0

Как организовать автопутешествие по Чуйскому тракту

© Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Есть в России дорога, которая известна в кругах путешественников всего мира, — Чуйский тракт. Это не просто дорога и даже не просто главная транспортная жила Алтая. Это гигантская достопримечательность, проходящая через четыре природные зоны — от степи до каменистой полупустыни, это один огромный памятник природы и истории протяжённостью сотни километров.
В 2014 году журнал National Geographic поставил Чуйский тракт в десятку самых живописных дорог на планете. С тех пор популярность Алтая возросла и среди заграничных путешественников.
Официально Чуйским трактом называется автодорога Р-256 (некогда М52) Новосибирск — Бийск — Ташанта. Она тянется на 968 км от Новосибирска до границы с Монголией, а после пересечения границы продолжается автодорогой A0306 до монгольского города Улгий. Историческая часть Чуйского тракта берёт начало от города Бийска, примерно здесь и начинается всё самое красивое и насыщенное интересными объектами и сногсшибательными пейзажами.
С тракта открываются потрясающие виды на отроги Северо-Чуйского хребта, на долины рек Чуи и Катуни
С тракта открываются потрясающие виды на отроги Северо-Чуйского хребта, на долины рек Чуи и Катуни. Источник фото: nat-geo.ru
Один из сегментов ретроралли «Пекин — Париж» проходит по Чуйскому тракту
Один из сегментов ретроралли «Пекин — Париж» проходит по Чуйскому тракту © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Горы Алтая вошли в десятку лучших мест для отдыха в России, по мнению британской газеты The Guardian.

Чтобы за одну поездку охватить весь Чуйский тракт и посмотреть как можно больше интересного, стоит отправиться в путешествие на автомобиле — личном или арендованном — либо на мотоцикле. При этом ночевать можно на базах отдыха, а питаться в кафе и столовых.
Роуд-трип на машине с посещением достопримечательностей на маршруте займёт 6-10 дней, в зависимости от личных предпочтений участников. Но турне можно сделать ещё более увлекательным и разнообразным. Помимо коротких прогулок и простых радиальных выходов, Чуйский тракт предлагает любителям аутдора массу развлечений: многодневные горные походы, сплавы, конные экскурсии, тренировки в альплагере и прочие активности.

Примечательные места Чуйского тракта

Чего только нет на Алтае! Помимо атрибутов горной местности — хребтов и горных вершин, скал и пещер, ледников и озёр, речных долин и водопадов, Алтай усеян всевозможными памятниками истории и археологии: древними каменными изваяниями, могильниками, писаницами. Многие природные и исторические объекты находятся недалеко от тракта, а некоторые — буквально в шаговой доступности. Например, «хит» Горного Алтая — Гейзерное озеро — расположено в полукилометре от трассы, а петроглифы Калбак-Таш — всего в 200 метрах.
Чтобы туристам было проще ориентироваться на Чуйском тракте, вдоль дороги установлены информационные стенды с наглядными картами и схемами, с ценной информацией и интересными фактами об Алтае, Чуйском тракте, его истории и известных личностях.

Музей Чуйского тракта

0 км (350-й км тракта), город Бийск
Путешествие по главной трассе Алтая лучше всего начать с посещения Музея Чуйского тракта в Бийске. Здесь можно получить общее представление о дороге и об истории Алтая, по макету Чуйского тракта оценить предстоящий маршрут со всеми его достопримечательностями.
Музей находится в Бийске прямо на Чуйском тракте, перед мостом через реку Бию.

Въезд в Республику Алтай и гора Бабырган

76 км от Бийска (426-й км тракта), посёлок Долина Свободы
В районе посёлка Долина Свободы алтайские равнины плавно перетекают в горы, и самая первая гора-тысячник на пути к хребтам и вершинам Алтая — Бабырган (1008 м). С неё и начинается Горный Алтай.
Гора Бабырган — самая северная вершина Семинского хребта
Гора Бабырган — самая северная вершина Семинского хребта. Источник фото: rgo-altai.ru
Вид на Бабырган открывается с дороги, из посёлка Долина Свободы. Подняться на вершину можно по нескольким маршрутам, с любой стороны горы, но удобнее всего начинать подъём из села Платово, что на левом берегу Катуни. Прогулка на гору займёт несколько часов. Вершина — это красивое плато с гранитными останцами и высокими скальными стенами.

Гранитные останцы на вершине горы местные жители называют «перья Бабыргана». С ними связана погодная примета: если «перья Бабыргана» скрыты в тумане или облаке, то в ближайшие сутки будет дождь.

Гора Чёртов палец

109 км от Бийска (457-й км тракта), посёлок Катунь
Скалы с названием «Чёртов палец» есть по всей России — в Крыму, на Урале, Кавказе, Байкале, Камчатке, Курилах. На Алтае Чёртовых пальцев целых два: один — на Чуйском тракте рядом с посёлком Катунь, другой — в 20 км, около села Майма.
Скала Чёртов палец возле посёлка Катунь
Скала Чёртов палец возле посёлка Катунь. Источник фото: altai3d.ru
Все Чёртовы пальцы в основном представляют собой скальные останцы, которые образовались путём выветривания горной породы и своей длинной продолговатой формой напоминают вытянутый вверх палец. На Алтае наиболее привлекателен для туристов Чёртов палец, расположенный возле посёлка Катунь. Эта скала легкодоступна: от посёлка до неё около 3 км по гравийной и грунтовой дороге. Со скалы открывается красивый вид на долину реки Катуни и окрестные горы.

Манжерок

119 км от Бийска (469-й км тракта)
Манжерок — всесезонный курорт, расположенный у подножия горы Малой Синюхи. Зимой здесь катаются на горных лыжах и сноубордах, а летом работает крупный байк-парк с трассами разных уровней сложности. За 500 рублей можно подняться в кабинке канатной дороги на гору и полюбоваться красивой панорамой долины Катуни.
Гондольная канатная дорога курорта Манжерок
Гондольная канатная дорога курорта Манжерок. Источник фото: altai-republic.ru

Тавдинские пещеры и минеральный источник Аржан-Суу

128 км от Бийска (478-й км тракта)
Родник с минеральной водой Аржан-Суу находится прямо у дороги. Здесь можно набрать воды.

Менее известный источник чистейшей, ледяной и вкусной воды находится на выезде из села Манжерок — съезд с трассы направо, сразу за сувенирным рынком.

В этом месте расположен мост через Катунь, а на противоположном берегу реки в скальном карстовом массиве чернеют Тавдинские пещеры, которых насчитывается около тридцати. Здесь же можно посмотреть и Тавдинскую арку — остаток свода карстового туннеля.
Хотя входы в пещеры находятся в отвесных скалах, большая часть этих объектов доступна без специального снаряжения. Некоторые входы оборудованы деревянными ступенями, а в самые посещаемые туристами пещеры даже проведён свет. Посещение комплекса стоит 200 рублей.
В комплекс Тавдинских пещер входит «Долина гротов» — система небольших пещер, гротов и каменных арок. По долине проложена сеть тропинок, прогулка по ним займёт около часа.

