0

Куда скользят новые лыжи, или Тренды в горнолыжном снаряжении

Горнолыжное снаряжение совершенствуется каждый год, и сезон-2019/2020 не исключение. Как правило, ведущие производители каждый сезон треть коллекции оставляют без изменений, у ещё одной трети меняют дизайн, а новые модели составляют оставшуюся треть. Поэтому перечислять и описывать новинки можно очень долго. В этом материале обратим внимание на основные тренды в развитии снаряжения последних лет.

Тренды в горных лыжах

Снижение веса

Одна из ключевых характеристик снаряжения для скитура — низкий вес. На помощь разработчикам приходят лёгкие материалы, такие как карбон и древесина каруба. Но и лыжи для целины тоже становятся суперлёгкими: уже три года назад лыжа Wailer 112RP2 Tour1 весила всего 1560 грамм. Что тогда говорить о традиционно суперлёгких моделях для забегов на вершины почти вдвое уже — типа Atomic Backland UL 65, вес одной лыжи этой модели составляет всего 670 грамм!
В отношении моделей лыж для скитура и бэккантри стремление к снижению веса абсолютно понятно: чем меньший груз нужно нести к началу спуска, тем больше сил останется на сам спуск, а значит, можно уйти выше и дальше. Однако в последние годы очень хорошо заметен тренд на снижение веса и гораздо более массового снаряжения, и это тоже объяснимо. Модели для начинающих просто обязаны быть лёгкими — чтобы ученик меньше уставал, и у него не пропало желание и в дальнейшем тратить свои деньги на снаряжение и отдых.
Особенно это важно, когда лыжи разрабатываются для девушек: так, вес лыжи Fischer Brilliant My MT или Fischer My Turn 73 составляет… 1450 грамм. Лёгкость управления, минимальный расход сил — и у лыжника или лыжницы останется ещё масса энергии или для продолжения катания, или для активного apres-ski в барах. В первом случае он может потратить больше денег на инструктора, во втором — на развлечения и напитки, а значит, и курорт без дополнительной прибыли не останется. Профит!
И лёгких лыж становится всё больше, особенно если обратить внимание на модели all mountain. Так, вес женской модели шириной 90 мм Atomic Vantage 90 Ti — 1500 грамм, аналогичной мужской — 1800 грамм, Salomon QST 92 — 1600 грамм. Безусловно, этот тренд поддерживают не все производители. Для сравнения: Volkl Kendo, Blizzard Brahma и Nordica Enforcer аналогичной ширины весят около 2100 грамм. Хотите более игривые лыжи — выбирайте модели полегче, хочется стабильности на максимальных скоростях — потяжелее. Да здравствует свобода выбора!
Чем легче лыжи, тем больше сил останется на apres-ski отдых
Чем легче лыжи, тем больше сил останется на apres-ski отдых

Ширина

Любопытные изменения наметились в диапазоне 80–90 мм. В сегменте трассовых лыж all mountain сразу несколько производителей решили, что максимальная ширина талии трассовых универсалов не 84…88 мм, а 82–83 мм. С такой шириной талии выпускаются модели нескольких производителей (по алфавиту): Atomic, Blizzard, Dynastar, Elan, Fischer, Head, Stockli. Параллельно с этим, естественно, не снижается число моделей all mountain с шириной талии 90 мм и шире, но это уже несколько другой сегмент, all mountain backside. Многие любители катания считают лыжи именно из этого сегмента наиболее универсальными, для катания и по трассам, и неподалёку от трасс.

Возможно, уменьшение ширины талии популярных универсалов отчасти вызвано заботой о коленях горнолыжников при катании на жёстких склонах. В последнее время опубликованы работы, в которых отмечается повышенный риск получения травм колена при катании по жёсткому снегу на широких лыжах. На жёстком снегу лыжа, которая шире колена (точнее — с талией шире диаметра тибиа, который для взрослых мужчин составляет приблизительно 88 мм), при каждой закантовке оказывает не самое полезное воздействие на коленный сустав. В одной из работ критическая ширина талии лыж другая — 100 мм, но выводы сделаны те же. Естественно, пока лыжник катается в мягком снегу, потенциально вредное воздействие отсутствует или гораздо слабее.

