0

Про гонки с препятствиями (OCR)

02.04.2019
Гонки с препятствиями не только спорт, но и стиль жизни © Spartan Race
Гонки с препятствиями, или Obstacle Course Race (сокращённо OCR), — это трейловая дистанция от 5 до 30 км с большим количеством искусственных препятствий: барьеры, разнообразные рукоходы формата «ниндзя», перенос тяжестей, преодоление грязи, холодной воды и огня, упражнения на баланс и координацию. Обычно гонки устраиваются вне города, чтобы «заиграть» горный рельеф, реки, озёра, лесные завалы и дать возможность участникам отдохнуть от суеты города и насладиться природой.
Родоначальником гонок с препятствиями по праву считают Tough Guy (в переводе с английского «крутой, крепкий парень») — английскую гонку, самую экстремальную в мире, которая ежегодно проводится на ферме в Пертоне. Первый Tough Guy длиной 15 километров был проведён в 1987 году и носил благотворительный характер. Не каждый может там принять участие, это настоящее испытание холодом, высоким напряжением и огнём. До финиша добираются менее ⅔ стартовавших.

Когда гонки появились в России?

Гонки с препятствиями в России берут своё начало из не столь далёкого 2013 года. Первый забег прошёл на полигоне Алабино с использованием военной тренировочной полосы препятствий. Формат был более развлекательный, чем спортивный. Участники преодолевали дистанцию из естественных и искусственных препятствий, работая в команде и помогая друг другу. Атмосфера военных действий создавалась за счёт расставленной по трассе военной техники, раскатистых танковых залпов, автоматных очередей и взрывпакетов. Получается, в основе гонок с препятствиями в России лежит именно военно-патриотическое воспитание активной части населения.
«Гонка героев» на военном полигоне Алабино
«Гонка героев» на военном полигоне Алабино. Фото из официальной группы «Гонки героев»
Развлечение выходного дня довольно быстро приобрело популярность, и уже с 2015 года начинают появляться всё новые старты гражданской направленности. Форматов участия становится больше. Появляется личное мужское и женское первенство, командный и парный зачёты. Лозунги становятся менее патриотичными и больше направлены на совершенствование себя, воспитание силы духа и тела. Сегодня в гонках принимают участие около 1000 человек, самый масштабный старт может собрать до 3000 участников.

Кто может принять участие?

Последние несколько лет в гонках прослеживается чёткое разделение на массовый старт и чемпионат.

Массовый старт

В массовом старте может принять участие любой желающий вне зависимости от возраста. Не нужно обладать сверхъестественными способностями, чтобы преодолеть дистанцию от 5 до 10 км и попробовать все препятствия. Именно попробовать, потому что с первого раза далеко не все удаётся пройти.
Массовый старт делится на личный зачёт и командный. В команде бежать интереснее и веселее, чувствуешь поддержку своих товарищей, и не только моральную, но и физическую. Иногда препятствия под командный старт спланированы таким образом, что в одиночку преодолеть их нереально. С целью командообразования проводятся отдельные забеги крупных корпораций, а также соревнования между офисными сотрудниками различных компаний.
Старт забега на длинную дистанцию Bison Race
Старт забега на длинную дистанцию Bison Race © Bison Race
Несколько часов, проведённых с командой, могут навсегда изменить отношение к выходным, и жизнь больше не будет прежней. Вместо того чтобы лениво переворачиваться с боку на бок в свой выходной, ты будешь стоять в стартовом створе, ожидая обратного отсчёта. А там недалеко и до регулярных тренировок, чтобы пройти то препятствие, которое не поддалось в прошлый раз, или подняться на несколько строчек в финишном протоколе.
Вот так из обычных любителей активного отдыха получаются заядлые OCR-щики.

