- Страхи и стереотипы об автостопе
- Преимущества автостопа
- Проблемы автостопа
- Как спланировать маршрут автостопа
- Где голосовать на трассе
- Как голосовать на автостопе
- Как разговаривать с водителем
- Опасности на трассе
- Гигиена и одежда в автостопе
- Автостоп в России и за рубежом
- BlaBlaCar и паблики в соцсетях
- Полезная информация для автостопа
Ирина Рыжова, автор статьи, путешествует автостопом около 16 лет, в основном в одиночку. За это время она объездила на попутках всю Россию от Крыма до Чукотки, Южную Америку и более 20 европейских стран. Автостопом Ирина передвигается не только по автодорогам, но и по воде — рекам, озёрам и морям. Предпочитает путешествия в отдалённых и труднодоступных регионах. Суммарно проехала на попутном транспорте более 150 тысяч километров.
Страхи и стереотипы об автостопе
Бесплатно никто не повезёт
Автостоп — это страшно. Тебя могут ограбить, изнасиловать, убить
Автостопом ездят маргиналы
Автостоп невозможно спланировать
Во время автостопа негде переночевать, поесть, помыться
Преимущества автостопа
Экономия денег
Знакомства с интересными людьми
Погружение в культуру и быт

Практика общения на иностранных языках
Больше достопримечательностей
Проблемы автостопа
Долгое ожидание машины
Водитель, с которым не хочется общаться
Риск попасть в непогоду
Как спланировать маршрут автостопа
Пример: вы едете из Казани в Новосибирск. Самая короткая и прямая дорога — через Казахстан, тогда как в объезд государственной границы проходит ряд более мелких дорог — через Ишим и Бердюжье. Если поехать в объезд, придётся сделать крюк 150 км, перебираясь с одной трассы на другую. Но зато вы не попадёте в очередь на таможне и не потеряете времени на прохождении границ.
Пример: вам требуется доехать до села Тюнгур в Горном Алтае, откуда стартуют пешие и конные маршруты к подножию горы Белухи. Навигатор может предложить короткие пути через сёла Инегень и Онгудай. Однако эти дороги непроходимы для автомобилей, хотя тропе Инегень — Тюнгур даже присвоен номер! Будьте внимательны: единственный доступный для машин маршрут идёт через Усть-Коксу.
Например, вы едете из Москвы в Екатеринбург. Есть минимум два маршрута: 1800 км — через Ярославль, Киров и Пермь, либо чуть длиннее, 1900 км — через Казань, Уфу и Златоуст. Допустим, вы выбрали второй вариант, располагаете временем и желанием посмотреть города. В таком случае в первый день вы сможете не спеша добраться до Нижнего Новгорода и даже успеть прогуляться по его центру. Во второй день вы приедете в Казань, и весь третий день можно посвятить экскурсиям по татарской столице. В четвёртый день вы будете в Уфе, а в пятый — вполне сможете оказаться в Екатеринбурге. Если не торопиться, то по пути от Уфы до Екатеринбурга можно заглянуть на озеро Тургояк или прогуляться по живописному национальному парку «Таганай».
Где голосовать на трассе
Как выбрать позицию для автостопа
- Самое главное при выборе позиции — не создавать на дороге аварийную обстановку. Нельзя стоять в зоне действия знака «Остановка запрещена», на автобане, на мосту, в тоннеле, на спусках и подъёмах, перед крутыми поворотами, ответвлениями дорог и перекрёстками.
- На холмистых дорогах, на которых чередуются спуски и подъёмы, следует вставать на вершине холма. Не следует стоять на самом подъёме, на спуске или в низине между холмами, где скорость проезжающих машин максимальна.
- На двухполосных дорогах с плотным потоком машин и узкой обочиной или вообще без обочины нужно найти карман или расширение дороги, где водителю будет удобно остановиться.
- Не выходите на проезжую часть. Оставайтесь на обочине, не создавайте помехи движению.
- Удобная позиция — плавный левый поворот. Однако зимой на поворотах стоять нельзя: это может создать аварийную ситуацию из-за скользкой дороги или микроколеи.
- В черте населённого пункта бывает сложно и небезопасно ловить попутку. Небезопасно — потому что далеко не всегда в посёлках бывает удобная обочина, на которой водитель может безопасно остановиться. Если вас высадили посреди небольшого города, посёлка или деревни, стоит добраться либо до выезда из этого населённого пункта, либо до ближайшей автобусной остановки и по возможности встать за ней. Можно встать и на самой остановке, но, если на ней уже есть люди, ждущие транспорт, вас могут просто не заметить или принять за местного жителя, который также ожидает автобус.
