Может показаться, что сегодня хлопок в одежде и снаряжении для активного отдыха полностью вытеснен синтетическими волокнами и отчасти высококлассной шерстью. Однако это далеко не так. Хлопок продолжают применять как в чистом виде, так и в смеси с полиэстером в коллекциях повседневной одежды — от футболок и лонгсливов до пуховиков и толстовок-худи. Также ему нашлось место и в более «технических» вещах, например в куртках и анораках для лыжного туризма, которые есть в коллекциях многих скандинавских марок вроде Fjallraven и Klattermusen. Всё потому, что производителей по-прежнему привлекает целый ряд его свойств.
Одежда из хлопка мягкая, тактильно приятная, прочная, не шуршит во время движения, проста в уходе, и ей не так страшны искры и угли из костра, как материалам из синтетики. Для городской одежды актуально, что плотное хлопковое полотно обладает красивой фактурой и эффектно стареет, образуя уникальный рисунок заломов и потёртостей. Даже способность хлопка накапливать и удерживать влагу порой оказывается кстати в районах с жарким и сухим климатом, ведь накопленный в его волокнах пот помогает телу лучше охлаждаться. К тому же хлопок — это биоразлагаемый материал и возобновляемый природный ресурс, в отличие от синтетического волокна, являющегося продуктом нефтепереработки.
С последним аспектом как раз связано понятие organic cotton — «органический хлопок», которое иногда можно встретить в описании материала одежды от того или иного outdoor-бренда.
Дело в том, что выращиваемый в промышленных масштабах хлопок, который массово применяется в текстильной индустрии, нельзя назвать экологичным и безвредным для окружающей среды. Для максимального снижения стоимости при его выращивании применяется огромное количество вредных химикатов — инсектицидов и гербицидов, которые оказывают разрушительное действие на экосистемы, проникая в почву, реки и грунтовые воды. Также они опасны для людей, что работают или живут в непосредственной близости от хлопковых полей: распрыскиваемые химикаты могут оседать в еде, попадать в питьевую воду и вдыхаться с воздухом. А один из самых распространённых гербицидов — глифосат был признан Международным агентством по изучению рака как «возможно, канцерогенный для человека». При этом индустрия выращивания хлопка является очень крупным потребителем сельскохозяйственных химикатов. По данным организации Organic Trade Association, на неё приходится примерно 10% всех применяемых в мире пестицидов.
Иногда в вину «промышленному» хлопку также ставят использование ГМО-семян. Однако это отнюдь не нападки на генно-модифицированные сельхозкультуры и сам процесс генной модификации. Дело в том, что одна из самых распространённых генных модификаций хлопка сводится к выработке его устойчивости к глифосату. А значит, на полях, что будут засеяны этими семенами, планируют активно распылять этот гербицид. Так что ГМО-семена воспринимаются лишь как своеобразный маркер. При этом вокруг них продолжается полемика, потому что генные модификации хлопка позволяют заметно снизить применение инсектицидов, что заметно снижает нагрузку на экосистему.
Первыми над перечисленными проблемами выращивания хлопка задумались в компании Patagonia, известной своими «зелёными» взглядами. В начале 1990-х годов её сотрудники провели аудит, отследив всю цепочку поставщиков — от текстильной фабрики до хлопковой фермы, и убедились, что получаемые ими натуральные волокна наносят окружающей среде едва ли не больший вред, нежели производство синтетики вроде нейлона или полиэстера. Подспудно они выяснили, что в мире есть фермы, где много лет хлопок выращивают практически по старинке — без массового применения пестицидов и вредных почвенных добавок. Вместо этого они применяют сложную систему севооборота и покровного растениеводства, ручную прополку и компостные удобрения. В конечном итоге это исключает отравление окружающей экосистемы ядохимикатами, снижает расход воды, не даёт деградировать почве и улучшает местное биоразнообразие. А сам хлопок получается не хуже или даже лучше, чем тот, что выращивают в промышленных масштабах.
