0

«Фишки» современных лыж

Любопытно, какие «фишки» разработчики закладывают в конструкцию лучших образцов современных моделей лыж, предназначенных для различных условий катания. Каждая группа лыж разрабатывается для определённых условий эксплуатации, и именно исходя из условий катания и используются те или иные технологии и конструктивные особенности. Да, в основе всех современных лыж — сэндвич или сэндвич с боковыми стенками из пластика ABS, кэп или монокок, в зависимости от назначения и ценовой группы. Форма прогиба — камбер плюс рокер в большей или меньшей степени. Ну а все остальное уже на совести производителей.
Начнём с моделей группы race.

RACE

Конструкция — сэндвич или сэндвич с боковыми стенками, деревянный сердечник, слои титанала для увеличения упругости. Скользящая поверхность sintered — спеченная из гранулированного полиэтилена. В лыжах этой группы в полиэтилен иногда добавляют графит, который придаёт прочность. Рокер в носке минимальный — порядка 10%. Собственно, все.
Конечно, различные производители вводят в эту конструкцию свои изменения, но иногда кажется, что «скрытое» предназначение всех этих изменений — выделить именно свои лыжи из линейки всех аналогичных лыж в магазине.
Так, Elan выпускает слаломные лыжи по асимметричной технологии Amphibio — то есть внешний кант в носке и пятке немного приподнят над склоном, если лыжи плоско идут по снегу, такая технология позволяет устранить нежелательные зацепления. Мало этого! Применяется ещё и Power Spine — ещё одна асимметричная технология, дугообразный «хребет», повышающий торсионную жёсткость, когда лыжа идёт на более цепком канте.
Head применяет электронную систему Kers, которая накапливает энергию при сгибании лыжи и отдаёт её на выходе из поворота, усиливая отдачу и увеличивая скорость реакции.
Rossignol и Blizzard используют карбон — лёгкий и очень упругий материал, улучшающий динамику лыжи.
Fischer и Kastle выделяются окном в носке — более лёгкий материал окна снижает вес носка и уменьшает момент инерции лыжи.
Особняком стоят модели Atomic D2 Sl, сделанная по технологии Doubledeck, и Salomon X-Race с технологией Powerline Titanium — подвижной пластиной внутри лыжи. Обе эти технологии нацелены на расширение скоростного диапазона лыжи и активное подавление вибраций. Нужно отметить, что X-Race пришли на смену сразу двум линиям прошлого сезона — гигантской 2V Race Powerline и слаломной 3V Race Powerline. Новинка принципиальная: впервые выпущена модель и для слалома, и для гиганта одновременно: в коротких ростовках у модели типичная слаломная геометрия, в длинных — гигантская.
Ещё одна интересная технология, использованная Stockli — лазерные насечки на титаналовой пластине для обеспечения точного контроля соотношения торсионной и продольной жёсткости.

Карвинг

Как правило, конструкция мощных моделей этой группы такая же, как и у моделей race, рокер тоже минимальный, но модели для карвинга делают несколько мягче, поскольку скорости катания на склонах для массового катания ниже. А в моделях среднего и нижнего ценового диапазона могут применяться конструкции полу-сэндвич, кэп, или аналогичная конструкция от Salomon — монокок. В этой группе моделей производители внедряют довольно большое количество разнообразных технологий, отчасти тех же, что и в лыжах группы race, но иногда и довольно экзотические.
Такова, например, технология Waveflex от Elan: один из слоёв металла в лыже не плоский, а похожий на волнистый кровельный шифер. Используя такую конструкцию, Elan делает лыжу более гибкой, одновременно повышая торсионную жёсткость. И сочетается это с асимметричной технологией Amphibio.
Любителям карвинга и необычных технологий в первую очередь нужно взять на заметку линию моделей C-Line компании Fischer. В этих элитных моделях применены два уникальных решения. На лыжах C-line установлены новые платформы с возможностью индивидуальной регулировки: они позволяют варьировать характер прогиба лыжи в зоне креплений, меняя её поведение в зависимости от стиля лыжника и внешних условий катания. Во всех лыжах серии используется конструкция с карбоновой силовой рубашкой, которая обеспечивает лыже повышенную жёсткость — продольную и торсионную, при сравнительно небольшом весе.
Любопытную платформу ARC компания Atomic применила в новой линейке моделей Nomad [S] — интерфейс закреплён в единственной точке — центре лыжи, передняя и задняя часть его сделаны плавающими, благодаря такому решению ботинок, зажатый в крепления, абсолютно не влияет на прогиб лыжи. А вставки из эластомера ещё и хорошо гасят вибрации на самом жёстком склоне. А от линии Nomad модели новой линии унаследовали мягкость скольжения и широкий скоростной диапазон.
В линии Pursuit компания Rossignol также применяет любопытное решение — технологию H. Носок и пятка лыжи разрезаны, так что в этих зонах внутренний и внешний канты работают независимо, обеспечивая более точную инициацию дуги и мягкий, без зацеплений, вход в поворот. Помимо этого, в конструкции моделей используется базальт, который призван улучшить демпфирование и стабильность.
Salomon не позиционирует ни одну из своих линий лыж специально для карвинга, вместо этого используется сразу несколько линий, входящих в группу All Mountain Frontside — универсалы в основном для подготовленных склонов. Среди нескольких линий выделяется своей V-образной геометрией BBR: очень широкий носок сочетается с узкими талией и пяткой. Такая геометрия — это лёгкий вход в поворот и амортизация неровностей склона. А в линии более традиционной геометрии Enduro в некоторых моделях используется технология Powerline, похожая на используемую в группе race, а в разных моделях линии — пока ещё не слишком привычные базальт и бамбук. Использование бамбука позволяет конструкторам снизить вес при сохранении упругости лыж.

