В статье
- Как проверить дату производства обвязки
- Как узнать максимальный срок службы обвязки
- Характерные повреждения текстильных элементов обвязки
- Характерные повреждения металлических элементов обвязки
- Что вредит обвязкам и как этого избегать
- Как проверить страховочное кольцо обвязки
- Как проверить точки для ввязывания обвязки
- Как проверять силовые стропы и швы обвязки
- Проверка состояния элементов комфорта обвязки
- Как проверять пряжки обвязки
- Как часто нужно проверять состояние обвязки
- Почему важно знать историю использования обвязки
Любое страховочное снаряжение нуждается в регулярном осмотре на предмет дефектов, способных скомпрометировать безопасность. Кратко мы касались этого в статье Важные вопросы о проверке страховочного снаряжения. А в этом материале погрузимся в нюансы инспектирования обвязок. Потому что это один из наиболее сложных объектов для проверки. Обвязки производятся из прочнейших на разрыв материалов, но это всё ещё на 95% текстильные изделия, подверженные механическому износу, негативному влиянию ультрафиолета, химических веществ, повышенной температуры, влаги и пр.
Не способствует долголетию обвязок и гонка за внимание покупателей, в попытке всё больше облегчить или усложнить их конструкцию. Такие изделия позволяют спортсменам бить рекорды в скорости и сложности восхождений, но часто при этом жертвуют износостойкостью. Вот и получается, что со временем обвязки становятся всё технологичнее, нагрузки на них всё серьезнее, а вопрос контроля их состояния всё актуальнее.
Как проверить дату производства обвязки
Детальный осмотр обвязки начинается с выяснения даты её производства — не путать с датой покупки! Для этого необходимо отыскать на изделии специальную текстильную этикетку, где нанесена информация о модели, её производителе, размере, серийном номере, сертификации и дате производства.
Имейте в виду, что у каждого производителя свой подход к оформлению этикеток и кодификации номеров изделий. При возникновении трудностей с определением даты производства, следует обратиться к инструкции. Она всегда идёт в комплекте с обвязкой, а также доступна к скачиванию на сайте производителя. Если же ваша модель уже снята с производства, информации о ней в интернете нет, а до производителя или его официального представителя не удаётся достучаться, то есть альтернативы. Можно обратиться в магазин, где приобреталась обвязка, к проверенному инструктору по вашему виду спорта или же к компетентному лицу, специализирующемуся на проверке средств индивидуальной защиты от падения с высоты.
Как узнать максимальный срок службы обвязки
Узнав дату производства, необходимо сопоставить её с максимально допустимым сроком службы обвязки, указанным в инструкции. Как правило, для текстильных изделий срок службы, он же «срок эксплуатации» составляет 10-15 лет с даты производства. Подразумевается, что в случае истечения данного срока, обвязка должна быть уничтожена, независимо от её текущего состояния. Таким образом, даже если ваша модель ни разу не использовалась, а лишь хранилась по всем правилам в тёмном, прохладном, сухом и хорошо проветриваемом месте, она всё равно подлежит выбраковке. Объясняется это неизбежным старением самого материала.
Ренат Бикулов, автор статьи: «В Сети можно встретить множество отчётов об испытаниях обвязок, верёвок и петель с давно истекшим сроком службы. Их результаты говорят о том, что при должном хранении старые, но неиспользованные изделия из полиамида, полиэстера и полиэтилена почти не теряют в прочности. На это же указывает и теория, говорящая о крайне стабильных по своей природе характеристиках этих полимеров. Более того, если проследить за тем, как изменялся максимальный срок хранения текстильных изделий, указываемых в инструкциях различных производителей, вы увидите, что на рубеже веков нормой были 3-5 лет, в 2010-х уже 10 лет, а в наше время Singing Rock, Beal, Rock Empire, Edelrid, Climbing Technology допускают хранение до 12-15 лет. При этом сами материалы и технологии производства изменились незначительно.
Мне видится, что максимальный срок службы, устанавливаемый производителями обусловлен не объективной информацией об устаревании их изделий, а, наоборот, накоплением достаточного количества статистических данных, позволяющих с должной степенью уверенности судить об их долгосрочной безопасности. Такая тенденция не может не радовать, но это не повод хранить снарягу для потомков! Современные материалы деградируют крайне медленно, но надо быть очень уверенным в себе, чтобы на дистанции в 10-15 лет ни разу не усомниться в качестве условий хранения и отсутствии вредных воздействий».

Когда мы узнали дату производства обвязки и убедились, что срок её службы ещё не истёк, можем переходить к поиску повреждений и оценке её состояния. Для этого мы разделим элементы конструкции обвязки на:
По каждой группе деталей мы перечислим основные типы повреждений, присущие тем и другим.
Характерные повреждения текстильных элементов обвязки
Все рассматриваемые в рамках этой статьи текстильные элементы обвязки нужно проверять на:
- Механические повреждения: порезы, проколы, разрывы, потёртости, мохрящиеся участков, выбивающиеся пряди, разошедшиеся швы и др.
- Следы воздействия ультрафиолета: выцветших и отслаивающихся участков.
- Следы воздействия высоких температур: оплавленные, потемневшие, заглаженные и жёсткие по сравнению с другими участки.
- Следы воздействия химических веществ: пятна, выцветшие и жёсткие участки.
- Следы биологического воздействия, в частности плесени.
- Следы абразива: грязи, песка, магнезии, морской соли и других частиц, ускоряющих износ обвязки.
Характерные повреждения металлических элементов обвязки
Металлические детали обвязки необходимо проверять на наличие:
- Механических повреждений: вмятин, трещин, сколов и др.
- Дефектов и деформаций, способных нанести вред текстильным элементам обвязки: острых краёв, борозд, желобков, заусенцев и т.д.
- Следов коррозии и пятен от воздействия химических веществ.
Необходимо также проводить проверку работоспособности пряжек. Для этого нужно убедиться, что:
- Пряжки функционируют корректно: не травят, не закусывают, не деформируют стропу, а усилие необходимое для её протяжки находится в пределах нормы.
- Стропа до и после пряжки не перекручена.
Что вредит обвязкам и как этого избегать
Британский союз альпинистов (BMC – The British Mountaineering Council) в своей памятке, посвящённой обвязкам, представил следующую таблицу. В ней не только перечислены наиболее распространённые причины повреждений альпинистский обвязок, но и указаны некоторые способы по их предотвращению.
ЭЛЕМЕНТ ОБВЯЗКИ | ПОВРЕЖДЕНИЕ | ПРИЧИНА | СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ | РЕЗУЛЬТАТ |
---|---|---|---|---|
Стропа | Порез | Контакт с острыми предметами, например ледорубами, ледобурами, кошками и т.п. | Осторожное обращение и использование защитных чехлов | Выбраковка |
Стропа | Потертость | Трение о скалу или другую поверхность | Полностью исключить практически невозможно. Поэтому после лазания по скальных каминам, пещерам и другим источникам повышенного трения, необходимо каждый раз проводить тщательный осмотр обвязки |
Если потертости незначительные – взять их на заметку и уменьшить интервал проверки. Если потертости обширные или глубокие – обвязка подлежит выбраковке |
Стропа | Оплавление | Трение о веревку, контакт с горячими поверхностями или химическими веществами, проскальзывание пряжек во время сильных рывков | Исключить трение текстиль об текстиль, горячую сушку и контакт с горячими объектами, включая сигаретный пепел | Выбраковка |
Стропа | Повреждение волокон на микроуровне | Соленая вода, грязь, магнезия | Постирать обвязку в теплой воде | В случае своевременной стирки – долгосрочный негативный эффект отсутствует или минимален |
Стропа | Деградация волокон | Ультрафиолет | Хранение вне досягаемости прямых солнечных лучей | В случае значительного обесцвечивания – выбраковка |
Стропа | Химическое повреждение волокон | Воздействие химических веществ: щелочей, растворителей, отбеливателей, бензина и, в особенности кислот | Осторожное хранение и транспортировка | Выбраковка |
Швы | Порыв | Контакт со скалой, острыми объектами | Избегание контакта по мере возможности | Выбраковка в случае повреждения силовых швов |
Пряжка | Коррозия | Соленая вода | Промывка в чистой воде после лазания в морский районах, а также тщательная просушка перед хранением | При наличии следов коррозии – выбраковка |
Таблица из памятки BMC, переведенная и слегка дополненная автором статьи. Источник: thebmc.co.uk
Всевозможные виды повреждений мы разобрали. Основные причины к ним приводящие рассмотрели. Общие рекомендации по уходу дали. Теперь переходим к конкретике! А точнее подробному разбору отдельных деталей обвязки и наиболее распространенных среди них повреждений.
