Многие истории громких явлений можно начать с фразы: «Никто уже толком не помнит, с чего всё началось». И история сноубордов Lib Technology не исключение. Но был, был в истории сноубординга пророческий момент, когда Том Симс вышел на склон со снарядом из штампованного пластика, на который прикрепил деку от скейтборда. На дворе стоял 1977 год, группа Queen только что впервые спела со сцены бессмертный гимн активных и молодых We Are the Champions, слова «сноуборд» не существовало вовсе, но идея катания на досках уже сильно увлекала экспериментирующие умы горнолыжников. Том назвал свой снаряд Flying Yellow Banana. Сейчас эта штука выглядит смешно — но это одна из первых снежных досок с креплениями!
Впрочем, до этого доски для сёрфинга по снегу с петлями для крепления ног уже делал Дмитрий Милович, основатель бренда Winterstick, так что идея витала в воздухе.
Два весёлых гуффи
В том же 1977 году белобрысый американский школьник Майк Олсон, занимающийся в секции горных лыж, на уроке труда выпилил себе доску, чтобы кататься зимой. Взял то, что нашлось под рукой: берёзу, заламинированную с лауаном (это небольшое азиатское дерево с очень гладкой древесиной), полоски железа и загнутые куски пластика — Sky hook — в качестве креплений для ботинок. Майк аккуратно выпилил нос доски, приладил по бокам простые железные полоски, сверху приделал скайхуки — и первый борд был готов. Выглядел он простенько и даже забавно, но Майку его творение очень нравилось, и он с нетерпением ждал зимы. Видимо, дождался! Потому что вплоть до окончания колледжа Майк совершенствовал своё творение.
Эти семь лет он не тратил времени зря. Майк научился делать скейтборды, доски для сёрфинга — и чрезвычайно увлёкся этим делом, а также подружился с Питером Саари. Их познакомил молодой аристократ, такой же поклонник сёрфинга, Мервин Уинстон Лесли III — ни больше ни меньше. Эта троица от души веселилась на побережье океана, а вечерами разрабатывала безумные прожекты.
Мервину не обязательно было зарабатывать на жизнь, а вот Майк и Питер не довольствовались платонической любовью к сёрфингу по волнам и снегу. Два лохматых «гуффи» — раздолбаи, болтуны, жизнерадостные тупицы — решили построить цех и делать сёрфы, скейтборды и сноуборды собственной конструкции. Назвали его в честь Мервина Уинстона Лесли третьего — Mervin Lab!
Денег было мало. Обедали друзья-шейперы в кафетерии, где можно было получить ланч за 1,99 доллара. Поэтому масштабных бизнес-планов по раскрутке проекта с привлечением профессионалов они не строили. Как говорил впоследствии Майк Олсон: «У нас не было финансовой возможности делать бизнес по правилам — мы делали только то, что считали нужным». В общем, в 1984 году друзья основали свою первую компанию — GNU Snowboards.
В этом тандеме Питер Саари всегда был не то чтобы более консервативен, а старался сделать модели для широкого круга сноубордистов. Майк же постоянно изобретал что-то сверхъестественное, гнул свою линию и в GNU, невольный каламбур, и позднее, в Lib Tech.
В середине 1980-х годов сноуборд уже становился похож на современные снаряды. К тому времени Джейк Бёртон Карпентер ввёл в обиход прочные крепления с высокими хайбеками. Но образцом для техники катания по-прежнему оставался сёрф. Майк Олсон первым заявил, что тормозить нужно красиво, и ввёл в сноубордостроение глубокий боковой вырез. Да-да, за всё разнообразие радиусов, в которых мы сегодня задумчиво путаемся, стоя у витрины магазина, спасибо нужно сказать ему!
В 1988 году дистрибьютор и правообладатель марки GNU отказался от сотрудничества с её создателями и вложил всё в производство сноубордов Nitro. Это был тяжёлый удар. Но Майк и Питер не опустили руки и в том же году создали новый бренд — Lib Technology.
История этого названия забавна и драматична одновременно. В те годы на сцене блистал музыкант, пианист и шоумен Владзи Либераче, известный в США не только музыкальными успехами, но и эксцентричными, гламурными костюмами в стиле рококо, с кружевами и канделябрами.
