать некоторые рекомендации, которые помогут Вам определиться с выбором и радостно и весело провести долгожданный отпуск на воде. Статья носит обзорный характер и будет интересна в первую очередь тем, кто совсем недавно столкнулся с таким видом отдыха, как отдых на воде (я не имею в виду пляжный отдых на море).
Вот несколько вопросов, которые Вы должны задать себе прежде, чем сделаете выбор.
  • Как далеко вы хотите заехать?
  • Как далеко заплыть?
  • Один/одна или с семьёй/компанией?
  • Надолго ли?
  • Будет ли у вас с собой груз?
  • На чем вы хотите все это везти (машина, поезд, трейлер, самолёт, велосипед…)?
Допустим ответы такие: вы собираетесь отдыхать на озере или водохранилище рядом с вашей дачей в Подмосковье, вы туда ездите часто с семьёй и друзьями и вам надоело просто гулять по берегу вдоль озера, а хочется по нему поплавать на чем-то. Вряд ли вы будете путешествовать больше одного дня, но взять с собой на всякий случай лишнюю одежду и что-то перекусить было бы нелишне. Я Вас обрадую. У Вас масса вариантов и, похоже, подойдут практически все. Кроме каяков-соло и Стенд-Апов (SUP или Stand Up Boards — Подробнее о них здесь). В них придётся плыть одному. Но это частный случай.
Чтобы сделать осмысленный выбор, давайте подробно остановимся на каждом типе судов и их преимуществах/недостатках.
Во-первых, есть несколько больших групп плавсредств:
  • собственно лодки
  • катамараны
  • SUP
Лодки и катамараны позволяют, как минимум, разместить в них какое-то количество снаряжения и чаще всего на них перемещаются на дальние расстояния. Но и из этих правил бывают исключения.
SUP знамениты своими рекордами по перемещениям через моря и даже океаны. На некоторых моделях SUP есть герметичные отсеки и крепежи для баулов. А в некоторые типы каяков (родейные или слаломные) не помещается практически ничего. Да и используются те же модели каяков либо для соревнований по гребному слалому, либо для так называемого «playboating» и для этих видов нехарактерны длительные и дальние перемещения.
Среди судов можно выделить складные и нескладные суда и деление по материалам — пластик/резиновые надувные/каркасные и вариант-гибрид — каркасно-надувные.
Чем хороши разного рода складные суда — это простотой их транспортировки и их компактностью. Если вы идёте в поход и вам надо донести до места сборки судно в рюкзаке, вы едете на поезде или у вас небольшого размера багажник в машине — это Ваш вариант. Также решается глобальная проблема хранения огромного куска пластика в квартире — «однушке». Обратная сторона медали — всё, что каким-то образом складывается-раскладывается, собирается — разбирается, имеет склонность к изнашиванию, поломкам, потерям запчастей, да и просто к наличию инструкции по сборке. Согласитесь, в этом смысле «монолитный кусок пластика» — это тип судна «сел и поехал». К тому же, как правило ходовые и скоростные качества у пластиковых суден в совокупности лучше, чем у надувных. А перед каркасными они имеют прочностные преимущества. Один нюанс, у вас должно быть решение для хранения такой лодки и для её транспортировки. Идеально, если это, например, гараж и машина — джип с багажником или минивэн, или вообще микроавтобус. Или у вас своя база отдыха и прокат судов рядом с водоёмом и вам вообще никуда не нужно их возить.
Теперь давайте подробно остановимся на разных видах судов.