Как проверить страховочное кольцо обвязки
Начинать осмотр обвязки следует с элемента, подверженного наибольшему износу — страховочного кольца. Или двух колец. Или петли. Или двух петель. Смотря, что именно предусмотрено конструкцией вашей обвязки для ввязывания/вщёлкивания верёвки, крепления страховочно-спусковых устройств и усов самостраховки.
Разберём самый распространённый вариант – беседку, главный силовой элемент которой выполнен в виде подвижного кольца, соединяющего пояс и ножные обхваты. Изготавливается такое кольцо из сложенной вдвое или более раз полиамидной, полиэстеровой или полиэтиленовой ленты, которая прошивается особым образом высокопрочными нитями, образующими силовую сшивку.
Несмотря на свой не внушающий доверия вид, страховочное кольцо является самой прочной частью обвязки. По стандартам EN, UIAA и ГОСТ оно должно выдерживать не менее 15 кН нагрузки. А это много! Примерно в 5 раз больше тех нагрузок, что испытывает скалолаз, срываясь на скалодроме, и уж точно больше, чем способно выдержать тело человека. Столь большой запас прочности страховочного кольца закладывается с учётом его постоянного использования и закономерного износа.

Износ страховочного кольца и его силовых швов чаще всего происходит вследствие повреждений, вызванных трением. Неизбежным трением кольца о точки ввязывания обвязки, случайным трением кольца о различные поверхности, а также трением кольца о многочисленное текстильное и металлическое снаряжение к нему присоединяемое. Например, если присоединить к страховочному кольцу не новый и гладкий карабин, а старую, шершавую модель да ещё и с пропилами на концах, то она наверняка начнет пушить кольцо и оставлять на нём потёртости. Причем, чем более потёртым и пушистым будет становится кольцо, тем быстрее оно будет пушиться в дальнейшем. Особенно во время рывков или будучи грязным. Ведь грязь, песок, магнезия и многие другие абразивные частицы способны увеличивать степень трения в разы. Поэтому нужно следить за чистотой страховочного кольца и за чистотой и состоянием снаряжения к нему присоединяемого. Процесс механического износа кольца хорошо заметен и, как правило, растягивается на годы. Впрочем, не всегда.
Надорванное страховочное кольцо на скалолазной обвязке. Повреждение произошло во время срыва на автостраховке, когда кольцо крайне неудачно зацепилось за выступающую часть муфты карабина. Очень обидный и редкий случай, но обвязка, тем не менее, подлежит списанию. Источники: reddit.com, blog.weighmyrack.com
Трения текстиля о текстиль следует всячески избегать. Это знают все альпинисты. Но когда ставится вопрос о том, прищелкнуть ли ус самостраховки или позиционирования, воспользовавшись дополнительным карабином или же ввязать его в страховочное кольцо на полусхватывающий узел, многие выбирают последний вариант. Это вполне нормально и допускается большинством производителей. Просто стоит учитывать, что ввязываемый таким образом ус склонен не только истирать, но и «заламывать» кольцо, что явно не идёт ему на пользу в долгосрочной перспективе. Особенно осторожными стоит быть любителям пренебрегать техникой безопасности и самостраховаться тонкими дайнимовыми петлями. Во время сильного рывка они способны перерезать страховочное кольцо.
Один из участников чемпионата мира по альпинизму в скальном классе, проходившего в 2013 году в Крыму, во время лазания на ИТО сорвался с фактором 1.5 на ввязанный в страховочное кольцо обвязки дейзи-чейн. Во время рывка дейзик попросту перерезал кольцо. Благо альпинист повис на страховочной верёвке и всё закончилось благополучно. Источники: petzl.com, painislove.lt
Как проверить точки для ввязывания обвязки
Точки для ввязывания – это силовые элементы обвязки, предусмотренные производителем для ввязывания текстильного снаряжения, в первую очередь верёвки. В зависимости от конструкции обвязки, точки для ввязывания могут использоваться как параллельно со страховочным кольцом, так и выступать в качестве его альтернативы в тех моделях, где кольцо не предусмотрено.