- Для автостопа хорошо подходят места, где водители сбрасывают скорость: перекрёстки и развилки дорог, железнодорожные переезды, пункты оплаты на платных дорогах, посты ДПС и погранпосты, а также аварийные участки дорог, например отрезок дороги со снятым слоем асфальта. Вам нужно встать после этих объектов, метров через двадцать-тридцать.
- На автобанах официально запрещено не только голосовать, но и вообще находиться пешеходам. Можно лишь стоять на выездах с автозаправок или автостоянок. Если водитель едет в населённый пункт в стороне от автобана, вам придётся выйти не на повороте и не на развилке автобанов, а на ближайшей к повороту АЗС или стоянке.
- Если вы голосуете в тёмное время суток, выбирайте освещённую позицию. Ваша одежда при этом должна быть яркой — не тёмной! — и желательно, чтобы на ней имелись светоотражающие элементы.
- Зимой следует быть особенно внимательным на трассе. Гололёд, метель, снежные колеи на дорогах могут создать аварийную ситуацию. Позиция должна быть такой, чтобы водитель имел возможность безопасно остановиться, а автостопщик в случае угрозы отскочить в сторону от дороги. Нельзя стоять на поворотах — даже плавных левых, скоростных участках трассы, узких дорогах.
Как голосовать на автостопе
Жесты
Таблички
Ожидание машины во время автостопа
Как разговаривать с водителем


Опасности на трассе
ДТП
- Всегда пристёгивайте ремень безопасности в машине, даже если водитель разрешает не пристёгиваться, возмущаясь фразой «Ты что, не доверяешь мне?!».
- Находясь в машине, не отвлекайте своими действиями водителя от дороги, не загораживайте зеркало заднего вида.
- Хоть вы и пассажир, проявляйте бдительность на дороге примерно наравне с водителем. Вы — штурман, и это важная роль. Идеально, если штурман знает ПДД и знаки.
- Не давите на водителя, принуждая его ехать быстрее. Но если вам страшно и некомфортно из-за его манеры вождения, сообщите ему об этом. Если водитель игнорирует ваши слова и продолжает совершать небезопасные манёвры на дороге, попросите его остановиться и ловите другую машину.
Вероятность ограбления
Действия сексуального характера
- Одежда должна быть скромной, закрытой: длинные брюки спортивного или туристического стиля, футболка или рубашка свободного кроя, с закрытыми плечами. Никаких топов в обтяжку с глубоким декольте, никаких юбок и шорт. Также стоит воздержаться от броского макияжа и длинных распущенных волос.
- С первых минут разговора объясните водителю, что вы путешественница и не ищете романтических или сексуальных приключений. Если водитель начинает «прощупывать почву» и задавать подозрительные вопросы, намекая на интим, отвечайте твёрдым уверенным отказом.
- От автостопа в тёмное время суток лучше воздержаться. Если всё же вы оказались на трассе вечером, останавливайте дальнобойщиков. С ними ездить более безопасно. Хотя чаще всего по ночам они не ездят, а ночуют на стоянках, есть вероятность, что водителю грузовика требуется преодолеть ещё сотню-другую километров.
- Если неприятные для вас темы продолжаются, аккуратно попросите водителя остановить машину и выходите. Поберегите свои нервы — поймайте другую попутку.
- Если водитель напрямую предлагает секс, твёрдо сообщите ему, что не будете спать с ним и вообще ни с кем вы спать не собираетесь.
- Если водитель начинает распускать руки, нужно дать ему жёсткий отпор, потребовать остановить машину и выйти, даже если он обещает, что «больше не будет».
Неадекватные местные жители
Дикие животные

Гигиена и одежда в автостопе
Автостоп в России и за рубежом
- Для передвижения автостопом по той или иной стране очень полезно выучить язык, на котором разговаривает большинство её жителей. Хотя бы самый базовый набор слов и фраз, чтобы объяснить, кто вы такой, куда едете, чем занимаетесь в жизни и так далее. Это довольно несложно и займёт не так много времени, как кажется. А пользоваться во время автостопа переводчиком на смартфоне бывает не всегда удобно и безопасно.
- Переезжать из одного государства в другое, в том числе по странам бывшего СССР, можно только через официальные международные погранпереходы. Подробности о них следует узнавать заранее. Будьте внимательны: помимо международных, существуют и местные погранпереходы, через которые пускают только граждан двух смежных стран. А между некоторыми соседствующими государствами граница и вовсе закрыта, и официальных погранпереходов нет. Как правило, эти страны-соседи враждуют между собой. Например, нельзя проехать из Армении в Азербайджан, также гражданам России не получится попасть из Абхазии в Грузию.