Чергинский зубрятник

159 км от Бийска (509-й км тракта)
Перед селом Черга находится Зубровый питомник — место, где можно за 250 рублей понаблюдать за зубрами в естественной среде обитания и послушать рассказ экскурсовода об этих животных. В питомнике живёт полсотни зубров. Посещать зубрятник лучше всего в утренние часы, когда животные более активны, могут подходить к людям и брать еду с рук. Весной и летом непосредственно вблизи ограды пасутся три зубра — остальные уходят в горы. Посмотреть почти на всё стадо разом можно только с поздней осени до ранней весны, когда зубры спускаются за кормом вниз к питомнику.

Семинский перевал

233 км от Бийска (583-й км тракта)
Чуйский тракт пересекает Семинский хребет через Семинский перевал — один из самых высоких автомобильных перевалов на Алтае, его высота 1717 метров. При этом перевал вполне спокойный и комфортный: спуск, подъём и повороты очень плавные.
На вершине перевала есть смотровая площадка с видом на Семинский хребет, многочисленные кафе, палатки с сувенирами, а в полутора километрах — на склоне горы Тияхты — расположены гостиницы и гостевые дома, горнолыжный подъёмник и учебно-тренировочный центр «Семинский» с летними беговыми дорожками для лыжероллеров. Также от перевала можно за день сходить в радиалку до горы Сарлык — около 10 км в одну сторону с плавным набором высоты. С её вершины открывается отличный вид на Туюкские озёра и Туюкскую долину.
Вид на Туюкские озёра с вершины горы Сарлык
Вид на Туюкские озёра с вершины горы Сарлык © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Перевал Чике-Таман

309 км от Бийска (659-й км тракта)
Живописный перевал Чике-Таман протянулся 10-километровым серпантином через отрог Теректинского хребта. Одна сторона дороги высится отвесными скалами, а другая обрывается вниз глубокой пропастью.
Высота перевала — 1295 м, он ниже Семинского, но из-за крутых склонов кажется гораздо выше.
Дорога на перевал Чике-Таман представляет собой асфальтированный серпантин, прорубленный в скалах
Дорога на перевал Чике-Таман представляет собой асфальтированный серпантин, прорубленный в скалах. Источник фото: funart.pro
Вид с перевала Чике-Таман
Вид с перевала Чике-Таман © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Вид с вершины перевала Чике-Таман
Вид с вершины перевала Чике-Таман © Александр Денисов
На вершине перевала есть обзорная площадка, а также кафе и сувенирные лавки, без которых не обходится ни одна популярная туристическая точка. С обзорной площадки открывается вид не только на Теректинский хребет, но и на участок старого тракта, которым пользовались до 1984 года. По этой дороге можно ездить и по сей день — на мотоцикле или велосипеде, но качество покрытия, разумеется, не такое, как у современного участка. В верхней точке перевала старая дорога соединяется с новой.

Ининский мост

352 км от Бийска (702-й км тракта)
Возле села Иня сохранился старый подвесной мост через Катунь, построенный в 1936 году заключёнными СибЛАГА. Это был первый в стране двухцепный висячий мост, а сегодня он является памятником истории и архитектуры.
Длина Ининского моста составляет 142 метра, опоры моста — железобетонные рамы высотой 21 метр
Длина Ининского моста составляет 142 метра, опоры моста — железобетонные рамы высотой 21 метр. Источник фото: nat-geo.ru

Чуй-Оозы — место слияния Чуи с Катунью

360 км от Бийска (710-й км тракта)
Катунь и Чуя — две крупнейшие алтайские реки, разные по составу и цвету: белёсая мутная Чуя и бирюзовая Катунь. После слияния потоков во́ды в них какое-то время не смешиваются, сохраняя границу цветов, потому выглядит слияние очень необычно и красиво.
Слияние Чуи и Катуни
Слияние Чуи и Катуни. Источник фото: photogorki.ru
В 500 метрах от дороги есть смотровая площадка, с которой видно место соединения рек и разницу в цвете воды. До смотровой площадки ведёт тропинка.

Калбак-Таш

371 км от Бийска (723-й км тракта)
Калбак-Таш — это скальный массив в долине реки Чуи, вытянувшийся на 10 км вдоль Чуйского тракта. В древние времена эта скала была святилищем для множества живших на Алтае народов. На поверхности скал высечено огромное количество петроглифов разного возраста: от неолита (4-5 тысяч лет до н. э.) до древнетюркской эпохи.
Петроглифы урочища Калбак-Таш
Петроглифы урочища Калбак-Таш. Источник фото: altai-west.ru
Калбак-Таш расположен в 200 метрах от дороги. Машину можно оставить на парковке. Вход платный, также предоставляются услуги экскурсовода.

Святилище Адыр-Кан

376 км от Бийска (728-й км тракта)
Адыр-Кан — ещё один крупный археологический комплекс, который находится прямо возле Чуйского тракта. Комплекс интересен оленным камнем — каменной статуей воина, погребальными сооружениями и высеченными на скале петроглифами, изображающими не только животных и людей, но и целые сюжеты. Возраст всех этих объектов — 2-3 тысячи лет.
Оленный камень святилища Адыр-Кан
Оленный камень святилища Адыр-Кан. Источник фото: altaitg.ru

Водопад Ширлак (Девичьи слёзы)

408 км от Бийска (759-й км тракта)
Водопад высотой около 20 метров стекает по отвесной скале из небольшого каменного ущелья. Водопад виден уже с Чуйского тракта, но, чтобы посмотреть на поток воды вблизи, нужно пройти 300 метров по лесной тропинке и подняться к скалам.
Водопад Ширлак
Водопад Ширлак. Источник фото: travel.drom.ru

Водопады Карасу

429 км от Бийска (780-й км тракта)
Два водопада Карасу — Верхний и Нижний — находятся перед селом Чибит. Чтобы попасть к водопаду Верхний Карасу, нужно свернуть на 780-м км Чуйского тракта направо к мосту через Чую, проехать около 3 км по грунтовой дороге, а затем пройти пешком около 1 км по тропе.
Водопад Нижний Карасу
Водопад Нижний Карасу. Источник фото: 35photo.pro
Нижний Карасу находится чуть дальше Верхнего по грунтовой дороге. Он более полноводный и зрелищный, но и добраться до него сложнее, чем до Верхнего. А в дождливую погоду лучше и вовсе отказаться от посещения, поскольку подъём по тропинке к водопаду довольно крутой и проходит по краю обрыва. В дождь тропа становится скользкой и небезопасной.