Майк Олсон построил скейтборд, разрисовав его кружевами в духе Либераче, и назвал модель Liberace technologies. Как обычно, все поржали, но название прижилось, сократившись до Lib Technology, что выглядело уже знаково: технология свободы!
Lib Technology — «Технология свободы»
В 1990 году Lib Technology выпустила свою первую линейку сноубордов: направленную модель Litigator, фристайловый сноуборд MC, двухметровый Dough Boy и короткий трюковый Emma Peel. Все модели были раскрашены одинаково — их украшали скелеты с неоновыми волосами.
Продавались они в двух городских магазинах, расходились хорошо, но производство оставалось мелкосерийным, требовались вложения в оборудование, нужны были инвесторы или контракты под будущую продукцию.

В 1992 году вышел фильм о сноубординге «Стриптиз», снятый студией «Башня», с райдерами Lib Tech Джейми Линном и Мэттом Каммингсом. И о великолепных досках Lib Tech заговорил весь мир.
А в 1995 году производство было перенесено в штат Вашингтон, где в городке Сегуим была построена экологичная фабрика с замкнутым циклом производства сноубордов — Mervin Manufacturing. Здесь была хорошая лаборатория для тестирования материалов — и рядом горы, чтобы тестировать готовые модели. Здесь было много молодых сноубордистов, открытых новому, большая весёлая тусовка. Здесь можно было построить производство так, чтобы не наносить вреда ни лесам, ни горам, приносящим чистую радость катания!
Шаланды, полные кефали
Сегодня Lib Tech делает упор на доски игривые, для фристайла, бэк-кантри-фристайла, свободных прыжков где угодно. Но первой бомбой в линейке стал отнюдь не знаменитый Skate Banana, а Snow Mullet, родившийся на свет аж в 1986 году. Название, в переводе «Снежная кефаль», очень удачное — геометрия и движение доски реально как у весёлой рыбы.
Snow Mullet — легендарная модель для фрирайда, бескрайнего паудера. Со временем из длинной доски с приподнятыми краями этот сноуборд превратился в чистый рокер, не отягощённый ничем обратный прогиб, позволяющий свободно вертеться, как пропеллер, на месте, поворачивать в снегу любой глубины и вылетать в вихрях снега из любой ложбины.
Забегая вперёд, скажем, что модель прожила рекордно долгую и счастливую жизнь, её выпуск прекратили только в сезоне-2011/12. И все эти годы доска Snow Mullet была бешено популярна. До сего дня не только в США и Канаде, а и у нас в России, особенно в горах Сибири, на склонах можно встретить изрядное количество райдеров на «Снежной кефали».
В 2013 году на смену заслуженной «Кефали» пришла промодель Марка Лэндвика — Brando by Lando, с более современным прогибом C2 BTX. Майк добавил кемберные прогибы под креплениями, удлинил радиусы — но оставил неимоверную пружинистость и идеальное всплытие от знаменитого предка. Сегодня по его эскизам выпускается серия сноубордов Lib Tech Phoenix, ориентированных на бэк-кантри-фристайл.
Магнитные поля
В начале 90-х в фирменный магазинчик Lib Tech в Сиэтле заявился рок-музыкант и сноубордист Стивен Кобб. По какой-то случайности Майк и Питер были там — они разговорились и подружились. Уже через год Стивен работал в команде шейперов досок и экспериментировал со своей идеей эллиптически изогнутого канта, лучше цепляющегося за склон. Ранее считалось, что чем больше длина канта — тем лучше зарезание и устойчивость на жёстком склоне. И для лыж это справедливо. Но сноуборд, как говорил Стивен Кобб, — это не глупая лыжа, он должен уметь делать двумя кантами то же, что лыжи делают четырьмя!
Сноуборд — это не глупая лыжа, он должен уметь делать двумя кантами то же, что лыжи делают четырьмя!
Новая технология, названная Magne-Traction® («магнитная тяга»), позволяла укоротить снаряды — при отличном зарезании новых кантов не было нужды в большой длине доски. Она резала склон подобно хоккейным конькам.
