0

Как путешествовать автостопом

© Ирина Рыжова

Ирина Рыжова, автор статьи, путешествует автостопом около 16 лет, в основном в одиночку. За это время она объездила на попутках всю Россию от Крыма до Чукотки, Южную Америку и более 20 европейских стран. Автостопом Ирина передвигается не только по автодорогам, но и по воде — рекам, озёрам и морям. Предпочитает путешествия в отдалённых и труднодоступных регионах. Суммарно проехала на попутном транспорте более 150 тысяч километров.

Можно добраться из Москвы во Владивосток на самолёте — получится быстро и без авантюр. Можно воспользоваться автобусами или поездами — это займёт больше времени, но будет интереснее. Если же отправиться автостопом, такое путешествие непременно станет неповторимым приключением.
Бывает и так, что «жизнь заставляет» туристов добираться на попутках, пусть и на небольшие дистанции. Поэтому описанные в статье правила и приёмы автостопа могут пригодиться многим путешественникам.
Автостоп — это не просто бесплатное перемещение из пункта А в пункт Б на попутном транспорте. Это особый стиль путешествий — этакий приключенческий туризм.
Когда говорят про автостоп, обычно имеют в виду передвижение на автомашинах, легковых и грузовых. Однако автостоп подразумевает практически все виды транспорта, который может взять попутчиков. Это могут быть гужевые повозки, мотоциклы, поезда, речные и морские суда — тогда «автостоп» превращается в «гидростоп», и даже самолёты и вертолёты — «авиастоп».
Гидростоп — это автостоп по водоёмам. Например, по рекам на баржах и сухогрузах
Гидростоп — это автостоп по водоёмам. Например, по рекам на баржах и сухогрузах © Ирина Рыжова

Страхи и стереотипы об автостопе

Часто людей, кто хотел бы попробовать автостоп, останавливают различные стереотипы и опасения. Вот самые распространённые из них.

Бесплатно никто не повезёт

Скорее, повезёт. К счастью, в мире много добрых людей, которые готовы не просто безвозмездно везти попутчиков, но и угощать их едой и даже предложить ночлег у себя дома. Мотивы у них разные. Кому-то скучно ехать одному и хочется скоротать время в пути за беседами, кто-то желает получить слушателя и выговориться, другим просто интересно пообщаться с путешественниками. Иные верят в карму или её подобие и считают, что, помогая другим, они повышают и свои шансы на успех в чём-либо. А кто-то хочет помочь безусловно, просто потому, что есть желание и возможность.
Бесплатно можно добраться откуда угодно и куда угодно, независимо от вида транспорта и наличия дорог. На попутных средствах передвижения можно попасть даже на другой континент. Всё зависит от опыта автостопщика и времени, которым он располагает.
Уточним, что «бесплатно» — это не «на халяву». Это означает, что пассажир не платит денег за проезд, но взамен он предоставляет водителю нечто другое — внимание, общение, свою энергию, которой на автостоп порой тратится довольно много.

Автостоп — это страшно. Тебя могут ограбить, изнасиловать, убить

Как показывает многолетний опыт автостопа, враждебно настроенные или психически неустойчивые водители и попутчики попадаются крайне редко, почти никогда. А шанс нарваться на грабителя, маньяка или убийцу близок к нулю. Вряд ли кому-то придёт в голову грабить автостопщиков, разве что в бедных странах или в криминальных районах крупных городов, например в странах Чёрной Африки или в бразильских фавелах. Шансы встретить опасных диких животных или подхватить тяжёлое инфекционное заболевание в горном походе точно не ниже, но массу туристов это не останавливает.
Если вам тяжело принять даже малые риски и побороть страх, то путешествовать автостопом можно вдвоём или даже втроём — так действительно будет спокойнее. Пытаться же себя пересилить не нужно. В автостопе всё-таки важны позитивный настрой и уверенность в своём предприятии. Как минимум, потому что иначе вы не получите удовольствия от своего путешествия.
В путешествиях автостопом очень важно иметь позитивный настрой и уверенность в успехе, что бы ни происходило в пути
В путешествиях автостопом очень важно иметь позитивный настрой и уверенность в успехе, что бы ни происходило в пути © Ирина Рыжова

Автостопом ездят маргиналы

Автостоп — не бродяжничество. Разумеется, путешественники бывают разные, и среди хичхайкеров встречаются те, кто странствует совершенно без денег, без цели, без принципов и даже без соблюдения элементарных правил личной гигиены. Но это редкость.
Путешествуют автостопом представители самых разных профессий, достатка и возрастов. Зачастую у таких туристов даже есть своя машина, у некоторых есть свой бизнес. Дух авантюризма, жажда приключений и интерес к общению — вот что подвигает людей на подобный вояж. А вовсе не недостаток денежных средств.

Автостоп невозможно спланировать

Всё приходит с опытом, в том числе искусство управления автостопом. Он вполне управляем, и это довольно надёжный способ передвижения. В среднем за 10-12 часов по федеральным трассам можно проехать 600-800 км и более. По второстепенным дорогам — несколько меньше. Можно ловить все машины подряд, довольствуясь очень медленным передвижением или короткими проездами в 20-30 км, — тогда это займёт больше времени. Можно выбирать лишь тот транспорт, который едет быстро и сразу на большое расстояние. В таком случае, скорее всего, придётся подольше подождать подходящей попутки, зато можно быстрее переместиться до нужного места.

Во время автостопа негде переночевать, поесть, помыться

Всё просто: существуют мотели и гостиницы на трассе, придорожные туалеты и душ, либо другой вариант — ночлег в палатке, купание в реках и озёрах, приготовление пищи на горелке или костре. Подробнее об этом написано в разделе «Полезная информация».

Преимущества автостопа

У поездок автостопом есть ряд преимуществ перед прочими способами передвижения.

Экономия денег

В путешествиях на попутном транспорте обычно статья расходов «на проезд» сведена к минимуму: деньги понадобятся лишь для перемещения по городу и для выезда из городов на трассу. Разумеется, другие расходы не отменяются — на питание, ночлег и прочее. Хотя бывает и так, что водители угощают и даже помогают решить вопрос с размещением.

