0

Про скитур и фрирайд на Мамае

Скитур на Мамае © Степан Зуев (@stpzuev)
Долина реки Большой Мамай, обычно называемая просто Мамай, спускается с северных отрогов Хамар-Дабана к Байкалу приблизительно в 10 километрах восточнее села Выдрино (Бурятия). Отличное место для скитура, горнолыжного и снегоходного фрирайда, Мамай приобрёл свою популярность благодаря обильным снегопадам, компактности региона, разнообразию рельефа, наличию дороги и уютных зимовий.
Поездка на Мамай для многих — это возможность побывать в Сибири, вдалеке от цивилизации, сотовой связи и соцсетей, а также увидеть зимний Байкал. На Мамае из инфраструктуры есть только дорога и небольшие зимовья. Вода из реки, тепло от дров, электричество от генератора, сотовая связь только на вершинах.
Сезон на Мамае начинается рано. Полноценно кататься можно с середины ноября и до начала мая. Но если вы живёте рядом и кататься очень хочется, можно открыть сезон и в конце октября, приезжать так рано из других регионов не рекомендуется, снега может просто не оказаться. Ранний снег обеспечен близостью открытого Байкала. Холодные массы движутся над тёплой акваторией озера и собирают влагу, которая потом выпадает на ближайших горах хребта Хамар-Дабан. Мамай оказался в эпицентре этого эффекта и неизменно получает свою порцию снега.
© Степан Зуев (@stpzuev)

История развития катального региона Мамай

Долину реки Мамай исторически использовали как пастбище для домашнего скота и охотничьи угодья, проводили геологоразведку. Благодаря этому была построена дорога. Позже появились туристы — пешие и лыжные. Уже в 80-х годах прошлого века здесь катались на горных лыжах!
Особую известность регион приобрёл в начале 2000-х годов. Именно тогда сноуборд был на пике популярности по всей России, и в Иркутской области тоже. Первые годы все жили в КУНГе от ЗИЛа, который привезли в 1999 году, или рядом в палатках, если КУНГ был занят. До места ночёвок добирались пешком по тропе, заваленной снегом, иногда одного дня тропёжки было недостаточно. Кто-то ходил до КУНГа на беговых или лесных лыжах, другие пытались заехать на снегоходе. Самым ярким событием каждого сезона было его открытие в начале ноября, совпадающее с ноябрьскими праздниками. В это время в палаточном лагере собирались более 100 человек.
Вверх в основном все поднимались пешком. В то время о скитуре ещё не подозревали, а о снегоступах только мечтали. Все поголовно катались на сноубордах, за исключением совсем закоренелых лыжников. Сноубордические ботинки легче и мягче, в них комфортнее подниматься, да и сам сноуборд легче лыж. На нём проще кататься в бездонном пухляке, чем на непонятных узких и длинных лыжах. Поэтому многие лыжники сдавались перед такими аргументами и вставали на сноуборд.
Катались на ближайших к КУНГу спотах: «Три берёзы», «Лесной пупырь» и «Мамай» (позже название «Мамай» сменили на «Мамай восточный»). С «Мамая» уходили в Южный, Северный, Висячий и Центральный цирки, в «Мегаканаву». До этих спотов было легко добраться пешком и легко вернуться в КУНГ.
В палатке хорошо, а в зимовье лучше. В 2005 году построили первый домик из подручных лесных материалов. Он был очень маленький, и о нём практически никто не знал. В 2006 году появилось первое нормальное зимовье. Все, кто был там в гостях, оценили комфорт. Некоторые фрирайдеры приняли решение строить свои зимовья из местного леса, другие — из привозных материалов: фанеры и утеплителя. В 2007 году появилась небольшая мамайская деревня. Все зимовья строились исключительно для зимнего проживания и летом эксплуатировались только бомжами и черемшатниками (сезонные сборщики дикоросов, собирают не только черемшу, но и всё, что плохо лежит и до чего можно добраться с помощью монтировки).
С каждым годом количество зимовий увеличивалось. Часть из них были построены для личного использования, остальные — исключительно для туристов.
© Степан Зуев (@stpzuev)