В любом случае именно трассовые универсалы (то есть модели с талией 75-83 мм) остаются одной из наиболее востребованных категорий лыж на нашем континенте. По статистике, самыми распространёнными лыжами сейчас являются Race + On Piste (около 50% горнолыжников), на втором месте трассовые модели all mountain с талией до 84 мм (чуть менее 30%). Другими словами, сегмент трассовых лыж в общей сложности занимает почти 80%. И производители учитывают запросы потребителей, увеличивая число моделей именно для катания по подготовленным склонам.
При этом проявился и ещё один тренд: лыжи для карвинга, то есть модели только для подготовленных трасс, «полнеют». На протяжении уже почти десяти лет самой популярной широкой (78…80 мм) трассовой моделью была Head i.SuperShape Titan. В последние лет пять ситуация изменилась: появились Nordica GT Speedmachine, Volkl RTM 81, Fischer RC4 The Curv GT, а к этому сезону сдался даже такой «внетрассовый» производитель, как Salomon, создав карвинговые модели с шириной 80, 81 и 84 мм: S/Force 9, 11 и Bold.

Небольшое отступление: рынке Северной Америки трассовые лыжи намного менее популярны, чем более широкие универсалы (90…100 мм) и модели Big Mountain. Американские специалисты предполагают, что существуют две причины, по которым так много европейских лыжников предпочитают кататься на узких лыжах: первая заключается в том, что в Европе катание вне трасс во многих местах может представлять гораздо больший риск, а во-вторых, увлечение Европы карвингом превратилось в настоящую любовь, поскольку укоренилось в более благоприятной среде. В конце 90-х карвинг стал настолько популярным в Европе, что вся армия инструкторов стала использовать разработанные новые методы обучения, направленные на то, чтобы в рекордные сроки привить широким массам настоящий культ карвинга. Увлечение карвингом наблюдалось и на склонах России — ведь научиться переваливать свою тушку то в одну, то в другую сторону гораздо проще, чем овладеть всеми «премудростями» по-настоящему универсальной техники катания.

Вернёмся к лыжам с талией 80…84 мм. Казалось бы, зачем выпускать в разных сегментах модели одинаковой ширины, да ещё и с близким радиусом? Дело в том, что конструкция и характеристики лыж этих групп разные. Модели для карвинга отличаются от моделей all mountain различной формой бокового выреза — благодаря этому первые отлично режут чистую дугу, меньшим рокером или полным его отсутствием, а вдобавок и другим распределением жёсткости: жёсткость носка и пятки у них выше, как торсионная, так и в продольном направлении. Хватка кантов у моделей для карвинга более жёсткая, а при переходе к проскальзыванию на жёстком леденистом склоне может возникать «чаттер» (англ. chatter) — неприятная вибрация лыж. Лыжи all mountain мягче обрабатывают препятствия и комфортнее в поворотах с дозированным проскальзыванием. Если вы запланировали покупку лыж с талией в диапазоне 80…84 мм, учитывайте этот момент.

Шире, но уже

Небольшое снижение ширины талии универсалов заметно и в диапазоне моделей «чуть шире 100 мм». В прошлые годы выпускалось множество моделей с шириной талии 105…110 мм, а сейчас, похоже, многие производители сузили свои модели, поскольку почувствовали запрос на лыжи с талией 100…102 мм. Возможно, потому, что целина рядом с курортами есть далеко не всегда, а задутый снег и нечто раскатанное постоянно под лыжами. Например, сейчас выпускаются Prior Northwest 100 (100 мм в талии), Moment PB&J (101 мм), Blizzard Rustler 10 и Sheeva 10, Fischer Ranger 102 FR, Faction Candide 2.0, Volkl Mantra 102 и Secret 102 (все — 102 мм).
Лыжи Fischer Ranger 102 FR
Лыжи Fischer Ranger 102 FR
Похоже, что «102 — это новые 106». Собственно, всё объяснимо. Если максимально широкие лыжи для целины просто великолепны… именно в целине, то на задутом, разбитом, … (можно добавить по вкусу) снегу большая ширина часто становится обузой. На контроль лыж тратится больше сил, а поскольку большая ширина, как правило, приводит и к большому весу, устаёшь на таких лыжах сильнее. А более узкие модели гораздо манёвреннее и позволяют кататься дольше. Да и прокатов с выбором реально широких лыж на наших курортах становится всё больше, так что в день после снегопада можно будет взять что-нибудь широкое, отложив на денёк свои широкие универсалы.