Знакомства с интересными людьми

Зачастую во время путешествий автостопом попадаются весьма неординарные личности, которые способны перевернуть привычный взгляд на мир. С некоторыми водителями возникает дружба, которая продолжается и после поездки.
Иногда знакомства оказываются не только приятными и интересными, но и полезными для путешественника, поскольку водитель может рассказать ценную информацию о различных местах, дать советы: где переночевать и поесть, что посмотреть, куда нужно обязательно сходить, а куда ходить не следует.
«Мне на автостопе попадались очень необычные люди с уникальными знаниями о той местности, где я путешествовала. Староверы, писатели, журналисты, геологи, историки-краеведы, путешественники — кого только не встретишь в пути. Однажды даже удалось в магаданской глубинке застопить съёмочную группу, познакомиться с известной телеведущей и посмотреть процесс создания передачи о путешествиях».
Ирина Рыжова

Погружение в культуру и быт

Хотите познакомиться поближе с укладом жизни, бытом и традициями того или иного государства либо региона страны? Тогда лучше изучать местность «изнутри» — общаться с её жителями, принять хотя бы небольшое участие в их повседневной жизни, если представится случай. Например, поужинать со всем семейством. Автостоп даёт безграничные возможности для погружения в культуру и быт людей.
Иногда случается, что водитель не только подвозит автостопщиков, но и предлагает им погостить у себя дома. Фото сделано в Чили — водитель предложил погостить у него в доме. Он рассказал, как живут люди в его горной деревне, показал, как ведёт своё фермерское хозяйство, а потом приготовил традиционный чилийский ужин
Иногда случается, что водитель не только подвозит автостопщиков, но и предлагает им погостить у себя дома. Фото сделано в Чили — водитель предложил погостить у него в доме. Он рассказал, как живут люди в его горной деревне, показал, как ведёт своё фермерское хозяйство, а потом приготовил традиционный чилийский ужин © Ирина Рыжова

Практика общения на иностранных языках

Путешествия автостопом за границей прекрасно совершенствуют навыки владения тем или иным языком. А как иначе общаться с водителями! Поначалу, возможно, будет трудно и непонятно. Но, если не отлынивать от общения и стараться впитывать всё как губка, через пару недель разговорный английский (испанский, турецкий и так далее) заметно улучшится.

Больше достопримечательностей

Автостоп даёт много возможностей для импровизации при планировании маршрута. Можно посетить любые достопримечательности на пути, а в некоторые интересные места водитель, возможно, и сам предложит вас свозить. Можно ездить практически по любым дорогам, в том числе и по тем, с которыми не справится ваш автомобиль. Можно путешествовать и там, где вообще нет дорог, зато есть река и речной транспорт.

Проблемы автостопа

У поездок автостопом есть и минусы, точнее, нюансы. И к этим нюансам нужно быть готовым.

Долгое ожидание машины

Иногда даже на федеральных трассах с хорошим потоком машин приходится довольно долго ждать попутку. Но помните, что если вы действительно хотите уехать — вы обязательно уедете.
Если вы хотите уехать — вы обязательно уедете
Если вы хотите уехать — вы обязательно уедете © Ирина Рыжова

Водитель, с которым не хочется общаться

Случается так, что водитель оказался не самым приятным собеседником: утомляет негативными монологами, нытьём и нравоучениями, навязыванием политических или религиозных взглядов, делает едкие замечания и вообще ведёт себя неэтично. В таком случае выбор за вами — терпеть и продолжать ехать с ним или тактично попроситься выйти на ближайшей удобной остановке.
Будьте готовы заниматься автостопом и в дождь, даже если по прогнозу погода ясная и без осадков
Будьте готовы заниматься автостопом и в дождь, даже если по прогнозу погода ясная и без осадков © Ирина Рыжова

Риск попасть в непогоду

Ожидание попутки в ливень, град, холод или под невыносимо палящим солнцем — к этому набору погодных условий нужно быть готовым, отправляясь в путешествие автостопом. Дождевик или непромокаемая одежда, накидка на рюкзак, комплект сухих вещей обязательно должны быть в арсенале хичхайкера. А чтобы не получить тепловой или солнечный удар, следует запастись кепкой, панамой либо шляпой с широкими полями, одной-двумя бутылками воды и выбирать по возможности место для голосования в тени.

Как спланировать маршрут автостопа

Итак, вы решили устроить путешествие автостопом. Выбрали объект, до которого хотите добраться. Определили, в какой населённый пункт требуется приехать, чтобы попасть к этому объекту. Например, чтобы отдохнуть на острове Ольхон на Байкале, предстоит доехать до Иркутска, а затем держать направление в сторону Ольхона. Иркутск — ваш ключевой пункт путешествия.
Определили конечную точку пути — теперь нужно спланировать маршрут, прикинуть, по каким дорогам и через какие города он будет проходить.
Часто бывает несколько вариантов маршрутов по разным дорогам. Может оказаться, что самый короткий путь — не самый лучший и далеко не самый быстрый. Чтобы выбрать, по каким дорогам ехать, рекомендуем почитать информацию об этих дорогах: какое качество покрытия, в каком состоянии шоссе, насколько оживлённое движение, есть ли какие-либо препятствия.

Пример: вы едете из Казани в Новосибирск. Самая короткая и прямая дорога — через Казахстан, тогда как в объезд государственной границы проходит ряд более мелких дорог — через Ишим и Бердюжье. Если поехать в объезд, придётся сделать крюк 150 км, перебираясь с одной трассы на другую. Но зато вы не попадёте в очередь на таможне и не потеряете времени на прохождении границ.

При выборе дорог рекомендуем придерживаться по возможности федеральных трасс. По ним можно преодолевать большие расстояния за расчётное время, особенно в центральных регионах России.
Региональные трассы — это второстепенные дороги, и обстановка на них может быть гораздо хуже, чем на федеральных шоссе. На этих трассах может оказаться плохое покрытие, ремонт крупных участков дороги, слабый поток транспорта.
Региональные дороги местами могут быть в очень неприятном состоянии. На фото — участок автодороги «Амга» в Якутии
Региональные дороги местами могут быть в очень неприятном состоянии. На фото — участок автодороги «Амга» в Якутии © Ирина Рыжова
Ещё сложнее бывает обстановка с дорогами местного значения. Зачастую по таким дорогам проходит лишь несколько машин в день. Порой случается так: на карте дорога есть, и ей даже присвоен номер, а на самом деле она непригодна для большинства автомашин, и по ней в лучшем случае можно проехать только на внедорожнике.

