Мы продолжаем обзор туристического снаряжения на нашем сайте статьёй, посвящённой топливному оборудованию. В ней мы поговорим о горелках, их основных отличиях и особенностях эксплуатации, обсудим плюсы и минусы разных видов топлива. Статья носит обзорный характер и написана для широкого круга читателей.
Горелки удобнее всего классифицировать горелки по типу используемого топлива — газовые, жидкотопливные и мультитопливные. С разбора типов топлива мы и начнём.
Газ и баллоны
Наиболее распространённым и популярным в настоящее время является газ. Туристические газовые баллоны можно без труда купить в крупных городах. В туризме используется газовая смесь, рассчитанная либо на тёплые погодные условия (изобутан бутан) — который используется при температуре не ниже нуля, либо всесезонный (изобутан пропан) — для температур до минус 15 градусов. Нет смысла проверять продавца на знание химии, на всесезонном баллончике газа вы всегда найдёте надпись All seasons gas, а трёхсезонные смеси всегда примерно на четверть дешевле. Но всё же, не следует заблуждаться по поводу всесезонности газа. Даже баллоны с зимней смесью начинают подмерзать, при температуре ниже нуля. Поэтому зимой или в условиях большой высоты вы обречены, согревать его своими руками или другими подручными средствами (только не другой горелкой конечно же!).
Существует несколько стандартов газовых баллонов для разных горелок. Самый распространённый — резьбовой стандарт (вы можете услышать в магазине или прочитать на сайтах «резьбовой баллончик»), так вот, он подходит для подавляющего большинства газовых горелок. В Европе большой популярностью пользуется продукция фирмы Camping Gas. Эта компания разработала для своих горелок специальный стандарт крепления. В магазинах вы легко определите эти баллоны по фирменному голубому цвету. Реже встречаются цанговые баллоны (прозванные в народе «дихлофос»), которые чаще всего используются в кемпинговых плитках и очень редко в спортивных горелках.
Газ — экологически чистое топливо. При горении он выделяет минимум вредных веществ, не коптит посуду, а сама газовая горелка требует минимального ухода. Газ достаточно дёшев и в городах, его не сложно найти, в спортивных магазинах. Но следует помнить, что на эффективную работу газа сильно влияет температура. Зимой скорость закипания литра воду может увеличиться до трети (как и расход топлива) против скорости закипания летом.
Важная особенность современных фирменных газовых горелок заключается в том, что в российской глубинке приобрести баллоны к ним очень трудно. И это действительно может стать проблемой, если вы добираетесь до старта на самолёте.
Важно
Помните, что любое топливо запрещено перевозить в самолёте и провозить через границу!
Вам не позволят взять на борт самолёта газовые баллоны (ровно, как и бензин). А если вы едете поездом в горные районы Казахстана или Киргизии, то при пересечении границы вас обыщут (не сомневайтесь, досмотр будет!) и в случае если найдут топливо, то могут начаться неприятности. Провоз топлива через границу, приравнивается к контрабанде, и в лучшем случае вы отделаетесь большим штрафом. А вот газ в Киргизии можно сейчас наверно купить только в альплагерях. Там вам предложат два варианта баллончиков — новые, цена которых будет на 30-40 процентов выше, чем в Москве, либо перезаправленные.
Друзья, будьте внимательны! Все газовые баллоны одноразовые и перезаправлять их нельзя! Конечно, находятся умельцы, которые делают переходники и заново заправляют старые баллончики. Заправляют их летней смесью из баллонов низкого давления (кто ребёнком проводил лето в деревне, помнит большие красные баллоны на кухнях), притом топлива в них помещается примерно на 30% меньше, чем в новый. И самое главное! Не рассчитанный на перезаправку клапан баллона может быть повреждён и возникает очень высокая вероятность утечки газа, что в свою очередь может закончиться взрывом.
Жидкотопливные горелки
Теперь хотелось бы сказать несколько слов про жидкотопливные горелки. Речь пойдёт о горелках, которые работают либо только на очищенном бензине, либо на бензине, в том числе низкооктановом, керосине и дизельном топливе (такие горелки иногда называют мультитопливные бензиновые горелки). Итак, давайте окунёмся в мир бензина. Начнём с очищенного высокооктанового бензина. Речь пойдёт о бензине, октановое число которого, равно 100, в описаниях иностранных горелок его называют White Gas, у нас его иногда называют «калошей».
