Для понимания масштабов описываемого региона, давайте приведу сухие цифры:
- В Киргизии горы занимают 70% территории — это 140 000 кв.км.
- В Казахстане горы занимают 10% территории — это 272 000 кв.км.
В Казахстане четыре больших горных массива — Алтай, Саур-Тарбагатай, Джунгарский Алатау и Тянь-Шань, в свою очередь делящийся на Западный, Восточный, Северный и Центральный.
В Киргизии массива два: это Памир и Тянь-Шань (Восточный, Центральный, Северный и Южный), но на территории страны только Тян-Шанских хребтов — 88! На территории страны — 3 семитысячника. На один из них, при хорошей подготовке, возможно совершить скитурное восхождение.
Скитур в Киргизии. Центральный Тянь-Шань. Чон-Ашуу
Чон-Ашуу — это перевал в Центральном Тянь-Шане, соединяющий долину Тургень и долину реки Сары-Джаз. Он весьма популярен у скитуристов одного дня, т.к. туда ведёт расчищаемая зимой горная дорога, вполне посильная для любой полноприводной машины. Высокогорное катание — это отдельное удовольствие — безумной красоты виды на пик Фестивальный, на обе долины. Причудливые карнизы, ледники и снежники — и изобилие линий. Не менее десяти гор в районе перевала легкодоступны для скитурной группы.
Оптимальный сезон для катания. Характеристика снега | С середины декабря до апреля. Снег бывает какой угодно, за пять лет мне ни разу не встретилось одинакового снега. От мягчайшего многометрового паудера до наста и задутого бетона или ледяных натеков в крутых кулуарах. А бывает, что снег сдувает, увы. Всегда катабельны два снежника с северной стороны, но это на один день. Поэтому сильно заранее поездку в Чон-Ашуу планировать не стоит — мониторьте погоду. Имейте в запасе альтернативный вариант, в этом районе много скитурных мест. |
Как добраться | Из России прилетаем в Бишкек. Оттуда автобусом или машиной до Каракола. От Каракола полноприводным транспортом 130 км до перевала Чон-Ашуу. |
Где жить | Тёплого жилья на перевале нет. Есть здание старой метеостанции и рядом снегоочистительная дежурка, но это просто укрытие от ветра, сегодня там нет ничего (в следующем году там планируется оборудовать маленький приют). Поэтому разумнее будет либо жить в палатках в менее ветреной и более безопасной долине Тургень и подниматься каждый день к перевалу скитуром, либо арендовать автомобиль и поселиться в Ак-Булаке, Жыргалане, где есть тёплое жилье и ездить недалеко. |
Чем питаться | Если живете в палатках, запасайтесь как в зимний поход. Ближайший магазин типа «сельпо» в Ак-Булаке, а полноценный рынок — только в Караколе. Если живете в посёлках, разумнее договориться с хозяевами, чтобы вам готовили. Еда в Киргизии недорогая. |
Технические характеристики подъёмов и спусков | Перепад высот — от 400 до 1000 метров. Самые шикарные маршруты — подъём от перевала налево до хребта около 4500 м высотой и спуск в долину Тургень до высоты 3480. Но — эти маршруты требуют хорошей технической подготовки группы райдеров, уклоны местами достигают 48 градусов, есть маршруты с дюльферными заходами. Обвязки и верёвка обязательны. В сторону перевала с обеих сторон — менее сложные, но и менее длинные спуски. ЗА перевалом, в сторону Сары-Джаз довольно большой выбор живописных склонов среднего уровня сложности. |
Степень лавинной опасности | Лавиннные очаги встречаются повсюду. Особенно богаты ими длинные северо-западные склоны. Обязательно наличие лавинного оборудования, тщательный мониторинг погодной истории перевала за последние несколько дней, страховка и шурфование. |
Плюсы | Выносящие сознание своей красотой виды высокогорных горных цепей. Длинные, крутые спуски с коротким заходом+автоподброска, возможность сделать до 4000 перепада в один день без всякого вертолёта! Разнообразие склонов по рельефу, снегу, сложности. |
Минусы | Крайне желательна аренда полноприводного автомобиля, без него на переход от спота к споту будет тратиться много времени. Нет гарантий по снегу, погода истинно высокогорная — сегодня роскошно, тепло и снежно — завтра -20 и снег выдуло… |
Необходимое снаряжение | Скитурные лыжи или сплитборд, лавинное оборудование. Обязательно очки от солнца и солнцезащитный крем. Если собираетесь ночевать в Тургени — большой рюкзак для снаряжения, горная или зимняя палатка, спальник с температурой комфорта -10-15, туристический коврик, горелка, котелки. |
Ещё в этом регионе: плато Кумтор, ущелье Джилысу
Плато Кумтор — уникальное место для летних бэккантри-лагерей, снег лежит там круглый год год. Зимой, однако, на плато холодно и подходы в отсутствие возможности подброситься поближе к хребтам, длинноваты. Катабельны только споты ниже 4000 м, например, Суек.
