0

Где поймать первый снег? Наш гид

Не нужен нам берег турецкий. И Африка нам не нужна!

Уже летом горнолыжники и сноубордисты начинают присматриваться к курортам и планировать отпуска. А в октябре снеготоксикоз достигает пика, мы бьём копытом, становимся как дворники, фанатиками прогноза погоды. Мы готовы ехать хоть на куличики, лишь бы там был снег!
Если в поисковиках забить вопрос: «Где покататься на горных лыжах в ноябре?» или «Где раньше всех выпадает снег?», скорее всего вы наткнётесь на подробное описание альпийских высокогорных курортов. Неужели у нас в России и СНГ, на одной шестой части суши, совершенно негде открыть горнолыжный сезон раньше Нового Года? Да быть того не может. Ведь именно Сибирь — синоним снега во всём мире. С неё-то мы и начнём наши поиски осенних снегопадов.

Где снег в ноябре гарантирован?

Нигде. Даже в тех местах, где его обычно лежит три-четыре метра, случаются климатические провалы, когда в ноябре снежком едва прикрывает крупные камни. Но — 90% вероятность снега дают, прежде всего, континентальные горы Сибири и горы севера, где зима наступает раньше.
Дальше идут высокогорные курорты, выше 3 000 снег начинает ложиться в конце сентября даже в Средней Азии, а уж к ноябрю обычно, всё довольно прилично засыпано, вопрос только в достаточном слое нижних очередей. Ну, на то умные люди и изобрели снежную пушку!

Где раньше всех начинается фрирайд-сезон?

Фрирайдеру по осени, против ожидания, живётся несколько легче, чем трассовому катальщику, для него существуют очень снежные долины, ратрачить которые — не хватит никакой техники. Обычно подъём там осуществляется на ратраках, сноукэтах, снегоходах или пешком, а спуск — по абсолютно нетронутому снегу!

Как выбрать самое лучшее место для открытия горнолыжного сезона?

Давайте составим список курортов, расположив их не по географическому признаку, а по снежности и степени универсальности, от большого снега к малому. При выборе следует понимать, что, если вы летите «под снег», промониторьте не только количество осадков, обещаемых синоптиками, но и архив погоды за месяц. Так как снег, ложащийся на голую землю, особенно тёплую, не формирует слоя, пригодного для катания, а формирует подложку, которая должна осесть, уплотниться, сгладить мелкие неровности земли. А уже на неё ложится полноценный катабельный снег, созданный для счастья.