Премиум и специальные серии

Бренды, занимающие лидирующие позиции на рынке, постоянно ищут возможность расширить свою коллекцию и изобретают всё новые способы привлечь новых покупателей. Для этого в ход идёт и такой приём, как выпуск лыж Limited Edition, приуроченный к какой-либо дате, — так поступил Salomon, выпустив в этом сезоне модели снаряжения с индексом 1947 в честь года основания компании. Эти модели отличаются от базовых (то есть исходных, крупносерийных) моделей только расцветкой и надписями.
По другому пути идёт Head, выпускающий линейку моделей Chip Premium — VIP-серию для экспертов и продвинутых, «понимающих толк в эксклюзивности и уникальных технологиях». Важно не только изменить дизайн, но и придумать маркетинговую фишку, которая будет реально работать (пусть даже и не слишком заметно). В конструкцию горных лыж этой серии добавлена схема Chip Intelligence с микропроцессором, активно контролирующим курсовую устойчивость лыж на скорости. Основа этих моделей — лыжи серийные, но дизайн, конечно, более строгий, плюс электроника, так что и цена несколько выше оригиналов — лыж серии Supershape. Ведь, в отличие от дешёвых массовых моделей, цена которых задаётся ещё до этапа проектирования, в топ-моделях фактор цены при разработке играет гораздо меньшую роль.
Нельзя сбрасывать со счетов и желание обладать чем-то малораспространённым, эксклюзивным. Так, Fischer разработал группу моделей The Brilliant Selection. От моделей более массовых эти лыжи отличаются использованием при производстве технологии Brilliant Carbon, благодаря которой лыжи стали более лёгкими и точными в управлении, а также более строгим и чистым дизайном. Фишка этой линии ещё и в том, что покупатель может заказать лыжу с индивидуальным дизайном. Инновационный процесс аппликации позволяет нанести на лыжу любую надпись и даже фотографию, что сделает лыжи единственными в своём роде.

Бэккантри — не только покататься, но и попрыгать

Катание бэккантри привлекает всё больше сторонников, этот тренд замечен уже давно. Причём подальше от трасс и подъёмников уходят далеко не только любители скитура. «Просто спуститься» даже по свежей целине для многих уже не самое главное. Вслед за райдерами, снимающимися в крутых горнолыжных фильмах ведущих компаний, продвинутые любители бэккантри ищут любые возможности выполнить прыжок не в прилизанном парке, а на естественном рельефе — со скал, козырьков, или спуститься по природным снежным подушкам. И производители идут им навстречу: к моделям фристайл-бэккантри относятся, например, Black Crows — Ferox Freebird, Moment — Wildcat Tour, Line — Vision. Пока далеко не все компании предлагают такие модели, но, скорее всего, в ближайшее время мы увидим довольно активный рост числа твинтипов именно для такого катания: из лёгких материалов, более гибких, чем традиционные powder-лыжи, с акцентированным рокером и сдвинутыми к середине лыжи креплениями.
Лыжи Black Crows Navis Freebird
Лыжи Black Crows Navis Freebird

Крепления Grip Walk

Появившийся недавно новый стандарт подошвы горнолыжных ботинок и креплений становится уже не трендом, а обязательным для всех производителей. Пока что в сегменте ботинок для катания (не для скитура) одновременно существуют WTR (Walk To Ride), Alpine и Grip Walk, но в ближайшее время даже родоначальник WTR от этого стандарта, похоже, тоже откажется. Подошва с небольшим «рокером» Grip Walk удобнее при ходьбе, чем плоская подошва Alpine, а крепления с логотипом Grip Walk оснащены антифрикционной пластиной, которая без регулировки подходит к ботинкам обоих стандартов — и Alpine, и Grip Walk, при этом передача усилий и точность срабатывания креплений не изменяются.

Тренды в горнолыжных ботинках

В приоритете — снижение веса

Как и в случае с лыжами, конструкторы ищут варианты снижения веса ботинок, причём этот тренд в прошлом сезоне получил развитие даже в сегменте моделей race: Salomon выпустил модели с индексом жёсткости до 170, которые весят всего 2100 грамм, что по крайней мере на 400 грамм меньше моделей Race других производителей. А в этом сезоне все модели трассовых и all mountain ботинок этого бренда стали лёгкими, их вес снижен благодаря нескольким конструктивным особенностям. Прежде всего, наружные ботинки новых моделей сделаны более тонкими. Это стало возможным после того, как конструкторы разработали принципиально новое решение: жёсткость ботинка в ключевой зоне задают не толстые стенки, а очень жёсткая конструкция Coreframe, своего рода сердечник или силовой каркас ботинка.
Цель снижения веса понятна: лёгкое снаряжение (а если выбрать и лёгкие лыжи, и ботинки, то можно снизить вес комплекта на целый килограмм на каждую ногу) требует меньших энергозатрат при катании, то есть лыжник будет меньше уставать.
Благодаря конструкции Smartframe вес модели Nexo Lyt RS составляет 1540 грамм
Благодаря конструкции Smartframe вес модели Nexo Lyt RS составляет 1540 грамм
В сегменте all mountain стремление к снижению веса ботинок ещё более заметно. Так, уже несколько лет Atomic выпускает линейки моделей Hawx, сконструированных на основе технологии Prolite: «толстые стенки только там, где они необходимы». Минимум материала в стенках, клипсы и прочие металлические детали из сплава магния, в результате ботинки весят около 1700 грамм. Head в своих линейках моделей LYT использует конструкцию Smartframe с графеном и грилфлексом, которая позволяет уменьшить вес ботинка на 20…30%, благодаря чему вес модели Nexo Lyt RS составляет всего 1540 грамм — и это модель уровня High Performance!
Есть ли предел снижению веса массовых моделей? Похоже, всё ограничивается ценой изделия: Backland от Atomic — ботинки для ски-альпинизма, выполненные из углеродного волокна, весят по 973 грамма каждый — без язычка и застёжки. Но какой ценой…

