Что общего между скафандрами для космонавтов, жилыми модулями для экспедиций на Луну и палатками с надувным каркасом? Во всех этих инновационных разработках участвовал создатель компании Nemo. В 2017 году американскому бренду исполнилось 15 лет — не так много, если сравнивать со старожилами аутдор-индустрии. Но при этом история успеха компании динамична, интересна и действительно воодушевляет. Конечно же, речь пойдёт о человеке и о его страсти.
В апреле 2002 года 26-летний Кэм Бренсингер основал Nemo c намерением привнести в аутдор-индустрию новые подходы к дизайну экипировки. Компания расположилась в здании старой фабрики в городе Нашуа в штате Нью-Гэмпшир, по соседству с хребтом Белые горы (White Mountains), занимающим четверть площади штата, школой дизайна Род-Айленда и Массачусетским технологическим институтом. Это соседство сыграло определённую роль в успехе компании. А название родилось само собой, так как Нью-Гэмпшир располагается в регионе Новая Англия на северо-востоке США. Отсюда — New England Mountain Equipment (снаряжение из Новой Англии), которое преобразовалось в короткое Nemo.
Но вся эта история началась задолго до 2002 года. Кэм Бренсингер был молод, когда решился открыть собственный бизнес, но он не был новичком в аутдор. С детства он ходил в походы, а собственное альпинистское снаряжение начал создавать, учась в колледже. Мир аутдора стал для него сначала страстью, а потом и смыслом жизни. К моменту выпуска из колледжа в 1998 году Бренсингер обладал ценным опытом в альпинизме и скалолазании, даже вёл месячный курс по выживанию, но к тому моменту всё ещё не имел понятия, в каком направлении двигаться дальше.
Летом после выпускного Кэм и его трое друзей решили взойти на Денали, маршрутом по Западному ребру. На тот момент для него это было первое серьёзное восхождение, а коктейль из плохой погоды, невероятного снегопада и горной болезни сделал их приключение эпичным. В день штурма они развернулись назад, не дойдя до вершины пару часов.
Экспедиция не удалась, но опыт на Денали посеял в голове Кэма зерно, как скомбинировать его страсть к природе с возможностью постоянного заработка средств к существованию. После возвращения Бренсингер с другом, который учился в инженерной школе, начали думать, как начать собственный бизнес.
Чтобы воплотить свою мечту, Кэм поступает в Род-Айлендскую школу дизайна, где три с половиной года занимается столярным делом и моделированием. «На самом деле здесь я обучался только потому, что на руках у меня был сырой бизнес-план и мне не терпелось скорее открыть собственное производство экипировки. В Род-Айлендской школе дизайна я использовал любой выпадающий шанс для работы над своим снаряжением», — считает он.
Все проектные работы Бренсингера во время обучения были связаны с созданием экипировки. Изначально главной задачей было трезво взглянуть на то, что есть на рынке, и устранить избыточность в весе и объёме. «У меня был большой опыт сбора рюкзака, и в определённый момент для меня стала безумием мысль о том, что у тебя должно быть от сорока до пятидесяти фунтов снаряжения для комфортного длительного похода или экспедиции, поэтому первоначальной миссией Nemo было создание сбалансированного комплекта туристического снаряжения без лишних деталей», — говорит Кэм.
Помимо теоретических основ, для получения необходимых практических навыков летом 2000 года Бренсингер отправился в Солт-Лейк-Сити на стажировку в Black Diamond. Там он помогал разрабатывать первую серию налобных фонариков, участвовал в работе над петлями и оттяжками для альпинистов. Работа над альпинистским снаряжением во время стажировки позволила ему восполнить пробелы в знаниях, связанных с безопасностью. После возвращения домой он продолжил работать над созданием качественного и безопасного снаряжения и вскоре проекты привели его намного дальше скалолазания и альпинизма.
Осенью 2000 года он начал работу над надувными элементами, которые должны были выполнять функцию защиты в одежде. Тем временем в Массачусетском технологическом институте консультант NASA Гильермо Тротти и профессор института Дава Ньюман вместе с выпускниками работали над созданием нового поколения скафандров для космонавтов. Тротти увидел презентацию Бренсингера о надувных элементах и пригласил молодого дизайнера в команду Давы Ньюман. Работа над этим проектом дала ему не только дополнительный опыт в сфере дизайна, но и помогла осуществить давно задуманный бизнес-план. Концептуальной отправной точкой стал зимний маршрут на гору Вашингтон в Нью-Гэмпшире.
