0

История компании Exped

Источник фото: mpora.com
Компания Exped — первый европейский бренд, который сделал ставку на ультралёгкое снаряжение, экспериментальный дизайн и собственные уникальные технологии. Рассказываем историю компании и как ей удалось занять свою нишу на тесном outdoor-рынке.

Медовый месяц на полярном круге. С чего всё началось

Будущие основатели компании Exped Энди и Хeйди Брюн изначально выбрали особый путь. Он начался с момента, когда они определились, как провести свой медовый месяц. Вернее, девять месяцев. Молодые люди решили перезимовать в диких условиях вдали от цивилизации. В конце августа 1981 года они отправились на озеро в северо-западную часть Канады в суровые места рядом с полярным кругом. На сотни километров — ни людей, ни дорог, ни связи. Помощи ждать неоткуда, поэтому рассчитывать они могли только на себя. Единственное, в чём Энди и Хeйди были уверены, так это в том, что через 270 дней прилетит гидросамолёт и заберёт их домой.
Весь груз отшельников уместился в два рюкзака. С собой они взяли только необходимую одежду, непортящиеся продукты (всего 40% от того, что могло понадобиться им на весь срок) и самые простые рабочие инструменты, которые не подведут в экстремальные морозы: нож, пилу и топор. Весь быт молодожёны планировали организовать сами.
Книга «Как построить дом из брёвен», купленная незадолго до поездки, на деле оказалась бесполезной, поэтому молодым людям пришлось импровизировать и возводить жильё, основываясь только на логике и интуиции.
Через 40 лет после добровольной самоизоляции Энди признается, что, несмотря на трудности, холод и встречи с дикими животными, он ни о чём не жалеет. Это был отличный опыт единения с природой и пользования малым, который отразился на миссии семейного бизнеса: основой продуктов Exped станут простота, минимализм и функциональность.
Энди Брюн: «Недостаток — иметь слишком много. Бензопила в минус 40 градусов? Бензин замерзает. Нож и топор? Работают! Если вы берёте с собой только несколько вещей, они должны работать». Источник фото: Exped
Дом для зимовки Энди и Хейди пришлось строить без печатного руководства. Книга с инструкцией оказалась бесполезной. Источник фото: Exped
С собой отшельники привезли меньше половины продуктов, большую часть еды им приходилось добывать в лесу. Источник фото: Exped
Вернувшись на родину в Швейцарию, Энди и Хейди стали дистрибьюторами туристических брендов. Компания Exped из Цюриха больше десяти лет снабжала европейских аутдорщиков снаряжением самых передовых брендов: Outdoor Research, MSR, Lowe Alpine, Feathered Friends и Ortlieb, а потом выпустила на рынок собственную экипировку.

Когда звёзды сошлись. Про палатки Exped

Один из первых продуктов под торговой маркой Exped — палатка Orion — появился как ответ на запросы потребителей.
В конце 1990-х годов на рынке уже вовсю пользовались популярностью разные палатки: и вместительные полубочки, и устойчивые палатки-полусферы, но комфортной и одновременно способной выдерживать ветер и не требующей дополнительных растяжек не было. Энди Брюн решил исправить это и объединил преимущества обоих типов конструкции: добавил одну длинную поперечную дугу к двум параллельным. Получилась просторная и надёжная палатка, которая могла противостоять шквалистому ветру и вмещать гору снаряжения.
Orion — модель-долгожитель. Её в разных вариациях выпускают больше 20 лет и постоянно совершенствуют, а такая компоновка каркаса «ушла в народ». Бренд Vaude применил её в модели Mark, Sierra Design — в модели Convert.
Ассортимент палаток Exped с каждым годом увеличивался, а вместе с ним росла и популярность инновационных разработок бренда. В 2003 году палатка Sirius Extreme вошла в список финалистов ежегодной премии «Выбор редакции» журнала Backpacker. Её оценили за небольшой вес, максимальную вместимость, быструю установку и отличную вентиляцию.
Как выбрать палатку и как с ней обращаться, читайте в подборке статей «Всё о палатках».
«Мой напарник и я едва заметили, что делим одну палатку, а через вход может проехать автомобиль Fiat», — так отзывались о модели Sirius тестировщики журнала Backpacker в 2003 году. Источник фото: backpacker.com
Конструкция палатки Orion с 1997 года почти не изменилась, зато все детали усовершенствованы до идеала. Источник фото: Exped