Пример: вам требуется доехать до села Тюнгур в Горном Алтае, откуда стартуют пешие и конные маршруты к подножию горы Белухи. Навигатор может предложить короткие пути через сёла Инегень и Онгудай. Однако эти дороги непроходимы для автомобилей, хотя тропе Инегень — Тюнгур даже присвоен номер! Будьте внимательны: единственный доступный для машин маршрут идёт через Усть-Коксу.

Итак, вы выбрали маршрут. Его нужно условно разбить на части, прикинуть места для ночлега, определиться, какие достопримечательности можно посмотреть по пути.

Например, вы едете из Москвы в Екатеринбург. Есть минимум два маршрута: 1800 км — через Ярославль, Киров и Пермь, либо чуть длиннее, 1900 км — через Казань, Уфу и Златоуст. Допустим, вы выбрали второй вариант, располагаете временем и желанием посмотреть города. В таком случае в первый день вы сможете не спеша добраться до Нижнего Новгорода и даже успеть прогуляться по его центру. Во второй день вы приедете в Казань, и весь третий день можно посвятить экскурсиям по татарской столице. В четвёртый день вы будете в Уфе, а в пятый — вполне сможете оказаться в Екатеринбурге. Если не торопиться, то по пути от Уфы до Екатеринбурга можно заглянуть на озеро Тургояк или прогуляться по живописному национальному парку «Таганай».

Где голосовать на трассе

В автостопе есть понятие «позиция» — это место на дороге, удобное для голосования. Позицию нужно выбирать такую, чтобы на ней вы хорошо просматривались издалека и чтобы водителю было удобно остановиться и посадить вас в машину.
От выбора позиции во многом зависит время ожидания попутки. С хорошей позиции вам, вероятно, удастся уехать и за несколько минут, а на неудачной позиции можно застрять на долгое время, даже при большом потоке транспорта.
Если вы стоите на позиции уже долгое время — полчаса, час — и никто из десятков проезжающих машин не останавливается, значит, нужно поменять эту позицию — пройти до ближайшего удачного места.
Выбирайте такую позицию для автостопа, чтобы водителю было удобно и безопасно остановиться и посадить вас в машину. Если потребуется, пройдите некоторое расстояние, пока не найдёте удачное место для голосования
Выбирайте такую позицию для автостопа, чтобы водителю было удобно и безопасно остановиться и посадить вас в машину. Если потребуется, пройдите некоторое расстояние, пока не найдёте удачное место для голосования © Ирина Рыжова

Как выбрать позицию для автостопа

  • Самое главное при выборе позиции — не создавать на дороге аварийную обстановку. Нельзя стоять в зоне действия знака «Остановка запрещена», на автобане, на мосту, в тоннеле, на спусках и подъёмах, перед крутыми поворотами, ответвлениями дорог и перекрёстками.
  • На холмистых дорогах, на которых чередуются спуски и подъёмы, следует вставать на вершине холма. Не следует стоять на самом подъёме, на спуске или в низине между холмами, где скорость проезжающих машин максимальна.
  • На двухполосных дорогах с плотным потоком машин и узкой обочиной или вообще без обочины нужно найти карман или расширение дороги, где водителю будет удобно остановиться.
  • Не выходите на проезжую часть. Оставайтесь на обочине, не создавайте помехи движению.
  • Удобная позиция — плавный левый поворот. Однако зимой на поворотах стоять нельзя: это может создать аварийную ситуацию из-за скользкой дороги или микроколеи.
  • В черте населённого пункта бывает сложно и небезопасно ловить попутку. Небезопасно — потому что далеко не всегда в посёлках бывает удобная обочина, на которой водитель может безопасно остановиться. Если вас высадили посреди небольшого города, посёлка или деревни, стоит добраться либо до выезда из этого населённого пункта, либо до ближайшей автобусной остановки и по возможности встать за ней. Можно встать и на самой остановке, но, если на ней уже есть люди, ждущие транспорт, вас могут просто не заметить или принять за местного жителя, который также ожидает автобус.
  • Для автостопа хорошо подходят места, где водители сбрасывают скорость: перекрёстки и развилки дорог, железнодорожные переезды, пункты оплаты на платных дорогах, посты ДПС и погранпосты, а также аварийные участки дорог, например отрезок дороги со снятым слоем асфальта. Вам нужно встать после этих объектов, метров через двадцать-тридцать.
  • На автобанах официально запрещено не только голосовать, но и вообще находиться пешеходам. Можно лишь стоять на выездах с автозаправок или автостоянок. Если водитель едет в населённый пункт в стороне от автобана, вам придётся выйти не на повороте и не на развилке автобанов, а на ближайшей к повороту АЗС или стоянке.
  • Если вы голосуете в тёмное время суток, выбирайте освещённую позицию. Ваша одежда при этом должна быть яркой — не тёмной! — и желательно, чтобы на ней имелись светоотражающие элементы.
  • Зимой следует быть особенно внимательным на трассе. Гололёд, метель, снежные колеи на дорогах могут создать аварийную ситуацию. Позиция должна быть такой, чтобы водитель имел возможность безопасно остановиться, а автостопщик в случае угрозы отскочить в сторону от дороги. Нельзя стоять на поворотах — даже плавных левых, скоростных участках трассы, узких дорогах.
Погранпереход между двумя государствами — подходящее место для голосования
Погранпереход между двумя государствами — подходящее место для голосования © Ирина Рыжова
Как выезжать из крупных городов и как выбрать хорошую позицию на выезде? Решить эти задачи поможет ресурс Hitchwiki. Данный сайт предлагает разные варианты выезда из городов России и европейских стран, наиболее удобные позиции и другие рекомендации. Подробнее об этом ресурсе мы написали далее.