В 2002 году Дэнни Касс обкатал кастомный сноуборд с Magne-Traction® на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити и выиграл золото в хафпайпе!
Тогда стало понятно, что за изогнутым кантом будущее, и начался монтаж оборудования для его внедрения в серию.
Первую небольшую партию досок с новым прогибом Lib Tech выпустила в 2004 году. Она сразу вызвала волну интереса. Сноуборд Lib Tech Magne-Traction получил премию журнала Good Wood, а стремительно восходящая тогда звезда сноубординга Трэвис Райс сделал ручкой Джейку Бёртону и фирме Forum, уходя в команду Lib Tech. Уже на следующий год вышла его промодель с изогнутыми кантами и нелепо прекрасным названием в духе банды гуффи — Lib Technologies Travis Rice Magne-Traction 2 Faced Donkephant series («Двуликий слоноосёл на магнитном поле Трэвиса Райса»).
На самом деле это не наркотический глюк безбашенных сноубордистов. Рисунок — весьма непатриотичная и злая карикатура на злобу дня. Слон и осёл — шуточные символы двух основных политических партий США, республиканцев и демократов. В 2003 году обе эти партии, на словах ратующие за мир, проголосовали за ракетный удар по Ираку. На этой волне среди молодёжи вновь вспыхнула волна пацифистского движения, подзаглохшего со времён Вудстокских рок-фестивалей.
Банана-мама
Несмотря на обилие отличных идей, доброго имени в мире сноубординга и нескольких популярных даже за пределами США моделей, Lib Technology не могла конкурировать с китами масс-маркета. Для массового производства сноубордов требовались вложения, отдача бизнесу ста процентов времени жизни и прочие вещи, которые несовместимы с драйвом и творчеством. Видимо, поэтому в 1997 году было принято решение о продаже бренда компании Quicksilver, выпускающей одежду для активного отдыха, включая направления сёрфинг и сноуборд.
Согласно условиям продажи Майк Олсон и Питер Саари оставались на своих местах — директорами Lib Technology и GNU — и посвящали своё время разработке и тестированию новых моделей. В общем-то, это была и не продажа, а договор о передаче прав на бренд в обмен на инвестиции и управление.
Фабрика была расширена, сделаны вложения в продвижение продукта, привлечены медийные и харизматичные спортсмены. И результаты не заставили себя ждать.
В 2000 году коллекция Lib Tech была награждена премией Tranny Awards за вклад в развитие мирового сноубординга. То есть, Майк Олсон и Питер Саари встали на одну доску с Джейком Бёртоном и Томом Симсом. Вместе эти парни сделали сноуборд таким, каким мы его привыкли видеть сегодня!
С этого момента акции компании резко пошли вверх. Нет, они и раньше шли вверх, но тут взлёт стал практически вертикальным. Технологии фирмы получили признание, и сегодня доски с обратным прогибом выпускают 90% сноуборд-брендов, ведущие киты индустрии — Rossignol, Jones — имеют лицензию на Magne-Traction разных конфигураций.
В 2008 году свет увидела принципиально новая модель, названная Lib Tech Skate Banana. Тщательно выверенный обратный прогиб, скейтовая лёгкость управления, олли и нолли без всяких усилий и способность мгновенно зарезаться на любом склоне — это была квинтэссенция универсальной доски! Неудивительно, что модель практически сразу стала бешено популярна, принесла фирме многомиллионные прибыли и любовь райдеров всех поколений.
Но команда разработчиков не остановилась! Технологии «Бананы» доводятся до совершенства каждый год. И гуффи не были бы гуффи, если бы не играли на грани фола — в сезоне-2013/14 выпущен асимметричный сноуборд, формой напоминающий реальный банан.
Действительно, дуги, сделанные на заднем канте и на переднем, зачастую сильно отличаются друг от друга. Это связано с центрами тяжести тела — причины естественного порядка! Асимметричный радиус делает невозможным «дать погонять» доску человеку с другой стойкой — сноуборды выпускаются отдельно для гуффи, отдельно для регуляров. Но зато он не делает разницы между поворотами на разных кантах! Сноуборд в форме банана широкого сбыта не имел, но идеальная реализация принципа асимметрии — основное направление работы фирмы сегодня.
Философия и принципы Lib Tech
Да, у безбашенных с виду гуффи есть свои принципы, и они последовательно их придерживаются.
Во-первых, они считают, что, если человек не любит кататься на сноуборде, он не может делать хорошие сноуборды. Поэтому все сотрудники фабрики Mervin Manufacturing — от директора до уборщика цехов — сноубордисты.
Во-вторых, они считают, что свежевыпавший паудер — это праздник! Поэтому, когда в горах выпадает больше полуметра свежего снега, следующий день на производстве официально объявляется выходным. Всё равно влюблённый в горы райдер найдёт способ не выйти на работу, а пойти катать! А если его принудить — он будет лить слёзы на сердечник и хорошего сноуборда не сделает. Поэтому все сноуборды Lib Tech отменного качества.

C момента основания компании и по сей день конструкторы Lib Tech стремились сделать производство сноубордов максимально экологичным. Сегодня завод гордится тем, что не производит ни грамма вредных отходов. Топшит сноубордов делается не из пластика, а из бобовых, есть уникальные технологии, позволяющие сплавить растительное волокно в водостойкий и ударопрочный материал. Практически все отходы экологичны и не загрязняют окружающую среду. А отработанный пластик используется вторично, не уходя с завода!
Каждый сноуборд Lib Tech собирается вручную. С начала времён и до наших дней, несмотря на большие серии выпускаемых досок, каждый снаряд имеет клеймо мастера. Всегда можно узнать, кто именно собирал и клеил ваш живой и пружинистый крутейший сноуборд.
Снежные волны Джейми Линна
Надо сказать, что вся медийная жизнь Майка и Питера — классический миф о сноубордистах. Плохие парни. Гуффи — туповатые весельчаки. Катают на всём, что может катиться с горы. Фрики. Любят чёрный юмор и фантастику. Мало денег, но зато много идей, завоевавших мир.
Но за этими штампами стоит свой способ познания мира молодыми — с помощью движения, танца, общения, игры, весёлого бунта против традиций. Сноубординг как явление — это не спорт высоких достижений, это философия чистой радости — полётов в воздухе, скольжения по волнам.
Неудивительно, что, встретившись с Джейми Линном, они сразу поняли, что нашли родственную душу. Сноубордист, сёрфер, рок-музыкант и художник, в 90-е годы молодой Джейми Линн был красив, как кинозвезда, — и покорял сердца девушек. Он делал безумные трюки во фристайле — и покорял сердца юношей.
Но слава юности недолговечна, и сегодня большая часть сноубордистов знает имя Джейми Линна не поэтому, а потому, что именно он создал эскизы для топшита — верхней части сноубордов Lib Tech. Его образы — волны моря, волны снега, волны, волны, волны, солнце, звери, женщины с разноцветной кожей и кошки — стали символом Lib Technology, искусства делать доски для свободных.
Кроме множества вдохновляющих на весёлые подвиги рисунков, Джейми Линн сделал и свою промодель сноуборда Jamie Lynn Phoenix. Он любит скорость и свой любимый сноуборд затачивает именно на высокоскоростные спуски в паудере. Каждый год его модель сноуборда выпускается с разными модификациями, изменяется внешний вид и дорабатывается геометрия. Джейми прогрессирует и неустанно доводит своё детище до совершенства, но назначение его фирменного сноуборда остаётся прежним — скорость и свобода в любом снегу, на всех горах мира, возможность скользить по снежной волне на любом рельефе!
Phoenix C2 BTX Snowboard
Что делает сегодня команда Lib Tech? Да то же, что и всегда. Выдумывает, пробует, катается и веселится.
«Наши технологии настолько круты, что мы сами не знаем, как это работает!» — говорят они. Но работает же!
Небольшое видео о производстве сноубордов Lib Tech и его прародителе снёрфе.
Snow Craft Generations : Winterstick’s Lost Legacy | TransWorld SNOWboarding