Катание в Шерегеше

Место в горной Шории, знаменитое своим снегом. Осенние снегопады дают по полметра снега за сутки, ложится он ровно, передувается только на открытых верхушках гор, в лесной же зоне остаётся рассыпчатым, лёгким, очень приятным для катания.
Высшая точка — 1 270 м над уровнем моря.
Перепад высот на трассах — 630 м.
Количество трасс: 16. В ноябре обычно ратрачится около 10 трасс, но всё очень хорошо. Все верхние очереди, кроме подъёмников «Доллар» и «Булочка» приходят на плоскую вершину горы Зелёной, вверху между трассами можно перейти пешком. Трассы поделены на сектора А и Е, между ними есть ещё отдельные сектора Панорама и Скайвэй (он же Томичка). К каждому из секторов есть отдельный подъезд снизу.
Количество подъёмников — 19. Три гондольных, восемь кресельных, остальные бугельные. Скипасс можно взять единый, а можно платить за каждый подъёмник отдельно. Есть два сноупарка.
Обычные даты официального открытия сезона: 25 октября — 10 ноября.
Внетрассовое катание — есть. В основном, это катание по редкому лесу и лесным просекам, у продвинутых райдеров популярны курумники — засыпанные снегом крупные камни в руслах ручьёв горы Комсомолка, Утуя, Зелёная, Северный Мустаг.
Катание со сноукэтов и снегоходов — есть. Популярные маршруты — Крест (плато на одной из вершин Зелёной, гора Комсомолка (снегоходчики часто называют её Мустагом), собственно Северный Мустаг, Утуя. Есть хороший маршрут в долину Тельбес, туда набираются группы на целый день, т.к. катание идёт вдалеке от подъёмников, выехать туда самостоятельно невозможно.
Лавиноопасность. Лавиноопасность в ноябре невысока, однако, даже в это время бывают сходы на безлесных склонах, осторожность не помешает. Основная же опасность Шерегеша — отсутствие выкатов в цивилизацию с соблазнительных склонов вершин Комсомолка и Северный Мустаг. Если вы не успели вовремя взять вправо на середине горы, вы выкатитесь в безлюдное ущелье, откуда придётся идти в гору пешком несколько часов по глубокому снегу. Аналогичные фрирайдные спуски, есть и в районе сектора Е, горы Утуя. Будьте осторожны и не соблазняйтесь некатаными полянами ниже тех мест, где уже довольно много следов.
Спасательная служба — есть, дежурит до закрытия подъёмников, телефон: +8-903-9859948
Инфраструктура: в районе сектора А — десятки гостиниц, прокатов, магазинов сувениров и снаряжения и кафе, есть несколько кафе на вершине Зелёной, в районе посадки на верхние подъёмники. Цены, в общей массе, довольно высокие, хотя по жилью встречаются демпинговые предложения. В секторе Е гостиниц нет, есть хорошее кафе, прокаты.
В 3 километрах от нижних станций сектора А — посёлок Шерегеш. Там есть гостевые дома, много частного жилья в аренду. Есть магазины, несколько кафе. Цены демократичные.
В 8 километрах от Шерегеша есть турбаза Медвежонок, оборудованная собственным бугельным подъёмником. От неё ходит бесплатный автобус в сектор Е. Неплохой вариант для семьи с маленькими детьми.
Как добраться до Шерегеша: самолётом или поездом до Новокузнецка, оттуда лучше нанять трансфер до посёлка Шерегеш или горы Зелёная. Можно доехать на рейсовых автобусах, но прямого нет. Нужно ехать в посёлок Таштагол, откуда каждые 20 минут идёт автобус в посёлок Шерегеш. На горнолыжный курорт этот автобус не заезжает.
Можно долететь до Кемерово, Горно-Алтайска или Новосибирска, нанять трансфер оттуда. В четверг и пятницу ходят автобусы из Новосибирска в Шерегеш. А в воскресенье — из Шерегеша в Новосибирск. В другие дни прямых автобусов нет!
Из посёлка в секторы А и Е ходят бесплатные автобусы, рано утром на гору и после закрытия подъёмников — с горы. Попасть с них удаётся не всегда. Но в посёлке масса такси, оборудованных багажниками для лыж, цена стандартная, в сезоне 2015-2016 это было 50 рублей с человека.
К минусам Шерегеша можно отнести разве что многолюдство в выходные и праздничные дни. В часы пик бывают очереди на популярные подъёмники.

Ергаки

Это небольшой горнолыжный курорт в Хакасии, славящийся своей красотой. Снег в Ергаках не хуже, а быть может, и лучше знаменитого шерегешского снега. Высота горнолыжной базы — 1 570 м над уровнем моря. Перепад высот по единственному подъёмнику небольшой — всего 250 м. Зато сезон начинается нередко уже в конце сентября!
Трассовое катание: четыре трассы, длиной от 1 200 до 2 000 м, довольно хорошо ратрачатся.
Внетрассовое катание — все окружающие лесные склоны! Фрирайд в Ергаках очень хорош и вполне доступен, есть маршруты, где надо минут 10-20 прогуляться от подъёмника, а есть скитурные длинные маршруты на весь день. Множество небольших скальных гряд, курумников — разного размера многоснежные дропы в Ергаках встречаются в изобилии. В общем, на все вкусы.
Лавиноопасность существует, но она не так велика, как в больших горах. Сходят, в основном, снежные пласты на открытых участках склонов, крутых лесных просеках.
Инфраструктура: небогата. Жить можно на турбазе Ергаки, это довольно большая турбаза, есть и большие корпуса, и отдельные домики — но в горячие денёчки (а ноябрь для Ергаков горячее время, на открытие сезона народ съезжается в изобилии) лучше забронировать места заранее, по приезду их, скорее всего, не будет. Есть несколько кафе, в домиках можно готовить самостоятельно.
Апре-ски — кафе и бани, их несколько.
Как добраться? Самолётом или поездом до Абакана, оттуда трансфер или автобус в сторону Кызыла — 200 км. Можно лететь до Красноярска, но тогда расстояние, которое нужно проехать на машине составит уже 500 км. Впрочем, четырежды в День из Красноярска ходят автобусы на Кызыл, можно выйти у озера Ойское.
Минусы: мало жилья, вместимость курорта ограничена.