Как голосовать на автостопе

Жесты

Итак, вы вышли на трассу, выбрали позицию и начали голосовать. Голосовать — значит не просто поднять руку с вытянутым большим пальцем: во время голосования нужно стоять лицом к водителю и смотреть ему в глаза. Важен настрой на успех. Если чувствуете уверенность в успехе, приподнятое настроение и желание общаться с новыми людьми — значит, настрой правильный.
Голосовать лучше всего, стоя на месте, а не двигаясь вдоль дороги.
Голосовать лучше всего, стоя на месте, лицом к водителю
Голосовать лучше всего, стоя на месте, лицом к водителю © Ирина Рыжова
В разных странах голосуют по-разному. Где-то вытягивают прямую руку, не выставляя большого пальца, где-то поднимают согнутую в локте руку с открытой ладонью. В странах с левосторонним движением голосуют левой рукой. Но жест с оттопыренным большим пальцем понятен практически по всей планете.
Водители могут реагировать на автостопщиков различными жестами. Если водитель показывает вам какие-либо жесты — это хороший знак. Это говорит о том, что автостопщика видно.
Жесты обычно означают, что водитель по какой-либо причине не может взять попутчиков. Например, если он показывает пальцем налево или направо, он сообщает, что ему скоро поворачивать, если крутит пальцем в воздухе — едет недалеко, по местности.
С водителями также можно договариваться прямо на ходу, общаясь жестами. Например, водитель показывает, что готов взять только одного пассажира, — жест «поднятый вверх указательный палец». Если вы с компаньоном не прочь разделиться и ехать по одному, в ответ водителю можно также показать «единицу» указательным пальцем.

Таблички

В некоторых странах с огромным количеством дорог, развилок и населённых пунктов автостопщики при голосовании пользуются табличками из картона или бумаги. На этих табличках толстым маркером указывается город или страна назначения. Например, к табличкам нередко прибегают в путешествиях по Европе.
В России и странах СНГ таблички обычно не используют. Смысл в них появляется лишь в некоторых случаях.
«Однажды я ехала из Новосибирска в Красноярск, и по пути мне предстояло проехать Кемерово, вокруг которого нет объездной дороги. Я оказалась на въезде в Кемерово, и нужно было дать водителям понять, что мне не в город, а дальше. Я сделала табличку с надписью «Красноярск», и меня очень быстро забрал водитель, который проезжал Кемерово насквозь».
Ирина Рыжова
Хотя обычно в России табличками на автостопе пользоваться бессмысленно, в некоторых случаях табличка всё же помогает уехать
Хотя обычно в России табличками на автостопе пользоваться бессмысленно, в некоторых случаях табличка всё же помогает уехать © Ирина Рыжова
Ехать на достаточно большое расстояние, например из Челябинска в Москву, с табличкой — бессмысленно. Таким образом вы можете бесконечно долго простоять на трассе, отсеивая огромную часть потока локальных машин. Эти авто хоть в большинстве и едут на малые расстояния, всё же могут оказаться очень полезными для вас.

Ожидание машины во время автостопа

Как долго ждать машину, зависит от многих факторов: страны, региона, города, типа дороги, времени года, времени суток, погоды, количества голосующих, позиции, плотности трафика, даже от внешнего вида и опыта автостопщика. Можно поймать попутку, не успев и поднять руки. А можно простоять часа два на оживлённой трассе и хорошей позиции.
Есть некоторая закономерность: чем меньше машин на трассе, тем выше вероятность, что вас возьмёт первый же водитель
Есть некоторая закономерность: чем меньше машин на трассе, тем выше вероятность, что вас возьмёт первый же водитель © Ирина Рыжова
Не нужно отчаиваться и в том случае, если мимо пролетело уже несколько десятков авто. Но если транспорта много, а на вас даже никто не реагирует, нужно сменить позицию — пройти вперёд до следующей подходящей точки.
«На трассе Москва — Санкт-Петербург я — и одна, и с напарником — ждала машину обычно не более 15 минут. Зато на Колымском тракте, дороге от Якутска до Магадана, порой приходилось стоять несколько часов из-за очень небольшого количества попутного транспорта. А, например, на Чукотке есть дороги, трафик на которых — одна машина в несколько дней».
Ирина Рыжова