Ущелье Джилысу — отличный спот на день-два-три. Лёгкая заброска через живописную долину Джети-Огуз, несколько вариантов подъёма и спуска, невысокая лавиноопасность. Катабельно с декабря по середину марта.
Скитур в Киргизии. Восточный Тянь-Шань. Жыргалан
Большая долина, закрытая со всех сторон от ветров, благодаря чему климат там влажный и снегопады выпадают часто и обильно. Скитурные маршруты от посёлка весьма разнообразны. Для райдеров любого уровня, даже для начинающих скитурщика есть два прекрасных фановых склона. А продвинутые скитуристы могут совершить ещё не один первопроход — 25-километровая долина начала осваиваться фрирайдерами относительно недавно.
Оптимальный сезон для катания. Характеристика снега | С середины ноября до конца марта. На высокогорных полянах, например, Ак-Кия, катание возможно до мая, хорошо делать бэккантри-лагери. Снег выпадает хорошего качества, лёгкий и быстрый, снегопады, особенно в ноябре и декабре, обильные и частые. Но чем теплее зима, тем быстрее образуется Тян-Шанская донная изморозь, создающая к весне предпосылки для схода лавин. Идеальное катание, самый безопасный период здесь — ноябрь, декабрь и январь. Впрочем, при холодной зиме даже в марте-апреле доступны для катания все склоны. |
Как добраться | Самолётом в Бишкек или Алма-Ату. Далее автобусом или машиной до г. Каракол. Оттуда полноприводным транспортом до посёлка «Шахта Жыргалан» — не путать с санаторием! |
Где жить | В посёлке есть фрирайд-база на 14 человек с прокатом скитурного снаряжения. Можно договориться и пожить у местных жителей, будет подешевле и аутентично. Можно заброситься на высоту 3000, на поляну Ак-Кыя и жить в палатках. Если компания большая — есть смысл арендовать юрту с печкой и двух-трёх лошадей для её перевозки наверх. Будете в тепле и снаряжение просушите. |
Чем питаться | На базе или в гостях у жыргаланцев вас будут кормить, вкусно и обильно. В магазине практически ничего нет, только конфеты и макароны, поэтому если хотите жить в палатке и готовить сами — закупайтесь в Караколе или Аксуйке. Можно купить у рыбаков форели или у чабанов целого барашка, но на развес мяса найти в посёлке сложно. |
Технические характеристики подъёмов и спусков | Перепад высот от 500 до 950 метров. Уклоны разные — от 15 (Кызылмойнок) до 40 градусов (Эк-Эмчек). Вокруг посёлка расположено 6 основных катальных спотов, каждый из которых даёт 5-15 вариантов спуска. Наиболее приятны спуски с редколесьем в нижней, достаточно крутой части, поваленные деревья и старые разведочные штольни (надёжно задраенные бревнами) представляют из собой серии отличных дропов для любителей бэккантри-фристайла. Лысые хребты дают длинные скоростные линии. Подъёмы осуществляются преимущественно по гребням. В долине Кок-Бель и в районе старой шахты можно использовать старые геологические дороги,засыпанные снегом, но удобные для тропления. В долине ручья Койжайлан дороги повреждены и опасны, оптимальным будет подъём по ручью и далее на хребет. |
