Чем обусловлена столь существенная разница в ценах?
Высокогорный альпинизм увлечение не из дешёвых. Если вы хотите попытать свои силы в восхождении на Эверест, будьте готовы выложить за это как минимум 30 тысяч долларов (и это без билетов на самолёт и прочих подготовительных трат). Большинство западных компаний обеспечивающих сопровождение при восхождении берет с клиентов порядка 65 тысяч долларов. Индивидуальная экспедиция, где в комплект услуг входит ещё и иностранный повар и, как же без этого, постоянный доступ к Instagram может обойтись в сумму порядка 100 тысяч долларов.
Средний ценник за восхождение последние годы существенно не изменился. И это несмотря на более широкое использование технологий, улучшенные спасательные средства, дополнительные услуги гидов и более тщательный контроль со стороны государства. Многие операторы, предлагавшие свои услуги за 65 тысяч долларов в 90-е, имеют такие же расценки в 2013-м. В то же время цены на менее дорогостоящие экспедиции возросли в связи с принятием непальским правительством нового закона, который обязывает операторов платить шерпам и носильщикам по строго установленным нормам. В целом же, Эверест можно назвать одним из тех редких мест в мире, которым удалось избежать инфляции.
Для всех альпинистов, независимо от того, как и с кем они совершают восхождение, существует ряд фиксированных затрат:
- Разрешение на восхождение, которое выдаёт правительство Непала, стоит 70 тысяч долларов для группы из 7 человек, или 25 тысяч долларов для одного человека.
- Каждая группа платит лагерные взносы. В них входит, например, плата за уборку мусора и отходов, а также за обязательное пребывание в лагере предствителя непальского правительства. Представитель следит за тем, чтобы на Эверест не поднимались альпинисты с разрешением на подъём, например в Нуптзе. Так объясняет присутствие представителя Гордон Джейноу, директор программ в центре Alpine Ascents (Сиэттл), обеспечивающий сопровождение экспедиций на Эверест уже в течение 15 лет.
- В базовом лагере все команды совместно оплачивают услуги лагерного врача. Также вы должны будете заплатить шерпам. Их называют «ледопадными врачами», за то, что они провешивают перильные верёвки, которыми впоследствии пользуются все, кто идёт через ледопад Кхумбу.
- Кроме того, необходимо учитывать стоимость снаряжения, расценки на которое достаточно постоянны. Например, бутылка кислорода стоит 500 долларов, и на каждого альпиниста, как правило, приходится 6 таких бутылок. Услуги транспортировки вашего снаряжения на яке в базовый лагерь обойдётся вам в 150 долларов в день.
Благодаря всему этому, сезон восхождений — огромный стимул для местной экономики.
«Разрешения на восхождения приносят экономике Непала около 3 миллионов долларов. И кроме того, примерно половину этой суммы зарабатывают за сезон ти хаусы, местные гиды, компании по прокату вертолётов, и отели в Катманду»,— говорит Алан Арне, журналист и альпинист, ведущий подробный блог о ходе каждого сезона на Эвересте.
Часть таких сервисов контролируется государством. Определённая доля полученных от продажи разрешений средств, направляется на поддержание чистоты на Эвересте и в его окрестностях. Местные представители ведут мониторинг команд альпинистов, государство оплачивает услуги местной рабочей силы совместно с совершающими восхождение группами. Хотя правительство Непала и установило обязательный минимум оплаты услуг шерпов, Джейноу утверждает, что Alpine Ascents и многие другие западные операторы платят своим командам больше этого минимума. Так они могут поддерживать сотрудничество с проверенными командами шерп на протяжении многих лет. Этот диапазон оплаты существенно влияет на цену.
Один из определяющих факторов стоимости, с какой группой вы решаетесь идти, и как они организуют свою работу. Небольшие команды с высоким соотношением гид-клиент, и расширенными системами поддержки являются наиболее дорогостоящими.
Малобюджетные компании стараются снизить затраты за счёт уменьшения числа персонала. Кроме того они могут уменьшить затраты, используя местный обслуживающий персонал вместно западного, а также за счёт более низкого уровня оплаты этого персонала.
«Раньше только западные из Европы, Новой Зелландии и США имели достаточную квалификацию, чтобы работать с верёвками, а также необходимые навыки по оказанию медицинской помощи. Сейчас шерпы значительно улучшили свою квалификацию» — говорит Арне.
Западные гиды обходятся дороже местных. Так со слов Джейноу, они платят своим гидам 20-50 тысяч долларов за сезон. Компании с большим бюджетом также выкладывают дополнительную сумму за такие услуги как, например, индивидуально составленный прогноз погоды. Джейноу говорит, что они берут с собой в базовые лагеря альпинистское и бивачное снаряжение, а также дополнительных сопровождающих в экспедиции.
«Чтобы все прошло гладко, мы стараемся всегда иметь кого-то в запасе. В случае необходимости эвакуации вертолётом, или чего-либо подобного, у нас всегда есть дополнительный менеджер»
Существуют также неординарные услуги. Например, собственная съёмочная группа. Некоторые компании считают необходимым предлагать изысканное питание для поддержания у альпинистов аппетита, который, как правило, пропадает на высоте.
«Если вы хотите есть только далбат, это довольно дёшево, но некоторые компании предлагают стейк, пиво и вино, очень многие — суши. В Jagged Globe например работает шеф из Европы»
Но даже в чётко распланированных условиях на Эвересте, где команды логистов круглый год работают над тем, чтобы экспедиции протекали без проблем, существуют неконтролируемые обстоятельства. Так что будьте готовы к новым и новым тратам.
«Для всего предусмотрена скользящая шкала расценок. Существует общее представление, как все должно работать, но никогда невозможно знать все наверняка. Так, в этом году я заплатил авиакомпаниям за перевозку грузов 10 тысяч долларов, а в прошлом году мне пришёл счёт за Wi-Fi на 4 тысячи долларов», — рассказывает Джейнлоу.
Перевод статьи с Outside Online