Надувные байдарки и каяки

Даже среди большого класса надувных судов есть внутреннее подразделение по назначению:
  • Лодки для экстремального сплава по бурной воде
  • Экспедиционные лодки
  • Лодки для отдыха на воде
Лодки для экстремального сплава характеризует большой объём и соответственно грузоподъёмность (она же водоизмещение). Они должны быть мобильны и одновременно устойчивы. Но чаще они более устойчивы, чем мобильны. Экстремальные лодки делают из более прочных и износостойких материалов. И последнее, не менее важное — на них используется большое количество навески (страховочные стропы и шнуры, упоры для ног). Кроме того, отличительная особенность сидений в экстремальных судах — чаще всего они делаются под более мобильную коленную посадку.
Самый крайний вариант экстремального надувного судна — это рафты. Они огромные, часто под большие (до 10-14 человек) группы людей. Иногда небольшие модели используют в экспедициях на сложных реках для транспортировки груза сопровождающими. В то время как остальные члены группы сплавляются на спортивных каяках.
Экспедиционные лодки характеризует удобство размещения гребцов, пассажиров и груза. Они могут быть чуть меньше по объёмам надувных камер по бортам, но в целом на человека грузоподъёмность чаще всего пытаются сохранить, так как в экспедиции люди отправляются с большим количеством груза.
Лодки для отдыха — чаще всего лёгкие и максимально простые в эксплуатации, ничего лишнего.
Пару слов о выдающихся экземплярах этого сезона. Хочется среди прочих отметить модель лодки для отдыха Twist Gumotex — соло-каяк весит всего 6 кг!
Каяк Twist I Gumotex
А модели серии Adventure в ассортименте Grabner и Scout в Gumotex — объёмные каноэ, снабжённые рёбрами жёсткости и предлагающие огромный внутренний объём для размещения груза — идеальный вариант лодок для семейных экспедиций в глухие районы Карелии, Саян или Урала.
Каноэ Grabner Adventure SL
Каноэ Gumotex Scout

Пластиковые суда

Среди пластиковых судов выделяем:
  • классические полиэтиленовые каяки и байдарки
  • пластиковые каноэ
  • полиэтиленовые Sit on Top
Классические каяки и байдарки — закрытый внутренний объём и небольшой кокпит. Плюс в том, что ничего не мешает снаружи, есть возможность закрыть кокпит юбкой и тогда проникновение воды внутрь практически исключено. Неудобство в том, что грузить такую лодку приходится через тот же не слишком широкий кокпит. Но для сохранности вещей и удобства гребли при дальних экспедициях — идеальный вариант. Это могут быть как сплавы по рекам (и тогда лодки более короткие и с более сглаженным килем или совсем плоское дно — для удобства управления даже на бурной воде), так и экспедиционные варианты вплоть до морских каяков. Чем на более открытое водное пространство ориентировано судно, тем более ярко выражен киль в профиле лодки и тем лодка длиннее. На многие модели уже ставится рулевое управление. Варианты применений экспедиционных байдарок и каяков — путешествия вдоль морских побережий (Белое море, Дальний Восток и Камчатка, путешествия вдоль берегов Балтики и т.п.), многочисленные водохранилища и крупные озера Центральной части России (Селигер, Онежское озеро, и т.п.)
Пластиковые каноэ крайне популярны в Северной Америке, у нас они исторически не так распространены. И я уверена, что это лишь вопрос культурного наследия, а не их узкой специализации. Также как более распространено в Северной Америке хождение на снегоступах по глубокому снегу, а у нас больше — на лыжах.
Каноэ Robson Brooks Helium 15
Что отличает каноэ — это огромный объём и отличная устойчивость. Это реализуется за счёт очень широкого профиля судна и часто плоского дна (редко какие модели имеют даже небольшой киль). Но за счёт той же ширины судна становится неудобным классический стиль гребли байдарочным веслом и применяется канойная техника — веслом всего с одной лопастью. За счёт большого объёма и широкого профиля — осадка судна минимальна, а грузоподъёмность и вместимость отличная. Недостаток — приходится уделять большое внимание упаковке вещей, так же, как и на каркасных или надувных байдарках, так как применение юбки на каноэ обычно затруднительно. Хороший выбор для тех, кому нужна отличная проходимость на мелководных реках, простота эксплуатации. Прекрасный вариант для отдыха всей семьёй как на сплаве по рекам, так и на акваториях водохранилищ и озер недалеко от дома. Самый распространённый продукт на базах прокатов в парках Северной Америки.
Sit on Top. Ещё один тип полиэтиленовых лодок, который, я уверена, только начал приобретать популярность среди населения нашей страны. Это так называемый каяк Sit on Top — дословно переводится как «сидеть наверху». Что отличает этот тип каяков от классических? Плавучесть судна осуществляется за счёт того, что весь внутренний объём герметичен. А пространство, где размещается гребец — это углубление в верхней части. Да, с точки зрения размещения груза и защиты гребца, например от дождя, каяк крайне неудобен, но такое судно невозможно утопить, даже перевернув его.
Каяк Robson Sit On Top Kona
Основное назначение таких каяков — однодневные туры-сплавы на спокойной воде, отдых на озерах, коммерческие программы на спокойной воде. Ключевой момент — лодка безопасна даже для людей, не занимающихся спортивными сплавами, для тех, кто возможно впервые в жизни решился на сплав по реке. Или если, например, у вас рядом с дачей или домом есть водоём и вы хотите приобрести судно для себя и детей — не сомневайтесь. В такой лодке нечему ломаться, прокалываться, лопаться или рваться. Ходовые качества будут лучше, чем у резиновой лодки, а безопасность и устойчивость на том же уровне.

