Чем отличается фрирайдер от альпиниста? Альпинист может не быть фрирайдером, а фрирайдер хотя бы немного должен знать, что такое быть альпинистом. Всё потому, что катание вне трасс не ограничивается выездом за огороженную территорию горнолыжного курорта. Часто уверенных райдеров можно встретить в труднодоступных районах, где даже не планируется строительство горнолыжной инфраструктуры. Многокилометровые спуски по ледникам, спуски по кулуарам с замёрзшими водопадами или по обледенелым скалам — подобные сценарии катания требуют знания определённых альпинистских техник.
Фрирайд, бэккантри, ски-тур, хелиски… Для страховых компаний эти виды экстрима имеют повышенный коэффициент опасности, а самим райдерам рекомендуется освоить технические приёмы работы с верёвкой. Знание альпинистской техники и небольшой набор снаряжения — неотъемлемая часть уже шаблонного для всех экстремалов понятия «обеспечение безопасности» во фрирайде.
Передвижение в связке
Движение по закрытому леднику в одиночку опасно из-за риска провалиться в трещину. Поэтому оказавшись на таком рельефе, необходимо связаться верёвкой. В таком случае, если один из участников провалится, другие смогут его удержать и помочь вылезти.
Существует несколько факторов, влияющих на то, как необходимо связываться: количество человек, длина верёвки, состояние ледника. Руководитель группы или гид также определяют расположение участников связки по количеству снега (закрыт ли ледник полностью или частично?) и крутизне склона. Расстояние между участниками связки в разных ситуациях может варьироваться от 8 до 15 метров.
Организация станции на снегу и льду
Лёд, твёрдый фирн или вертикальная стена, по которым невозможно спуститься на лыжах или ногами, требуют организации специальной станции — надёжно закреплённой точки страховки, к которой прикрепляется верёвка для спуска вниз. В зависимости от вида и состояния рельефа точками крепления станции могут быть дерево, надёжные скальные участки или лёд, в который вкручивается минимум два ледобура. Если позволяет количество снега, можно сделать Т-образный якорь из ледоруба, лавинной лопаты, лыжных палок или самих лыж.
Подъём и спуск по закреплённой верёвке
После организации станции нужно правильно спуститься без ущерба для здоровья. Для безопасного спуска необходимы: страховочная система, которую фрирайдер должен надеть в самом начале спуска, спусковое устройство (например, Reverso, которое лучше всего подходит для тонких верёвок) с карабином и знание как минимум двух узлов — схватывающего и узла UIAA. Первый завязывают ниже спускового устройства и прищёлкивают к системе карабином, а второй необходим, если спусковое отсутствует.
Техника подъёма по закреплённой верёвке требуется, если человек провалился в трещину и в состоянии вылезти из неё самостоятельно. Второй случай — когда необходимо спуститься к пострадавшему, оказать ему помощь и вылезти обратно. Для этого из двух корделетов (репшнуров) вяжутся два схватывающих узла, крепятся к системе, и из одного из них делается петля для ноги.
Спасение человека из трещины
При плохом стечении обстоятельств, когда кто-то из группы упал в трещину и получил травмы, которые не позволяют вылезти самостоятельно, нужно знать технику спасения человека из холодного плена. Идеальный вариант, когда можно вызвать спасателей и через несколько минут получить необходимую помощь, но если они не могут прибыть оперативно, лучше знать как вытащить товарища самостоятельно, иначе он может замёрзнуть. Тем более, что бывают случаи, когда в трещине есть вода. В этой ситуации счёт идёт на минуты.
Полиспаст — то, что позволяет поднять кого-либо или что-либо по вертикали. Им активно пользуются профессиональные альпинисты, также с его помощью можно вызволить фрирайдера из трещины. Для этого понадобятся верёвка, карабины, удерживающее устройство (реверсо или схватывающий узел) и умение организовать станцию и связать полиспаст, которое отрабатывается на практических занятиях.
Дополнительные навыки
Техника передвижения в альпинистских кошках и с ледорубом бывает нужна особо любознательным и «всё познавшим» фрирайдерам. Открывая новые горизонты катания, они стремятся к труднодоступным спускам, в том числе с горных вершин. Для этого часто требуется преодолеть пешком сложные участки с фирном, льдом или обледенелыми скалами. Кошки в этом случае помогут уверенно передвигаться по склону, а отработанная техника самозадержания ледорубом не даст далеко улететь при срыве.
Все эти навыки нельзя приобрести в теории, на лекциях или прочитав статью. То, что спасает жизнь, отрабатывается на рельефе и не один раз. В идеале фрирайдеры, которые регулярно катаются в опасных зонах, должны начинать сезон с повторения альпинистских техник, добавив к этому обязательную работу с лавинным снаряжением. Любителям в горах настоятельно рекомендуется пользоваться услугами профессиональных лыжных гидов. Наличие гида, тем не менее, не отменяет важности освоения представленных техник.
Список альпинистского снаряжения для катания вне трасс:
- Верёвка — 30 метров (диаметр от 6 до 10 мм).
- Страховочная система (рекомендуются специализированные для ски-тура и фрирайда).
- Спусковое устройство
- Карабин с муфтой — 4 шт.
- Корделеты диаметром 6 мм — 2 шт. по 4,5-5,5 метров и 1 шт. 1-2 метра.
- Петля Dyneema — 180 см.
- Дополнительно для катания по ледникам: ледобуры — 2 шт.
Алекс Кузмицкий о снаряжении для альп-фрирайда
Основные правила безопасности для катающихся вне трасс:
- Внимательное изучение склона
- Оценка лавинной обстановки
- Оценка погодных условий
- Наличие гида при низком уровне техники катания и незнании района
- Соответствие экипировки и снаряжения погодным условиям и рельефу
- Обязательное наличие лавинного снаряжения (бипер, щуп, лопата) и умение им пользоваться