Как добраться:
Электричкой с Белорусского вокзала до станции Кубинка, а затем автобусом №29 до остановки «санаторий». Дальше пешком.
Координаты карьеров:
55°36'28"N 36°32'17"E (всего пять карьеров)
Каждый скалолаз хоть раз задумывался, где можно полазать по естественному рельефу, не уезжая при этом далеко и надолго. Альпинисты Петербурга, например, имеют неплохую возможность тренироваться на «живых» скалах прямо в Ленинградской области, на озере Треугольном. Это живописное место находится неподалеку от границы с Финляндией, и питерские скалолазы посещают его буквально каждые выходные. Москвичам со скалами не повезло — ближайшие находятся в местечке под названием Воргол — в 400 километрах от столицы, в Липецкой области. На машине ещё можно успеть съездить туда за 2-3 дня, но без машины точно не получится — слишком далеко. Приходится довольствоваться тренировками в зале и ждать заветного отпуска.
Но не все так плохо! Если хорошенько поискать, то и в Подмосковье скалы найдутся! Пусть и не природного происхождения, пусть и не очень высокие, но все же скалы. «Если не природного происхождения, то какого? Снова скалодромы?» — спросите вы. Нет, не скалодромы. Но чтобы в этом разобраться, нужно заглянуть в историю.
Одной из распространенных горных пород, слагающих территорию нынешнего Подмосковья, является известняк, который, как известно, представляет собой отличный строительный материал, легко поддающийся обработке и между тем очень прочный, годный в фундамент и на облицовку, а также для резьбы и барельефов. Наши предки быстро обратили внимание на этот белый камень — научились его добывать и обрабатывать. В местах, где на поверхности был виден выход породы, добыча велась открытым способом — карьерами, а там, где горизонт сильно перекрывался непригодными слоями, создавались подземные выработки — каменоломни. Расцвет белокаменного строительства на Руси пришелся на XXII-XV века, а в конце XV века, вслед за западноевропейскими мастерами, произошел повсеместный переход на кирпич. Тем не менее, известняк продолжали добывать.
Одним из последних крупных проектов, требующих для своей реализации большое количество белого камня, стал Храм Христа-Спасителя. Александр I, возвращаясь к древнерусской традиции обетных храмов, 25 декабря 1812 года, в день, когда последний наполеоновский солдат покинул Россию, подписал Манифест о возведении кафедрального собора во имя Христа-Спасителя.
Храм решили строить на Воробьевых горах. Автором проекта и руководителем всей стройки стал архитектор Витберг. Ради этого он даже перешел из протестантизма в православие. Первым делом Витберг взялся за поиски места добычи белого камня — основного строительного материала. И вскоре такое место нашлось: в окрестностях подмосковного села Васильевское, прямо на берегу Москва-реки, были обнаружены залежи высококачественного мраморовидного известняка — в некоторых местах он выходил прямо на поверхность. Место было идеальным: расположение карьеров на берегу позволяло доставлять камень вниз по реке прямо на стройку. Добыча началась, храм был заложен, но ему так и не суждено было стоять на Воробьевых горах. По прошествии нескольких лет строительство было прекращено из-за неблагоприятных почв под фундаментом, а впоследствии сам Витберг был обвинен в растрате и сослан.