Про климат и сезонность скитура и фрирайда на Мамае

Как и во всей Сибири, климат на Мамае резко континентальный, но со своими особенностями. С середины октября до середины ноября происходит смена сезонов. Начинаются первые заморозки, и выпадают снегопады. Первый снег может полностью растаять или сильно осесть, формируя снежную подложку на вершинах, гребнях и всевозможных складках рельефа.
С ноября до середины января — высокий сезон, время сильных и частых снегопадов, от одного до двух в неделю. В этот период формируется основная часть снежного покрова на всю зиму. Температура в среднем от -5°C до -10°C, но нередки оттепели до +5°C или морозы до -30°C, длящиеся от одного до пяти дней.
Первые две недели февраля обычно самые холодные в году.
В первой декаде января замерзает южная часть Байкала, интенсивность снегопадов снижается. Первые две недели февраля обычно самые холодные в году, дневная температура опускается до -30°C.
© Степан Зуев (@stpzuev)
Со второй половины февраля до середины марта длится бархатный сезон. Снегопады нерегулярные, но бывают весьма обильными. Продолжительность дня значительно увеличивается, возрастает солнечная активность. Холодные ночи сменяются ясными и жаркими днями. Южные и западные экспозиции начинают «запекаться», а во второй половине марта с них начинают сходить мокрые лавины.
© Степан Зуев (@stpzuev)
В течение апреля происходит смена сезонов, дневная температура держится на уровне +5…-15°C, причём нагреваются почти все склоны.
К началу мая сходят мокрые лавины со всех экспозиций. На склонах остаётся снег, который растает сам либо будет смыт июньскими дождями. К концу мая снег остаётся только на самых теневых участках и частично в лесу.

