Весь товар, представленный на сайте Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Краткая история горнолыжных креплений

23.09.2013

Краткая история современных креплений

история горнолыжных креплений

Сначала, очень-очень давно, креплениями служили свернутые в кольцо ивовые прутья или ветви деревьев. Потом для этого приспособили кожаные ремни. В середине девятнадцатого века норвежец Сондре Норхейм (тот самый, который изобрел поворот телемарк), решил, что чтобы управлять лыжами более надежно, нужно получше зафиксировать ботинок. И прикрутил его к лыже при помощи корней березы. Его прыжки и спуски были очень эффектными, зрители восторгались, но до массовости было еще далеко.

история горнолыжных креплений

К 90-м годам девятнадцатого века лыжи постепенно перестали быть уделом крестьян и охотников – появились странные люди, катающиеся на лыжах с гор во время отдыха. Но подъемников тогда еще не было, и в гору им приходилось подниматься пешком. Чтобы облегчить участь идущих вверх по снегу, были придуманы крепления, позволившие пятке ботинка свободно перемещаться вверх-вниз: кожаная петля для носка ботинка и ремень, притягивающий пятку к этому ремню.

А в самом конце девятнадцатого века появилась металлические скобы, через которую продевался ремень, фиксирующий носок ботинка и удерживающий ботинок «на месте».

история горнолыжных креплений

В начале века двадцатого многие компании начали придумывать и выпускать различные конструкции, в основе которых лежала та же идея – металлические скобы и ремни, а в 1905 году один из производителей кабелей придумал устройство, удерживающее пятку прижатой к лыже. Это был тросик, проходящий через направляющие. К 1920 году эти крепления были усовершенствованы – на лыжи установили жесткую металлическую «переднюю головку» - скобы. Именно такая конструкция получила название «Кандахар» в Европе и «медвежий капкан» в Северной Америке. Капкан – потому что крепления настолько эффективно фиксировали ботинки, что лыжники были «в ловушке» у своих лыж. Очень скоро появилось и устройство, позволяющее быстро застегивать трос спереди от ботинка. Крепления подобного типа были очень популярны – фиксировать ботинок стало намного удобнее, чем при помощи кожаных ремней. Росло количество отдыхающих – а вместе с тем и число сломанных ног.

история горнолыжных креплений

Следующий прорыв произошел в конце 30-х годов, когда сломавший ногу горнолыжник Хьяльмар Хвам придумал первую переднюю головку креплений, освобождавшую ботинок при падении - Saf-Ski.

Перед войной появилась масса конструкций – одни использовали пластину, прикручивающуюся к подошве ботинок, для работы других нужно было прикручивать к ботинкам крючки или выступающие элементы – еще не было единого стандарта подошвы и крепления, так что каждый производитель старался, как мог.

история горнолыжных креплений

Например, во Франции в конце 40-х появились крепления на основе пластины, которая привинчивалась к лыже. В нужный момент она поворачивалась, предохраняя ногу от скручивания. Помимо этого, еще и гасила кратковременные удары и возвращала ботинок на место – это была первая конструкция с такой важной характеристикой, как эластичность. А поскольку ботинки тогда еще были из кожи, то у пластины было и еще одно назначение: она исключала влияние нежесткой кожаной подошвы на механизм раскрытия, что существенно улучшало надёжность срабатывания.

В начале 50-х были выпущены первые крепления с раскрывающимися носком и пяткой – Cubco. Поскольку на пятке выпускавшихся тогда ботинок не было места для их фиксации чем-то кроме троса, крепления поставлялись вместе с небольшими металлическими деталями, которые привинчивались шурупами к подошве ботинок. Контакт металл по металлу обеспечивал более надёжное срабатывание креплений. В это же время появилась и первая действительно массовая модель креплений с раскрывающейся передней головкой – Look Nevada, была выпущена лишь в 1950 году.

история горнолыжных креплений

И понеслось… Marker в Германии придумал две передние головки, удерживающие края носка ботинка, а затем объединил их в одну. Как и Look, она имела регулировку усилия срабатывания и получила широкое распространение. В США появляется конструкция передней головки, которая могла открываться во всех направлениях. Там же в середине 50-х рождается первая пятка, в которую можно было встегнуться, просто наступив на нее – как мы это делаем сейчас. Конструкций было очень много: несколько десятков предприятий по обе стороны Тихого океана выпускали крепления – и все они были совершенно разными. Так, к концу 50-х на рынке было уже около 35 только передних головок различных систем.

история горнолыжных креплений

В конце 50-х появляются первые модели пластиковых ботинок: наконец подошва стала действительно жесткой! Шестидесятые были временем рождения не только пластиковых ботинок, но и самых разнообразных конструкций как с крепящимися к подошве ботинка пластинами так и без них, порой весьма экзотических – например таких, в которых была реализована система притягивания ботинка к лыже после срабатывания креплений тросиками. Представляете: упали, лыжа отстегнулась, а потом сама подъехала и пристегнулась… Появились открывающаяся вверх передняя головка или модель с комплектом пружин из которых лыжник выбирал наиболее ему подходящую. Но основное, все же, было связано с появлением пластиковых ботинок с жесткой, а что самое главное - стандартизированной подошвой. И распространенные варианты креплений с дополнительными пластинами и всевозможными крепящимися к ботинку железками начали терять свою популярность.