Степень лавинной опасности | Ветровые доски практически не встречаются, только на высокогорье. Зато после снегопадов или резких перепадов температур снег сильно трансформируется и становится опасным повсеместно в течение нескольких дней. Есть постоянные лавинные доски сходящие каждый год не по одному разу, хорошо известные гидам. Но на более пологих спотах (Кызылмойнок, северо-западная часть Сенокоски) сходы лавин никогда замечены не были. |
Плюсы | Место дивной красоты. Малоисследованное и представляющая собой богатое поле для первопроходов. Нет проблем с количеством снега, выпадает он довольно рано для Средней Азии. Есть лесная зона для катания в дни снегопада. Туманы, «молоко», сильные ветры — редкость, климат довольно мягкий. Есть вполне комфортное жилье с душевыми и кухней, кое-какие развлечения в дни отдыха: можно половить рыбу в незамерзающей реке, можно нанять в посёлке лошадок для разведки. |
Минусы | В дни после резких перемен погоды или снегопадов довольно лавиноопасно, большая часть сладких маршрутов некатабельно, необходимо ждать два-три дня, раскатываясь на простых спотах. Довольно длинный трансфер — от аэропорта 6-7 часов езды. |
Необходимое снаряжение | Скитурные лыжи или сплитборд, лавинное оборудование (бипер, щуп, лопата), треккинговые палки. Обязательно очки от солнца, солнцезащитный крем. Желательно иметь 30-50 метров верёвки на команду, обвязки, самостраховку для преодоления скальных выходов. Если уходите на высокогорные базы — большой рюкзак для снаряжения, горная или зимняя палатка, спальник с температурой комфорта -10°C…-15°C, туристический коврик, горелка, котелки. |
Ещё в этом регионе: Боз-Ачуук, Кереге-Таш
Боз-Ачуук — гора с интересным верхним плато и многовариантными скатками, но длинным, довольно пологим подходом от дороги. Часто в одноименном селении нанимают лошадок, завозящих скитурщиков до половины горы, откуда они уходят выше на заветное плато выбирать себе траектории.
Кереге-Таш — очень интересная для скитура гора недалеко от пос. Аксуйка. Возможен сквозной траверс, подъём от дороги, спуск в Тургень. Либо наоборот. Возможно просто катание по лавинным просекам, лес на Кереге-Таше достаточно густ, но просеки длинные и интересные по рельефу.
Скитур в Киргизии. Памир. Суусамыр
Суусамыр — уникальный по снегу регион Памира, долина, расположенная за перевалом Тоо-Ашуу. Снег выпадет часто, обильно, мало трансформируется,т.к. постоянно стоят минусовые температуры. В Суусамыре есть фрирайд-база с кэтскиингом, но скитурные маршруты гораздо интереснее, ибо захватывают более крутые участки. Однако, можно подбрасываться на сноукэте, а затем продолжать путь на скитуре — и это будет оптимально — и скаток будет побольше, чем просто при заходе на камусах, и самое сладкое вы всё же захватите.