Как разговаривать с водителем

И вот успех — машина остановилась! Если остановилась не очень близко, нужно дойти до неё как можно быстрее, желательно — пробежаться, чтобы не заставлять водителя ждать.
Следующая задача — начать диалог с водителем и определить, стоит ли с ним ехать или дожидаться другое авто.
Сперва постарайтесь внешне оценить состояние автомобиля — безопасно ли на нём ехать? Бывает, машина разваливается на ходу, водитель кое-как паркуется, но всё равно подбирает голосующих.
За первую минуту общения вам нужно выяснить, насколько далеко едет человек, не потребует ли он плату за проезд и вообще адекватен и трезв ли он. Обычно эти вопросы решаются сами собой: адекватность и трезвость водителя чувствуются сразу — особенно если вы опытный автостопщик, о желании получить деньги за проезд водитель сообщает тоже в начале диалога. Дальность поездки нужно обязательно уточнить, поскольку зачастую водитель-локал едет всего 5-10 км. Это расстояние не сделает вам погоды, а может лишь ухудшить автостоп, если новая позиция окажется неудачной.
Как начать диалог? Вот варианты:
— Здравствуйте! Я еду в Питер, можно с вами проехать сколько-нибудь по пути?
— Здравствуйте! Можно с вами в сторону Челябинска, сколько по пути?
Обычно водитель сразу сообщает, куда именно он едет, и тут вы принимаете решение: ехать на такое расстояние или нет. Водитель в ходе короткого разговора тоже решает, брать вас или не брать.
Если водитель вас чем-либо не устраивает, можно ответить так:
— Вы куда едете? …Извините, но мне это неудобно, я подожду другую машину. Спасибо, что остановились.
Если есть сомнения в том, что водитель берёт вас бесплатно, лучше сразу уточнить:
— Здравствуйте! Мы едем в Краснодар. Возьмёте автостопом, без денег?
В России и странах СНГ обычно денег за проезд не требуют. Спросить об оплате могут в странах Средней Азии, а также в некоторых небогатых государствах. Если перед посадкой в авто вы не уточнили, что едете бесплатно, то это следует сделать в ближайшее время поездки, чтобы в конце пути, при высадке, не произошёл конфуз. Если всё же водитель довёз вас до места, спросил: «Что, вообще ничего не заплатишь?» — есть два варианта ваших действий: либо ещё раз сообщить, что вы путешествуете автостопом и имеете крайне ограниченный финансовый запас, либо всё же дать ему денег.
— Hola! ¡Me voy a Buenos Aires! ¿A dónde vas? ¿Puedo acompañarte? (Здравствуйте! Я еду в Буэнос-Айрес, а вы куда едете? Можно с вами?) Водитель из Аргентины не только довёз до Буэнос-Айреса, но и угощал в дороге традиционным чаем мате и аргентинскими вкусняшками, рассказывал весёлые истории и с интересом слушал рассказы о России
— Hola! ¡Me voy a Buenos Aires! ¿A dónde vas? ¿Puedo acompañarte? (Здравствуйте! Я еду в Буэнос-Айрес, а вы куда едете? Можно с вами?) Водитель из Аргентины не только довёз до Буэнос-Айреса, но и угощал в дороге традиционным чаем мате и аргентинскими вкусняшками, рассказывал весёлые истории и с интересом слушал рассказы о России © Ирина Рыжова
Итак, вы устроились в машине и начали поездку. Сразу нужно уточнить, где вас высадят: удобно ли вам будет с новой позиции голосовать, довезут ли вас до города или оставят на объездной.
Как продолжать общение с водителем?
Лучший вариант — представиться, обозначить себя как путешественников и в двух словах рассказать о целях своей поездки. Например:
— Я Толя, а это Катя. Мы из Саратова, путешествуем, едем в Крым.
Далее нужно ловить настроение водителя и выяснить, готов ли он общаться. Хотя чаще всего попутчиков берут ради беседы, не всем водителям хочется разговоров. Некоторые предпочитают помолчать, послушать музыку. В таком случае не стоит навязывать общение.
Но если вас взяли в машину ночью или в тёмное время суток, будьте готовы разговаривать, отгоняя от шофёра сон.
Идеально, если автостопщик побуждает говорить водителя — ненавязчиво и тактично задаёт вопросы, интересуется его личностью, а рассказами занимается именно водитель.
Беседовать можно на любые темы: о погоде, природе, рыбалке, родном городе водителя, часто ли он подвозит автостопщиков и так далее. Заодно не забудьте расспросить об интересующих вас сведениях: о местных достопримечательностях, особенностях региона, дорогах и способах объезда городов.
Желательно с осторожностью относиться к религиозным и политическим темам, а если и зашла речь, то следует с уважением относиться к точке зрения водителя.
Не нужно хвастаться своими успехами и доходами, дорогим снаряжением и новейшей техникой. Скорее всего, грабить хвастунов хозяин машины не станет, но неприятный осадок и испорченное настроение вполне могут у него остаться.
Если водителю позвонили на мобильный, помолчите во время его разговора, особенно если вы — девушка. Возможно, ему позвонила жена, и она может неправильно понять.
Если вы видите, что водителю нужна ваша помощь, например, поменять колесо либо найти какую-либо вещь в салоне или бардачке, не стесняйтесь — предложите свою помощь. Если у вас есть вкусный перекус, также предложите водителю угоститься. На фото: водитель меняет колесо фуры в магаданской глубинке, попросил пассажира покараулить, не выйдет ли медведь на дорогу
Если вы видите, что водителю нужна ваша помощь, например, поменять колесо либо найти какую-либо вещь в салоне или бардачке, не стесняйтесь — предложите свою помощь. Если у вас есть вкусный перекус, также предложите водителю угоститься. На фото: водитель меняет колесо фуры в магаданской глубинке, попросил пассажира покараулить, не выйдет ли медведь на дорогу © Ирина Рыжова

Опасности на трассе

ДТП

В путешествиях автостопом главная опасность — ДТП. Вот некоторые меры предосторожности, которые помогут снизить риск попадания в аварию или минимизировать её последствия:
  • Всегда пристёгивайте ремень безопасности в машине, даже если водитель разрешает не пристёгиваться, возмущаясь фразой «Ты что, не доверяешь мне?!».
  • Находясь в машине, не отвлекайте своими действиями водителя от дороги, не загораживайте зеркало заднего вида.
  • Хоть вы и пассажир, проявляйте бдительность на дороге примерно наравне с водителем. Вы — штурман, и это важная роль. Идеально, если штурман знает ПДД и знаки.
  • Не давите на водителя, принуждая его ехать быстрее. Но если вам страшно и некомфортно из-за его манеры вождения, сообщите ему об этом. Если водитель игнорирует ваши слова и продолжает совершать небезопасные манёвры на дороге, попросите его остановиться и ловите другую машину.

Вероятность ограбления

Источником опасности может стать и сам водитель. Это случается исключительно редко. Но, как и к встрече с медведем в походе, в автостопе к этому нужно быть готовым.
Самый верный способ сразу отсеять опасность — отказаться от поездки с подозрительным человеком в момент, когда вы остановили машину и договариваетесь. Если почувствовали, что водитель нетрезв, неадекватен, что от него исходит какая-либо угроза, не стоит ехать с ним. Даже если больше никто не останавливается и вы уже долго не можете уехать.
Если вы понимаете, что вас собираются ограбить, попробуйте договориться — спокойно, без паники. Если это не помогло, начинайте действовать: кричите, открывайте двери, зовите на помощь. Только не нужно выпрыгивать из машины на ходу! Если есть газовый баллончик, напугайте им водителя, продемонстрировав готовность распылить газ. Будьте осторожны: ослеплённый водитель может вылететь на встречную полосу и попасть в лобовое столкновение.
«Однажды со мной случилась неприятность в Эквадоре. Меня ограбил местный житель, подвозивший меня на своей машине. Всё произошло из-за того, что я потеряла бдительность и поехала по глухой горной дороге в тёмное время суток. Водитель предложил разрешить всё мирно — оставить мои ценности в машине и выйти из неё. Для убедительности он продемонстрировал мне нож. Я понимала, что кричать и звать на помощь бесполезно, и в таком случае лучше последовать его просьбе и выйти из машины. Мои жизнь и здоровье дороже вещей в рюкзаке. Водитель не стал предпринимать каких-либо действий и просто уехал».
Ирина Рыжова