Многоцелевые лыжи

Собственно, разговор об этой группе лыж уже начат: некоторые модели, предназначенные для подготовленных склонов, отлично работают и за их пределами, например широкие модели линий BBR и Enduro от Salomon. Да и конструкция похожа. Но растёт ширина лыж, немного снижаются требования к торсионной жёсткости, лыжи становятся немного мягче, а рокер — более выраженным. В этой группе лыж рокер в носке занимает уже 15-20%, в некоторых моделях появляется и рокер в пятке. Закантованная лыжа с таким типом рокера цепляется кантами не сразу у носка, а несколько ближе к креплению, соответственно на жёстком склоне она работает как более короткая. Этому, кстати, способствует и рокер в пятке. Смягченный носок лыжи идёт над поверхностью склона и мягко обрабатывает встречающиеся препятствия и неровности.
Из уникальных технологий и конструкций в первую очередь нужно отметить Hybrid от Fischer, самая заметная «фишка» которых — переключатель, позволяющий изменять рокер. Благодаря своей конструкции лыжа переключается из режима агрессивного карвера в режим полноценной модели All Mountain. Заметим, что это действительно уникальное решение.
Rossignol в линии Experience применяет каскадный носок — специфическая конструкция с «послойным» укорочением лыжи (каждый слой из двух верхних короче нижележащего), благодаря чему снижается вес носка и его инерция, что придаёт лыжам более живой характер.
Эта группа настолько широка, что Salomon делит её на две: модели в основном для подготовленных трасс — All Mountain Frontside, и предназначенные больше для внетрассового катания, но всё ещё универсальные — All Mountain Backside. И в от вторая — более широкая — группа лыж, любопытна, к примеру, сотовым носком, который использует Salomon в моделях линии Quest. Такой облегчённый носок, как и прозрачное окно в коллекции Kastle или в моделях Fischer Race, снижает вес носка и уменьшает момент инерции лыжи, а вдобавок она легче всплывает в целине. Ещё одно интересное решение в лыжах Quest — на носке и пятке канты укорочены, что не только снижает вес, но и уменьшает вероятность нежелательных зацеплений за склон.
Atomic также делит свои универсальные лыжи на две линии: Nomad — в основном для подготовленных трасс, и Vantage — более широкие, в основном для внетрассового катания. Nomad производятся уже несколько лет, их особенность — использование секторов из материала, который изменяет свои свойства под нагрузкой, благодаря чему у лыж широкий скоростной диапазон и отличное гашение вибраций. В этом сезоне во всех моделях линии используется новый интерфейс ARC. В линии лыж Vantage применяет своеобразный хребет Backbone — слой металла или карбона специальной формы, который обеспечивает стабильность скольжения и отдачу.

Фриски

По поводу рокера — здесь он есть, и большой — до 65% от общей длины лыжи. А в зоне креплений — как правило, камбер с карвинг-зоной, чтобы на жёстком склоне хотя бы средней зоной лыжи можно было зацепиться.
В некоторых моделях используется тэйпер — сужение носка, а иногда — и пятки «рокернутой» лыжи, начиная от точки контакта лыжи со снегом. Смысл тейпера — носок стабильнее идёт по целине и лучше режет ветровую корку. Стабильность за счёт того, что такой носок практически невозможно утопить. Как следствие — он идёт по верху корки. Ещё один плюс: управляемость в рыхлом снегу улучшается. Salomon такую геометрию называет Hook free taper и 5 Points Sidecut.
Atomic в некоторых моделях своей коллекции лыж для внетрассового катания применяет вставки в зоне креплений — бустеры SPB из титанала или карбона, а также Mega Grip TI перед и позади креплений — в моделях бэккантри. И та и другая технология увеличивают торсионную жёсткость и хватку кантов, а Mega Grip TI вдобавок повышает прочность зоны установки креплений.
Несколько компаний применяют специальную форму носка лыжи, похожую или на нос корабля или плоскодонной лодки, как у моделей Elan с технологией TBT — Triple Base Technology. В лыжах с TBT скользящая поверхность в зоне носка расположена под тремя разными углами — у кантов она наклонная, так что края лыжи приподняты, а в середине лыжи — плоская. Приподнятые канты предотвращают нежелательные зацепы, а плоская зона обеспечивает стабильные вылеты и приземления.
В носке и пятке лыжи Scott применяет технологию Venturi Tip & Tail: такая конструкция даёт отличную всплываемость и лёгкую инициацию поворота в мягком снегу, сохраняя при этом превосходный контроль канта на жёстком склоне.
Запатентованная Rossignol технология Air Tip — это сотовая конструкция носка, сохраняющая максимальную торсионную жёсткость. Вес моделей линии лыж для фрирайда S7перераспределен так, что центр тяжести лыжи максимально приближен к середине лыжи, и лыжник тратит меньше усилий на управление лыжами.
Аналогичное решение использует и Salomon в моделях Powder-линии Rocker2. А ещё здесь используются укороченные канты и усиление кантов — слой специальных волокон непосредственно над кантами для получения более стойкой к ударам конструкции.
Какой вывод из всего этого можно сделать? Простой и очевидный: у каждого крупного производителя есть свои «фишки». В некоторых случаях эти решения не уникальны, хотя и называются по-разному. А если их вообще нет — значит, опыт разработчиков показал, что они не так уж и эффективны…
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится
В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.