White Gas — потрясающая вещь! Горит он чисто, без копоти, практически не загрязняет горелку и даже в сильный мороз сохраняет свою эффективность. Очень экономичное топливо, при температуре в ноль градусов, литр воды закипает примерно за три минуты. Но есть один большой минус — встречается такое топливо только в крупных городах. В регионах и странах СНГ достать его практически не возможно.
Что касается обычного бензина, то здесь дело обстоит гораздо проще. Достать его можно на любой бензоколонке, в любом государстве. Но есть один нюанс. Конечно, лучше использовать девяносто пятую марку, она чище работает и меньше загрязняет горелку. Но покупать такой бензин можно, только если вы уверены в его качестве. Например, на просторах Киргизии часто встречаются заправки, на которых девяносто пятый бензин часто оказывается обыкновенной соляркой, с невероятным количеством присадок, от которых горелка забивается и приходит в негодность. Если сомневаетесь, купите восемьдесят шестой, как правило, в любой стране это обычный дешёвый бензин, его редко чем разбавляют. Единственное, с чем придётся смириться, это вечно закопчённый котелок.
Безусловно, большое преимущество бензиновых горелок, это доступность топлива. Бензоколонки есть повсюду. Многие поклонники автостопа отдают предпочтение бензиновым горелкам, так как газовые баллоны купить в пути проблематично, а налить литр бензина может любой дальнобойщик на трассе. Бензин отлично работает в мороз.
Однако бензиновая горелка требует особого ухода во время эксплуатации — её нужно постоянно чистить. Если вы используете сто октановый бензин, то профилактику нужно проводить раз в день, если у вас заправлено любое другое топливо (особенно керосин!), то чистить горелку нужно после каждого использования! В противном случае она может забиться продуктами горения низкокачественного бензина и перестать работать.
Если подобное происходит в походе, то отчистить горелку бывает крайне проблематично (если конечно она поддаётся переборке, нередки случаи, когда детали горелки забивались настолько крепко, что разобрать её не представлялось возможным).
При запуске, бензиновой горелке нужно некоторое время, чтобы разогреться. Раньше, для запуска старых бензиновых горелок (я думаю, у многих на дачах ещё сохранились горелки типа «Шмель») использовали сухой спирт. Сейчас это не нужно, но при запуске, бензин идёт тонкой струйкой, и обливает всю горелку. Когда вы его зажжёте, горелка будет напоминать маленький костёр. Как только разлившийся бензин прогорит, а горелка соответственно прогреется, все будет нормально. При запуске бензиновой горелки нужно быть особенно внимательным, прогревать её нужно в стороне от палатки.
Заканчивая разбирать тему топлива и его особенностей. Я хотел бы сказать, что действительно удобной будет мультитопливная горелка, которая позволит вам использовать и газ, и бензин в зависимости от условий вашего путешествия. Единственный её недостаток — это вес. Современные образцы весят (с бензиновым насосом, но без ёмкости для бензина) примерно 500 грамм. Для сравнения — мощная газовая горелка весит около 250-350 грамм.
Газовые горелки
Углубляясь в тему газовых горелок, первое, что стоит обсудить — варианты их крепления к баллону. Есть два варианта — накручивающиеся на газовый баллон или с выносным топливным шлангом. В первом варианте горелка накручивается сразу на баллон. Как правило, такие горелки весят немного — примерно 150-200 грамм и очень компактны. Но нужно помнить, что ставить на такую горелку можно кастрюльку объёмом не более чем полтора литра. Таким образом, прокормить такого типа горелки могут одного — двух человек, дальше придётся готовить по очереди.
Газовые горелки такого типа, как правило, имеют маленькую площадь горения (точка пламени в них размером примерно с пятирублёвую монетку). На них отлично кипятить воду и готовить сублимированные продукты (собственно для этого они и были созданы). Вот только если вы попробуете сварить гречневую кашу в такой горелке, то пока по краям крупа только начнёт закипать, в центре, под самым пламенем горелки она уже начнёт подгорать. Благодаря своему низкому весу эти горелки пользуются большой популярностью у мультиспортсменов или технических альпинистов. Как правило, и те, и другие ходят парами и на маршруте им требуется только кипяток, чтобы заварить сублиматы. В таком ракурсе это отличный выбор.