Действия сексуального характера

Во время женского автостопа, особенно одиночного, водитель может проявить сексуальный интерес к попутчице. Это случается довольно редко, но к этому также следует быть готовой. Чтобы максимально себя обезопасить, придерживайтесь следующих рекомендаций:
  • Одежда должна быть скромной, закрытой: длинные брюки спортивного или туристического стиля, футболка или рубашка свободного кроя, с закрытыми плечами. Никаких топов в обтяжку с глубоким декольте, никаких юбок и шорт. Также стоит воздержаться от броского макияжа и длинных распущенных волос.
  • С первых минут разговора объясните водителю, что вы путешественница и не ищете романтических или сексуальных приключений. Если водитель начинает «прощупывать почву» и задавать подозрительные вопросы, намекая на интим, отвечайте твёрдым уверенным отказом.
  • От автостопа в тёмное время суток лучше воздержаться. Если всё же вы оказались на трассе вечером, останавливайте дальнобойщиков. С ними ездить более безопасно. Хотя чаще всего по ночам они не ездят, а ночуют на стоянках, есть вероятность, что водителю грузовика требуется преодолеть ещё сотню-другую километров.
Во время разговора водитель может начать задавать неудобные, настораживающие вопросы. Например, как девушки-автостопщицы моются в дороге, как обходятся без мужчины в путешествии долгое время, предлагают ли им расплатиться за поездку «натурой» и тому подобное. Также водитель может завязать обсуждение темы секса, рассказывать постельные истории, сделать скользкий комплимент или напрямую спросить: «Не желаешь ли отдохнуть?»
Пугаться всех этих разговоров и вопросов не нужно — нужно уверенно заявить, что в путешествии вы путешествуете и ничего больше.
  • Если неприятные для вас темы продолжаются, аккуратно попросите водителя остановить машину и выходите. Поберегите свои нервы — поймайте другую попутку.
  • Если водитель напрямую предлагает секс, твёрдо сообщите ему, что не будете спать с ним и вообще ни с кем вы спать не собираетесь.
  • Если водитель начинает распускать руки, нужно дать ему жёсткий отпор, потребовать остановить машину и выйти, даже если он обещает, что «больше не будет».
«В первые пару дней моего путешествия по Турции попалось немало водителей, которые предлагали мне turk love и себя в качестве заветного турецкого принца. Некоторые из этих «принцев» не понимали отказа и очень возмущались, один даже демонстрировал крайне неадекватное поведение. Секрет спокойного автостопа оказался прост: не нужно было сообщать водителям, что я из России».
Ирина Рыжова

Неадекватные местные жители

Во время нахождения на трассе или в населённом пункте встречается ещё одна опасность — встреча с агрессивно настроенными местными жителями. Это, как правило, люди с низким социальным статусом, чаще всего нетрезвые. Выпив, они ищут развлечения, и автостопщик на их пути — неплохой способ развеять скуку. В качестве развлечения они могут вас побить или ограбить.
Однако большинство из таких людей всё же контактны, и с ними можно уладить конфликт разговором. Если у вас состоялся диалог, в результате которого неприятные собеседники удалились, стоит всё же уйти подальше от этого места.

Дикие животные

Во время автостопа в некоторых отдалённых регионах России есть опасность встретиться на трассе с дикими животными. Чаще всего опасность представляют медведи. Они могут выходить на дороги в Якутии, Камчатском крае, Магаданской области и других местах. Обычно это прикормленные животные, и они идут к дороге в поисках пропитания.
Во время автостопа в некоторых отдалённых регионах России есть опасность встретиться на трассе с дикими животными
Во время автостопа в некоторых отдалённых регионах России есть опасность встретиться на трассе с дикими животными. Источник фото: ugra-news.ru
В таких потенциально опасных регионах следует выбирать позицию рядом с заправками, кафе, населёнными пунктами. Опасно находиться рядом с мусорными баками и грудами пищевых отходов, поскольку медведи приходят к мусоркам, чтобы найти там еду. Очень полезно иметь под рукой сигнал охотника или фальшфейер.
Ещё одна опасность во время автостопа недалеко от населённых пунктов — бродячие собаки. Верное средство от этих животных — газовый перцовый баллончик. Собаки очень чувствительны к слезоточивому газу. Агрессивных дворняг также может отпугнуть сигнал охотника.

Гигиена и одежда в автостопе

Нет необходимости рассказывать, насколько в путешествии автостопом важно соблюдать гигиену, — всё и так понятно. Отправляясь в дорогу, позаботьтесь, чтобы тело, одежда, обувь и рюкзак были чистыми, не источали неприятных запахов. Особое внимание чистоте и свежести уделяйте в жаркую погоду, запаситесь бутылкой воды, чтобы умыться, влажными салфетками, антиперспирантом, дезодорантом для обуви, если ваши ноги склонны потеть и пахнуть. Всегда имейте под рукой чистые носки: некоторые дальнобойщики просят разуться в салоне их грузовика.
Яркая одежда и светоотражающие полосы делают автостопщика заметным на дороге не только ночью, но и в пасмурную погоду
Яркая одежда и светоотражающие полосы делают автостопщика заметным на дороге не только ночью, но и в пасмурную погоду © Ирина Рыжова
Одежду для автостопа лучше всего использовать яркую, желательно со светоотражающими полосами. Такой «лук» делает автостопщика заметным на дороге не только ночью, но и в пасмурную погоду. Одежда должна быть удобной и комфортной для тех условий, в которых вы путешествуете: жара, холод, дождь, снег, слякоть, пыль, ветер.
Например, для автостопа в очень жаркую погоду подойдёт просторная одежда из натурального льна или хлопка, обязательно — кепка, панама или шляпа.