От города до гор. Про спальные мешки Exped

Если в ассортименте бренда есть палатки, должны быть и спальники, решили основатели. Чтобы узнать все сложности и хитрости производства, Хейди и Энди полетели в Гонконг и неделю сидели в мастерской и собственноручно шили спальники. Время и деньги они потратили не зря. В 1998 году Exped выпустил на рынок не очередную модель традиционного мешка, а универсальный и многофункциональный спальник-жилет Wallcreeper.
Низ расстёгивался, по бокам были прорези для рук, а в районе головы — регулируемый капюшон и утеплённый воротник на липучках. В нём можно было спать, пить чай в палатке, не вылезая из тёплого и уютного спальника, и ходить по лагерю. За 20 лет модель усовершенствовали, название заменили на более говорящее — DreamWalker, а пользователи нашли спальнику новые способы применения.
Спальный мешок DreamWalker можно застёгивать поверх гамака, тогда он будет сохранять тепло снизу, в прохладную погоду в нём можно гулять в лесу и по городу как в пуховике. Источник фото: Exped
Туристам, которые искали снаряжение для суровых условий, чета Брюн предложила непромокаемый спальник. Чтобы ни пролитый внутри палатки суп или чай, ни природные осадки снаружи не могли намочить гусиный пух, основатель бренда Exped отказался использовать иглы при пошиве и применил водонепроницаемую ткань и технологию сварных швов. Для прочности и долговечности швы сделали двойными. Спальники Waterbloc перед запуском в серию тестировали во влажных условиях, на морозе, в них спали на улице без укрытия — натуральный утеплитель всегда оставался сухим и не терял теплосберегающих свойств. Энди Брюн оформил патент на сварные швы, теперь по лицензии технологией пользуются и другие производители экипировки, например Mountain Hardwear.
Подробнее о том, как выбрать спальные мешки:

От «худшего» к «лучшему». Про коврики Exped

Самая коммерчески успешная разработка Exped — коврик DownMat — появилась почти случайно. К Энди Брюну обратились альпинист Эрхард Лоретан и «выживальщик» Кристоф Хаген и попросили создать идеальный коврик для холодных условий. Всё, что существовало на рынке, их не устраивало либо по уровню комфорта, либо по весу, либо по теплоизолирующим показателям. Основатель бренда вспомнил, как он мёрз 10 ночей подряд в Канаде во время медового месяца, когда спал на тонком коврике-пенке, решил взять за основу надувной матрас, облегчить его конструкцию и набить гусиным пухом.
На первой же выставке DownMat получил неофициальный приз «худший продукт», зато через год получил награду как самый лучший. Чтобы доказать скептикам, что коврик с пуховым наполнителем работает, Энди совершил революцию в отрасли и сыграл важную роль в создании шкалы для измерения и сравнения эффективности туристических ковров.
Ещё до разработки стандартов ASTM он заказал в Швейцарской федеральной лаборатории материаловедения и технологии (EMPA) исследование показателей термического сопротивления, которые применяли в основном для строительных материалов, и был первым, кто протестировал коврик на коэффициент R-Value. Специалисты лаборатории прислали подтверждение: R-Value DownMat равняется показателю 9,5. В Exped его потом скорректировали до 8, а через 20 лет получили точно такой же результат.
Энди Брюн рассчитывает показатель R-Value коврика DownMat в EMPA. Это одна из первых версий модели с поворотными клапанами. В современных версиях Exped использует плоские
Энди Брюн рассчитывает показатель R-Value коврика DownMat в EMPA. Это одна из первых версий модели с поворотными клапанами. В современных версиях Exped использует плоские. Источник фото: Exped
Через несколько лет в Exped создали бюджетную версию коврика с синтетическим утеплителем, бо́льшим весом и меньшим показателем термического сопротивления — SynMat. А уже её растиражировали в разных размерах, цветах и формах. На этой же базе сделали большой ковёр, вмещающий двух человек.
Во все коврики SynMat, кроме ультралёгкой вариации, инженеры интегрировали ручной насос с плоскими прочными клапанами, которые не замерзают на морозе и не ломаются. Ковры с пуховым наполнителем можно надувать и специальным мешком Schnozzel, чтобы не вдохнуть влагу и не увлажнить пух. Этот мешок герметичный, верх сделан в виде скрутки, поэтому его можно использовать в качестве гермоупаковки.