Выделение точек для ввязывания в отдельный пункт инспекции имеет смысл для беседок, оснащённых страховочным кольцом. В отличие от других конструкций, здесь существует чёткое разделение по тому, какое снаряжение куда присоединяется: металл – в кольцо; текстиль – в точки. И хотя по предыдущему пункту мы уже знаем, что в страховочное кольцо ввязывание усов и верёвки допускается, пользователи всё же стараются так не делать. Логика понятна. Кольцо одно и маленькое . А точек две и обе толстые. Всё это приводит к тому, что на обвязках, которых на рынке большинство точки для ввязывания изнашиваются быстрее, чем страховочные кольца.

Для усиления и защиты точек ввязывания используется, как правило, полиэстеровая стропа. Её прочная и гладкая структура помогает уменьшить износ в местах, подверженных частому контакту с другими текстильными элементами снаряжения – верёвками, самостраховками и петлями. Источник: blog.weighmyrack.com, climbinganchors.com.au
Первой обычно протирается нижняя точка для ввязывания – та, что соединяет страховочное кольцо и ножные обхваты. Происходит это из-за трения, но не столько о верёвку или усы, сколько о само страховочное кольцо. Причем, чтобы износить эту точку необязательно даже лазать и срываться. Достаточно много гулять в обвязке Неудивительно, что это один из самых распространённых вариантов износа, приводящих к выбраковке.
Как проверять силовые стропы и швы обвязки
После проверки страховочного кольца и/или точек ввязывания необходимо визуально и тактильно оценить состояние силовых строп, расходящихся далее по поясу и ножным обхватам.
Важно не путать силовые стропы со смягчающей подкладкой. Первые несут нагрузку, а подкладка, несмотря на внушительный вид, отвечает исключительно за комфорт пользователя. И иногда защищает силовые стропы от пагубного влияния ультрафиолета. Другое дело, что когда стропы скрыты под подкладкой, не просвечивают и не прощупываются, вам остается судить об их целостности лишь по целостности самой подкладки. Впрочем, если та не имеет сквозных порезов или следов химического воздействия, то предполагается, что и находящаяся под ней силовая стропа тоже в порядке.

Обвязка Edelrid Orion. Обратите внимание, что на этой обвязке функцию единой, широкой силовой стропы как на моделях попроще заменяет целый ряд расходящихся строп, призванных улучшить распределение нагрузки по телу пользователя. Комфорт комфортом, но инспекцию вам это однозначно усложнит. Источник: edelrid.com
Важно внимательно проверять области стропы, прикрытые пряжками, резиновыми фиксаторами и другими элементами обвязки способными скрывать важное.
На концах и некоторых других участках стропы вы обязательно столкнётесь с силовыми швами. Лицевую и оборотную сторону таких швов следует проверить на предмет потертых, опаленных, растянутых, торчащих или отсутствующих нитей. Как и на страховочном кольце, сшивки на стропах будут выделяться за счёт нитей контрастного цвета.
На стропу и другие силовые элементы обвязки запрещено клеить наклейки и наносить какие-либо надписи. Ведь даже производителю неизвестно, как различные химические составляющие многочисленных маркеров или клеёв будут взаимодействовать с материалом обвязки. Вдруг они снизят её прочность? Если необходимо обозначить своё снаряжение или указать инвентаризационный номер обвязки для проката, то есть специально отведённое для этого месте на этикетке обвязки.
Проверка состояния элементов комфорта обвязки
К элементам комфорта обвязки относятся все элементы, не являющиеся силовыми. То есть подкладка, фиксаторы концов стропы, развесочные петли, поддерживающие ножные обхваты эластичные стропы и некоторые другие не влияющие на безопасность пользователя детали обвязки.
Отказ элементов комфорта хоть не является критичным для безопасности, но приносит массу неудобств. Так, зацепившись за ветку или скальный выступ, можно порвать полочку и лишиться всего висящего на ней снаряжения. Лишённая фиксатора и потому свободно болтающаяся силовая стропа способна не только раздражать, но и сильнее проскальзывать в пряжках. А ножные обхваты, оставшиеся без поддерживающей резинки, могут сползти вниз по бёдрам, сделав зависания в обвязке менее удобными, а рывки более жёсткими.
Нельзя обделять вниманием и подкладку обвязки. Ведь на её ярком фоне могут стать заметны ранее невыявленные повреждения силовых элементов. Например, от ультрафиолета.