Чем так хорош мамайский снег

Снег на Хамар-Дабане сухой и холодный, его количество меняется по мере удаления от южного побережья Байкала. Озеро находится на высоте 450 метров над уровнем моря, в то время как долина реки Большой Мамай в районе зимовий возвышается над озером на 850 метров. Чем выше, тем больше снега. Долина реки Мамай закрыта от ветров водораздельными хребтами. Весь выпадающий снег остаётся нетронутым, поскольку низкое солнце с ноября по январь почти не оказывает влияния даже на южные экспозиции. Благодаря этим факторам снег в высокий сезон всегда остаётся пухлым и бездонным.
© Степан Зуев (@stpzuev)
© Степан Зуев (@stpzuev)
© Степан Зуев (@stpzuev)
© Степан Зуев (@stpzuev)
© Степан Зуев (@stpzuev)
Описывать мамайский снег в декабре можно очень долго. Лучше возьмите лыжи пошире и приезжайте кататься. Снегопады здесь частые и обильные. Иногда приходится топтать одну и ту же тропу несколько раз за день. Внезапные похолодания ниже -25°C сковывают не только воду в реках, но и влагу в снежном покрове, создавая плотную подложку на склонах. А вот внезапные оттепели выше нуля градусов способствуют образованию корки на склонах южной экспозиции.
Горные лыжи Atomic N Bent Chetler 120
новинка
57 990 ₽
Atomic Горные лыжи Atomic N Bent Chetler 120
176 184
Подробнее
Горные лыжи Armada Whitewalker
новинка
65 990 ₽
Armada Горные лыжи Armada Whitewalker
185
Подробнее
Горные лыжи Armada Declivity X
новинка
62 990 ₽
Armada Горные лыжи Armada Declivity X
185 192
Подробнее
Горные лыжи Armada Reliance 102 Ti
новинка
55 990 ₽
Armada Горные лыжи Armada Reliance 102 Ti
164 172
Подробнее
Горные лыжи Atomic Backland 107 Red
новинка
57 990 ₽
Atomic Горные лыжи Atomic Backland 107 Red
175 182 189
Подробнее
Горные лыжи Atomic N Backland 117 Black/Gold
новинка
61 490 ₽
Atomic Горные лыжи Atomic N Backland 117 Black/Gold
177 184 191
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Stockli Stormrider 95
новинка
98 000 ₽
Stockli Горные лыжи Stockli Stormrider 95
184 193
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи ZAG H96
-30%
42 868 ₽
61 240 ₽
ZAG Горные лыжи ZAG H96
176 182
Подробнее
Горные лыжи Movement Go 109 Reverse Ti
-30%
45 150 ₽
64 500 ₽
Movement Горные лыжи Movement Go 109 Reverse Ti
183 189
Подробнее
Подробнее
За высоким сезоном наступает короткий, но не менее насыщенный январь. Как правило, уже формируется основной снежный покров и становятся доступными абсолютно все споты. Любой выпадающий снег ложится на плотную подложку, благодаря чему спуски получаются более быстрыми, катание в лесу динамичным, а рельеф ходовым и «прыгательным».
Первые две недели февраля часто приносят морозы в районе -30°C. Снег дубеет ещё сильнее, и формируется почти бетонная подложка на большинстве экспозиций. На склонах южной экспозиции фразу «бетон под ногами» можно воспринимать буквально.
Со второй половины февраля начинается идеальное время для разведок: день становится длиннее и теплее, снег хорошо держит, а лыжи сами несут куда глаза глядят. Снежные мосты на ручьях и реках окрепли, а по стланику на гребнях, укрытому по самую макушку, идёшь как по дороге. Все пути открыты. В это время на Мамае не менее круто. Все склоны превращаются в горнолыжные курорты, прикрытые пухляком.
В марте приходят нечастые снегопады, а высокие дневные температуры понемногу размягчают подложку и подогревают снег. В течение дня состояние склонов меняется очень быстро. Южные экспозиции начинают сдаваться, и к концу марта вскрываются осенние трещины (glide crack). Снег на северных экспозициях всё ещё пухлый.
© Степан Зуев (@stpzuev)
В апреле начинается весеннее катание. Снег каждый день неоднократно нагревается и замерзает, в тени почти везде появляется корка. Солнце уже так высоко, что начинает доставать даже северные склоны. Пухлый снег исчезает, катание по снежной каше становится обычным. Множество мокрых лавин сходит почти на всех экспозициях. Майское солнце плавит остатки снега. А июньские дожди смывают оставшиеся крохи.

Зоны катания на Мамае

На Мамае можно найти любой рельеф, который хотите. От широких и плоских полей до узких и крутых кулуаров. Лесное катание, стипскиинг, дропы, поля снежных шапок, пологие выкаты по долине и циркам — есть абсолютно всё. Снег достаточно стабильный, самопроизвольный сход больших лавин — редкое явление, хотя на южных склонах есть стандартные очаги.
Кататься на Мамае можно с любой вершины или гребня, почти в любую сторону. Построить для себя маршрут на день достаточно просто, если не лениться тропить.
© Степан Зуев (@stpzuev)
Обычно дневной маршрут состоит из непродолжительного подхода и планомерного раскатывания выбранной зоны с использованием лишь одной тропы. В день получается два-три небольших спуска с перепадом от 250 до 400 метров или один длинный с перепадом около 600-700 метров и выкатом на дорогу или прямо к хижине. В среднем дневной набор высоты составляет от 900 до 1500 метров и сильно зависит от скорости группы на подъёмах, спусках и транзитах.
Как таковых классических маршрутов нет. Есть зоны катания, которые можно связать и сделать из этого маршрут на день. Хотя есть несколько очевидных направлений со стороны Байкала по водораздельным хребтам со спуском в долины рек Осиновки и Выдриной, а также в районе Мамайского перевала.
Мамай — идеальное место для того, чтобы научиться скитурить, благодаря лёгкому снегу и разнообразному рельефу на подъёмах. Здесь можно в совершенстве овладеть техникой киктёрнов на крутых склонах в глубоком снегу, научиться быстро клеить камус во время сильного мороза. Ближе к весне есть возможность освоить кошки. Потрясающие виды на Байкал, Хамар-Дабан, долины рек Большой Мамай, Осиновка и Выдриная делают каждый подъём незабываемым.
© Степан Зуев (@stpzuev)