Для Бренсингера этот маршрут был не нов, он регулярно поднимался на эту гору, а ледолазание было его главной страстью после семьи и Nemo. Но во время восхождения 2001 года погода поменялась настолько, что их группе пришлось копать себе укрытие в снегу. Гора Вашингтон известна своей переменчивой погодой, а особенно сильными ветрами из-за близости Атлантического океана. До 1996 года там был установлен мировой рекорд скорости ветра — 103,3 м/с. «Ночью я лежал в своём бивачном мешке, утопая в снегу при сильном ветре, как маленький ребёнок в постели, и был в ужасе. Я подумал, что если бы у меня сейчас было несколько ковров Therm-a-Rest, их можно было бы склеить вместе, придать форму, а потом сделать эту конструкцию тёплой, крепкой и устойчивой». Так возникла идея палатки с надувным каркасом.
В школе дизайна Кэм продолжал развивать придуманную им технологию «поддержания воздухом» (AirSupported Technology — далее AST), и идея по созданию палатки с надувным каркасом начала приобретать очертания.
Дипломная работа Бренсингера в Род-Айлендской школе дизайна называлась очень просто — «NEMO Equipment, Inc.». Она включала в себя следующие разработки: ледобур, ледовый инструмент, спусковое устройство и пара палаток.
Возвращаясь в 2002 году в Нашуа, Кэм знал, что нужно сфокусироваться на чём-то одном. Выбор пал на палатку, потому что он видел возможность привнести значительные инновации на рынок, и знал, что успешные революционные палатки принесут компании доверие при разработке новых продуктов в будущем.
Итак, первый год компании прошёл за обучением в кройке и шитье, разработке образцов и доработке технологии AST. В 2003 году появились первые прототипы палаток. На самый первый успешный образец потратили более 1500 булавок, чтобы конструкция держалась во время сшивки. Образец был не самым удачным, но доказал жизнеспособность концепции.
Затем началась разработка первой линейки палаток, и наём первых сотрудников. Помимо создания палаток, компания занималась консультационной работой на стороне, чтобы стимулировать творческий потенциал и расширить свои знания. Одним из первых проектов было создание новой архитектуры жилых модулей для исследования Луны и Марса.
Летом 2004 года Nemo дебютирует на главной торговой аутдор-выставке США Summer Market Outdoor Retailer Show. Продукция моментально привлекает внимание. После выставки компания заканчивает разработку первой серии палаток и начинает пробное производство.
Зимой 2005 года на международной выставке аутдор-индустрии ISPO компанию признали абсолютным победителем премии BrandNew Award. Палатки Nemo стали продаваться в специализированных магазинах, отправлялись в путешествия по всему миру и почти каждый год получали очередные премии и награды.
В 2006 году компания поставляет модификации палаток Gogo морскому флоту США. Появились специальные модели палаток для военных, а следом за ними — и для туристических походов.
Благодаря инновационным разработкам Nemo быстро обрела известность. Главной философией стала концентрация лёгкости и надёжности продукта. К 2010 году компания выпустила на рынок двадцать моделей палаток, четыре модели ковриков и одну подушку. Через два года к ассортименту добавились и спальные мешки.
В отличие от гигантов аутдор-индустрии, Nemo, скорее, частный малый бизнес. До 2010 года в компании работало 12 человек, включая маму Кэма, которая отвечала за бухгалтерию. Его сестра помогала с пошивом, а жена продвигала продукцию в интернете. Постепенно маленькую фабрику расширили с 2500 м² до 8500 м², а в 2011 году уже и она стала совсем тесной, и компания переехала ближе к океану в Довер. А в 2012 году Кэм Бренсингер впервые решился нанять финансового директора, чтобы довести дела предприятия до такого же уровня, как и сам продукт, раскрыть потенциал бренда и радовать больше клиентов.
Сегодня Кэм Бренсингер формирует миссию компании следующим образом: «Наше видение — быть ведущим источником инновационного снаряжения для отдыха и экстремальных условий. Наша миссия — вдохновлять людей на уважение к нашей планете и любовь к приключениям».
Купить лёгкие и надёжные палатки Nemo можно в магазине Спорт-Марафон в Москве на Сайкина, 4, или заказать через интернет-магазин.