Каркасные и каркасно-надувные лодки

Каркасная байдарка — это классика нашей страны. Сколько семей путешествуют на Тайменях, Салютах, Нэрисах и Тритоновских байдарках! Здесь даже добавить нечего. И всё же несколько комментариев. На мой взгляд, с появлением бюджетных надувных судов и с улучшением материалов, из которых они создаются, каркасные байдарки немного сдали свои позиции. Да, они всё равно популярны. Ведь скорость на каркасной байдарке не сравнима со скоростью надувной лодки. А пластик невозможно сложить в рюкзак и довезти на поезде до той же Карелии. Но как любой «конструктор» каркасная байдарка имеет склонность к поломкам. Проходится проклеивать шкуру, менять иногда металлические части. Для людей впервые столкнувшихся с необходимостью собрать лодку, процесс сборки может затянуться на часы. Поэтому, если у вас никогда не было никакой лодки, вам повезло. Современный рынок предлагает гораздо более широкий выбор, прогресс не стоит на месте.
Каркасно-надувные лодки — один из таких первых признаков прогресса. Появились они не в последний год. На рынке они давно. Основной их плюс по сравнению с чисто каркасными судами — наличие надувных баллонов, придающих большую устойчивость. Если сравнивать каркасно-надувные и чисто надувные суда — скоростные качества первых несомненно выше. То есть каркасно-надувные лодки — это компромисс. Гибрид между каркасными и надувными судами со всеми их преимуществами и недостатками.
Отдельно хочу отметить бренд лодок Ally, обладающий мировой известностью. Полюбившаяся в нашей стране каркасная технология в новом дизайне. Их основной продукт — каркасное каноэ.
Каноэ Ally 17 DR
Это сочетание всех преимуществ, характерных для сборных каркасных судов — компактность, мобильность и формы каноэ — стабильность, устойчивость. При весе всего 20 кг, грузоподъёмность судна — 360 кг. Самое выгодное сочетание и отличный выбор для экспедиций! Модели с загнутым носом имеют неярко выраженный киль и могут использоваться на порожистых реках.

Катамараны

Можно их отнести и к каркасно-надувным судам, но по своим тактико-техническим характеристикам, катамаран — это совсем другое. В городском сознании катамаран — это такой пластиковый огромный таз с педальками как у велосипеда. Такие экземпляры встречаются в парках отдыха и это совсем не туристический профиль, хотя конечно они тоже имеют право на жизнь. Туристический вариант — два баллона, соединённых рамой.
Катмаран Grabner Happy Cat Vision
Один из самых распространённых судов для экстремальных спортивных сплавов на реках до 6 к.с. Бывают, конечно, случаи использования катамарана на стационарных базах на озерах для перевозки куда-либо большого количества народу или груза. Но этот вариант применяется исключительно из-за простоты сборки и возможности смонтировать на катамаран плоскую палубу. Если бы не простота — это был бы деревянный плот. Ещё один вариант — если нужно судно на большое количество людей, но мобильнее рафта. Всё-таки по управляемости катамаран предоставляет больше возможностей.
Отдельного внимания заслуживают парусные катамараны. Чаще всего заводские экземпляры делают вовсе не на основе надувных катамаранов. А если на основе надувных, то это довольно громоздкие модели, рассчитанные на большую команду или на суровые условия. Длина их достигает 8-10 метров. И весят они под тонну. Компания Grabner создала бестселлер в линейке лёгких и простых парусных катамаранов — Happy Cat. Этой модели уже не первый год, и в Европе, на Средиземном и Чёрном морях уже давно проводятся соревнования по парусным регатам именно на Happy Cat. Катамаран всего 465 см в длину и весит 68 кг. Его можно довезти до водоёма в багажнике автомобиля, а собирается он за считанные минуты! Правда и стоит он недёшево.
Подведу резюме в виде таблицы
10 — отлично, 1 — плохо; * без моторов и парусного оборудования; ** 10 — большой вес, 1 — маленький
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.