98 — это новые 103

Ещё одно заметное направление, в котором изменяются ботинки линеек race и топ-модели all mountain, — более узкая, чем ранее, колодка. За последнее десятилетие колодка моделей race сузилась с 98 до 92 мм, а сегмента all mountain — c 102–103 до 98 мм. Это стало возможным благодаря новым формам колодок ведущих производителей, а в сегменте моделей all mountain главным образом благодаря термоформуемым материалам наружного ботинка. Естественно, если пытаться устранить точки дискомфорта исключительно за счёт термоформовки внутреннего ботинка, то это можно сделать в очень ограниченном диапазоне. Пока наружные ботинки делались не из термоформуемых материалов, вопрос «выступающих косточек» решался при помощи фрезеровки (только в моделях race) и локального нагрева и выдавливания. Такой процесс требовал умелых рук и определённых навыков.
К настоящему времени всеми ведущими производителями снаряжения освоен выпуск не только внутренних, но и наружных ботинок из термоформуемых материалов, и теперь можно даже модели с узкой колодкой «посадить» на ногу обычной ширины: колодку шириной 98 мм можно подогнать по ноге шириной 104 мм. Благодаря этому требовательные лыжники теперь катаются в плотно сидящих ботинках с узкой колодкой. А поскольку изменились и материалы внутреннего ботинка, которые гораздо меньше обминаются со временем, плотная и вместе с тем комфортная посадка сохраняется гораздо дольше.

110, 115, 120…

В сегменте женских экспертных ботинок наблюдается рост жёсткости. Буквально год-два назад верхняя граница жёсткости находилась на отметке 110 единиц, сегодня сразу несколько производителей увеличили жёсткость таких моделей на 5–10 единиц. Странно, что этого не произошло раньше: ведь спортсменки используют модели из линеек race с гораздо более высокой жёсткостью, а что делать «простым смертным»? Не все готовы по шесть — восемь часов кататься в холодных и тяжёлых ботинках race с шириной колодки 92 или 96 мм, и бренды, наконец, отреагировали на запросы покупательниц: появились такие модели, как Nordica Pro Machine 115, Salomon S/Max W 120 и Atomic Hawx Ultra 115 W.
Atomic Hawx Ultra XTD 110 W
Atomic Hawx Ultra XTD 110 W
Не в качестве «общей тенденции», а в качестве иллюстрации к утверждению «новое — это хорошо забытое старое» упомянем и возрождение конструкции ботинок с задним входом, которые были популярны лет 35 назад. Строго говоря, такая конструкция используется в детских ботиночках, да и в прокатах подобные модели в ходу. Единственная клипса, комфорт, тепло, минимум усилий при надевании, удобство ходьбы в расстёгнутом состоянии — понятно, что все эти качества особенно важны для тех, кто только начинает кататься и не планирует осваивать премудрости экспертного катания. Угол наклона верхней части ботинка всего 13°, у сравнимых по жёсткости моделей этот угол 15°, у моделей race — 18°. Суставы в таких ботинках согнуты лишь слегка — почти как в естественном для ходьбы положении, так что в таких ботинках положение тела более привычное. И действительно, хорошая погода, отличная компания, комфортные ботинки — что ещё нужно человеку для качественного отдыха на солнечной веранде горного ресторана?
Пожалуй, на этом можно завершить…
Конечно, изменений в снаряжении происходит множество. Например, наличие вставок между внутренним и наружным ботинками, позволяющих реализовать концепцию «одни ботинки на два размера». Внутренние ботинки с электрообогревом, степенью которого можно управлять со смартфона. «Разборные» экспертные модели ботинок со сменными клипсами «на винтах». Постепенный рост популярности шлемов с визором. Маски со сменными фильтрами. Очень гибкая защита, больше похожая на тонкий флис. Эффективные комбинированные крепления фрирайд/скитур… Но всё это не мешает хорошо покататься и на своём стареньком снаряжении.
Хорошего снега!

Об авторе

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2020 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.