Чем больше времени обвязка проводит на солнце, тем сильнее деградирует, выцветает и теряет прочность её материал. И пусть этот процесс протекает медленно, всё же среди нас немало тех, кто годами лазает на открытом воздухе, проводит месяцы в горах и грешит регулярной просушкой снаряжения на солнце.
Столь растянутое во времени обесцвечивание проще выявить по ярким подкладкам, чем по чёрным и серым стропам и страховочным кольцам. Особенно, если сравнить прикрытые от солнца внутренние участки ткани с контрастирующими своей блёклостью внешними. Или сопоставить свою обвязку с такой же, но новой в магазине или по фотографиям в интернете.
Схожим образом на обвязке могут быть обнаружены оплавленные участки или химическое загрязнение. Поэтому не пренебрегайте осмотром подкладки на наличие пятен и ее прощупыванием в поисках аномально жестких участков.
К сожалению, химическое воздействие далеко не всегда оставляет очевидные следы. И история скалолазания знает пару случаев, когда невидимые пары кислот доводили прочность текстильных элементов обвязки практически до нуля. Чтобы не допустить повторения подобных ситуаций, необходимо, чтобы каждый альпинист, скалолаз и спелеолог был информирован о существовании подобной опасности и максимально ответственно подходил к хранению и транспортировке своего снаряжения.
Заключительный же и, пожалуй, самый неочевидный фактор, требующий вашего учёта при инспекции обвязок – вода. В статье «Влияние воды на свойства динамических веревок» я уже упоминал о том, что влага действует на нейлоновые верёвки как пластификатор, медленно, но необратимо снижая их прочность. Полагаю, что данная проблема актуальна и для обвязок, многие из которых также производятся из нейлона. К тому же с влагой в недра любых текстильных материалов могут проникают частицы абразива, способные в дальнейшем изнашивать волокна обвязки изнутри.
Впрочем, как и в случае с солнечным воздействием, эта проблема касается не всех, а лишь тех, кто действительно часто контактирует с водой. Например, любителей каньонинга, обвязки которых протестировала в 2020 году Международная федерация альпинизма (UIAA). Результаты тестов показали, что из-за суммарного воздействия воды, абразива, ультрафиолета, неправильной просушки и хранения прочность некоторых обвязок за 3-4 года упала вплоть до 10% от изначальной, то есть составила буквально 1-2 кН.
Как проверять пряжки обвязки
Регулировочные пряжки обвязок следует проверять, как на корректность функционирования, так и на наличие механических повреждений или коррозии.
Учитывая, что на разных моделях обвязок пряжки могут существенно отличаться, в каждом конкретном случае следует руководствоваться инструкцией производителя. Что касается усилий необходимых для затягивания стропы и протравливания её через пряжку, то тут всё зависит как от конструкции самой пряжки и её сочетания со стропой, так и с текущим состоянием последней. Так, например, на некоторых новых обвязках изначально стропа может идти туго, но спустя какое-то время «расхаживаться». Возможна и обратная ситуация, когда со временем стропа дубеет и регулировка размера становится сложнее. Главное, чтобы правильно заправленная в пряжку стропа ни при каких обстоятельствах не протравливалась без вмешательства пользователя.
Состояние материала пряжек стоит оценивать как карабины и другие металлические изделия. Не должно быть никаких трещин, сколов, вмятин, борозд, острых краёв и следов коррозии от контакта с водой. Важно инспектировать пряжки целиком, не позволяя ни одному дефекту укрыться за или под стропой.
Как часто нужно проверять состояние обвязки
Правильный ответ – перед и после каждого использования. Собираете снаряжение на скалодром, готовитесь к альпинистскому маршруту или выдаёте/принимаете обвязку в прокате – всегда просматривайте её на предмет повреждений или, например, неправильно заправленной в пряжку стропы. Полазали на скалодроме, спустились с горы, возвращаете обвязку в прокат – вновь пробегитесь по ней глазами. Даже если дефекты отсутствуют, вдруг обвязка нуждается в стирке или тщательной просушке?
Разумеется, столь поверхностный осмотр позволит выявить лишь очевидные повреждения. Зато такие проверки позволяют владельцам самодисциплинироваться и держать в памяти состояние своей обвязки. Таким образом, в случае возникновения повреждения шанс, что оно будет своевременно замечено возрастает.