Чемпионат

В чемпионате, как правило, участвуют более подготовленные атлеты, они борются за пьедестал. В чемпионате, его ещё называют категорией «профи» или «элита», уже нельзя пройти препятствие мимо. На каждом этапе стоит судья и фиксирует качество прохождения. В зависимости от гонки условия прохождения могут отличаться. Как правило, есть контрольное время на всю дистанцию, в которое спортсмен должен уложиться, и неограниченное количество попыток на каждое препятствие. Другой вариант — одна попытка на одно препятствие, если спортсмен не прошёл с первого раза, его дисквалифицируют. Также некоторые гонки предусматривают выполнение штрафного задания за непрохождение препятствий, например 30 бёрпи.
Финишное и самое сложное препятствие на гонке Bison Race
Финишное и самое сложное препятствие на гонке Bison Race. Фото из официальной группы Bison Race
С каждым годом гонки придумывают всё новые, более сложные препятствия, количество рукоходов зашкаливает. Особенную популярность набирают многосоставные конструкции. Тем интереснее. Никогда не знаешь, что тебя ждёт на том или ином старте, и готовишься к самым сложным вариантам. На сегодняшний день у гонок нет стандартов. Сложность трассы ограничивается только фантазией организаторов, а фантазии там хоть отбавляй.
У каждой гонки свои особенности и свои победители. Если дистанция преимущественно беговая с небольшим количеством препятствий, на ней лидируют спортсмены из циклических видов спорта. Технически сложная дистанция ориентирована больше на людей, пришедших из сложнокоординационных видов — скалолазания, акробатики, паркура.

Профессиональный спорт

Преимущество гонок с препятствиями в том, что здесь нет профессиональных спортсменов. Просто ещё не выросло поколение, заточенное непосредственно под гонки. Тем не менее многие спортсмены приходят из классических видов и успешно лидируют на российских и международных стартах.
Гонки с препятствиями очень молодой вид спорта и достаточно гибкий. Здесь каждый может попасть на пьедестал. Специально для этого были введены возрастные категории. Дистанция и условия прохождения не отличаются от «профи», но участник соревнуется с таким же возрастом и может получить заветный кубок и призы от спонсоров.
Гонки с препятствиями не признаны официальным видом спорта, поскольку нет стандартов проведения соревнований. Каждая гонка уникальна и имеет свою фишку. Международное сообщество обсуждает создание унифицированной полосы препятствий, на которой участники из разных стран смогут предварительно готовиться. Тогда можно будет включить гонки с препятствиями в реестр видов спорта.
Российская делегация на чемпионате Европы в Дании
Российская делегация на чемпионате Европы в Дании © Александр Миронов
Международная федерация гонок с препятствиями создана в 2013 году, через год был проведён первый чемпионат мира, а в 2015-м — чемпионат Европы. В России на сегодняшний день не проводится чемпионат страны. В Министерстве спорта зарегистрировано уже три федерации, но ни одна из них пока не принята на международной арене. Тем не менее OCR-щики разных клубов объединяются на международных соревнованиях и выступают под единым флагом страны.

Международные старты

Российские старты позволяют участникам не просто подготовиться к соревнованиям международного уровня, это возможность получить квалификацию на чемпионат Европы и чемпионат мира. Условия отбора на разных дистанциях могут отличаться, как правило, необходимо попасть в тройку лучших в категории «профи» или «стандарт». Зарегистрироваться на международный старт можно самостоятельно, главное, чтобы отборочная гонка подтвердила квалификацию участника.
Гонки с препятствиями в России только в начале пути, но в копилке страны уже есть бронза на чемпионате Европы и серебро на чемпионате мира в командном зачёте, серебро и бронза в личном мужском первенстве. Лидеры мирового рейтинга искренне признаются, что не ожидали такой конкуренции со стороны России.
Финиш командного старта на чемпионате Европы 2018 года
Финиш командного старта на чемпионате Европы 2018 года © Александр Миронов
Чемпионаты Европы и мира проводятся ежегодно. Страна и локация для проведения стартов выбирается международной комиссией на генеральной ассамблее. Как правило, соревнования проводятся на базе существующей гонки, а дистанция дополняется спонсорскими препятствиями.
Соревнования проходят в течение трёх дней. В первый день — короткая дистанция (3 км), во второй — длинная (15 км), а в третий — командный зачёт. Количество препятствий зависит от длины дистанции: чем длиннее, тем больше препятствий. Квалифицированные спортсмены самостоятельно выбирают одну или несколько дистанций для участия. Считается, что на короткой участники разминаются, длинная — основная, а командный старт — престиж страны. В 2019 году организаторы обещают добавить суперкороткую трассу формата «ниндзя» — большое количество рукоходов на 100-метровом отрезке.

В чём отличие российских стартов?