Описание спотов недалеко от зимовий

  • «Кедровая» — перепад 200-400 метров, восточная экспозиция, отличный снег, разнообразный рельеф, много дропов, очень близко к домикам, простой и быстрый выход, тропой часто пользуются пешеходы.
  • «Лесной пупырь» — перепад 300-400 метров, западная экспозиция, простые и широкие склоны, иногда непростой заход на спот, тропу на крутых участках разбивают пешеходы, лакомый кусок для снегоходчиков.
  • «Три берёзы» — перепад 300-400 метров, ключ к большому числу линий, северо-восточная — северо-западная экспозиция, самая эффективная пешая тропа на спот, неочевидная тропа для скитура.
  • «Лавинник» — перепад 250-600 метров, цирк между пиками Передовым и Сторожевым, южная и юго-западная экспозиции, ближайший выход от домиков на южный гребень ущелья, неочевидная тропа для скитура в густом лесу, спуск из цирка через небольшой водопад.
  • «Мамай истинный» — перепад 250-300 метров, большой и достаточно безопасный склон восточной экспозиции. Отличное место, чтобы учиться фрирайду, запоминать линии на подходах и пытаться их проехать ходом, из-за ограниченной видимости с самой вершины. Скучный и местами плоский выезд по Бурятскому цирку.
Если открыть карту и начать её внимательно изучать, то можно найти ещё с десяток не самых очевидных спотов. Мамай — это только отправная точка, соседние ущелья рек Осиновки и Выдриной ничем не хуже. Если вас не пугают палатки зимой, то все дороги открыты.
Можно посмотреть на такие споты Хамар-Дабана, как Толбазиха, пик Тальцинский, Малые Мангилы, Травянистая, Осиновский голец, Харлахтинский голец и другие. Но об этом можно написать отдельную статью.
© Степан Зуев (@stpzuev)

Организация поездки на Мамай

Пройдёмся по порядку по всем пунктам организации поездки на Мамай.

Трансфер на Мамай

Ближайшим городом, откуда начинается путешествие на Мамай, является Иркутск. Сюда летают почти все крупные авиакомпании. Можно купить билет на распродаже за 15 тысяч рублей из Москвы, в обычное время цена от 20 тысяч до 25 тысяч рублей.
Из Иркутска до Мамая можно добраться на микроавтобусе или автомобиле. Стоимость варьируется от 8 тысяч до 14 тысяч рублей.
Альтернатива автомобильному транспорту — это поезд. Ближайшая к Мамаю железнодорожная станция — Выдрино. Стоимость билета в плацкарте примерно 800 рублей, время в пути — 4 часа. В селе нет крупных магазинов, так что планировать закупку еды здесь мы не советуем. От вокзала до начала тропы можно добраться на местном такси. Стоимость легковой машины примерно 500 рублей.
Важно

Цены указаны на момент написания статьи, осень 2021 года.