Село Чибит

432 км от Бийска (782-й км тракта)
Из села Чибит стартуют большинство пеших и конных маршрутов к Шавлинским озёрам — одному из самых популярных туристских направлений Горного Алтая. Здесь же располагается туркомплекс «Кочевник» — один из самых известных и популярных на тракте.

Гейзерное озеро

445 км от Бийска (795-й км тракта)
Гейзерное озеро — один из самых известных природных объектов Горного Алтая. Небольшой водоём с водой ярко-бирюзового цвета питают родники и крупный ручей. Родники на дне озера периодически извергают со дна песок и голубую глину вместе с пузырьками газа, и эта глина оставляет округлые узоры и расходящиеся круги в толще воды. Картина довольно гипнотическая.
Гейзерное озеро — настоящий природный феномен. Считается, что озеро появилось совсем недавно — в 2003 году, после землетрясения в Кош-Агачском районе, но это не так
Гейзерное озеро — настоящий природный феномен. Считается, что озеро появилось совсем недавно — в 2003 году, после землетрясения в Кош-Агачском районе, но это не так. Источник фото: nat-geo.ru
Озеро находится в полукилометре от трассы. У дороги есть парковка и турбаза, до озера оборудована удобная тропа, через болото проложены деревянные мостки, а вокруг водоёма обустроены настилы. Проход по тропе стоит 50 рублей.

Курайская степь

472-496 км от Бийска (824-848-й км тракта)
После Курайского перевала простирается большая волнистая низменность — Курайская степь. Она представляет собой дно межгорной котловины, находящейся на высоте полтора километра над уровнем моря.
В древние времена котловина была занята озером, а примерно 15 тысяч лет назад озеро исчезло в результате природной катастрофы. Напоминанием о водоёме осталась гигантская рябь течения — сформированные из камней и песка волны длиной до 200 метров и высотой до 20 метров.
В степи много археологических памятников. Большая их часть располагается в долине реки Чуи. Здесь сохранились курганы и могильники, каменные фигуры VII-IX веков с рисунками и руническими надписями, древние оросительные системы.
Заметные «разводы» на этом фото Курайской степи — гигантская рябь течения. Это геологический след прорыва ледникового озера, случившегося около 15 тысяч лет назад
Заметные «разводы» на этом фото Курайской степи — гигантская рябь течения. Это геологический след прорыва ледникового озера, случившегося около 15 тысяч лет назад. Источник фото: nat-geo.ru
Курайская степь очень живописна. Она окружена Северо-Чуйским и Курайским хребтами, вершины которых достигают 3000 метров и более. С Чуйского тракта открываются виды на горы Актру, Куркуре и соседние с ними белоснежные пики.
От Чуйского тракта в районе села Курай расходятся грунтовые дороги на юг, вглубь степи. По этим дорогам можно проехать к турбазе «Перевалка» и к альплагерю «Актру», откуда начинаются туристические маршруты в долину Актру.
До «Перевалки» получится проехать и на паркетнике, а до долины Актру — ещё 8 км пути — только на внедорожнике. Нужно иметь в виду, что путь к «Перевалке» займёт много времени, поскольку грунтовые дороги далеко не лучшего качества. Кроме того, нужно преодолеть брод через реку Тюте.

Кызыл-Чин: «Алтайский Марс», или радужные горы Алтая

513 км от Бийска (863-й км тракта), село Чаган-Узун
«Алтайский Марс» — это холмистые ущелья, почва в которых из-за высокого содержания металлов (железа, марганца, хрома, олова) окрашена в различные цвета и оттенки — жёлтый, оранжевый, красный, розовый, фиолетовый, кирпичный. Деревьев и кустов здесь почти нет, и пустынность ландшафтов придаёт холмам инопланетный вид. Из-за чего их и сравнили с поверхностью Марса. Здесь есть два места с обзорными площадками — «Марс-1» и «Марс-2».
Чтобы погулять по марсианским пейзажам Алтая, нужно свернуть с Чуйского тракта направо через мост в сторону села Чаган-Узун, проехать 8 км по грунтовой дороге до Кызыл-Чина. По пути предстоит преодолеть брод небольшой речки. В сухую погоду это сделать легко, но после дождей лучше не рисковать. Для тех, кто не решается ехать на «Марс» на своём авто, в Чаган-Узуне есть недорогие услуги заброски на уазиках.
За въезд на территорию «Марса-1» нужно заплатить 100 рублей с человека. Обязательно стоит подняться на смотровую площадку и полюбоваться разноцветной панорамой сверху. Подъём займёт 15-20 минут.
На «Марсе-2» гораздо меньше туристов, а пейзажи ещё более фантастические. До этой локации можно проехать на машине — внедорожнике — либо прогуляться пешком по тропе вдоль реки Кызыл-Чин, около 3 км в одну сторону. На «Марс-2» возят и местные жители на УАЗах.
Соединения железа придают холмам красный цвет, хрома — жёлтый, марганца — фиолетовый. Цвета холмов выглядят по-разному в зависимости от освещения
Соединения железа придают холмам красный цвет, хрома — жёлтый, марганца — фиолетовый. Цвета холмов выглядят по-разному в зависимости от освещения. Источник фото: gorniy-altai.ru

Кош-Агач и Чуйская степь

521 км от Бийска (871-й км тракта)
Среди огромной Чуйской степи располагается село Кош-Агач — конечная точка маршрута большинства автопутешественников по Чуйскому тракту. В селе есть всё необходимое — магазины, кафе, гостиницы, заправки. Есть и рынок с сувенирными лавками, где продаются изделия из верблюжьей шерсти, восточные ковры и посуда.
Ещё через 50 км после села располагается последнее на Чуйском тракте поселение — Ташанта, за которым уже находится граница с Монголией.
Тракт в Чуйской степи весной
Тракт в Чуйской степи весной © Александр Денисов
Талдуринский оползень. Отрог горного хребта съехал в результате мощного землетрясения в 2003 году
Талдуринский оползень. Отрог горного хребта съехал в результате мощного землетрясения в 2003 году © Алексей Васильев
Дорога пролегает через Чуйскую степь — полупустынную межгорную котловину с суровым климатом. Летом здесь жарко — до +35°C, а зимой морозы до -50°C с сильными ветрами. Из-за такого климата Чуйская степь приравнена к территориям Крайнего Севера. Но побывать здесь точно стоит: Чуйская степь очень контрастирует с теми пейзажами, что можно увидеть в Северном и Центральном Алтае.
В этом районе очень мало населённых пунктов, дорог тоже немного, и это в основном довольно ухабистые каменистые грунтовки.

Куда свернуть с Чуйского тракта

К Чуйскому тракту стекаются несколько автодорог, которые ведут в наиболее популярные и красивые места для активного отдыха в Горном Алтае. Здесь мы назовём только ключевые.