Облегчённые горелки повышенной мощности
В настоящее время почти все производители создали облегчённые горелки повышенной мощности. В них реализованы все технические решения, направленные на повышение эффективности горелки — максимально быстро кипятить воду, расходуя при этом минимальное количество газа. Пионером в этой области была компания JetBoil. Они создали интегрированную систему горелки и кастрюльки, которые жёстко соединялись друг с другом. Кастрюлька, которая входит в комплект, оборудована радиатором, для быстрого кипячения воды. Кастрюлька обёрнута неопреном и имеет специальную ручку, вы можете держать горелку в руках, даже когда вода кипит! При переноске газовый баллон и горелка компактно складываются в кастрюльку.
Такую систему очень полюбили альпинисты, которые не всегда могут найти место на маршруте, где можно разложить горелку. Сейчас подобные системы есть у многих уважающих себя производителей. У всех таких горелок есть, пожалуй, только один недостаток — они ограничены кастрюлькой, которая идёт у них в комплекте, а её объём, как правило, не превышает одного литра.
Горелки с выносным топливным шлангом
Горелки с выносным топливным шлангом относятся к классу экспедиционных, позволяют использовать посуду объёмом до четырёх с половиной литров, таким образом, она легко прокормит группу из трёх — четырёх человек. Средний вес таких горелок достигает примерно 300-400 грамм, а скорость закипания воды примерно три минуты на литр. Обратите внимание, такие горелки часто оборудованы системой предварительного подогрева топлива — латунная трубка (радиатор) по которой подаётся газ, изогнута таким образом, чтобы проходить через сопло горелки. При нагревании топливо переходит из жидкого состояния в газообразное (в бензиновых горелках радиатор обязательный элемент) что повышает эффективность работы газовой горелки при температурах ниже нуля. Вот как раз в бензиновых горелках это самое тонкое место. При нагревании бензина в радиаторе оседает вся копоть, и если вовремя не почистить его, то подача топлива будет постепенно падать, и в конечном итоге горелка может забиться. В мультитопливных горелках в комплекте идут набор форсунок для разного вида топлива (газ, сто октановый бензин и керосин) таким образом, вам остаётся только менять их в зависимости от используемого горючего.
В магазине
Итак, вы пришли в магазин. Если вы выбираете газовую горелку, то попросите консультанта прикрутить баллончик к горелке, он должен без усилий, легко идти по резьбе. Часто одна и та же модель газовой горелки может продаваться в двух вариантах — с пьезо-поджогом и без него. Это приятное дополнение к горелке, но на рабочие характеристики никак не влияет. По статистике, если пьезо-зажигалка не сломается после первого похода, то будет служить на протяжении всего срока службы горелки. Такой аксессуар увеличивает стоимость горелки примерно на пятьсот рублей.
Если вы выбираете мультитопливную горелку, обратите внимание на то как сделан генератор. В большинстве современных горелок он выполнен из латуни и имеет прямую форму. В нутрии него проходит латунный стержень. В старых моделях генератор был изогнутой формы и сделан из стали, а внутри него проходил стальной тросик. В случаях, когда горелка сильно забивалась, изогнутый генератор сильно затруднял её чистку, а тросик иногда имел свойство распаиваться, и превращаться в своеобразный веник, и вставить его обратно в генератор не представлялось возможным. Обязательно попросите продавца показать вам, как разбирается, и чиститься горелка.
Уход и обслуживание туристической горелки
Придя домой несколько раз разберите и соберите её сами. Обратите внимание, что каждый производитель бензиновых горелок выпускает свои ёмкости для бензина. Внешне может казаться, что они одинаковые и взаимозаменяемы, но это не так. Как правило, шаг резьбы у них немного разный и в результате, когда вы прикрутите насос к ёмкости, может образоваться щель и как итог утечка топлива. Вообще лучше всего завести несколько ёмкостей для топлива — большую для хранения и маленькую (примерно на пол литра) для работы. Не храните бензин в пластиковых бутылках — в походе, неудачно бросив рюкзак, вы можете пробить её, тем самым лишившись и бензина и многих продуктов, залитых топливом.
Хотелось бы напомнить ещё раз, что бензиновую горелку необходимо периодически чистить, и частота зависит от топлива, которое вы используете. Кстати, здорово будет обзавестись щёточкой от туши, она послужит отличным ёршиком для чистки генератора.
Когда вы будете рассчитывать количество топлива необходимого для группы, учитывайте погоду на предстоящем маршруте. В среднем на группу из трёх человек уходит четыреста пятьдесят грамм газа или четыреста грамм бензина в день, при условии, что они готовят только на горелке и температура не опускается ниже нуля градусов.
Надеюсь, статья поможет приобрести подходящую для вас модель горелки, которая отлично прослужит вам не один сезон.