Автостоп в России и за рубежом

Автостоп в разных регионах России работает по-разному. Например, на Кавказе или в северных районах он очень простой и безопасный, вопреки стереотипам. И жители Кавказа, и обитатели Севера — люди, в основном очень доброжелательные и гостеприимные.
На Дальнем Востоке автостоп также очень хороший: местные жители берут путешественников довольно охотно. Чем меньше транспорта на дороге, тем вероятнее, что вас подберёт первый же водитель.
На некоторых дорогах трафик минимален — одна машина в несколько дней, например, на Чукотке. В таких местах лучше всего искать водителя заранее. Например, сходить в офис транспортной компании, в порт, возможно, даже в администрацию города или посёлка и поинтересоваться, нет ли информации о попутном транспорте.
На некоторых дорогах трафик минимален — одна машина в несколько дней, например, на Чукотке
На некоторых дорогах трафик минимален — одна машина в несколько дней, например, на Чукотке © Ирина Рыжова
Большинство методов и правил автостопа, работающих в России, действуют и за рубежом — почти во всех странах мира. В каждом государстве есть свои нюансы, и все их описать в одной статье невозможно. Но приведём кратко некоторые особенности путешествий за границей:
  • Для передвижения автостопом по той или иной стране очень полезно выучить язык, на котором разговаривает большинство её жителей. Хотя бы самый базовый набор слов и фраз, чтобы объяснить, кто вы такой, куда едете, чем занимаетесь в жизни и так далее. Это довольно несложно и займёт не так много времени, как кажется. А пользоваться во время автостопа переводчиком на смартфоне бывает не всегда удобно и безопасно.
  • Переезжать из одного государства в другое, в том числе по странам бывшего СССР, можно только через официальные международные погранпереходы. Подробности о них следует узнавать заранее. Будьте внимательны: помимо международных, существуют и местные погранпереходы, через которые пускают только граждан двух смежных стран. А между некоторыми соседствующими государствами граница и вовсе закрыта, и официальных погранпереходов нет. Как правило, эти страны-соседи враждуют между собой. Например, нельзя проехать из Армении в Азербайджан, также гражданам России не получится попасть из Абхазии в Грузию.
  • В мусульманских странах (Турция, Марокко) и российских исламских республиках нежелательно путешествовать автостопом девушке-одиночке, это может быть небезопасно. Кроме того, каждый день придётся отвечать на массу не самых приятных вопросов. Лучше всего отправиться в поездку парой, мальчик и девочка.
  • Дорожная сеть Европы очень разветвлённая и представлена большим количеством автобанов. Находиться пешеходам на таких дорогах запрещено, поэтому путешествие автостопом по европейским странам предполагает передвижение строго между городами, автозаправками и автопарковками. Поскольку плотность населённых пунктов в Европе велика, удобнее ездить с табличкой с указанием города или страны, куда вы направляетесь.
  • Если вы всё же оказались на автобане, через 10-15 минут приедет полиция и отвезёт вас в ближайший город. При этом вас могут оштрафовать.
  • В некоторых государствах, а также в ряде штатов Америки автостоп запрещён. Возможно, вас и не заберёт полиция, но местные жители вряд ли посадят к себе в машину.
  • Автостоп не предполагает платы за проезд, однако в некоторых небогатых странах водители обычно просят денег и отказываются везти бесплатно. Будьте готовы к этому, отправляясь в подобные места.

BlaBlaCar и паблики в соцсетях

BlaBlaCar — это мировой ресурс, помогающий людям найти попутчиков. Поездки платные, цену назначает водитель, и, как правило, цена ниже стоимости билетов на автобус или поезд. Работает сообщество в 22 странах.
Сейчас на BlaBlaCar очень распространён в том числе и коммерческий транспорт — автобусы, междугородние такси.
Будьте бдительны: на BlaBlaCar можно нарваться на мошенников. Здесь рассказано, как защитить себя от них. Основные правила: не переходить по ссылкам и в другие мессенджеры, не давать номер телефона, общаться только в самом приложении, не оплачивать поездку заранее — платить только при встрече или в конце поездки.
В соцсетях существуют сообщества, в которых водители публикуют предложения о бесплатном подвозе попутчиков — ради весёлой компании, общения в дороге и так далее. Например, в сообществе «Подвезу бесплатно» водители — чаще всего дальнобойщики — предлагают поездки с указанием маршрута и даты выезда. В этом же сообществе можно найти отзывы о «проверенных» водителях, а также «чёрный список» шофёров.

Полезная информация для автостопа

Вот некоторые рекомендации, которые обязательно понадобятся в путешествии начинающему автостопщику:

Энциклопедия автостопщика

Есть два хороших ресурса в помощь тем, кто путешествует автостопом:
  • Книга Антона Кротова «Практика вольных путешествий».
  • Сайт Hitchwiki.
Книга «Практика вольных путешествий» расскажет, как ездить на попутных машинах, поездах, локомотивах, автобусах, теплоходах, не затрачивая денег и никого не обманывая, в России и за рубежом. Как находить бесплатный ночлег в городах и сёлах, в общежитиях и монастырях, как готовиться в путь и что брать с собой в дорогу.
Сайт Hitchwiki предлагает много полезной информации о различных городах и регионах России, странах СНГ и Европы. Например, об особенностях автостопа в том или ином регионе, о погранпереходах, дорогах и так далее.
На Hitchwiki подробно рассказывается, как выезжать из крупных городов на трассу, на сайте собраны полезные ссылки, отчёты и рассказы, а также информация о погранпереходах: условия прохождения таможни, телефоны контрольно-пропускных пунктов и так далее

Поиск попутчика для автостопа

Если очень хочется попробовать автостоп, а в одиночку ехать страшно и среди товарищей и знакомых не нашлось единомышленника, можно поискать компаньона в соцсетях. Например, на сайте «ВКонтакте» есть тематические сообщества и паблики, в которых путешественники ищут попутчиков. Тему поиска напарника можно найти в автостопных и туристических сообществах, например, здесь.
Если на ваш запрос откликнулись несколько человек, по возможности стоит встретиться с каждым из них по отдельности. В идеале — устроить небольшую совместную поездку автостопом в ближайший город или сходить в поход на пару дней с каждым отдельно.

Поездки автостопом с большим рюкзаком и снаряжением

Путешествовать автостопом удобнее всего с рюкзаком небольшого веса и объёмом не более 50 литров. Однако, если ваш рюкзак получается довольно габаритным и увесистым — например, вы собираетесь в поход, ничего страшного: если водитель захочет вас взять, он возьмёт вас и с огромным баулом. Так что большой рюкзак путешествию не помеха.
Неудобство большого багажа в том, что его бывает нелегко поднять в кабину фуры, и, чтобы выгрузить его из грузовика на землю, скорее всего, потребуется помощь водителя.
Путешествовать автостопом можно не только с объёмным рюкзаком, но и с габаритным спортивным снаряжением — горными лыжами, велосипедом и даже байдаркой. Водители грузовиков, микроавтобусов, «газелей» и машин с кузовом бывают не прочь взять туристов даже с таким немаленьким багажом. Но будьте готовы провести в ожидании машины довольно много времени на трассе.
Автостоп с горными лыжами на лесовозах, выброска со скитурного маршрута
Автостоп с горными лыжами на лесовозах, выброска со скитурного маршрута © Ирина Рыжова

Где поесть во время автостопа

Питаться в автостопных путешествиях можно следующим образом:
  • В многочисленных придорожных заведениях общепита: хорошие кафе и столовые легко определить по количеству фур, припаркованных рядом с ними. Если в кафе заезжают обедать дальнобойщики — это, как правило, зарекомендовавшее себя заведение.
  • Готовить еду самостоятельно на горелке.
  • Готовить вместе с водителем фуры.
  • Купить заранее выпечку и другой перекус, чтобы можно было быстро поесть в любое удобное время.