Чемальский тракт

Поворот в посёлке Усть-Сема, 142 км от Бийска (492-й км тракта)
Перед посёлком Усть-Сема от главной магистрали ответвляется Чемальский тракт. Он тянется через село Чемал до села Куюс почти 100 километров, половина которых — асфальт, а другая половина — гравийка.
Вдоль Чемальского тракта разбросано множество достопримечательностей: смотровые площадки на долину Средней Катуни, водопады, петроглифы, а в районе села Чемал есть остров-скала Патмос с церковью Иоанна Богослова, палеопарк и Чемальская ГЭС. За Чемалом можно проехать по Катунской долине, чтобы посмотреть на следы строительства Катунской ГЭС, на Ороктойские ворота — узкий скальный коридор, по которому река идёт бурным потоком, и петроглифы Куюсского грота.
Чемал — один из самых популярных туристических районов Горного Алтая. Поэтому и трафик здесь довольно высокий.
Чемальский тракт весной, летом и осенью © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Чемальский тракт весной, летом и осенью © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Чемальский тракт весной, летом и осенью © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki

Поворот на Усть-Коксу (к сёлам Мульта и Тюнгур)

258 км от Бийска (608-й км тракта)
Перед селом Туекта от Чуйского тракта отделяется ответвление — дорога на Усть-Коксу. Эта дорога проходит через сёла Мульта и Тюнгур. Из Мульты начинаются туристические маршруты к Мультинским озёрам, а из Тюнгура — к подножию горы Белухи.

Улаганский тракт. Путь в долину Чулышмана и к Телецкому озеру

Поворот в селе Акташ, 439 км от Бийска (789-й км тракта)
В селе Акташ начинается ответвление от Чуйского тракта, тянущееся на 180 км к южному берегу Телецкого озера, — Улаганский тракт. Дорога проходит вначале через Улаганское плато с красивыми горными озёрами — Узункёль, Киделю, Чейбеккёль, а затем в живописном каньоне реки Чулышман, в котором есть такие интересные объекты, как водопады Куркуре и Учар, каменные грибы в урочище Аккурум. По пути предстоит преодолеть непростой и опасный, но очень красивый перевал Кату-Ярык, который является ещё одной алтайской достопримечательностью.
Первые 70 км Улаганского тракта, до села Балыктуюль, — это асфальтированное полотно. После Улаганского перевала (26-й км дороги) асфальт становится хуже — появляется больше ям и разбитых участков, а после села Балыктуюль асфальт сменяется щебёнкой.
Подъём на перевал Кату-Ярык достаточно комфортный, а вот спуск с перевала в долину реки Чулышман узкий и очень крутой. Дорога здесь неприятная, ухабистая, отбойников нет. Перевал сложный, и его следует преодолевать только водителям с хорошим опытом езды по бездорожью.
В сухую погоду Кату-Ярык можно проехать даже на седане. А вот во время или после дождя не стоит рисковать. В любом случае на вершине перевала есть обзорная площадка, с которой открываются фееричные красоты, и чаще всего для туристов этой обзорной площадки вполне достаточно, чтобы насладиться великолепной панорамой. Спускаться в долину Чулышмана не обязательно.
Каменные грибы
Каменные грибы. Источник фото: sayanring.com
Водопад Учар
Водопад Учар. Источник фото: алтай-чулышман.рф
Вид на перевал Кату-Ярык и на долину Чулышмана
Вид на перевал Кату-Ярык и на долину Чулышмана. Источник фото: телецкоеозеро.рф
Озеро Чейбеккёль
Озеро Чейбеккёль. Источник фото: altaitg.ru
Некоторые объекты Улаганского тракта и долины Чулышмана:
  • Каменные грибы урочища Аккурум — это скопление останцев, образовавшихся в результате выветривания скальных пород. Расположены грибы в Чулышманской долине, в ущелье Карасу. Добраться до грибов можно только пешком с Улаганского тракта, идти около часа в одну сторону.
  • Водопад Учар. Путь к красивому и самому крупному алтайскому водопаду Учар лежит по тропе дальше каменных грибов — от них до водопада ещё 10 км. Река Чульча скатывается с крутого уступа высотой 160 метров, образуя три каскада.
  • Улаганский перевал. Его высота — 2080 метров. С обзорной площадки на вершине перевала открываются потрясающие виды на озёра и снежные вершины гор.
  • Перевал Кату-Ярык — самый известный перевал Горного Алтая. Он представляет собой серпантин из девяти поворотов с наклоном до 35° и общим сбросом высоты около одного километра по тряской гравийке.
  • Телецкое озеро — самое большое озеро Алтая, находится под защитой ЮНЕСКО. Место очень популярное у туристов, на берегах озера много баз отдыха и кафе, к мысу южного побережья причаливают паромы и катера. В сезон здесь очень людно.
  • Озеро Чейбеккёль — живописное высокогорное озеро.

Дорога на плато Укок

Поворот в селе Кош-Агач, 521 км от Бийска (871-й км тракта)
Роуд-трип можно продолжить путешествием на самый юг Алтая — на плато Укок. Это красивый и довольно изолированный уголок региона, расположенный на стыке границ четырёх стран — России, Китая, Монголии и Казахстана. Плато расположено на высоте 2000-2500 метров. Прекрасное место в окружении заснеженных горных массивов, где можно насладиться уединением с дикой природой, прекрасными пейзажами и тишиной.
Укок притягивает туристов и путешественников не только своей суровостью и уникальной природой, но и изобилием сделанных здесь археологических находок.
Плато Укок — красивый и довольно изолированный уголок Алтая
Плато Укок — красивый и довольно изолированный уголок Алтая. Источник фото: rgo.ru
На плато сосредоточено более полутора сотен древних памятников и захоронений разных исторических периодов. В некоторых курганах археологи нашли погребённые мумии, идеально сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты. Эти открытия, сделанные 30 лет назад, стали настоящей мировой сенсацией, а плато Укок обрело известность далеко за пределами России.
Недавно на плато Укок были обнаружены и геоглифы — гигантские рисунки на местности, которые видно только с воздуха, с высоты птичьего полёта.
До нагорья предстоит проехать примерно 200 км от села Кош-Агач на юг Чуйской степи. От Чуйского тракта до перевала Тёплый Ключ, который считается «воротами» на Укок, — около 100 км. Поскольку дороги здесь грунтовые, трудные, местами с очень плохими участками и колеями, полными воды, добраться до плато получится, только если у вас подготовленный внедорожник и хороший опыт вождения по бездорожью. На кроссовере можно доехать лишь до Джумалинских источников или села Беляши (Джазатор) — около 140 км от Кош-Агача, и на этот путь следует закладывать 2-3 дня езды.
Чтобы попасть в природный парк «Зона покоя Укок», нужно оформить пропуск в парк в администрации парка и пограничный пропуск (при личном обращении в Пограничное управление ФСБ России по Республике Алтай, по почте, по e-mail или на портале «Госуслуги» за 30 дней до приезда). Кроме того, для посещения парка за 10 дней до визита рекомендуется сделать прививку от чумы в больницах Горно-Алтайска или села Кош-Агач, поскольку на территории Кош-Агачского района находится природный очаг этой болезни.