история горнолыжных креплений

В последующие годы появились практически все механизмы, которые есть в современных креплениях: антифрикционная вставка под носком ботинка, система открытия пятки, передняя головка, удерживающая носок ботинка сверху, практически все крепления стали эластичными, а к концу 60-х ведущие производители Marker, Geze, Tyrolia и Salomon производят крепления с пяткой, в которую можно встегиваться, не наклоняясь.

история горнолыжных креплений

Попутно с совершенствованием креплений, в начале 60-х начали выпускаться и ски-стопы различных конструкций. Сначала их выпускали отдельные компании, позже и производители креплений стали комплектовать свои изделия этими механизмами. «Прародителем» современных ски-стопов, наверное, можно считать те, которыми комплектовались в середине 70-х модели креплений Tyrolia.

история горнолыжных креплений

В то время усилия срабатывания креплений еще не были стандартизованными и мало того: пружины многих из выпускаемых креплений не соответствовали нанесенным шкалам. Соответственно, вскоре появляется довольно простое устройство, позволяющее в магазине или прокате проверить и отрегулировать усилия срабатывания любых креплений. И те крепления, у которых шкала расходилась с реальностью, постепенно перестали пользоваться спросом. Началась эпоха производителей - «китов». Но стандарты, единые для всех производителей, появились несколько позже – во второй половине 70-х.

история горнолыжных креплений

Конечно, не все производители сразу «сдались», но покупатель все реже реагировал на нестандартные новинки - лыжники, покупающие свое снаряжение, выбирали что-нибудь универсальное. И даже самые удачные конструкции, например – единые системы крепление+ботинок, которые некоторые производители предложили лыжникам, вскоре были забыты – такие комплекты были очень удобны в прокате, поскольку не нужно было регулировать крепления при смене лыж, но вынуждали покупателей при смене лыж менять и ботинки... Рынок все расставил по местам: экзотические модели ушли в прошлое.

история горнолыжных креплений

К концу 70-х Salomon разрабатывает крепления S727, которые становятся своего рода образцом для всех производителей: их конструкция включала всё, что только было придумано к тому времени: антифрикционная пластина под носком, скистопы, встёгиваюшаяся пятка, открывающаяся при помощи палки и возможность её открывания палкой. А в модели 747 была увеличена эластичность. Именно эти модели и стали финальным аккордом в истории разношерстных конструкций и начался новый период истории креплений – современный.

Конечно, реальная история креплений настолько многообразна, что ей можно посвятить целую книгу, особенно если вдаваться в технические подробности. Так что расценивайте этот рассказ как очень короткое знакомство с тем, что представляли собой горнолыжные крепления пятьдесят или сто лет назад.

история горнолыжных креплений

Прогресс не стоит на месте: используются новые материалы, крепления становятся все легче и удобнее в использовании, механизмы - все более точными, для каждой группы лыжников используются свои технологические решения, пластины-интерфейсы оснащаются амортизаторами ударов и системами, сводящими к минимуму их влияние на гибкость лыжи, совершенствуется дизайн. Сейчас, спустя тридцать с лишним лет после появления S727, стоит лишь убрать надписи с креплений - и только специалист сможет отличить крепления одного лидера рынка от изделий другого… А когда-то все началось с простых ивовых прутьев.


Георгий Дубенецкий,

специально для "Спорт-Марафон"

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2017 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Лучшие лыжи для слалома 2015-2016. Рейтинг Worldskitest
Тесты - это всегда здорово и интересно. А тесты слаломных лыж, одной из самых популярных категорий в любительском катании - интересно вдвойне. Представляем результаты австрийских тестов моделей горных лыж для слалома 2015\2016 года.  В топе - очень интересные модели с подробным описанием результата тестов, а в магазине - большинство из них уже в наличии!
далее
Скитур крепления. Обзор моделей
Обзор горнолыжных креплений для любителей ски тура и безграничного фрирайда. Немного о системах, конструкциях и характеристиках. Сегодня мы поможем вам разобраться в разнообразии креплений для скитура, их совместимости или несовместимости с классическими горнолыжными ( Alpine Bindings), различиями и сходством между ними.
далее
Эволюция горных лыж для фрирайда
За последние лет 15 лыжи для фрирайда прошли огромный путь, эволюционировав во много раз сильнее, чем за всю свою многовековую историю… Первыми фрирайдерами были доисторические охотники. Правда, они об этом не знали – спускались по заснеженным склонам на своих широких лыжах в погоне за добычей, а не забавы ради.
далее
«Фишки» современных лыж
Любопытно, какие «фишки» разработчики закладывают в конструкцию лучших образцов современных моделей лыж, предназначенных для различных условий катания. Каждая группа лыж разрабатывается для определенных условий эксплуатации, и именно исходя из условий катания и используются те или иные технологии и конструктивные особенности.
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments