Всем нам, занимающимся сплавом по бурным рекам, очень повезло — наше занятие относительно безопасно. По статистике, бейсджампинг, скалолазание, альпинизм, катание на лыжах или сноуборде вне трасс, горный велосипед, бокс или даже баскетбол опаснее, чем сплав. Чтобы утонуть или получить серьёзную травму на бурной реке, нужно очень сильно постараться. То, что я по-прежнему жив и смог написать эту книгу, — лучший тому пример. Однако это не значит, что получить травму или даже погибнуть невозможно.
Риск — неотъемлемая часть сплава по бурным рекам просто потому, что движущаяся вода — неподходящая среда обитания для человека. У нас нет жабр, мы не лососи. Отправляясь на реку, мы всегда должны отдавать себе отчёт в том, что можем погибнуть. Но именно риск добавляет ту необходимую перчинку, которая делает каякинг, рафтинг и водный туризм столь привлекательными. Без риска сплав превратился бы в аттракцион наподобие американских горок: пару раз прокатиться здорово, а затем интерес пропадает.
Хорошая новость: 99% РИСКОВ НА БУРНОЙ РЕКЕ ЛЕГКО ПОДДАЮТСЯ ОПРЕДЕЛЕНИЮ И КОНТРОЛЮ. Огромные бочки, деревья в русле, хаотично разбросанные громадные камни и высокие сливы однозначно говорят о своей опасности. Практически всегда в пороге можно выбрать линию движения в стороне от плохих мест, а если нет — обнести препятствие по берегу. Сравним с альпинизмом или катанием вне трасс: ничем не примечательный пологий склон может мгновенно стать смертельной ловушкой из-за внезапно сошедшей лавины. Во время восхождения или спуска мы не можем оценить все риски и тем более полностью их контролировать.
Итак, риски на бурной реке легко определяются и поддаются контролю. Следовательно, опасность создаёт не река, а действия людей, не умеющих управлять рисками. Бурная вода не опаснее жизни в современном мегаполисе, если соблюдать элементарные правила: переходить дорогу на зелёный свет, не перебегать шестиполосное шоссе, не играть на рельсах метро и так далее. Уровень опасности зависит от квалификации сплавляющихся, что подтверждает печальная статистика гибели людей на самых простых секциях рек.
Зачем мы занимаемся сплавом?
Я много раз задавал этот вопрос во время своих лекций и курсов по безопасности и получал множество ответов. Все их можно легко свести к одному простому определению: МЫ ЗАНИМАЕМСЯ СПЛАВОМ ПО БУРНЫМ РЕКАМ ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ!
Мы не исследуем другие планеты, не изобретаем лекарство от рака, не защищаем наши семьи и не боремся против мирового зла. Мы вообще не делаем ничего значимого для человечества. Тем не менее мы делаем то, что имеет огромное значение лично для нас, то, что делает нас теми, кто мы есть, наполняет нашу жизнь энергией, испытаниями и красотой.
Сплав — это не спорт. Цель — не прыгнуть самый высокий водопад, не установить рекорд скоростного прохождения реки и не проехать самый сложный порог. Цель — получить от сплава по бурной реке удовольствие. Но стоит ли рисковать жизнью ради всего этого? Я, например, очень люблю мороженое. Оно доставляет мне море удовольствия. Но готов ли я рискнуть ради мороженого жизнью? Однозначно нет.
В СПЛАВЕ ПО БУРНЫМ РЕКАМ НЕТ НИЧЕГО ТАКОГО, РАДИ ЧЕГО СТОИЛО БЫ РИСКОВАТЬ ЖИЗНЬЮ. Это значит, что необходимо избегать рисков на сплаве по бурной воде или снижать их до приемлемого уровня.
Личная ответственность за собственный сплав
Первое и главное условие безопасного сплава — это осознание полной личной ответственности за свои действия на реке и, следовательно, за свою жизнь.
Ни Господь Бог, ни Министерство туризма, ни Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК), ни звёзды сплава, ни гид, ни руководитель группы, ни наши друзья, родители и любимые не несут за нас ответственности на реке. МЫ ЗАНИМАЕМСЯ СПЛАВОМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СВОЙ СТРАХ И РИСК, И НИКТО КРОМЕ НАС НЕ МОЖЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРИЕМЛЕМЫЙ УРОВЕНЬ ЭТОГО СТРАХА И РИСКА. Даже лучший сейфети-каякер на планете не сможет спасти того, кто не смог зачалиться в последнее улово перед непроходимым порогом.
Нельзя перекладывать ответственность за сплав (и в конечном итоге за жизнь) на чужие плечи. Думайте своей головой и принимайте самостоятельные решения.
Быть ответственным – значит быть честным перед самим собой в оценке собственных навыков: видеть и признавать свои ошибки, а после кропотливо работать над их исправлением, не списывая их на злой рок, плохое снаряжение, товарищей, погоду или фазу Луны.
Закон Мёрфи не знает исключений
Аварийные ситуации на бурной воде, как правило, не имеют одной причины, за исключением маргинальных случаев типа сплава без страховочного жилета и каски или фатального решения прыгнуть с низкой плотины, проигнорировав обратку длиной 15 м. Аварии на сплаве — это почти всегда цепь множества взаимообусловленных ошибок, нарастающих снежным комом. По отдельности каждая из них не имела бы серьёзных последствий, но все вместе они приводят к трагедии. Добавьте к желанию проехать антропогенный слив незатянутую боковую лямку жилета, неуверенный эскимосский переворот, незамеченную на просмотре торчащую арматуру и отсутствие у товарищей на берегу ножей-стропорезов — и вот в разделе «Происшествия» местного сайта появляется трагическая новость.
Закон Мёрфи гласит: «ВСЁ, ЧТО МОЖЕТ ПОЙТИ НЕ ТАК, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЙДЁТ НЕ ТАК». Так вот, следующая часть книги рассказывает, как снизить до минимума вероятность того, что что-то пойдёт не так, и не допускать аварий. А последняя — как выбираться из ситуаций, когда несмотря на все усилия авария всё же произошла.
Сплав по бурным рекам неразрывно связан с риском. Рано или поздно авария обязательно произойдёт. Это не вопрос «если?», это вопрос «когда?». И в этот момент вы не подниметесь до уровня своих ожиданий, а опуститесь до уровня своей подготовки. Поэтому вы должны не просто знать, что делать, но и уметь это.
Что внутри книги
- Философия безопасности
- Индивидуальная подготовка атлета
- Прикладная гидрология
- Что нужно знать о реке до того, как оттолкнуться от берега
- Командная работа
- Личное и групповое страховочное снаряжение
- Средства сплава и оборудование судна для сплава
- Просмотры и разведка
- Обнос
- Работа со стрессом и страхом
- Правила и стадии спасательных работ
- Самоспасение
- Броды, застревания и переправы
- Страховка с берега, с воды, живцом
- Взаимодействие с экстренными службами
- Поисковые работы
- Использование горного снаряжения
- Спуск и подъём по закреплённой верёвке
- Первая помощь
- Профилактика ПТСР
Об авторе
Антон Свешников — российский каякер, сертифицированный каяк- и рафтгид, инструктор Международной федерации рафтинга (IRF), обладатель сертификатов Rescue3, WRT Pro и WRT Advanced.
Впервые сел в байдарку в 5 лет с подачи родителей. В четырнадцать пересел на катамаран. Около 10 лет занимался водным туризмом, побывав в таких замечательных местах, как Кольский полуостров и Карелия, Кавказ, Саяны, Алтай, Тянь-Шань, Фанские горы и Памир.
В 2008 году пересел в каяк, что навсегда изменило его жизнь. С тех пор успел поплавать по самым интересным рекам в более чем двадцати странах мира на трёх разных континентах. На его счету несколько первопрохождений рек в Грузии, Гималаях и на юге Индии.
С 2010 года работа автора этой книги связана с организацией туров для каякеров и рафтеров по всему миру и обеспечением безопасности на бурной воде.
В 2018 году Антон разработал курс безопасности на бурной воде — WW Safety School. На момент публикации этой книги провёл около пятидесяти курсов, в которых приняло участие более пятисот каякеров и водных туристов.
Первая книга автора – путеводитель «Бурные реки Алтая» – стала бестселлером в российском бурноводном сообществе. Затем вышла «Безопасность на бурной воде», третье издание которой вы держите в руках.