Где помыться во время автостопа

Гигиена — самый насущный вопрос, который волнует новичков в автостопе. Особенно если путешествие предстоит в жаркий период. Вариантов соблюдать чистоту есть несколько:
  • Придорожный душ: имеется в большинстве крупных стояночных комплексов, при дорожных гостиницах или кафе, а также в автокемпингах. Посещение такого душа обычно стоит около 100-250 рублей.
  • За границей, например в некоторых странах Европы, душ, стиральная и сушильная машины есть и на крупных автозаправках.
  • Водоёмы: рядом с трассой нередко встречается множество речек и озёр с водой, пригодной для купания.
  • Полезно иметь в запасе 1,5-2 литра воды и пачку влажных салфеток, чтобы быстро и в любом месте возле трассы освежиться и привести себя в порядок.

Где ночевать во время автостопа

Если вы путешествуете от одного крупного города до другого, то выбор вариантов ночлега велик: хостелы, съёмные квартиры, апартаменты, гостиницы, отели.
Если вам нужно переночевать во время автостопа на трассе, то есть следующие идеи:
  • Мотели и придорожные гостиницы. На трассе их довольно много, особенно в центральных регионах России. Номера в таких отелях для автотуристов обычно бывают разных классов — от экономичного до люкс. Правда, зачастую в отдалённых регионах страны в мотелях комнаты класса люкс соответствуют скорее уровню эконом, а бóльшая часть номеров к вечеру уже занята.
  • Палатка. Если вы путешествуете с палаткой, можете ночевать практически где угодно вдоль трассы. Например, поставить своё походное жильё в лесу в 100-150 метрах от дороги, на берегу речки. Или даже разместиться на лужайке возле автозаправки. Разбивать лагерь нужно таким образом, чтобы утром или ночью никому не мешать, не загромождать въезд и выезд.
Не следует размещаться без спроса на частной территории. Также небезопасно ставить палатку в черте небольших населённых пунктов, поскольку вы можете вызвать нездоровый интерес местных жителей.
  • Спальное место в фуре. Если вы едете с дальнобойщиком на грузовике, он может предложить вам переночевать в его машине, на верхней полке. На ней можно разместиться и вдвоём, но будет тесновато.
  • Местные жители. Допустим, вас довезли до какой-либо деревни, посёлка или окраины города, где есть частный сектор. Если вы не прочь пообщаться с местными жителями, можно попробовать попроситься к ним на ночлег. Обычно это делается так: подходите к калитке, приветствуете хозяина дома, объясняете ему свою ситуацию, рассказываете, что едете туда-то, а затем спрашиваете, можно ли поставить палатку на участке у хозяина. Скорее всего, вам не сразу ответят согласием, но, если вы вступили в диалог с местным жителем и внушили ему интерес и доверие, вас наверняка ждёт успех. Вероятно, человек даже предложит разместиться у него в доме. Практика показывает, что в России этот способ работает далеко не всегда, зато за границей это очень интересный и вполне рабочий вариант ночлега.
Будьте внимательны: если приютивший вас хозяин дома кажется вам неприятным и подозрительным, если он пьян или настроен недоброжелательно, лучше извиниться и покинуть его территорию.
«В странах Южной Америки и Европы я довольно часто останавливалась у водителей, которые меня подвозили. Они обычно спрашивали у меня: «А где ты думаешь остановиться в городе N?» Я отвечала, что идей пока нет, и тогда они мне сообщали, что «в моём доме есть гостевая комната, я буду рад/рада, если ты у меня погостишь».
Ирина Рыжова
Если я попадала в небольшой городок или посёлок на трассе, я просто подходила к дому кого-либо из местных жителей, представлялась, немного рассказывала о себе и спрашивала, можно ли поставить палатку рядом с их домом. Примерно так выглядела моя речь:
— Здравствуйте, меня зовут Ирина, я из России. Путешествую автостопом и вот по пути оказалась в вашем городе. У меня есть своя палатка, разрешите ли вы мне поставить её у вас в саду? Чистоту и порядок гарантирую, а если нужно — могу помочь вам по хозяйству.
Чаще всего меня приглашали переночевать в доме. А бывало и так, что даже звали друзей и соседей в гости, чтобы весело провести вечер и пообщаться с девушкой-путешественницей из России».
  • В исключительных случаях, если вы застряли вечером на трассе недалеко от поста ДПС, полиции или таможни, можно попроситься на ночлег к ним, объяснив ситуацию.
  • Переночевать можно и в сельской школе, больнице, библиотеке и так далее, если вы понимаете, что вам придётся провести ночь в придорожной сельской местности.
Стихийный кемпинг около АЗС © Ирина Рыжова
Ночёвка в палатке возле сельской администрации © Ирина Рыжова
Если есть страх, что к палатке ночью придут дикие животные, можно попроситься поставить лагерь, например, к дорожным рабочим © Ирина Рыжова
Порой кузов грузовика — неплохой вариант для ночлега. Например, в автостопном путешествии по Чукотке этот способ гарантирует, что к вам не залезет медведь © Ирина Рыжова
В городах существует очень интересный вариант размещения — каучсёрфинг. Это сайт всемирного гостеприимства, где люди из множества городов мира предоставляют путешественникам ночлег, предлагая разместиться бесплатно у них дома. Однако каучсёрфинг — это не подобие бесплатного хостела. Это в первую очередь общение с людьми, которые вас приютили, обмен опытом, информацией. Так же как и автостоп. И если вы не готовы разделить своё свободное время с едва знакомым человеком, лучше выбрать съёмное жильё или гостиницу.
Каучсёрфинг работает в большинстве крупных городов России и мира, предоставляя хостов — хозяев — с самыми разными увлечениями, интересами и условиями проживания.
© Александр Булатов
Автостоп — это прекрасный инструмент для создания самых ярких и невероятных путешествий. Это безграничные возможности и отличный способ взглянуть на мир под другим углом.
Помните, что автостоп — это не «поездка на халяву». Путешественник не платит денег за дорогу, но в обмен на поездку он отдаёт водителю свои энергию, внимание, знания, опыт. Чем опрятнее мысли и чувства у путешественника, чем позитивнее его настрой и чем больше он излучает уверенность и доброжелательность, тем мощнее успех, который ждёт его в пути.
Поэтому, отправляясь в путешествие автостопом, приведите в порядок голову и настройтесь только на самое лучшее, при этом не забывая о собственной безопасности.
Шершавой трассы вам, товарищи, и исключительно приятных приключений!

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.