Энди Брюн запатентовал технологию утепления надувных ковров. По лицензии Exped её в своих ковриках применяют американский бренд Big Agnes и британцы Mountain Equipment.

Коврик DownMat в Швейцарских Альпах. Источник фото: Exped
И на Шишапангме в Гималаях. Источник фото: Exped
Чтобы накачать коврики Exped со встроенным насосом, нужно надавливать на зону, где нарисованы руки. Источник фото: theglobetrotter.de
А так выглядит процесс надувания коврика с помощью мешка Schnozzel. Источник фото: Exped

Exped, давай полегче. Про рюкзаки Exped

В 2008 году компания вывела на рынок новый вид товара — рюкзаки. От линеек других брендов они отличались минималистичным дизайном, высоким уровнем защиты от непогоды и малым весом.
До Exped немногие европейские производители отваживались выпускать такие рюкзаки серийно. Даже в США они были нишевым продуктом, который выпускали «гаражные» бренды.
Именно на улучшение веса, эргономики и защиты направляют все силы дизайнеры и инженеры Exped, и все следующие серии рюкзаков получаются легче и надёжнее предыдущих. Через пять лет, в 2013 году, компания разработает модель Lightning, стропы в которой будут сделаны из прочного и лёгкого материала Dyneema , а в 2019 году Dyneema станет основной тканью нового альпинистского рюкзака Whiteout.
Для скитурщиков, альпинистов и адептов стиля Fast & Light сконструировали водонепроницаемый облегчённый рюкзак, который защищает содержимое от влаги и снега.
В Европе бренд знаменит и своими гермомешками. В ассортименте компании их десятки: разных размеров, цветов и форм.
Рюкзак Whiteout из Dyneema объёмом 55 литров весит всего 825 грамм. Источник фото: Exped
Вес Dyneema не влияет на показатели прочности. Этот материал в четыре раза прочнее кевлара на разрыв. Источник фото: Exped

Бизнес на доверии. Про ценности компании

В офисе Exped в Цюрихе основатели создали семейную атмосферу для того, чтобы сотрудники чувствовали — им доверяют. Когда Энди и Хейди полгода путешествовали по Эквадору, они всего лишь один раз позвонили, чтобы узнать, как идёт бизнес.
Бренд никогда не стремился стать влиятельной сетевой компанией, потому что небольшой масштаб позволяет поддерживать прямой контакт с коллективом, партнёрами и клиентами. В интервью Энди Брюн говорил: «Быть маленькой компанией означает, что мы можем принимать решения очень быстро. Нам требуется примерно год, чтобы создать новый продукт. У больших компаний на это уходит минимум два. К тому же мы не хотим наделать ошибок в погоне за малым весом, но можем позволить себе делать безумные вещи».

В 2019 году компания подготовила первоапрельский розыгрыш. На сайте опубликовали сообщение о том, что бренд объявляет войну крошкам и грязи в палатках и запускает в продажу миниатюрный робот-пылесос. К сообщению прилагались подробные технические характеристики и фотографии устройства.

Больше 20 лет Энди и Хейди Брюн участвуют в разработке и тестировании снаряжения © Jurg Buschor
Тот самый виновник боли и разочарования outdoor-гиков, когда они узнали, что пылесос для палаток — первоапрельская шутка. Источник фото: Exped

По стандартам. Про ответственное производство

Медовый месяц на полярном круге повлиял не только на сознание основателей и миссию бренда, но и на отношение компании к окружающей среде. В Exped почти не используют пластиковую упаковку и стараются обходиться без клея, а с 2020 года все картонные коробки сертифицируют по стандартам Лесного попечительского совета (FSC).
Большинство многоразовых сумок для хранения палаток, спальников и ковриков компания шьёт из переработанных материалов. В 60% товаров Exped использует ткани, сертифицированные bluesign, а часть пуха берёт из старых продуктов, очищает биоразлагаемыми средствами и смешивает его со свежим, который получают без выщипывания живых птиц.
Вот подборка видеороликов с советами, рекомендациями и лайфхаками от экспертов и амбассадоров «Спорт-Марафона» про коврики, рюкзаки и спальники:
В «Спорт-Марафоне» есть технологичные продукты Exped и других брендов. В магазине можно подобрать снаряжение под любые задачи: для комфортного кемпинга, горного или альпинистского маршрута или для похода в стиле Fast & Light.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2020 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.