Дорога: состояние, заправки, сервисы

Чуйский тракт не уступает по качеству европейским шоссе: ровный асфальт, безопасные перевалы и повороты, бетонные ограждения, габионы, карманы, аварийные съезды, хорошая разметка — всё в полном порядке. Дорожная служба поддерживает тракт в отличном состоянии, его регулярно ремонтируют и совершенствуют. Из-за ремонтных работ на шоссе иногда бывают пробки, но незначительные.
У прочих дорог, которые ответвляются от Чуйского тракта и ведут к крупным районным центрам, качество покрытия значительно хуже. Есть и неплохие асфальтированные участки, и ровные насыпные дороги, и щебёнки со «стиральными досками», и грунтовки с колеями, бродами и сложным рельефом. Некоторые дороги вполне могут считаться экстремальными для прохождения, например дорога через Кату-Ярык к Телецкому озеру.
На дорогах Алтая, в том числе на Чуйском тракте, есть две опасности — домашний скот и камнепады. Если животные встречаются на трассе довольно часто, то камнепады — редкое явление. И всё же, проезжая участки трассы с отвесными скалами и предупреждающими знаками, будьте осторожны: скорее всего, на вас не прилетит булыжник, но посреди дороги могут лежать камни и обломки скальной породы. Иногда после осыпания скалы или бома дорогу перекрывают на некоторое время для уборки, но длится это не более получаса.
Дорожное покрытие и обустройство Чуйского тракта близко к идеалу почти на всей его протяжённости
Дорожное покрытие и обустройство Чуйского тракта близко к идеалу почти на всей его протяжённости © Александр Денисов
Ответвления от тракта уже значительно хуже по состоянию покрытия, однако до крупных районных центров дороги сравнительно сносного качества
Ответвления от тракта уже значительно хуже по состоянию покрытия, однако до крупных районных центров дороги сравнительно сносного качества © Инна Смирнова, Instagram, @inkiny_kartinki
Дорога к районным центрам — это, как правило, гибрид плохого асфальта, гравийных и грунтовых участков
Дорога к районным центрам — это, как правило, гибрид плохого асфальта, гравийных и грунтовых участков © Никита Кузнецов
На Чуйском тракте много заправок. До Семинского перевала они встречаются каждые 10-30 км, после — каждые 30-60 км. Помимо федеральных АЗС («Лукойл», «Газпромнефть», «Роснефть»), есть крупные региональные («Ника» и «Расул») и мелкие заправки. Качество топлива на мелких заправках может быть весьма сомнительным. После Шебалино крупные сетевые АЗС заканчиваются, и заправиться можно лишь на местных станциях.
С шиномонтажом и автосервисами также нет проблем: они встречаются примерно раз в 30-50 км. Автосервисы есть и в некоторых деревнях в стороне от трассы, и в районных центрах. В экстренной ситуации можно воспользоваться и услугами кустарного автосервиса — мастера есть во многих деревнях.
На Чуйском тракте много камер. От Горно-Алтайска до Семинского перевала их больше всего — примерно каждые 10-20 км, а после перевала камеры встречаются заметно реже. Засаду «в кустах» здесь не принято устраивать, сотрудников ГИБДД можно встретить либо на перекрёстках, либо на постах, либо они попадаются навстречу. Их посты стоят не только днём, но и ночью.

Альтернативные варианты возвращения

Для тех, кто готов к приключениям и не желает ехать обратно по тем же самым местам, есть альтернативные варианты возвращения из путешествия по Чуйскому тракту. Мы приводим их для ознакомления и не берёмся рекомендовать ни один из этих вариантов, поскольку они не самые простые и надёжные и во многом зависят от погоды и других факторов.

Путь через Телецкое озеро

От южного берега Телецкого озера есть возможность погрузиться вместе со своим авто, мотоциклом или даже домом на колёсах на паром и совершить 78-километровое путешествие по озеру на северный берег — в село Артыбаш, от которого ведёт дорога до Горно-Алтайска (160 км).
Для внедорожников и легковых автомобилей переправа обойдётся в 12 тысяч рублей, для мотоцикла — в 6 тысяч рублей. Бронировать место на пароме нужно по предварительной записи и не менее чем за месяц до поездки. Ознакомиться с расписанием рейсов, ценами и условиями перевозок можно по ссылке либо по телефону паромной переправы: +7 (960) 967-53-47.

Дорога из Кош-Агача в Туву

От села Кош-Агач есть дорога, которая ведёт через перевал Бугузун (2590 м) в Республику Тыва вдоль монгольской границы. Путь проходит через сёла Кокоря, Мугур-Аксы и город Чадан. Наиболее сложен для преодоления перевал Бугузун, а также броды нескольких рек по пути к Мугур-Аксы. Общее расстояние от Кош-Агача до трассы Р-257 — 440 км.
По пути к селу Мугур-Аксы территории практически безлюдные. Осилить дорогу сможет лишь хорошо подготовленный внедорожник. Кроме того, потребуются подробные карты и навигатор, пара запасных колёс, запас топлива и еды, а также пограничный пропуск, который можно оформить в Кош-Агаче.

Аренда авто

Какой автомобиль арендовать для поездки на Алтай? Если путешествовать по Чуйскому тракту и посещать основные его достопримечательности, не сворачивая на второстепенные — грунтовые и гравийные — дороги, то подойдёт абсолютно любое авто. Для того чтобы заглядывать в районные центры в стороне от магистрали, стоит арендовать машину категории не ниже паркетника. Если же хочется более полного погружения в Горный Алтай, то лучше отправиться в роуд-трип на внедорожнике или кроссовере. А для посещения труднодоступных районов, например плато Укок, потребуются подготовленный джип и опыт вождения по бездорожью.
В любом случае лучше сразу ориентироваться на мощный двигатель, полный привод и клиренс побольше, чтобы иметь возможность импровизировать с маршрутом.
Арендовать машину можно и в Республике Алтай, и в Алтайском крае, и в Новосибирске. Рынок аренды довольно широк, и в основном он представлен местными компаниями.
В Новосибирске работает международный рентал-сервис Avis. Аренда легкового авто стоит от 3500 рублей в сутки, кроссовера — от 4000 рублей в сутки. Для аренды потребуется, помимо паспорта и водительских прав, залог или кредитная карта для залога.
Локальные новосибирские ренталы (например, «Авангард», «За рулём» или «Абсолют Автопрокат») предлагают легковушки от 1700 рублей в сутки, а кроссоверы — от 2800 рублей в сутки.
В Горно-Алтайске есть три наиболее крупные компании — «Arget», «За рулём» и «Алтай-Авто-Прокат». Кроссоверы в этих ренталах стоят от 3500 рублей в сутки, легковушки — от 2000 рублей.
Бронировать машину следует заранее, особенно в высокий сезон, когда авто разлетаются как горячие пирожки. Как правило, при бронировании требуют предоплату 100% и залог — от 3 тысяч до 12 тысяч рублей. У различных ренталов свои условия и сумма. Также у компаний есть требования к возрасту и стажу водителя: обычно это возраст от 23-25 лет и стаж вождения минимум 3-5 лет.
Обратите внимание на тариф. Обычно компании ставят ограничения по пробегу — 250-400 км в сутки. Если вам этого недостаточно, лучше сразу выбрать безлимитный тариф и заплатить за аренду чуть больше.
Имейте в виду, что на арендованной машине нельзя выехать в другую страну, например Казахстан или Монголию.

