Одежду и экипировку я приобретаю редко, но надолго. Поэтому с выбором не спешу. Прошлый сезон прошёл под знаком велосипеда и обновления походного гардероба. В этом году масштабного апгрейда требует бивачное снаряжение, потому что бо́льшая его часть у меня в ходу уже 7-8 лет. За это время экипировка поизносилась и во многом перестала соответствовать моим требованиям. Большинство моих походов сегодня — велопоездки в формате байкпакинга, где требуется брать минимум экипировки, и крайне желательно, чтобы она была компактной и лёгкой. Плюс я всё чаще выбираюсь в пешие походы разной протяжённости. Отсюда и мои требования к бивачному снаряжению:
- Комплект должен быть универсальным, чтобы его было одинаково удобно использовать на пеших и байкпакинговых маршрутах.
- Экипировка должна быть достаточно лёгкой и компактной. Но без перегибов — я не гонщик и не ультралегкоход, а потому не хочу жертвовать комфортом в пользу пары сотен граммов веса.
- Снаряжение подбирается на «сибирское лето», то есть рассчитано на полноценную 3-сезонную эксплуатацию без каких-либо компромиссов: холодные ночи, затяжные дожди, мокрый снег, сильный ветер, большие суточные перепады температур и прочее.
Я уже наметил своих фаворитов и внёс их в список, чтобы планомерно обновить всю экипировку в течение сезона. Надеюсь, мой «виш-лист» поможет кому-то определиться с выбором снаряжения на предстоящий сезон. Список ни в коем случае не претендует на догму, но причины своих предпочтений я постараюсь описать подробно.
Спальный мешок
Самая ответственная часть моей экипировки — поспать я люблю и при этом мерзлявый. Так уж вышло, что при покупке прошлых спальников планировалось ходить в походы летом. Но теория разошлась с практикой: в горы я стабильно выбираюсь или в мае, или в конце августа — первой половине сентября. Поэтому ночные температуры -6…-10°C — это почти норма. Утеплитель старенького Marmot Trestles 15 порастерял объём и уже не согревает как новый, а ультралёгкий Mountain Hardwear Mtn Spd 32 рассчитан на 0…+5°C и тоже потрёпан за 5 лет поездок. Пока что использую их вместе на время холодных ночей, но в рамках байкпакинга крайне неудобно возить два мешка. Особенно когда один из них — огромный Trestles.
Задача у меня была простая: подобрать действительно тёплый спальник на межсезонье, который будет достаточно компактен при упаковке. По весу — не ультралайт, но и не тяжёлый. По форме и габаритам — не узкий, но и не слишком широкий, для человека среднего роста и телосложения. Хотя после максимально «приталенного» и минималистичного Mtn Spd 32 мне комфортно лежать практически в любом мешке.

Мой выбор пал на Mountain Equipment Helium 600. Нижняя температура комфорта до -8°C, ужимается достаточно компактно, а упаковочный мешок обеспечивает ещё и герметичность. Вес спальника — 1 кг. По моим меркам, это в пределах нормы для спальника на межсезонье и холодное лето. Но больше всего в Helium 600 зацепили приятные мелочи, которые выделили его на фоне аналогов и во многом предопределили мой выбор:
- Выраженный воротник, который далеко не всегда есть в спальных мешках этого класса, но ощутимо помогает удерживать тепло внутри.
- Застёгивается он на магнитную застёжку LodeLock — в темноте пользоваться кнопками и липучками неудобно.
- Отлично сделанные капюшон и отделение для ног. Капюшон вдобавок удобно затягивать одной рукой и в темноте, потому что оба шнура выведены в один фиксатор.
- Ткань Helium одновременно плотная и мягкая на ощупь.
- Судя по набивке и конструкции, спальник даже немного теплее, чем заявляет EN/ISO-тест. На это недвусмысленно указывают и сами Mountain Equipment: их собственный температурный рейтинг Good Night's Sleep заявлен на -10°C. Всецело полагаться на него не стоит, но подозреваю, что в Helium 600 мне будет не так зябко при -8°C, как в Mtn Spd 32 при нуле.
Серия Helium у Mountain Equipment достаточно обширная — от квилта и максимально лёгких минималистичных спальников до тёплых моделей Helium 600 и 800.
Коврик
Последние 5 сезонов я хожу и езжу только со своим надувным Exped SynMat UL. Для байкпакинга надувные коврики, на мой взгляд, идеальный выбор. Они намного компактнее пенок и самонадувающихся моделей, при этом чаще всего теплее.
Мой коврик легко помещается внутри велобаула или крепится парой строп на поясной сумке или руле. Несмотря на «ультралайтность», с ним я не нежничаю, но фатальных последствий это не имело. Грыж не вылезло, клапаны целы, плесени внутри коврика не наросло, несмотря на то, что надувал я его только ртом. Более того, из-за моей неаккуратности один из воздушных «пакетов» коврика лопнул поперёк, но был сравнительно легко починен с помощью штатного ремнабора. И, по моим подсчётам, на залатанном коврике я уже провёл ночёвок больше, чем до этого на целом.
Так что в надёжности и качестве Exped я не сомневаюсь. Однако, как вы понимаете, заплатка на ультралайт-коврике всё же вызывает смутную неуверенность перед каждым походом. Я хотел поменять старичка на такой же, но на глаза попался Mountain Equipment Aerostat Synthetic 7. Выпускается он на том же производстве, что и «швейцарцы» Exped, но при этом Aerostat заметно теплее и прочнее моей версии, при незначительном увеличении веса и объёма. К тому же Exped мне приходится надувать ртом — не самое весёлое занятие после дня на велосипеде, да ещё где-нибудь на высоте 2000 метров. У меня — нетренированного равнинного жителя — от таких процедур и в глазах потемнеть может.
А вот у Aerostat в комплекте идёт классный упаковочный мешок-насос — 4 полных качка, и коврик надут!

Палатка
Моей The North Face Rock 2 уже 7 лет. Палатка тяжёлая, но крепкая и удобная. Главная проблема — она 2-местная, а, исходя из практики, я чаще всего отправляюсь в свои велопоходы соло. Возить лишний объём не хочется, тем более что места на велосипеде почти всегда в обрез. Экспериментировать с тентами мне не понравилось, поэтому я решил просто взять 1-местную палатку. Каковы требования?
- Её вес меня беспокоит не сильно — практически любая соло-модель будет легче текущей Rock 2 с её почти 2,7 килограмма.
- Гораздо важнее упаковочный объём. И тут у 1-местных моделей снова преимущество — сегменты их дуг, как правило, короче.
- Спать в утлом легкоходном «гробике» не хочется — хочется иметь возможность спокойно переодеться, сидя внутри палатки, или с относительным комфортом отлёживаться в ней во время непогоды.
- Обилия сетки и высоко задранных тентов, как у MSR и Big Agnes, не хочется — я слишком часто влипаю в мерзкую погоду с мелким дождиком, мокрым снегом и ветром.
Поэтому решено было смотреть в сторону скандинавов. С ходу вкладываться в Hilleberg, Fjallraven и топовые модели от Nordisk не стал. Цена не маленькая, и, чтобы палатка оправдала себя на все 100%, нужно очень чётко представлять, для каких целей она тебе нужна. Да и бюджет я распределил в пользу комфортных и тёплых спальника и коврика. К счастью, удачные модели нашлись у датчан: Robens Starlight 1 и Nordisk Svalbard 1 Pu. Обе весят в пределах 2 килограмм, рассчитаны на широкий спектр погодных условий, сравнительно просторны для одного, отлично держат сильный ветер и довольно компактны в упаковке. И цена в обоих случаях достаточно гуманная, особенно если учесть довольно скромный выбор одноместных палаток на российском рынке.
Дилемма только в одном: Svalbard просторнее, но при её сборке нужно сначала поставить внутреннюю палатку, а уже потом набрасывать тент. Starlight не столь комфортна, зато тент устанавливается первым, что в условиях мерзкой погоды предпочтительнее. А ещё это позволяет отправляться на маршрут только с тентом, потому что его можно спокойно поставить без внутренней палатки в тёплую погоду. А это заметно сбрасывает вес и объём возимой экипировки. Нужно только понять, что важнее.

Налобный фонарь
Мой Black Diamond Cosmo 2010 года… всё ещё исправно работает, но уже давно устарел морально и технически: светит не ярко, а в плане батареек весьма прожорлив. В этом году я дал себе обещание сменить его на что-то новое. Пока что смотрю в сторону Armytek серий Elf/Tiara/Wizard — компактные, яркие, можно заряжать от пауэрбанка и с помощью отдельного крепления устанавливать на велосипед как фару или габарит.
Компактный стул
Хотелка из числа необязательных и кому-то покажется лишней или избыточной. В велопоходах к концу дня мне очень хочется дать отдохнуть пояснице. В идеале — откинуться в удобное кресло. До появления стульчиков Helinox и их аналогов я о таком и мечтать не мог. А теперь такая возможность есть — в упаковке они занимают минимум места, и ничего не стоит закрепить такой стульчик на руле или под эластичным шнуром подседельного баула. Зато спина скажет потом спасибо. Среди моих главных претендентов — Robens Hiker, близкий аналог Helinox Ground Chair.

Горелка и котелок
Уже много лет этот комплект у меня неизменен: культовый чайник-котелок MSR Titan Kettle и их не менее известный бестселлер — горелка MSR Pocket Rocket первого поколения. В котелке на маршруте перевозится 230-граммовый газовый баллон и кухонная тряпочка из микрофибры, чтобы вытирать вымытую посуду или протирать от мелкого сора. К тому же благодаря ей баллон не гремит внутри. Горелка путешествует в штатном пластиковом кофре внутри одной из моих сумок.
Комплект работает исправно, но порой надоедает искать для горелки защищённое от ветра место — пламя у Pocket Rocket хоть и сложно задуть, но сбивается оно легко, отчего вода закипает медленнее, и расход топлива увеличивается. Поэтому в планах стоит приобретение интегрированной системы приготовления, потому что для этого класса горелок характерны экономичность и, что для меня особо важно, высокая компактность, так как все составляющие комплекта помещаются внутри небольшого котелка. Изменять своим предпочтениям я, скорее всего, не буду, и в числе фаворитов система MSR WindBurner. Она отлично защищена от ветра, экономична, и мне нравится её эргономика. Осталось слегка придушить жабу.

Бивачная обувь
И в вело-, и в пешем походе в конце дня хочется скинуть ходовую обувь и дать стопам отдохнуть. Пока велотуфли или треккинговые ботинки сушатся, я хожу по лагерю в своих старых пуховых бивачных тапках The North Face Base Camp. Ногам в них сухо, тепло, мягко и комфортно. За 7 лет использования износились только некогда толстые стельки из мягкой пены и протёрся задник. Сами тапки и пух-наполнитель пока ещё в нормальной форме. Единственное планируемое дополнение к ним — пуховые чуни, в которых можно будет спать в спальнике в особенно холодные ночи. Ну а на период летних велопоходов есть нестареющая классика — кроксы!
Универсальные эластичные стрепы
Не совсем бивачный аксессуар, но крайне полезный! Давно собираюсь приобрести несколько эластичных хомутов с пряжками, которые просто незаменимы в байкпакинге, но никак руки не доходят. В этом сезоне клятвенно пообещал себе собрать целый набор таких — разной длины и цвета. Очень нужная вещь, чтобы крепить гермомешки к вилке и подстраховывать снаряжение на руле и раме.
А ответственным за моё разорение в этом сезоне является менеджер направления «Бивак» магазина «Спорт-Марафон». Подвиньтесь, новые колёса и трансмиссия на велосипед! Своей очереди вам теперь дожидаться до зимы.