Между российскими и европейскими стартами существуют две небольшие разницы.
Российские гонки получили своё развитие на базе военно-патриотического воспитания активной молодёжи. У истоков стояла «Гонка героев». Европейские же гонки развивались в основном по пути совершенствования тела и духа.
Сегодня организаторы российских стартов идут по пути усложнения препятствий. Появилось больше рукоходов, которые уже нельзя преодолеть без предварительной подготовки, а также многосоставные конструкции, которые нужно пройти, не вставая на землю. Иногда на пьедестале может стоять один призёр из всего зачёта, остальные просто не смогли преодолеть препятствие или уложиться в контрольное время. Старты в Восточной Европе в принципе отличаются сложными препятствиями, например, в белорусской гонке Bison Race может вообще не быть победителя.
Рукоход «качели» на «Гонке героев»
Рукоход «качели» на «Гонке героев» © Александр Кочубей
Перенос «яйца дракона» на Bison Race
Перенос «яйца дракона» на Bison Race. Фото из официальной группы Bison Race
В целом европейские старты — массовое и доступное мероприятие. В качестве примера приведу Spartan Race — мировую гонку, которая работает под лозунгом: «Каждый может, не каждый хочет». На их стартах часто можно встретить людей с инвалидностью, которые наравне со всеми преодолевают дистанцию.

Как пробежать первую гонку?

Чтобы пробежать свою первую гонку, нужно только желание и решимость. Идеально, если вы найдёте компанию для первого шага. Хорошая физическая форма позволит не просто преодолеть дистанцию, но и получить удовольствие от преодоления. А вот если вы никогда раньше не занимались спортом, будет отличный повод начать! Будьте готовы к тому, что придётся много бежать или идти, проходить различные препятствия, валяться в грязи и переносить тяжести. Почувствуйте себя ребёнком в песочнице, которому можно делать всё! И вы получите незабываемые впечатления.
Приняли решение бежать? Выберите старт и зарегистрируйтесь, для начала попробуйте свои силы в категориях «стандарт», «age group», «масс-старт» или «команда». Если вы уверенный спортсмен и чувствуете в себе силы на то, чтобы сразиться с сильнейшими, — регистрируйтесь в «профи» или «elite».
Зимняя «Гонка героев» в Митино
Зимняя «Гонка героев» в Митино © Кирилл Неумывакин
Вот билет у вас на руках. Он будет мотивировать вас на маленькие спортивные подвиги каждый день. Старайтесь включить в свой тренировочный процесс бег и функциональную нагрузку. Уделите время укреплению хвата, например, на скалодроме или турниках, поработайте над координацией, попрыгайте на батутах. Такое разнообразие позволит вам не просто отвлечься от рутины, но и подготовиться к старту!

Как одеться на гонку с препятствиями?

Организаторы соревнований рекомендуют надевать длинную синтетическую компрессию, чтобы локти и колени были закрыты. В такой экипировке вам не страшно будет ползти под колючей проволокой или другим препятствием. Не надевайте хлопок! Он хорошо впитывает воду, и вам придётся бежать с лишним весом мокрой одежды.
В жаркую погоду важно одеваться комфортно, чтобы не перегревать организм. Конечно, в шортах вы рискуете поцарапать колени. Тут решайте сами, что важнее.
Офисный планктон на «Гонке героев»
Офисный планктон на «Гонке героев» © Алексей Терентьев
В основном старты проводятся вне города, а потому необходимо тщательно подойти к выбору обуви. Кроссовки для гонки должны быть с ярко выраженным протектором, то есть рельефом на подошве для хорошего сцепления с грунтом. Вам будет неудобно и скользко бежать в обычных кроссовках для зала. Если же вы участвуете впервые, берите кроссовки, которые не жалко, но будьте осторожны.
На гонке вас ждёт множество рукоходов. Если на руках нет годами набитых мозолей и вы не проводите свободное время на турниках, лучше взять перчатки с хорошим сцеплением. Они также пригодятся в процессе работы с канатом и на переносе тяжестей.
Палящее солнце или зимняя стужа, не важно. Берегите голову. Летом можно надеть тонкий бафф или повязку, а зимой рекомендую флисовую шапку.

Безопасность на дистанции

Устроители российских гонок внимательно относятся к безопасности участников на дистанции — подкладывают тюки с сеном и матрасы под препятствия, организовывают дежурство скорой помощи, некоторые даже страхуют участников от несчастных случаев.
В целом же, как и в любом экстремальном виде спорта, здесь бывают травмы. Выходя на дистанцию, важно грамотно оценивать свой уровень подготовки и физическое состояние, а находясь на дистанции, контролировать своё самочувствие. Здоровье важнее всего.
До встречи на старте!

Об авторе

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2019 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Осталось заполнить:
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.