Где ночевать на Чуйском тракте

На Алтае есть несколько вариантов ночлега: гостиницы, турбазы и палаточные кемпинги. Есть также вариант диких стоянок, которые можно устраивать практически в любом понравившемся месте, за исключением частных территорий.

Палаточные кемпинги

Если вы предпочитаете ночевать в палатке на природе, вдали от цивилизации, вопросы гигиены можно решить с помощью услуг в кемпингах или на туристических базах: в некоторых туркомплексах можно помыться в горячем душе за 100-150 рублей и постирать вещи за 250-300 рублей, в большинстве кемпингов и баз есть бани. Даже если в прейскуранте нет душа и стирки, об этих услугах можно договориться в администрации.
Палатка Alexika Indiana 4 Green
-20%
34 320 ₽
42 900 ₽
Alexika Палатка Alexika Indiana 4 Green
4мест
Подробнее
Палатка Robens Voyager Versa 3 Green
-30%
36 995 ₽
52 850 ₽
Robens Палатка Robens Voyager Versa 3 Green
3мест
Подробнее

Турбазы

Турбазы — самое распространённое туристическое жильё на Алтае. Они располагаются в основном на берегах рек, рядом с популярными достопримечательностями или у подножий гор. Турбазы предлагают гостям различные варианты размещения — от аилов и юрт без отопления, с туалетом и душем на улице, до коттеджей с удобствами в номерах. Также на территории турбаз можно переночевать в своей палатке. Обычно это обходится в 300-400 рублей за палатку или в 150-200 рублей с человека. На базах есть парковка и, как правило, баня или горячий душ.
Одна из особенностей Алтая — юрточные кемпинги. В них можно остановиться в отапливаемой юрте или в деревянном аиле либо встать на их территории со своей палаткой
Одна из особенностей Алтая — юрточные кемпинги. В них можно остановиться в отапливаемой юрте или в деревянном аиле либо встать на их территории со своей палаткой. Источник фото: camp-altai.ru
Больше всего турбаз и гостиниц сосредоточено вдоль реки Катуни в Майминском и Чемальском районах. Здесь очень легко найти подходящий вариант проживания с красивыми видами и адекватными ценами. Чем дальше от Горно-Алтайска, тем меньше вариантов жилья и выше цены на проживание, питание и всевозможные услуги. При этом удобства довольно скромные. Туристический поток по мере приближения к границе с Монголией тоже заметно уменьшается.

Гостиницы и гостевые дома

Больше комфорта, чем могут предоставить турбазы, предлагают гостиницы и гостевые дома. Но они обычно располагаются в населённых пунктах, и потому насладиться дикой природой там вряд ли удастся. Разумеется, и цена за размещение ощутимо выше.
При планировании путешествия по Чуйскому тракту нужно учесть следующие моменты:
  • В высокий сезон лучше всего решать вопрос с жильём заранее. Если же вы предпочитаете принцип «война план покажет», найти ночлег вы сможете и на месте. Но, возможно, придётся довольствоваться тем, что осталось, и либо пожертвовать комфортом, либо переплатить за более дорогие варианты размещения. Имейте в виду, что многие комплексы работают лишь с июня до конца августа.
  • На сайтах бронирования есть далеко не все гостиницы и турбазы. «Букинг» предлагает гораздо меньше жилья, чем есть на самом деле. Бронировать домики или комнаты на ряде турбаз нужно либо на сайте базы, либо по телефону.
  • Перед бронированием уточняйте информацию о наличии электричества и обогревателя в домике, а также горячей воды на территории базы.
Вот некоторые хорошие и относительно недорогие туристические комплексы и базы на Чуйском тракте, которые мы можем порекомендовать все поклонникам активного отдыха:
  • Турбаза «Кочевник» в селе Чибит расположена возле места слияния рек Чуи и Чибитки. За 1600-2000 рублей в сутки можно арендовать домик на двух человек, с электричеством и обогревателем. Также на территории базы есть беседки, оборудованные кострища и мангалы, качели, батут и даже футбольное поле. «Кочевник» предоставляет ряд услуг: сплавы, конные прогулки, прокат велосипедов, экскурсии на джипах, заброску в альплагерь «Актру» и так далее. Отсюда стартуют пешие маршруты на Шавлинские озёра.
  • Этнический юрточный кемпинг «Тыдтуярык» в селе Чаган-Узун предлагает размещение в традиционных юртах с дровяной печью — алтайских, казахских, киргизских и монгольских — или в деревянных домиках. Цена — от 3000 рублей в сутки на двоих с завтраком. Есть две бани — на большую и маленькую компанию. Этот кемпинг является едва ли не главной базой для автоэкскурсий по Чуйской степи.
Юрточный кемпинг «Тыдтуярык»
Юрточный кемпинг «Тыдтуярык». Источник фото: turbaza.ru

