с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

Эволюция горных лыж для фрирайда

13.12.2013
За последние лет 15 лыжи для фрирайда прошли огромный путь, эволюционировав во много раз сильнее, чем за всю свою многовековую историю…
Первыми фрирайдерами были доисторические охотники. Правда, они об этом не знали – спускались по заснеженным склонам на своих широких лыжах в погоне за добычей, а не забавы ради.
Первые специализированные широкие лыжи для «развлекательных» спусков за пределами освоенных трасс, похоже, появились в Альпах в 1930-х годах. Именно тогда растущее число горнолыжников уходили «куда подальше» по плотному фирну в поисках новых спусков. Сейчас мы уже можем сказать: это шли пионеры бэккантри и фрирайда. Говоря по правде, это снова были все те же многотысячелетние охотничьи снегоступы: длина их колебалась (в зависимости от производителя) от 60 до 90 см, а ширина — в районе 150 мм. В покрытый жесткой коркой фирна снег такие лыжи не проваливались, спускаться по узким кулуарам на укороченных лыжах было гораздо проще, и появился класс лыж, которые тогда назывались firngleiter — «скользящие по фирну». Любопытно, что такие специализированные коротышки различной ширины выпускаются и сейчас.
Следующий этап в становлении горных лыж именно для фрирайда — появление в 1960-х и 70-х безумных лыжников, которые катались в таких местах, где если ты упал — то умер. Причем эти люди появились по обе стороны океана, а катание в таких местах получило название экстремального — и было за что, естественно. Геометрия лыж для экстрима не отличалась от общепринятой, а вот повышенная прочность оказалась не лишней. Пожалуй, именно в этот период спуски вне трасс начали свое победное шествие по миру, этому способствовало появление множества фильмов с захватывающими дух спусками Скотта Шмидта и других пионеров лыжного экстрима.
Но до появления первых по-настоящему широких лыж — даже не для фрирайда, слова такого не было, а для спусков исключительно по целине, было еще далеко. Да и вообще: сначала появился сноуборд. Точнее, сначала — в середине 1970-х, появился снерфер — прообраз сноуборда. Справедливости ради нужно отметить, что широкие доски с упором для ног и веревочкой, привязанной к носу для управления, были известны, наверное, еще в средние века. Во всяком случае, в Турции такие приспособления и сегодня еще сохранились в живущих в горах семьях «с историей». Но вскоре после снерфера возник и широко распространился сноуборд: Burton предложил геометрию 302-265-295 мм с радиусом бокового выреза в 6 метров. Новый снаряд благодаря глубокому вырезу был легко управляемым, а благодаря большой площади поверхности всплывал даже в самой легкой целине.
Зависть к легкости преодоления глубокого снега на сноуборде, а скорее — высокие требования к технике катания по целине на узких лыжах, и подтолкнули разработчиков к идее лыж с большой площадью поверхности. Ведь на обычных, узких горных лыжах в целине необходимо было интенсивно работать вертикально и держать четкий ритм. И в конце 1980-х появились первые широкие лыжи. Тогда они не использовались для фрирайда (этот термин все еще не родился), это были лыжи для целины. Atomic взял за основу геометрию и конструкцию сноуборда — специализированная модель горных лыж для целины фактически представляла собой разрезанный вдоль сноуборд. Первая модель для продажи Atomic Powder Plus имела геометрию 133-115-122 мм. Именно она стала первой реально широкой моделью для катания по целине. Спустя год Volkl начал выпускать Explosiv, лыжи в ростовке 190 см имели геометрию 118-94-110 мм и необычно короткий для тех лет радиус в 28 метров, благодаря которому были достаточно послушными.
Но фрирайда все еще не было, а ски-экстрим оставался уделом только самых высококлассных лыжников. И до середины-конца девяностых широкие лыжи не получили достаточно большого распространения: управлять ими на подготовленных склонах было непросто, для улучшения закантовки крепления смещались ближе к внутреннему канту. Понятно, что первые лыжи такой ширины довольно легко скручивались и плохо держали на жестком склоне. Все это было непривычным, и на подготовленных склонах обладатели таких широченных лыж вызывали насмешки со стороны своих более традиционно-ориентированных коллег.
А потом появились карвы. И похоже, что именно после того, как широкие лыжи скрестили с карвинговыми, и появились лыжи специально для фрирайда. Судите сами: в середине 90-х появились широкие «карвы» для целины — такие, как Atomic Powder Cruise с шириной в талии 104 мм. А в 1997-98 годах Salomon создал свои легендарные X-Scream — но тогда в талии эти лыжи были шириной меньше 70 мм. Но именно эта модель и стала, похоже, первой в истории современного фрирайда. А в США пионерами лыж для фрирайда стали модели K2, придуманные в сотрудничестве с Сетом Моррисоном — позже именно его «именная» модель стала первой в цепочке про-моделей, выпущенных позже многими другими компаниями. А тогда лыжи для фрирайда очень мало отличались от обычных лыж — разве что были на несколько миллиметров шире.
В начале нового тысячелетия появились мелкие производители — DB Skis, Line, Igneous, Capital Skis…, которые начали эксперименты с шириной и геометрией лыж, нацеленных и не на целину, и не на подготовленные склоны. Возник импульс, который подтолкнул рынок: волей неволей и большие бренды должны были последовать за ними, чтобы не отстать от моды. И год за годом карвинговые лыжи «росли» в ширину, а вырез становился не карвовым, а более подходящим к поворотам с проскальзыванием. Множество компаний, в том числе и самых крупных, расширяло свой бизнес и линейку лыж разной ширины, специально для фрирайда. Rossignol Bandit (X, XX и XXX), Salomon X-Scream (Series, 9, 8), Atomic Beta Ride 10.X, 9.X, 8.X), Volkl Snow Ranger… А параллельно появился и стал захватывать умы молодежи new school — катание в парках на специальных лыжах твин-типах, которые позволяли многое. Сноуборд постепенно начал сдавать захваченные было позиции.
А потом Шейн МакКонки в сотрудничестве с компанией Volant взял и создал уникальную геометрию Spatula — эти лыжи в талии были шире, чем в носке и пятке, а вдобавок выгнуты в обратную сторону. Исходная идея была взята от водных лыж — ведь свежая целина по своим характеристиками текучести гораздо ближе к воде, чем к укатанному жесткому склону. Но эта модель, положившая впоследствии начало победному шествию рокера, все же не получила широкого распространения.
Из бесчисленного многообразия выпускавшихся «в нулевых» лыж перечислим несколько совершенно разных моделей, просто для примера: Zag Gold 93, с талией 93 мм и радиусом 12,5 м; Scott Santiago Pure (92 мм, 23,5 м); с асимметричным распределением торсионной жесткости пятки Stockli Sptormrider DP 201 (94 мм, 34 м), покрытая кожей Volkl Sumo или Atomic Big Daddy с боковым вырезом более 40 метров. Асимметричные Scotty Bob — лыжи, положенные на снег вплотную друг к другу, образуют между собой вырез «ласточкин хвост» — с одной стороны окантованная часть каждой лыжи намного короче. И модель Virus Conqueror вообще без выреза, с геометрией 109-109-109 мм. И это еще без игрищ с формой рокера! А Эрик Поллард еще сильнее раздвинул границы в строительстве лыж, создав в компании Line модель Prophet шириной 130 мм. Однако производителям уже стало понятно: чтобы не потерять темп в конкурентной борьбе, помимо хитрого радиуса выреза нужна еще какая-то новая идея. И лыжи для целины и фрирайда «скрестили» с моделями для фристайла.
Похоже, что именно благодаря первым «лыжникам новой школы», которые катались и в пайпах вместе со сноубордерами, и вне трасс, в этот период началось взаимопроникновение и взаимообогащение конструкций таких разных категорий лыж, как фрирайд и фристайл, а новое направление получило название Backcountry Freestyle. Думаю, многие знают отличные модели твин-типов Pocket Rocket от Salomon и Seth Pistols от K2, ставшие знаковыми во всем мире. Первые модели в таком стиле массы лыжников, кстати, воспринимали со скепсисом, а те, кто их попробовал, были в восторге. И в последующие годы народ осознал, что лыжи с талией в 100 мм могут приносить море удовольствия и на подготовленных склонах, а не только где-то в снегах Аляски. Если ими уметь управлять…
Нужно сказать, что каждая, пусть даже самая оригинальная и необычная из идей, нацеленных на улучшение управляемости широких лыж, находит своих поклонников. Иначе не было бы столько брендов, выпускающих широкие лыжи. Начать можно по алфавиту: Atomic, Amplid, Armada, Asnes, AK Skis, AlpControl, Aluflex, Anton, Antra, Apo, Avant, AZ Atelier… А всего в мире почти две сотни производителей различного «калибра»! Конечно, у каждого — свои «тараканы в голове». Но в последние лет пять все разработчики уделяют все больше внимания не только форме выреза, но и форме прогиба, используя в разных сочетаниях традиционный прогиб — камбер и обратный — рокер. Появились даже поперечный рокер, рокер асимметричный, лыжа в форме ложки и даже асимметричные выступы на скользящей поверхности.
В изменениях геометрии можно отметить не только широкое разнообразие форм вырезов, но и обратную геометрию в носке и пятке — тэйпер. Подробнее о современных технологиях и их влиянии на поведение лыж можно прочитать в материале «ФИШКИ СОВРЕМЕННЫХ ЛЫЖ».
В завершение этого короткого рассказа об истории лыж для фрирайда отметим: термины фрирайд и бэккантри фристайл употребляются несколько реже, уступая место более емким понятиям «фриски» и «лыжам Big Mountain». Ведь в больших горах можно встретить все что угодно — от ледяных застругов до бездонной целины. И по этому «всему» нужно уметь спуститься. И современные лыжи в этом очень хорошо помогают. А ведь все началось с доисторических охотников…
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