Горная дорога в 200 километров займёт от трёх до пяти часов в зависимости от состояния дорожного покрытия и остановок в пути. Можно перекусить по дороге в кафе «Байкальский серпантин», «Панорама», «Кочевник» или «Теремок».
Выгружаться из автобуса можно на повороте к Мамаю — первый направо после реки Большой Мамай — либо на турбазе «Сердце Мамая». На турбазе с вас попросят 500 рублей за разгрузку автобуса и по 100 рублей с человека за переодевание внутри помещения, здесь есть кафе и тёплый туалет. Если вам это не нужно, смело выходите на повороте с главной трассы.
Дорога от поворота с трассы до зимовий на Мамае составляет примерно 8 километров. Половина дороги — это подход по равнине с перепадом 100 метров, а вот на второй половине нужно будет набрать около 300 метров.
Для заброски себя и снаряжения от места высадки до домика можно воспользоваться снегоходом, при условии удовлетворительного состояния дороги. До середины ноября больших снегопадов может не быть, и дорога будет труднопроходимой для снегохода. В таком случае можно воспользоваться заброской до половины пути на джипе или грузовике. Текущую ситуацию рекомендуем заранее уточнять у снегоходчиков.
Заброска осуществляется обычным снегоходом с санями. Рассчитывать можно на одно сидячее место на снегоходе, всё остальное будет занято снаряжением, вещами и продуктами из расчёта примерно на 3-4 человек. Дорога в один конец займёт около 1 часа. Заброска на верёвке за снегоходом в начале сезона довольно рискованное мероприятие, поскольку на дороге попадаются куски глины и камни, о которые можно повредить оборудование, ещё не начав кататься. С середины декабря дорогу приводят в хорошее состояние. Снегоход может затянуть от 2 до 4 человек за один подъём.
© Степан Зуев (@stpzuev)
Надёжнее и интереснее всего забрасываться пешком или на скитуре. На лыжах будет легче и быстрее, но если ваш снаряд — сплитборд, то разница не велика. Приготовьтесь к походу длительностью 2-3 часа. Если поднимаетесь во второй половине дня, то рекомендуем взять с собой фонарик. В светлое время суток путь к домикам очень живописен: вы увидите, как меняется количество снега, перекатываются и замерзают реки, пройдёте по мостикам и встретите первые вершины.

Магазины в Мамае

В окрестностях Мамая нет ни единого магазина, и позаботиться о том, что вы будете есть в ближайшую неделю, а может, и две, стоит заранее.
В Иркутске, ближайшем городе, есть два удобных гипермаркета — «О’кей» и «Лента». Если вам предстоит снегоходный трансфер, желательно упаковать еду в коробки, крепкие сумки или баулы. В «Ленте» можно найти всё необходимое: коробки, скотч, пищевую плёнку и упаковочный стол. Рассчитывайте, что на закупку еды у вас уйдёт 2-3 часа. Тут же можно перекусить и отправиться на Мамай.
Подробнее
Горные лыжи Atomic N Backland 86 Sl Black/Red
новинка
45 990 ₽
Atomic Горные лыжи Atomic N Backland 86 Sl Black/Red
165 172 179
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Kastle TX87 White
-40%
40 914 ₽
68 190 ₽
Kastle Горные лыжи Kastle TX87 White
182
Подробнее
Подробнее
Подробнее
Горные лыжи Armada Tracer 98
новинка
53 990 ₽
Armada Горные лыжи Armada Tracer 98
172 180
Подробнее
Подробнее

