Зимой 2002 года одновременно произошло два знаменательных события: в Солт-Лейк-Сити начались зимние Олимпийские игры, а в Подмосковье открылся спортивный парк «Сорочаны». Собственно, само открытие парка было приурочено к началу игр. Но после той Олимпиады у россиян остался неприятный осадок, а «Сорочаны» продолжают находиться на пике популярности среди горнолыжных стадионов Подмосковья.
Парк был задуман на рубеже тысячелетий очень неординарным и весьма предприимчивым человеком, прикладывавшим свою энергию в самых разных областях деятельности. Выпускник Ленинградской консерватории, он прошёл Великую Отечественную войну. В своей жизни Сорочан успел попробовать себя в совершенно разных сферах как предприниматель ещё советской закалки. Он был человеком многогранным и деятельным. Вначале помогал создавать Ленинградский мюзик-холл, был директором оркестра Леонида Утёсова, балета Леонида Якобсона, работал в театре Райкина-старшего. На заре перестройки стал совладельцем российско-американской сети ресторанов «Трен-Мос». И даже выступил продюсером четырёх кинофильмов, среди которых был фильм о войне «Я — русский солдат».
Помимо всего прочего, Леонид Андреевич Сорочан был заядлым теннисистом и горнолыжником. И как раз в это время президента-теннисиста сменил президент-горнолыжник и интерес к этому виду спорта вышел на самый высокий уровень.
В конце 90-х Сорочан возглавил ООО «Лига деятелей культуры и спорта», одним из соучредителей которого стала Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России. У Леонида Андреевича была бездна обаяния, и, несмотря на свои годы, он был жизнерадостен и бодр. Как заядлый горнолыжник, он мечтал о том, чтобы те, кто любит активный отдых, имели достойное место для его проведения. Так в 75 лет он начал осуществление самого грандиозного из своих проектов: строительство гигантского подмосковного спортивно-оздоровительного туристического комплекса — курорта «Сорочаны».
К тому времени в Дмитровском районе уже успешно функционировал горнолыжный парк «Волен», который открылся в конце 1998 года. И даже недавний кризис не мог помешать росту популярности нового места отдыха москвичей. «Волен» стал первым в Подмосковье спортивным парком, ориентированным на европейский сервис. И именно с «Волена» началось активное коммерческое освоение «спортивных» земель в Дмитровском районе.
Тут можно ещё порассуждать о роли личности и о том, появился ли бы этот парк без Сорочана… Но так или иначе, Леонид Андреевич привёл на склоны у деревни Курово владельца газовой компании «Итера» Игоря Макарова и предложил ему: «Давайте построим здесь гору для любителей-горнолыжников, но ещё круче, чем «Волен»…»
Макаров заинтересовался этой идеей, но его беспокоили сроки окупаемости, которые имели довольно туманную перспективу… Тем не менее «Итера» выступила основным спонсором. Конечно, для них это был чисто коммерческий проект, и на строительство парка было выделено 40 миллионов долларов. Эта не слишком большая по нынешним временам сумма для начала двухтысячных была огромной.

Администрация Дмитровского района, наблюдая успех «Волена», быстро сориентировалась и оформила землеотвод 302 гектаров под строительство.
Начали с насыпки горы. Планы у Леонида Сорочана были грандиозные. Естественный перепад высот на склоне составлял около 60 метров. Было решено насыпать гору и увеличить высоту почти вдвое. Пятьдесят самосвалов «Вольво» день и ночь завозили туда грунт и остановились только после того, как доставили более двух миллионов кубометров.
Строительство закипело. В район деревни Курово, где раньше катались любители горнолыжного спорта, пришли экскаваторы, бульдозеры, скреперы и грейдеры. В течение года была насыпана искусственная гора, на которую потратили 6 миллионов долларов. В «Волене» досыпали в 10 раз меньше.
Горнолыжники-старожилы выступали против этого проекта, понимая, что созданной ими за двадцать с лишним лет инфраструктуре приходит конец. И даже выходили с протестными плакатами, чтобы отстоять свой клуб.
Что было раньше
У двухсотметрового спуска от деревни Курово к реке Яхроме есть своя горнолыжная история. Старожилы вспоминают, что к концу 70-х на склоне функционировало четыре бугельных подъёмника. Когда именно появился самый первый из них, установить не удалось, но представляется, что примерно в то же время, что и в Туристе, то есть в 1973–1974 годах.
От станции Яхрома Савёловской железной дороги до Курово лыжники тогда добирались местным автобусом. Ходил он нерегулярно, и если не приходил — то нужно было идти 5 километров в гору пешком.
Склон начинался прямо от деревенских домов. Наиболее длинный подъёмник с промежуточными опорами относился к секции Научно-исследовательского института тепловых процессов (НИИТП). Для того чтобы подняться на нём, нужны были специальные бугели, так как трос проходил через две промежуточные опоры с роликами. Два других подъёмника были установлены горнолыжниками Курчатовского института. За ними и за порядком следил вездесущий Петрович, которого до сих пор помнят те, кто начинал кататься в 80-е годы.
Самый большой дом в Курово был у горнолыжного клуба «Малахит» от Курчатовского института. Он был двухэтажный, кирпичный, с большим общим залом с камином. Но в нём всё равно не могли поместиться все желающие, а тем более те, кто не состоял в горнолыжной секции института. Поэтому многие традиционно снимали комнатки в избах у местных жителей. В одну комнатушку порой набивалось такое количество желающих, что трудно было повернуться, но зато там всегда было весело и шумно. Топили печку дровами, пели под гитару, много смеялись и шутили.
Кататься приезжали целыми семьями. Дети, как правило, начинали кататься с 3–4 лет. На склоне регулярно ставили слаломную трассу и устраивали соревнования.
Воспоминания очевидцев
Владимир: «Начал там кататься в 77-м, до этого в Туристе теплушка стояла. В Курово сразу появился целый дом, где можно было даже на ночь оставаться».
Маргарита: «Отличное было место. Думаю, одно из лучших под Москвой. Несколько склонов. Хорошая раздевалка. У меня несколько друзей работали в институте Курчатова и были членами клуба «Малахит». У нас всегда были «гостевые» пропуска на подъёмник. Без пропусков не пускали. Я и мой муж катались там регулярно много лет. Там наша дочь в 4 года начала кататься тоже».
Татьяна: «Мы, кстати, с плакатами стояли, чтоб дом отстоять и подъёмники, когда стройка начиналась. Дети катались бесплатно, наши с 2 лет вставали на лыжи, потому что домик был тёплый и удобный. Дни рождения праздновали в каминном зале».
Артём: «Я катался в составе клуба «Малахит» в конце 80-х. Участвовал в соревнованиях, на зимние школьные каникулы клуб организовывал спортивные сборы. В команде детей-горнолыжников тогда было много ребят, кто летом тренировал сёрфинг. Руководили сборами Сергей Акельев и Юрий Баранов».
Начало новой эпохи
После открытия парка «Сорочаны» в первой очереди были запущены два подъёмника: 4-кресельный фирмы Doppelmayr и бугельный со «швабрами». Подъёмники работали почти круглосуточно, и в будни тоже. «Курчатовский» дом удалось отстоять, и его не снесли, а членам клуба «Малахит» сделали льготные скидки на ски-пасс. Сейчас этот дом виден с длинного кресельного подъёмника.
Всего было спланировано 12 горнолыжных трасс с перепадами высот от 70 до 90 метров и протяжённостью от 500 до 1000 метров.
Первоначально создатели намерены были сделать свой парк местом массового отдыха и более демократичным, чем «Волен». По их расчётам, парк общей площадью 302 га должен был принимать порядка 50 000 человек в неделю. А это в шесть раз превышало возможности «Волена».
Поначалу цены на ски-пасс предполагалось установить в размере 1,75 $ за час катания, за номер в мотеле — 29 $, в шале — 37 $. Но после гибели Леонида Сорочана в автомобильной катастрофе в феврале 2002 года планы были скорректированы, и парк из демократичного вскоре превратился в элитный, обогнав по ценам и парк «Волен», и горнолыжный клуб Леонида Тягачёва, не говоря уже о других, менее престижных местах. К 2004 году цены на ски-пасс выросли в разы, но парк всё равно оставался популярным благодаря разнообразным трассам и современному техническому оснащению.
Сейчас «Сорочаны» — один из самых крупных и самых многолюдных спортивных парков не только в Дмитровском районе, но и во всей Московской области. Сбылась мечта Леонида Сорочана о создании популярного места отдыха для жителей столицы и области, причём не только зимнего, но и летнего. За парком закрепилось его имя, и в память о создателе проводятся соревнования под названием Кубок Леонида Сорочана. К сожалению, его задумка о самом демократичном месте в отношении цен не состоялась, но вот по уровню сервиса всё получилось.
На огромной территории спортивного парка 10 разноплановых склонов, рассчитанных на различный уровень подготовки. Склоны оборудованы четырьмя кресельными подъёмниками, четырьмя буксировочными, детским беби-лифтом и подъёмником для тюбинга. Длина самой протяжённой трассы более километра (1050 м). Системы искусственного оснежения обеспечивают раннее начало сезона и большую его продолжительность даже в случае тёплых и малоснежных зим. В тёмное время суток трассы освещаются прожекторами, и даже в будние дни можно кататься до полуночи. Трассы регулярно готовятся ратраками до состояния вельвета.
Всё-таки не зря «Сорочаны» считают самой крупной жемчужиной в ожерелье подмосковных Альп.