«Фишки» современных лыж
Любопытно, какие «фишки» разработчики закладывают в конструкцию лучших образцов современных моделей лыж, предназначенных для различных условий катания. Каждая группа лыж разрабатывается для определенных условий эксплуатации, и именно исходя из условий катания и используются те или иные технологии и конструктивные особенности.
далее
Горнолыжные ботинки для фрирайда
Современные горнолыжные ботинки для фрирайда – удивительно ёмкое понятие. Это и стремительные спуски в целинном снегу, когда повороты настолько большие, что дуги превращаются в практически прямые линии, и спуски в реально крутых кулуарах, настолько узких, что их ширина иногда равна длине лыж – при этом состояние снега может быть совершенно разным, от льда до бездонной целины. Это многочасовые пешие – на снегоступах или камусах, бэккантри-подъемы к началу еще не пройденных спусков в затерянных уголках вдали от подъемников. Это и парки с хафпайпами и биг эйрами, и стэш-парки с природным рельефом, и спуски между деревьев, и плавные неторопливые линии проездов совсем рядом с подъемниками, и многометровые дропы где-то вдали от них. Целина, задутый с застругами снег, лед, каша, корка… Все это и...
далее
Обзор моделей лыж для фрирайда
Среди моделей, вошедших в данный обзор, есть и новинки, и модели, уже завоевавшие популярность у райдеров не только России, но и многих стран. Но все эти модели разные! Почему?
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments