Типы страховочных и спусковых устройств
Карабин HMS и узел UIAA
- Требует всего одного карабина HMS.
- Работает на верёвках любых диаметров и в любом состоянии (грязных, мокрых, обледенелых).
- Быстро и просто собирается/разбирается, легко блокируется и разблокируется под нагрузкой.
- Работает в обе стороны, при необходимости перейти от спуска к подъёму узел легко переворачивается и переходит в положение для верхней страховки.
- При использовании двойного узла UIAA (супер-Мунтер) или дублировании карабина трение в системе может быть увеличено или уменьшено.
- Не может быть потерян, так как в роли ССУ используется карабин, закреплённый на обвязке или точке страховки.
Постарайтесь овладеть техникой спуска и страховки при помощи узла UIAA, независимо от того, каким ССУ вы пользуетесь и какой формой альпинизма или скалолазания занимаетесь.
- Для надёжной работы необходим именно HMS-карабин.
- Очень быстро изнашивается карабин и, как результат, сама верёвка. При спуске по мокрой, облепленной песком верёвке карабин может прийти в негодность за один день.
- Узел UIAA крутит верёвку, при спуске по двойной верёвке он не только перекручивает их, но и скручивает между собой.
- При спуске карабин с узлом UIAA разогревается сильнее любого другого ССУ, что может привести к плавлению верёвки. Если вы обнаружили, что при дюльфере карабин сильно разогрелся, значительно снизьте скорость спуска, но не останавливайтесь, иначе карабин может переплавить верёвку.
При работе с любым страховочно-спусковым устройством никогда не отпускайте руку с ненагруженного конца верёвки! Это касается не только описанной выше техники HMS, но и всех устройств, о которых мы будем говорить ниже.
Восьмёрки
Ещё в 1990-х годах Комиссия по безопасности UIAA проводила исследование обстоятельств нескольких несчастных случаев и выяснила, что в определённых ситуациях восьмёрка ломала карабины, которыми она крепилась к обвязке. В результатах исследования восьмёрка была рекомендована для использования только при спуске.
- Сложно ошибиться, заправляя верёвку в простую восьмёрку.
- Возможен спуск по двойной верёвке и верёвкам любых диаметров.
- Массивные восьмёрки хорошо справляются с перегревом на длинных дюльферах.
- Лучше других справляются с толстыми замёрзшими перильными верёвками, что актуально в высотном альпинизме.
- Не подходят для страховки, при глубоком срыве недостаточно трения для эффективного удержания, требуют большого опыта и физической силы при таком использовании.
- Верёвка сильно перекручивается из-за наличия перегибов в нескольких плоскостях, две верёвки в дополнение скручиваются между собой.
- Непредсказуемое поведение в разных комбинациях устройств, верёвок и погодных условий.
Корзинки
Корзинки с автоблоком
- Такие ССУ компактные, лёгкие и относительно просты в освоении.
- Можно работать как с одной, так и с двумя верёвками. При этом верёвки могут быть разных диаметров.
- Не крутят верёвку/верёвки.
- Могут использоваться для дюльфера по одинарной или сдвоенной верёвке.
- Верёвка легко выдаётся и выбирается.
- Разблокирование сработавшего автоблока иногда может стать непростой задачей.
- Для некоторых альпинистов, особенно для тех, у кого небольшой вес, корзинка может быть слишком медленным устройством для спуска дюльфером.
- В сценариях с большой разницей в весе страхуемого и страхующего рывок ненагруженного конца верёвки потребует довольно большого усилия для удержания, если сравнивать с современными полуавтоматами (о них ниже).
- Классическая корзинка не подходит для страховки автоблоком лезущего вслед за лидером.
Полуавтоматические страховочные устройства
Пассивные полуавтоматы
Активные полуавтоматы
Что лучше: обычный «стакан» или GriGri?
Комбинированные ССУ
- При рывке эти ССУ блокируются, что позволяет почти не прилагать усилий для остановки падения.
- Верёвка выдаётся легко и плавно.
- Очень простая конструкция у одноверёвочных пассивных полуавтоматов.
- Активные полуавтоматы позволяют плавно и контролируемо спускать страхуемого.
- Относительно тяжёлые, громоздкие и дорогие, особенно активные полуавтоматы.
- Каждая из моделей требует времени на ознакомление и практику.
- Требовательны к соблюдению спецификаций по толщине верёвки, особенно активные полуавтоматы.
- За исключением части моделей пассивных полуавтоматов, не позволяют использовать более одной верёвки для страховки и спуска.
- Эффективность активных полуавтоматов резко снижается на мокрой и грязной верёвке.
Никогда не отпускайте руку с ненагруженного конца верёвки, даже при работе с активным полуавтоматическим ССУ!
Какое страховочно-спусковое устройство выбрать
Всем и каждому
Полный новичок
Спортивное скалолазание на скалодроме и скалах
Мультипитчевое скалолазание
Альпинизм
Высотный альпинизм
Советы по безопасной работе с ССУ
- Ещё до выхода на скалы или поездки в горы тщательно ознакомьтесь с инструкцией, посмотрите обучающие видео на сайте производителя, попробуйте, как работает ваше новое ССУ.
- При использовании как минимум одна рука должна всегда удерживать страховочный конец верёвки, выходящей из страховочного устройства, по меньшей мере тремя пальцами. Это правило в полной мере справедливо для любых ССУ, включая полуавтоматы.
- Правильно выбирайте ССУ для своих видов деятельности, ответственно подходите к обучению по их использованию и будьте предельно осторожны на практике.
- У каждого ССУ есть рекомендованный диапазон толщины пригодных для него верёвок. Обязательно ознакомьтесь с ним и помните, что чем сложнее устройство, тем более оно требовательно к соблюдению указанного диапазона.
- Выбор карабина для каждого ССУ (кроме восьмёрок и активных полуавтоматов) влияет на его работу, поэтому производители всегда указывают подходящие типы карабинов для каждого устройства. В любом случае это должен быть муфтованный карабин.
- Используйте страховочные перчатки. Перчатки не только предохраняют вашу кожу, но и позволяют остановить вышедшую из-под контроля верёвку, не получив ожогов.
- Первое, что нужно сделать перед использованием любого ССУ, — проверить, правильно ли оно заряжено. Большинство устройств необходимо загружать в определённом направлении, и для этого на них всегда выгравированы схемы. Проверяйте своё собственное ССУ и проверяйте устройство страхующего.
- Два важных правила при спуске дюльфером: завязывайте стопорные узлы на концах верёвки и используйте схватывающий узел для подстраховки, если вас не подстраховывает партнёр. Узел на конце верёвки также обязателен при обеспечении страховки.
- Убедитесь, что вы знаете, как правильно пользоваться своим ССУ. Все активные полуавтоматы используют разные методы, которые не обязательно интуитивно понятны. Заранее просмотрите обучающие видео и потренируйтесь с ним дома.