Коллектив Patagonia и стал автором понятия «органический хлопок», чтобы хоть как-то противопоставить его тому, что получают чрезвычайно вредным для окружающей среды способом. В 1996 году компания пусть и с большим трудом, но перешла на использование органического хлопка, и после её примеру последовали многие outdoor-марки по всему миру — Fjallraven, Vaude, Arcteryx, Klattermusen и многие другие. В конечном итоге именно их продуманные вещи из органического хлопка ввели моду на экологичные ткани у брендов повседневной одежды, что пока пусть и незначительно, но сократило долю рынка «промышленного» хлопка.
Большему распространению органического хлопка, в том числе среди outdoor-компаний, мешает его цена, ведь выращивание органического хлопка требует больше труда, а также более квалифицированных кадров, в то время как пестициды позволяют в короткий срок добиться высокой урожайности при малых затратах. Вдобавок у производителей одежды есть сопряжённые трудности, связанные со сменой всей цепочки поставщиков, что ведёт к большим издержкам.
Как отличить органический хлопок. Стандарты и сертификаты
Отличить органический хлопок от выращенного «промышленным» способом невозможно. По крайней мере вне стен лаборатории. Поэтому здесь приходится полагаться на честность производителя одежды или экипировки, если он упоминает органический хлопок в описаниях своих вещей. Помимо сайтов и каталогов, эта информация, как правило, указывается на вшитой бирке или на бумажном ярлыке — компании обычно не замалчивают, а, наоборот, громко заявляют о применении органического хлопка в своей продукции.
Однако сами компании не могут верить производителям ткани и хлопковым фермам на слово. Для этого поставщики материалов сертифицируют свою продукцию, подтверждая, что она состоит из органического хлопка. Устанавливают стандарты и выдают сертификаты несколько независимых организаций на добровольной основе, они же проводят аудит ферм и текстильных предприятий на соответствие своим нормам. Этот инструмент проверки был изначально разработан для производителей одежды, постельных принадлежностей и снаряжения из хлопка, но им могут пользоваться и сами потребители.
Наиболее строгим и распространённым стандартом среди всех является GOTS — Global Organic Textile Standard, внедрённый в 2006 году. Он регламентирует не только выращивание и сбор урожая хлопка, но также контролирует всю производственную цепочку — от фермы до готового материала с текстильной фабрики. Аудиторы GOTS проверяют, какими способами окрашивается и изготавливается нить, а затем получаемая из неё ткань. Они следят, чтобы хлопок очищался и отбеливался нетоксичными веществами, чтобы органический хлопок не смешивался с полученным от несертифицированных ферм, чтобы в производстве не использовались вредные для окружающей среды и человека краски, а также технологии, требующие большого количества воды или оставляющие много отходов. При этом такая сертификация является гарантом высокого качества хлопковой ткани и в привычном понимании: учитывается её гипоаллергенность, стойкость к истиранию, ультрафиолету, стирке, усадке и воздействию пота.
Сертифицированную GOTS ткань из органического хлопка используют многие outdoor-бренды, например Klattermusen и Vaude, или NAU, создающие технологичную повседневную одежду. Но нередко их маркировку можно встретить на модной одежде, постельных принадлежностях и даже гамаках!
Американские же марки вроде упомянутой Patagonia опираются на местный стандарт National Organic Program (NOP), определённый Министерством сельского хозяйства США. В отличие от GOTS, он не такой глубинный и лишь сертифицирует фермы, выращивающие органический хлопок, а также следит за тем, чтобы он не смешивался в готовой продукции с хлопком, полученным от прочих поставщиков. Аналогом NOP в Европе является Директива Евросоюза по органическому сельскому хозяйству (EU Council Directive on Organic Farming).
Конечный выбор — за потребителем. Если вам не нравятся традиционные способы выращивания хлопка, но хочется носить хлопчатобумажные вещи, то стоит немного переплатить за их органическое происхождение. Главное, чтобы они были к тому же удобными, продуманными и долговечными, чтобы вы могли использовать их много лет. Ведь безудержное потребление является едва ли не главной причиной современных экологических кризисов.