- В мусульманских странах (Турция, Марокко) и российских исламских республиках нежелательно путешествовать автостопом девушке-одиночке, это может быть небезопасно. Кроме того, каждый день придётся отвечать на массу не самых приятных вопросов. Лучше всего отправиться в поездку парой, мальчик и девочка.
- Дорожная сеть Европы очень разветвлённая и представлена большим количеством автобанов. Находиться пешеходам на таких дорогах запрещено, поэтому путешествие автостопом по европейским странам предполагает передвижение строго между городами, автозаправками и автопарковками. Поскольку плотность населённых пунктов в Европе велика, удобнее ездить с табличкой с указанием города или страны, куда вы направляетесь.
- Если вы всё же оказались на автобане, через 10-15 минут приедет полиция и отвезёт вас в ближайший город. При этом вас могут оштрафовать.
- В некоторых государствах, а также в ряде штатов Америки автостоп запрещён. Возможно, вас и не заберёт полиция, но местные жители вряд ли посадят к себе в машину.
- Автостоп не предполагает платы за проезд, однако в некоторых небогатых странах водители обычно просят денег и отказываются везти бесплатно. Будьте готовы к этому, отправляясь в подобные места.
BlaBlaCar и паблики в соцсетях
Полезная информация для автостопа
Энциклопедия автостопщика
- Книга Антона Кротова «Практика вольных путешествий».
- Сайт Hitchwiki.
Поиск попутчика для автостопа
Поездки автостопом с большим рюкзаком и снаряжением
Где поесть во время автостопа
- В многочисленных придорожных заведениях общепита: хорошие кафе и столовые легко определить по количеству фур, припаркованных рядом с ними. Если в кафе заезжают обедать дальнобойщики — это, как правило, зарекомендовавшее себя заведение.
- Готовить еду самостоятельно на горелке.
- Готовить вместе с водителем фуры.
- Купить заранее выпечку и другой перекус, чтобы можно было быстро поесть в любое удобное время.
Где помыться во время автостопа
- Придорожный душ: имеется в большинстве крупных стояночных комплексов, при дорожных гостиницах или кафе, а также в автокемпингах. Посещение такого душа обычно стоит около 100-250 рублей.
- За границей, например в некоторых странах Европы, душ, стиральная и сушильная машины есть и на крупных автозаправках.
- Водоёмы: рядом с трассой нередко встречается множество речек и озёр с водой, пригодной для купания.
- Полезно иметь в запасе 1,5-2 литра воды и пачку влажных салфеток, чтобы быстро и в любом месте возле трассы освежиться и привести себя в порядок.
Где ночевать во время автостопа
- Мотели и придорожные гостиницы. На трассе их довольно много, особенно в центральных регионах России. Номера в таких отелях для автотуристов обычно бывают разных классов — от экономичного до люкс. Правда, зачастую в отдалённых регионах страны в мотелях комнаты класса люкс соответствуют скорее уровню эконом, а бóльшая часть номеров к вечеру уже занята.
- Палатка. Если вы путешествуете с палаткой, можете ночевать практически где угодно вдоль трассы. Например, поставить своё походное жильё в лесу в 100-150 метрах от дороги, на берегу речки. Или даже разместиться на лужайке возле автозаправки. Разбивать лагерь нужно таким образом, чтобы утром или ночью никому не мешать, не загромождать въезд и выезд.
- Спальное место в фуре. Если вы едете с дальнобойщиком на грузовике, он может предложить вам переночевать в его машине, на верхней полке. На ней можно разместиться и вдвоём, но будет тесновато.
- Местные жители. Допустим, вас довезли до какой-либо деревни, посёлка или окраины города, где есть частный сектор. Если вы не прочь пообщаться с местными жителями, можно попробовать попроситься к ним на ночлег. Обычно это делается так: подходите к калитке, приветствуете хозяина дома, объясняете ему свою ситуацию, рассказываете, что едете туда-то, а затем спрашиваете, можно ли поставить палатку на участке у хозяина. Скорее всего, вам не сразу ответят согласием, но, если вы вступили в диалог с местным жителем и внушили ему интерес и доверие, вас наверняка ждёт успех. Вероятно, человек даже предложит разместиться у него в доме. Практика показывает, что в России этот способ работает далеко не всегда, зато за границей это очень интересный и вполне рабочий вариант ночлега.
- В исключительных случаях, если вы застряли вечером на трассе недалеко от поста ДПС, полиции или таможни, можно попроситься на ночлег к ним, объяснив ситуацию.
- Переночевать можно и в сельской школе, больнице, библиотеке и так далее, если вы понимаете, что вам придётся провести ночь в придорожной сельской местности.