Бобровый Лог

Популярный горнолыжный курорт близ Красноярска. Сезон здесь начинается рано, официальное открытие обычно в первых числах ноября, но кататься начинают на неделю-две раньше. Снегопады идут частые, хотя и не такие обильные, как в Шерегеше и Ергаках.
Зато Бобровый Лог может похвастаться двумя четырёхкресельными подъёмниками и четырьмя бугельными. Один, правда, работает чаще всего для тренировок профессионалов.
Трассы: ратрачится 14 трасс, 8 из которых сертифицированы FIS. Перепад высот — от 270 до 400 м. Общая протяжённость трасс — 9 762 м. Есть три чёрные трассы, остальные — красные и синие. В общем, на любой уровень.
Внетрассовое катание: оно есть, но Бобровый Лог им не славится — слишком густой лес вокруг. Однако, любителям понырять по просекам между ёлок места найдутся!
Инфраструктура: очень развитая. Всевозможные прокаты, учебные склоны, кафе и магазины. Жить можно прямо в Красноярске. Это крупный город со множеством гостиниц, хостелов и частных квартир. С жильём никаких проблем круглый год.
Апре-ски — также на все вкусы. Клубы, боулинг, дискотеки, модные СПА-салоны — и традиционный для Сибири банно-нырятельные оздоровительные процедуры.
Как добраться? Самолётом или поездом до г. Красноярск.
Минусы: в выходные многолюдно

Губаха

Небольшой горнолыжный центр «Гора Крестовая» в Пермском крае любим многими райдерами. Во-первых, место очень снежное, снегопады начинаются в начале октября, а к середине ноября слой снега в хорошие годы достигает двух и более метров, катание прекрасное. Официальное открытие, бывает, запаздывает, но подъёмники начинают включать, как только покрываются снегом трассы. Во-вторых, курорт демократичный и какой-то уютный. В-третьих, добираться до него из центра России очень удобно. Эти плюсы заставляют мириться с видом на рудоперерабатывающий завод с горы, старенькими подъёмниками, и ехать кататься в Губаху снова и снова. Прекрасное место для открытия сезона катальщиками с небольшим стажем.
Снег в Губахе не такой холодный, как в Сибири или Хибинах, осенние снегопады в основном идут при температуре близкой к нулю. Зато ветры в этот период слабые, снег ложится ровным, пушистым слоем, превращая пихты и ели в сказочных снежных стариков, бросающихся снегом, если задеть их лапы в полёте.
Количество трасс — 17. В ноябре обычно закрыты зелёные трассы слева (орографически), там крупные камни, торчащие из-под снега. Все остальное работает. Ратрачатся трассы довольно прилично. Особенно крутых уклонов нет.
Все подъёмники — бугельные, «швабры», но достаточно лёгкие в освоении, в отличие от хибинских бугелей. Три основных и три транспортировочных подъёмника — вполне достаточно для подъёма на точку старта. Чуть подальше есть красивая каменная гряда, где всё фотографируются. От неё начинается трасса «Лесная» и большинство фрирайдных спусков.
Внетрассовое катание преимущественно по лесу — интереснее справа от трасс. Внизу, в кафе висит схема внетрассовых спусков, составленная местными райдерами. Названия их впечатляют: «Полёт шмеля», «Освенцим»… будьте готовы к узким проездам и дропам!
Лавиноопасность, однако, невысокая.
В общем, курорт довольно простой, но зато очень снежный и уютный!
Инфраструктура: жить можно либо в городе Губаха, либо в посёлке Северный. У самой горы жилья нет. Из любого места до горы ехать 5-6 км, ездит множество такси.
В Губахе есть три гостиницы «советского» типа и множество частых квартир и домов, сдающихся посуточно. Цены божеские. В Северном есть мотели, частое жилье. Ещё дешевле, чем в Губахе.
Общепит в городе имеется, особенно славится «Столовая №5», фактически это кафе самообслуживания, но название оставили старое. Очень вкусная и разнообразная кухня, но после окончания катального дня горнолыжники создают очередь у входа, два зала не справляются с жаждущими этой самой кухни отведать. Впрочем, к семи вечера она рассасывается.
Много круглосуточных магазинов, много бань. В общем, всё что нужно усталому после хорошей каталки райдеру!
Как добраться? Самое удобное — доехать на прямом поезде Москва-Березники до станции Губаха. Станция в нескольких километрах от города. Можно долететь или доехать до Перми, оттуда нанять трансфер или добраться на электричке до ст. Северный или Губаха.
Минусы: подъёмники только бугельные, инфраструктура достаточно старенькая, техника давно не обновлялась.