Где питаться на Чуйском тракте

Многие туристы в автопутешествиях предпочитают готовить самостоятельно — на горелке, костре или кухне кемпингов. Основные продукты лучше всего закупить заранее, а в дороге лишь пополнять запасы в супермаркетах и продовольственных магазинах, которые есть во всех сёлах. Самые крупные супермаркеты — сеть «Мария-Ра», цены в них примерно такие же, как в городах.
Вдоль Чуйского тракта есть множество придорожных кафе с хорошей кухней, простым интерьером и приятными ценами. При гостиницах имеются рестораны с более высоким уровнем сервиса. После села Акташ кафе и столовых становится заметно меньше, и они находятся в основном только в крупных населённых пунктах — сёлах Курай, Чаган-Узун и Кош-Агач, а также возле Гейзерного озера.
Почти во всех заведениях общепита можно заказать стандартный набор блюд — плов, манты, лагман и шашлык. Но мы рекомендуем всем путешественникам обязательно попробовать именно местную кухню.
Традиционная кухня Алтая основана на мясе, рыбе, молоке и мучных изделиях. Мясные блюда готовят из говядины, баранины и козлятины, из молока делают кисломолочные продукты — каймак, курут и другие. Популярны и блюда из жареного ячменя, его добавляют в супы, каши и даже в чай. Среди даров алтайской природы больше всего ценятся кедровые орешки, мёд и горные травы. Для приготовления пищи алтайцы не используют острые специи, только соль и местные травы.
Алтайская кухня — это кухня кочевого народа, а основной источник пищи кочевников — скот. Поэтому в национальной кухне Алтая много мясных и молочных блюд
Алтайская кухня — это кухня кочевого народа, а основной источник пищи кочевников — скот. Поэтому в национальной кухне Алтая много мясных и молочных блюд © Роман Лошманов, belhak.ru
Вот некоторые популярные блюда алтайской кухни:
  • кёче — суп с ячменём или перловкой на бараньем бульоне;
  • дьёргём — варёные бараньи желудки, тонкие кишки и сало;
  • кан — деликатесная колбаса из бараньей крови, сала и молока в тонкой кишке;
  • мюн — жирный бульон с мясом — бараниной или говядиной;
  • казы — внутреннее брюшное конское сало, очень нежное по вкусу и консистенции;
  • тиштеген-эт — шашлык по-алтайски: кусочки баранины, говядины, конины или мяса диких животных перед жаркой не маринуются, а натираются солью;
  • копчёная рыба — хариус, стерлядь и другая;
  • боорсок — небольшие шарики из теста, обжаренные в масле, боорсок едят, обмакивая в мёд;
  • кисломолочный сыр курут — это очень питательный продукт длительного хранения, используется как закуска и как приправа для каш и супов;
  • каймак — густая сметана;
  • ток-чок — десерт из кедровых орешков, молока, зёрен ячменя и мёда, обжаренный в масле.
Из напитков стоит попробовать чегень (что-то среднее между простоквашей и айраном), кисломолочную водку арак и знаменитую алтайскую медовуху. Также рекомендуем испробовать чай по-алтайски — с солью, топлёным маслом и талканом. На дно пиалы насыпают талкан — обжаренные и истолчённые зёрна ячменя, кладут топлёное масло и соль, а затем заливают свежезаваренным чаем.
Отведать местные традиционные блюда можно в следующих заведениях:
  • ресторан «Горный» на территории комплекса «Манжерок»;
  • кафе «Чуй-Оозы», находится на 714-м км тракта, после слияния рек Чуи и Катуни;
  • кафе «Чуй'я» в селе Чибит;
  • этнокафе «Юрта» в селе Чаган-Узун;
  • этнокафе «Кочевник» в селе Усть-Муны;
  • в природном парке «Уч-Энмек» можно не только попробовать местную кухню, но и посмотреть процесс приготовления блюд в духе алтайских традиций.
Также рекомендуем хорошие и недорогие кафе с русской, европейской или смешанной кухней:
  • «Елешка» в посёлке Барангол;
  • «Форсаж» в селе Шебалино;
  • «Шёлковый путь» в селе Туекта;
  • «Место встречи» на 612-м км тракта;
  • «Жар-птица» на 649-м км тракта;
  • «Гусё» в селе Иня;
  • «Караван» в селе Чибит;
  • кафе узбекской кухни «Юлдуз» в селе Кош-Агач.
Средний чек в большинстве заведений — 300-500 рублей на человека.

Чем заняться

Одних только прогулок по достопримечательностям в районе Чуйского тракта вполне достаточно, чтобы влюбиться в Горный Алтай. Но если вам хочется больше активного отдыха и впечатлений, у вас есть огромный выбор способов увлекательно провести время в автопутешествии.

Пешие походы

На Алтае есть множество вариантов пеших маршрутов различной сложности и продолжительности — от нескольких дней до двух-трёх недель и больше.
Самое популярное направление — походы к подножию Белухи, высшей точки Южной Сибири. В этот уголок природы туристы ходят и пешком, и в формате конных туров, самыми различными тропами.
Из села Тюнгур до Аккемского озера есть четыре маршрута на выбор. Эти маршруты подробно описаны здесь.
Также очень живописны Мультинские озёра и их окрестности. От села Мульта можно дойти пешком или заброситься на машине до Нижнего Мультинского озера и задержаться у озера на несколько дней: поставить палатку на берегу либо остановиться в домике и походить несложные радиальные маршруты. Об этих маршрутах и о районе Мультинских озёр читайте в этой статье.
От села Чибит ходят в походы к Шавлинским озёрам, а от Акташа — в долину реки Мажой, к ушедшему под землю озеру Маашей, к Каракабакским озёрам.
Чуйский тракт является главной артерией для заброски в треккинговые районы Алтая — на маршруты к Белухе, Шавлинским, Каракольским и Мультинским озёрам, к Северо-Чуйскому и Южно-Чуйскому хребтам
Чуйский тракт является главной артерией для заброски в треккинговые районы Алтая — на маршруты к Белухе, Шавлинским, Каракольским и Мультинским озёрам, к Северо-Чуйскому и Южно-Чуйскому хребтам © Алексей Воронов
От села Курай туристов забрасывают на машинах до турбазы «Перевалка», от которой начинается множество пеших маршрутов в долину Актру — красивые направления с большим разнообразием природных объектов: высокогорных озёр, рек, водопадов, ледников и снежных вершин. Для посещения долины Актру хватит и трёх дней.
В районе села Чемал расположены Каракольские озёра — комплекс из семи ступенчатых горных озёр. Если заказать заброску на внедорожнике от села Элекмонар (24 км в одну сторону), то для похода будет достаточно всего двух дней.

Сплавы

Сплавы по рекам Алтая — спортивное развлечение, которое понравится очень многим любителям активного отдыха. Сплавом можно дополнить и разнообразить своё автопутешествие, увидеть ещё больше алтайских красот.
Интересных рек на Алтае — большое разнообразие. Потому формат и трудность речных приключений могут быть любыми: и простая двухчасовая прогулка по реке, и многодневный водный поход, и сложное, экстремальное прохождение бурных порожистых рек с водопадами.
На Алтае очень хорошо развит коммерческий рафтинг и моторафтинг — катание на надувной лодке с мотором. Эти активности подойдут даже для отдыха с детьми. Начинающим водным туристам можно попробовать сплавы по относительно простой и спокойной нижней и средней Катуни. Для детей подойдут сплавы по реке Бии, на которой нет сложных порогов.
Турбазы и туркомплексы предлагают программы небольших однодневных сплавов. Например, база отдыха «Алтай-rest» организует мероприятия от получасовых водных экскурсий стоимостью 500 рублей с человека до 35-километровых маршрутов по Катуни длительностью 5 часов и стоимостью 1200 рублей с человека. А туристический комплекс «Бирюзовая Катунь» предлагает 8-часовой сплав по Катуни от села Чемал до села Усть-Муны, с преодолением пяти порогов второй категории сложности и посещением достопримечательностей в окрестностях Чемала. Стоимость такого тура — 1200 рублей с человека.
Сплавом можно дополнить и разнообразить автопутешествие, увидеть ещё больше алтайских красот
Сплавом можно дополнить и разнообразить автопутешествие, увидеть ещё больше алтайских красот. Источник фото: alem-tour.ru