Доскональный осмотр обвязки по всем описанным ранее пунктам зависит от частоты использования обвязки, её возраста и состояния, определённых событий и степени вашей тревожности:
- Если вы спортсмен, лазающий по 5 раз в неделю в обвязке, которой пошёл третий год, то следует хотя бы раз в несколько месяцев уделять ей повышенное внимание.
- Если же ваша беседка используется всего пару раз в год во время выездов в альплагерь, то приурочивать детальную проверку следует именно к поездкам. А учитывая длительность хранения и высокий износ в горах, обвязку следует детально проверять и перед отъездом, и после возвращения. Вдруг после прошлой поездки вы забыли её просушить и несчастная обвязка несколько месяцев покрывалась в шкафу плесенью?
- Вы одолжили обвязку другу. Каким бы ответственным тот ни был, после возвращения не поленитесь устроить обвязке досмотр с пристрастием.
- Любая нештатная ситуация — повод для инспекции. Жёстко дернуло во время срыва? Надевая кошки, наступили на обвязку? Восхождение подождёт, а ваша безопасность нет.
В профессиональной среде работников на высоте, где требования к безопасности регламентированы намного строже, чем в спорте, существует правило, гласящее, что средства индивидуальной защиты от падения с высоты должны в обязательном порядке проходить плановый осмотр компетентным лицом. Периодичность планового осмотра обычно составляет один раз в год, не считая внеплановых осмотров после исключительных происшествий по типу рывка с большим фактором. Снаряжение, не прошедшее проверку у компетентного лица или получившее отрицательное заключение, использоваться не может. А само компетентное лицо – это человек, прошедший специальную подготовку и имеющий подтверждающий сертификат.
Ренат Бикулов, автор статьи: «Несмотря на повсеместное применение этой практики в мировом промальпе, уверен, что у большинства спортсменов она бы вызвала лишь неприязнь и отторжение. Собственно и я не пытаюсь призвать всех владельцев обвязок к ежегодному паломничеству к сертифицированному инспектору. Но, как мне кажется, спортивные федерации, большие скалодромы, альп/тур/спелео- и прочие клубы и уважаемые организации могли бы способствовать делу безопасности, отправляя на подобную сертификацию своих инструкторов. Чтобы те, имея авторитет и доступ к большой аудитории, могли нести знания в массы, особенно среди новичков».
Почему важно знать историю использования обвязки
Далеко не все повреждения и дефекты можно выявить при разовой проверке. Некоторые воздействия и вовсе не оставляют следов, другие негативные изменения становятся заметны лишь в динамике и только внимательному пользователю, знающему всё, что когда-либо происходило с его снаряжением. Для иллюстрации этого тезиса, вот вам история.
Некий господин Р. купил себе обвязку. Сразу же срезал с неё белую этикетку с никому не нужной информацией, а чек и инструкцию выбросил. За следующие пару лет, что Р. пользовался обвязкой, с ней успело произойти многое. Обвязка постоянно использовалась на скалодроме, проводила по несколько месяцев к ряду в горах, многократно мокла и валялась в грязи. После чего просто отряхивалась, сушилась на солнце и продолжала свою работу. Разумеется, без срывов тоже не обходилось. От некоторых у Р. аж звездочки в глазах блестели, а поясница болела еще неделю.
Р. любил пробовать новое и всюду брал с собой свою обвязку. И на прыжки с верёвкой, и на хайлайн, и на подработки промышленным альпинистом. Помнится как-то во время герметизации швов он даже капнул на неё какой-то смесью. Впрочем, в машинке с отбеливателем и температурой 90°C пятно отстиралось. Вскоре после этого Р. забросил обвязку на раскалённую летним солнцем лоджию. Учитывая, что обвязка и так лежала без дела, он, ни секунды не сомневаясь, одолжил её своему другу на первые альпсборы. Те прошли успешно, но обвязка вернулась к Р. на две недели позже обещанного и в насквозь мокром пакете. «Ничего, – сказал Р., – на батарее в миг просохнет!».
На третий год использования Р. понял, что обвязку пора менять. К тому же у любимого производителя как раз вышла новая, более легкая модель. «Что делать с предыдущей? – подумал он, – может отдать на детский скалодром? Нет. Выглядит она еще бодрячком и денег стоит». Так Р. решил продать свою обвязку на вторичном рынке. Разумеется, чтобы назначить справедливую цену он перед продажей внимательно ее осмотрел. Впервые за пару лет. И даже удивился, насколько целой она оказалась. Вот и покупатель нашёлся быстро, вопросов не задавал и вообще был очень рад выгодному приобретению. Р. тоже решил не отставать и сразу отправился в магазин покупать себе следующую обвязку…
Разумеется, такого не бывает! Тем не менее эта доведенная до абсурда ситуация показательна:
- Она демонстрирует нам насколько важно с точки зрения безопасности заниматься ликвидацией безграмотности в сфере обращения с альпинистским снаряжением.
- Даёт нам понимание о том, насколько рискуют все участники истории: безответственный главный герой, не удосужившийся прочесть даже инструкцию производителя; друг-новичок, без задней мысли одолживший обвязку у такого человека; покупатель, без вопросов и сомнений приобретающий б/у снаряжение.
- Мы можем задаться множеством вопросов: «А что бы сделал я на месте вымышленного героя? Придал бы значение всем тем многочисленным случаям, дискредитирующих прочность обвязки? Сумел бы из года в год держать их в памяти? И если уж на то пошло, решился бы пересказать их новому владельцу?».
Как думаете, после всего произошедшего, прошла бы эта обвязка инспекцию у стороннего лица? Ведь в использовании она находилась всего 2 с небольшим года, хранилась и применялась, по заверениям пользователя, «правильно», да и серьёзных видимых повреждений на ней было. Поэтому вполне возможно, что прошла бы. Но вот ты, читатель, зная историю этой обвязки, стал бы ей пользоваться? Полагаю, что нет.
Вот и выходит, что знание истории использования позволяет:
- Давать оценку безопасности обвязки не только по текущим визуальным и тактильным признакам, но и по практике ее применения и хранения.
- Устанавливать связь между наблюдаемыми в моменте дефектами обвязки и многочисленными, неочевидными и зачастую сильно растянутыми во времени событиями, послужившими для них причиной. Что, в свою очередь, дает возможность учитывать прошлые ошибки в обращении с обвязкой и не допускать их повторения в будущем.
- Вовремя выбраковывать обвязку, не дожидаясь наступления более явных и порой опасных сигналов.
Если вы не знаете полную историю использования своей обвязки, значит она подлежит выбраковке!
При этом историю использования обвязки, да и любого другого снаряжения, отвечающего за вашу безопасность, важно не только знать, но и помнить. А учитывая, что обвязками, верёвками и железками у нас порой забита вся кладовка... И все это добро используется годами и в самых разных условиях… Надеяться на одну лишь человеческую память, значит поступать опрометчиво, если не сказать рискованно. Поэтому стоит документировать ключевые события из истории обвязки одновременно с результатами плановой инспекции. Да, последние также стоит держать на бумаге или в электронном виде.
Благо велосипед изобретать не придется. Все больше и больше производителей предлагают скачать со своих сайтов шаблоны по осмотру тех или иных типов снаряжения. Вот, например, пошаговый бланк проверки спортивных обвязок от фирмы Petzl.
Любой изначально ответственный и внимательный пользователь способен выявить на своей обвязке даже самые неочевидные повреждения. При учете, что он:
- является первым и желательно единственным владельцем обвязки;
- знает правила применения и хранения обвязки;
- в курсе полной истории её использования;
- знает, на что обращать внимание при ее регулярном осмотре.
Уже при выборе новой обвязки такой пользователь наверняка запомнит яркость ее рисунка, жесткость строп, качество их хода в пряжках и многие другие незначительные для посторонних детали. А спустя время, заметив любые отклонения во внешнем виде или поведении обвязки, сможет сопоставить их с досконально известной ему историей ее использования и принять правильное решения относительно ее безопасности. Но до этого, скорее всего, пройдет немало времени. Ведь знание правил применения и хранения обвязки позволит ему свести к минимум любой ее износ.
Разумеется, от ошибки или чрезвычайного происшествия не застрахован никто. Но ни финансовые трудности, ни досада от преждевременного повреждения обвязки не остановят ответственного пользователя от необходимости ее выбраковки. Да не останется он в стороне и укажет на ошибку другим, использующим обвязки не по назначению и хранящим их неподобающим образом. И при любых, казалось бы, самых незначительных сомнениях в обвязке, он без каких-либо сожалений сдаст ее на переработку, чтобы впредь уже никто не смог подвергуть себя риску. Ведь мало, что может помешать альпинисту сильнее, чем отсутствие доверия к своему снаряжению.