Горнолыжное катание в Байкальске (гора Соболиная)

Очень живописный горнолыжный центр на берегу озера Байкал. Открывается обычно в начале-середине ноября, к этому времени трассы уже хорошо засыпаны, байкальские циклоны начинают работать в конце сентября.
Надо отметить, что Байкал замерзает в самые холодные годы не раньше середины декабря, в ноябре он ещё вовсю плещется и снег идёт при невысоких температурах, однако, выпадает его довольно много и снег настоящий сибирский: рассыпчатый, ходкий!
Трассы: 9 трасс различной сложности, длиной до 3 км. Перепад высот — 475 метров, высота над уровнем моря — 1 050 м. Есть сноупарк.
Подъёмники: пять бугельных подъёмников, из которых один — на учебной трассе. Работают, обычно, все.
Внетрассовое катание: немного, но есть. Лес довольно густой, однако, есть интересные маршруты по открытым полянкам!
Инфраструктура: Соболиная гора находится на окраине города, поэтому с жильём проблем нет. Есть горнолыжная база прямо у склона, несколько гостиниц разных ценовых категорий. И множество сдающихся квартир и домов в городе Байкальске.
Байкальск славится своими вкусностями: там ловят знаменитого омуля, а также менее знаменитых, но тоже очень вкусных рыб. Рядом с городом большое животноводческое хозяйство, со свежим мясом проблем нет, в отличие от большинства сибирских городков. Есть тепличное хозяйство, где снимают два урожая клубники в год! Байкальск — настоящая клубничная столица.
Есть кафе при гостиницах и просто в городе, есть ресторанчики с претензией на танцевальный клуб, но нехитрого пошиба. В общем, вполне себе цивилизация!
Как добраться? До Байкальска ходят поезда из Москвы, Иркутска, Улан-Удэ. Ближайший аэропорт — в Иркутске, откуда можно доехать на трансфере или маршрутке до Байкальска, а можно добраться на электричках: Иркутск-Слюдянка, затем пересадка на электричку Слюдянка-Выдрино, до железнодорожной станции Байкальск.
Рядом: Мамай.

Катание на горе Мамай

Популярная у бэккантрийщиков долина реки Мамай, неподалёку от Байкальска. Катание возможно с начала ноября. Очень большая вероятность снежного слоя от полутора метров и больше, климат долины уникален, снегопады идут очень частые и обильные. Интересный рельеф, перепады до 800 м, около десяти цирков, пригодных для катания, разнообразной сложности склоны.
Но — подъёмники отсутствуют, трассы тоже. Только скитур, бэккантри. Лавиноопасность существует, сходы лавин на открытых местах бывают каждый год, после снегопада или ветрового переноса лучше дать снегу облежаться, покатать пока лесные просеки, более устойчивые.
Жить можно в зимовьях, специально для гостей построены большие избы, где может разместиться до 20 человек. Отопление печное, душевые отсутствуют. Зато есть две бани с возможностью, ну, если не поплавать, то облиться водой из проруби. В общем, сибирская многоснежная романтика, как она есть!
Как добраться: ближайший аэропорт — в Иркутске. Оттуда можно доехать на двух маршрутках или двух электричках до станции Выдрино, от Выдрино нужно брать такси до поворота в долину реки Мамай. У поворота (или у ЛЭП) высаживаетесь и далее 9 километров пешком или на скитуре. Можно договориться, чтобы вас подбросили снегоходом, если у снегоходчиков будет настроение и бензин.

Приисковый

Это одна из первых российских сноукэт-баз в Хакасии. И место выбрано действительно уникальное по количеству снегопадов. Снег начинает валить в сентябре, выпадает метрами, к середине октября уже начинаются фрирайд-программы.
Трасс в Приисковом нет, только кэтскиинг (катание с подъёмом на сноукэтах). Завозят на два горных массива, в активе десять холмообразных гор. Маршруты разнообразные: от пологих открытых склонов, до более крутых редколесных. Общий уровень сложности спусков невелик. Перепад высот — до 400 м. Длина спусков — до 1 600 м.
Лавиноопасность: есть. Наличие лавинного оборудования обязательно.
Инфраструктура: в Приисковом есть две фрирайд-базы, жить можно только там, продаются пакетные заезды, включающие проживание, питание, подъёмы на сноукэтах работу гидов, аренду лавинного оборудования и т.п.
Есть баня. Другого апре-ски не предусмотрено.
Как добраться: самолётом до Красноярска или Абакана, оттуда трансфер. Можно доехать поездом до ст. Копьево, оттуда два раза в день ходит автобус.
Минусы: довольно дорогие программы, атмосфера и отношение рассчитаны на клиентов, отдыхающих.

Хибины

Самый северный горнолыжный центр России и СНГ, находится в городе Кировск Мурманской области. В его состав входят три курорта: Большой Вудъявр, Айкуайвенчорр (Кола-Спортланд, городской склон) и Кукисвумчорр (25-й километр). Снегопады начинаются здесь с сентября месяца, подложка ложится достаточно рано. Снега много, снег хороший, «холодный», быстрый. Но, ввиду того, что климат здесь довольно ветреный, снеговые массы передуваются. На трассовом катании это мало отражается, а вот внетрассовые траектории, даже в ноябре, приходится выбирать осторожнее, находя баланс между хорошим снегом и безопасностью.
Обычно в ноябре открывается для катания Большой Вудъявр, где установлены снежные пушки, сделан сноупарк, оборудованы трассы для начинающих, есть вечернее освещение склонов, очень нелишнее в условиях заполярья. Городской склон и Кукисвумчорр открываются по мере засыпания трасс естественным снегом, искусственного оснежения там нет. К тому же, на Городском склоне трассы должна проверить разрешительная комиссия, на них тренируются спортсмены. А это долгая бюрократия и раньше декабря ждать не стоит. А вот Вудъявр — молодцы, открываются рано.
Перепад высот — от 480 до 520 м, высота над уровнем моря — до 1 020 м.
Количество трасс — более двух десятков, хорошо ратрачится Большой Вудъявр и Городской склон. Кукисвумчорр ратрачится нерегулярно и только в районе нижних очередей подъёмников.
Количество подъёмников — Вудъявр — 5, бугели, кресла и гондолы. Городской склон — 4, кресла и бугели. Кукисвумчорр — 3 бугельных.
Внетрассовое катание — есть. В районе Вудъявра — более фановое, в районе Городского склона — маршруты разной степени сложности, от простых до сложных, в районе Кукисвумчорра очень интересные, крутые внетрассовые спуски, рассчитанные на более опытных райдеров. Популярны «обратки» склонов, не имеющие выката к подъёмнику, но можно договориться со снегоходами о буксировании в цивилизацию.
Лавиноопасность высокая. Хибины — один из самых коварных в этом плане регионов. Для внетрассового катания необходимо иметь при себе лавинное оборудование и уметь им пользоваться.
Телефон поисково-спасательного отряда МЧС г. Кировска: (81531) 58689
Инфраструктура: в основном, горнолыжники живут в Кировске, в частном секторе. Сдаётся множество квартир, чем ближе к Городскому склону, тем дороже. Самые популярные — дома №№ 70-90 по Олимпийскому проспекту. В районе 25 километра жилье дешевле на 20-30%, до Городского склона ходят рейсовые автобусы.
Внимание: не отправляйте денег по непроверенным объявлениям в сети, бывали случаи мошенничества. Телефоны хозяев жилья и посредников, имеющих базу квартир, можно найти на горнолыжных форумах, они передаются из рук в руки. В начале сезона свободного жилья много, отправлять бронь нет необходимости. В праздничные даты и высокий сезон (конец марта, конец апреля, майские праздники) хорошее жилье бронируется загодя, есть смысл отправить бронь.
Гостиницы есть, «советского» типа. В последние годы стали появляться хостелы.
В городе есть кафе, клубы, то есть, с апре-ски проблем не будет.
Как добраться: до г. Апатиты поездом или самолётом, оттуда на такси или автобусе, 20 километров до г. Кировск. Можно прилететь в Мурманск, трансфер от аэропорта займёт часа три.
Минусы: в ноябре-декабре, несмотря, на достаточное количество снега, в Хибинах — низкий сезон. Дело в том, что световой день в это время года — очень короток, солнце едва-едва показывается из-за горизонта, после обеда катание возможно только по освещённым трассам. Конечно, местные гиды привыкли к сумеркам, их это мало смущает, но жителю более светлых широт кататься в условиях плохой видимости затруднительно. Зато есть северное сияние!