Конные прогулки

Многие туристические базы и комплексы Алтая предлагают конные туры — от двухчасовых прогулок до многодневных походов. Конная экскурсия на 2-4 часа — то, что нужно, чтобы наполнить путешествие по Чуйскому тракту новыми впечатлениями.
Например, турбаза «Кочевник» в селе Чибит организовывает трёхчасовые прогулки на лошадях к окрестным достопримечательностям — водопадам и на обзорную гору, с которой открывается панорама долины Чуи. Стоимость таких прогулок — 2000 рублей с человека.
Туристический комплекс «Бирюзовая Катунь» устраивает конные экскурсии продолжительностью от одного часа (за 400 рублей с человека) до трёх часов (1200 рублей с человека) на обзорные площадки и вершины ближайших гор.
Алтайские лошади неприхотливы, выносливы и отлично приспособлены к передвижению по каменистым горным тропам. На фото конная группа поднимается на перевал Кара-Тюрек
Алтайские лошади неприхотливы, выносливы и отлично приспособлены к передвижению по каменистым горным тропам. На фото конная группа поднимается на перевал Кара-Тюрек. Источник фото: svastour.ru

Полезная информация

Прививки

На Алтае на высотах ниже 2000 метров водятся клещи, в том числе переносчики энцефалита. Поэтому тем, кто собирается в поход, прививка от этого заболевания не помешает. Туристам, которые хотят посетить плато Укок, рекомендуется сделать прививку от чумы за 10 дней до визита. Сделать это можно в больницах Горно-Алтайска и села Кош-Агач.

Магазины, аптеки и терминалы

Вдоль Чуйского тракта продовольственные магазины есть практически во всех населённых пунктах. Аптеки имеются только в крупных сёлах, и ассортимент в них довольно скромный, поэтому всеми необходимыми медикаментами следует запастись заранее. В случае ЧП можно обратиться в фельдшерский пункт в любом из сёл вдоль Чуйского тракта.
В магазинах, аптеках и на заправках можно расплачиваться картой, а на турбазах и в кемпингах — онлайн-переводом.
Банкоматы есть в Майме, Манжероке, Черге, Шебалине, Онгудае, Акташе и Кош-Агаче.

Сотовая связь

На трассе и в населённых пунктах работают операторы МТС и «Билайн». Но будьте готовы к тому, что в некоторых местах связь и интернет отсутствуют.

История Чуйского тракта

Чтобы сделать свой маршрут по тракту немного интереснее, стоит познакомиться с его историей. Лучше всего это сделать прямо в Бийске — в музее Чуйского тракта. А здесь мы лишь дадим краткую справку для лучшего погружения в путешествие по этой дороге.
У Чуйского тракта очень древняя история. В китайских летописях эта дорога называлась «торговой дорогой к юэчжам», то есть к племенам скифов, обитавших к северу от Китая. Есть версия, что Чуйский тракт некогда был одним из северных ответвлений Великого шёлкового пути.
Масштабное освоение этой дороги русскими купцами и промышленниками началось после вхождения Горного Алтая в состав Российской империи в 1756 году. Они вели торговлю с Монголией, Китаем и другими азиатскими странами, называя тракт «мунгальским», то есть монгольским. По нему ездили не только купцы, но и известные путешественники — Николай Константинович Рерих, Василий Васильевич Сапожников, Владимир Афанасьевич Обручев и другие.
Хотя транспортный поток по тракту всегда был велик, вплоть до начала XX века Чуйский тракт представлял собой узкую конную тропу, местами очень неудобную и опасную. А в период распутицы дорога становилась и вовсе непроходимой.
В конце XIX века конную тропу решили модернизировать и переустраивать для движения колёсного транспорта: строить мосты, подпорные стены, паромные переправы, устанавливать надолбы — врытые в землю столбы, устраивать деревянные настилы. В 1903 году был открыт путь от Бийска до Кош-Агача, и по нему пошли конные повозки.

С 1913 года на протяжении почти двух лет инженерными изысканиями на тракте руководил Вячеслав Шишков, в будущем написавший роман «Угрюм-река». О своём путешествии по этой дороге он рассказал в серии очерков «По Чуйскому тракту». Благодаря его экспедиции маршрут тракта приобрёл современный вид. Все описанные в очерках населённые пункты существуют по сей день.

Однако в годы Первой мировой и Гражданской войн тракт оказался заброшен. Работы на нём возобновились только в 1920-е годы, чтобы в Монголию отправились первые автокараваны уже с советскими грузами. Тракт стал дорогой государственного значения, хотя ездить по нему могли только очень опытные водители.
Работы по обустройству Чуйского тракта
Работы по обустройству Чуйского тракта. Источник фото: klad-altaya.ru
В 1930-х годах дорожные работы по обустройству тракта, как и большинство масштабных строек того времени, перешли на ускоренный темп. Сооружение дороги проходило под лозунгом «Создадим социалистический шоссейный тракт» и велось в основном силами заключённых сибирских лагерей ГУЛАГа и местных жителей. Трасса преображалась с ударной скоростью. Появились паромные переправы через Катунь, понтонный мост через Бию и подвесной мост у села Иня. Дорогу постоянно реконструировали и улучшали, расширяли, покрывали щебёнкой и гудроном. Особенно трудоёмким было строительство перевалов и обустройство бомов — скальных прижимов у русел рек. Приходилось взрывать скалы, буквально вручную прорубать путь в горных массивах, вывозить сотни тысяч тонн породы.
Первый в России двухкабельный висячий мост был построен в селе Иня в 1936 году
Первый в России двухкабельный висячий мост был построен в селе Иня в 1936 году. Источник фото: visit-altairepublic.ru
В 1961 году дорога получила статус федеральной трассы и обозначение М52. А последнюю масштабную реконструкцию Чуйский тракт перенёс в конце 1970-х — середине 1980-х годов. С тех пор его маршрут не менялся. С 2018 года дорога стала называться «Чуйский тракт» уже официально, а на дорожных картах обозначена как трасса Р-256.

Как выглядел Чуйский тракт в 1960-е годы, можно увидеть не только на фотографиях и в музее, а посмотрев кино. Съёмки некоторых фильмов Василия Шукшина проходили на тракте и в деревнях Северного Алтая. Например, «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки».

Какой бы формат путешествия по Чуйскому тракту вы ни выбрали, вы непременно полюбите Горный Алтай и наверняка захотите вернуться сюда снова. Желаем вам незабываемого роуд-трипа и исключительно положительных эмоций!
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2021 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.