Быт и проживание на Мамае

Прежде чем забронировать жильё на Мамае, нужно собрать хотя бы небольшую группу уверенно катающихся райдеров. Регион довольно дикий, никакой инфраструктуры вокруг не наблюдается, и важно быть уверенным в товарищах, с которыми отправляетесь в горы.
Бронировать жильё на начало сезона рекомендуем задолго до поездки, большую часть зимовий расписывают уже за сезон. Контактные телефоны можно найти в открытом доступе.
На момент написания статьи количество домиков на Мамае подросло до шестидесяти. Примерно двадцать из них построены с коммерческими целями. Домики и зимовья на Мамае не лишены индивидуальности. Все они возведены разными людьми, в разном стиле и из разных материалов. Есть маленькие «зимухи» из местной древесины, большие дома из привезённого бруса, например «Пафос», или уютные домики из фанеры. В среднем группе из 6-8 человек будет удобно в любом из них, а вот группы больше 10 человек влезут не в каждый дом, или, если влезут, их ждёт неделя дискомфорта.
© Степан Зуев (@stpzuev)
Обычная мамайская «зимуха» — это утеплённый двухэтажный дом с тамбуром и печкой-буржуйкой, но есть и одноуровневые зимовья. Двухэтажный домик выглядит примерно так: на первом этаже располагается кухня-столовая, сушилка, умывальник, хранилище для рюкзаков и продуктов, резервные спальные места, лестница на второй этаж. Второй этаж оборудуется под спальню и хранение личных вещей.
В домике вы найдёте дрова для печки, канистры для воды, а порой и водопровод, газовую плиту, иногда даже с духовкой, и газ для неё, а также всю необходимую посуду. Обязательно проверьте, хватит ли вам запаса дров и газа. За водой обычно ходить не очень далеко. Замороженные продукты хранятся в тамбуре или на улице в коробках, не забывайте плотно их закрывать от птиц, мышей и соболей. Свежие продукты хранятся в доме, но будьте осторожны: углы домов могут промёрзнуть так, что для хранения на полу лучше использовать картонные коробки. Мыши в домах иногда встречаются, но это не катастрофа, где это становится проблемой — появляются коты.
Исторически сложилось так, что баня на Мамае больше для развлечения, чем для поддержания себя в чистоте, поэтому их не очень много. Стоимость примерно 5 тысяч рублей за 2 часа, вместимость 5-6 человек одновременно. То есть за пару часов группа из 12 человек может легко привести себя в порядок. На выходе из парилки можно искупаться в снегу или ручье.
Жизнь проста, когда в ней есть всего три занятия: сон, еда и катание. Так выглядит недельный поход на Мамае с гидом и поваром, без повара ваши вечерние посиделки превращаются в кулинарные поединки. Если ваша группа больше шести человек, то стоит задуматься о найме повара. Он может взять на себя все вопросы по питанию: составление меню, закупку продуктов и их хранение, уборку на кухне, мытьё посуды, поддержание тепла и уюта в зимовье. С утра это будет экономить вам минимум час времени, а в гонке за паудером важна каждая минута. Если у вас нет повара, то лучше назначать дежурного, утром он будет топить печь, готовить завтрак и догонять вас на тропе после уборки на кухне.
Относитесь к домику, в котором вы живёте, с уважением. Убирайте снег вокруг крыльца и с дорожек, соблюдайте чистоту внутри. Обычно все правила проживания оговариваются с хозяевами заранее, но оставить после себя домик в том же виде, в котором вы в него заехали, кажется вполне логичным. Если у вас есть предложения для владельца домика, что можно сделать удобнее, можете их записать и передать, это работает, и в следующий раз домик будет чуточку уютнее.

Текущая ситуация в регионе

Мамай — лакомый кусок горного снега не только для лыжников и сноубордистов, но и для снегоходчиков. Снегоходы начинают кататься одновременно со всеми. Единственное, что их останавливает, — это отсутствие нормальной снежной дороги на входе в ущелье.
Горный снегоход достаточно мощная и манёвренная техника, которая легко добирается практически до любых склонов и легко уничтожает поля паудера, оставляя за собой глубокие и жёсткие канавы. Поэтому между лыжниками, сноубордистами и снегоходчиками на Мамае есть устная договорённость: не кататься на горных снегоходах по склонам ниже КУНГа.
© Степан Зуев (@stpzuev)
Под удар «гусянок» попадают «Лесной пупырь» и его обратная сторона, долина Малого Мамая, Южный цирк и остальные интересные места, куда можно добраться на скитуре. Единственное, что спасает общие споты, — это сам снег. В начале сезона он ещё достаточно мягкий и пухлый, не все машины способны с ним справиться, чтобы прорваться на «Лесные поля» и к перевалу между Узлом и Лесным. Ревущие снегоходы в ущелье оставляют не самые приятные впечатления от посещения сибирской глубинки.
Возрастающая популярность Мамая привлекает любителей активного отдыха, в том числе и пеших туристов. Благодаря снегоходным дорогам добраться до некоторых склонов можно даже пешком. С одной стороны, регион позволяет кататься без скитурного снаряжения, а с другой — пешеходы проламывают дыры в лыжне и затрудняют перемещение на лыжах.
В планах развития региона стоит строительство горнолыжного курорта в устье ущелья силами частного капитала. Для этих целей выделяется земля под особую экономическую территорию. С одной стороны, это привлечёт сюда большее количество любителей фрирайда, с другой — регион настолько небольшой и камерный, что паудера на всех может и не хватить.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2021 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.