Горнолыжный отдых в Приэльбрусье (под снег)

Вообще, для Кавказа осень — ещё не полноценный сезон. Но Эльбрус — гора высокая, вершина её заснежена круглый год, а с октября начинаются большие снегопады, дающие хороший, катабельный слой снега. Правда, он лежит от трёх до семи дней, затем стаивает. Но — зато нередко бывают катальные дни даже в конце октября! Если быстро сориентироваться и взять билеты, то вполне можно открыть сезон даже раньше сибирских товарищей.
Подъёмники: на Эльбрусе три очереди гондольных подъёмников и две очереди «маятника». Маятник работает круглый год.
Чегетские две креселки и бугель тоже работают круглый год, но Чегет гораздо ниже и каменистее Эльбруса, в ноябре он редко катабелен, рассчитывать на него не стоит. Хотя — бывает!
Трассы: фактически на Эльбрусе одна трасса с разветвлениями, длиной 11-12 километров. Плюс широкая трасса Гара-Баши (верхняя очередь). На Чегете две ратраченных трассы.
Внетрассовое катание: на Эльбрусе прекрасное катание осенью — на ледниках. Но есть опасность трещин, снежные мосты ещё не встали, поэтому, если не знаете местности, обязательно возьмите гида. Квалифицированных гидов там много.
Чегет — мекка российского фрирайда, очень крутая, интересная гора. Но в ноябре ещё плохо засыпаны выкаты, поэтому фрирайд, в основном, в районе верхней очереди подъёмника.
Лавиноопасность: на Чегете высокая, на Эльбрусе поменьше, но тоже существует. Наличие лавинного оборудования и умения им пользоваться обязательно!
Спасательная служба работает, телефон спасслужбы Эльбруса: +7-928-915-7732, спасательная служба Чегета: +7‑928‑700‑2305, +7‑928‑950‑3942. Общий телефон МЧС в Терсколе: +7‑928‑082‑7275
Инфраструктура очень развита. Множество гостиниц, коттеджей, частных квартир в посёлке Терскол и прямо у подъёмников, на любой вкус и кошелёк. Есть гостиницы у второй очереди Эльбруса, т.е. день вы начнёте не с подъёма, а со спуска! Очень обильная и вкусная еда в кафе. Танцы по выходным в баре гостиницы Чегет. Посиделки с гитарами в Терсколе. Уютные баньки на берегу реки Баксан. В общем, апре-ски есть.
Как добраться? На самолёте или поезде в Минеральные Воды или Нальчик. Из Нальчика в Терскол ходит маршрутка, из Минвод надо нанимать машину, но трансферщиков там изобилие.
Да, Европа цивилизованна и обустроена. Да, в Америке изобилие парков и спортивных трасс. Но без всякого ура-патриотизма, хочу сказать, что маленькие и снежные курорты России сильно недооцениваются. В нашей стране и кроме описанных есть ещё много удивительной красоты уголков, где можно кататься по-настоящему, не напылённому, свежему снегу раньше всех. Без виз, справок, обменов валют. Наши курорты невелики. Но зато нетронутых цивилизацией склонов — выше крыши. А уют, душевность и суровая красота Российских гор трогает сердце любого райдера, искренне любящего чувство полёта, свободы, воли!
И, в общем-то, не так уж долго осталось ждать. Скоро пойдёт снег!
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.