Оптимальный сезон для катания. Характеристика снега. | С середины ноября до конца марта. Снега выпадает очень много. Он, как правило, ложится крупным «сахаром», это связано с довольно низкими температурами в долине. Крупнозернистый снег создаёт определённое торможение, на универсальных лыжах кататься тяжело, нужны широкие лыжи или сплитборд с большим носом. Однако, если снегопад идёт при температуре до -5, снег выпадает очень лёгкий и пушистый, на нем хорошо всем! |
Как добраться | Самолётом в Бишкек или Ош. Оттуда лучше нанять машину до базы Суусамыр, общественный транспорт практически отсутствует. |
Где жить | На фрирайд-базе. Можно поселиться неподалеку на турбазе Тоо-Ашуу, но тогда до начала подъёмов на склон придётся ездить на машине или снегоходе. Ввиду довольно низких температур, жить в палатках рекомендую лишь самым отъявленным экстремалам-полярникам. |
Чем питаться | На базе кормят, довольно вкусно, но не очень разнообразно. Больше вариантов, увы, нет — разве что поехать в ближайшие аылы и попробовать купить там барашка для шашлыка в день отдыха. |
Технические характеристики подъёмов и спусков | Везде заявлен перепад высот в 2300 м, с 2200 (высота базы) до 4500 (господствующая вершина в регионе). На самом деле, конечно, сделать это за день малореально — нужно выходить ночью, брать с собой альпинистские кошки, верёвки, ледорубы — вверху сильно задуто, наст, фирн. Овчинка, простите за каламбур, выделки не стоит. Гораздо интереснее набирать в день 800-1200 метров и делать красивую длинную скатку, не забираясь на ледяные вершинные плато. Лесной зоны нет, спуски длинные, разной сложности, уклоны до 35 градусов. Довольно длинный для скитура подход к началу подъёма, отчего и полезен сноукэт. Подъёмы лучше производить либо по хребтам, обходя скальные выходы, либо по палеолавинному рельефу, следам сошедших уже лавин. |
Степень лавинной опасности | Лавины сходят регулярно после снегопадов и при резких изменениях температур. К весне вызревает большой слой донной изморози, что также приводит к неустойчивости снежного покрова. Шурфование обязательно. |
Плюсы | Очень необычные, красивые горы. Много плоских вершин, все засыпано снегом ещё с конца октября и создаёт нереальное зрелище. Снега действительно очень много. Есть возможность подбросок к началу маршрута, что облегчает жизнь и делает возможным большее количество скитурных маршутов и фрирайдных скаток. |
Минусы | Регион очень холодный. Температура в -20-30 градусов считается нормой. Длительные подходы к началу скитурных маршрутов от базы. Нелегко выбраться в случае срочной эвакуации, машины едут в Суусамыр довольно неохотно, в непогоду попуток нет. |
Необходимое снаряжение | Скитурные лыжи или сплитборд, лавинное оборудование (бипер, щуп, лопата), треккинговые палки. Обязательно очки от солнца, солнцезащитный крем. Пуховая куртка или пуховая жилетка. «клюв» для защиты лица от холода. |
Ещё в этом регионе:
Метеостанция на Тоо-Ашуу — много хороших линий, автозаброска с небольшим скитурным заходом, недалеко от Суусамыра, можно съездить одним днём.
Талас — горы в районе посёлка Талас славятся сложными, длинными скитурными маршрутами и многоснежьем.
Скитур в Казахстане. Северный Тянь-Шань. Туюк-су
Альплагерь, бэккантри-лагерь Туюк-су — уникальное место. Во-первых, туда можно добраться за час из центра Алма-Аты на городском автобусе и подъёмнике. Во-вторых, снег там идёт практически круглый год. В-третьих, там расположен старейший на постсоветском пространстве альплагерь, т.е. скитур можно сочетать с обучением основам скальной техники. Ну — и, понятное дело, ски-альпинистских маршрутов в Туюк-су больше чем где бы то ни было, за что он и любим самыми амбициозными и продвинутыми скитурщиками России и гостями из Европы.
Оптимальный сезон для скитурных выходов. Характеристика снега. | Лучшее катание на высокогорье, весной. Март, апрель, май. Неплохая погода бывает в феврале, но сильные ветры. В январе лучше кататься пониже, наверху сильные морозы. |
Как добраться | Самолёт до Алматы (Алма-Ата в русской транскрипции). Из аэропорта Алма-Аты нужно на городском автобусе доехать до пр. Абая и там сесть на автобус №12. На нем ехать до остановки «Подъёмник», это уже Чимбулак, чуть ниже знаменитого катка Медео. На подъёмнике поднимаемся до станции Шимбулак, наверх не нужно. И по дороге, уходящей налево, идём 3 км до ворот лагеря или ещё 2 км вверх, до метеостанции. Можно на автобусе и не ехать, а заказать машину прямо до тропы в лагерь или на метеостанцию. Наверх идут только полноприводные машины! |
Где жить | Зимой — в альплагере. Там есть домик с кухней, вполне уютный и тёплый. Весной же лучше жить повыше, в отапливаемых печками «бочках» рядом с домом гляциологов Т1, на 3450 м, там больше вариантов маршрутов и похолоднее снег. Есть промежуточный вариант — станция Мынжилки (3040 м), но оттуда долгие подходы. |
Чем питаться | В альплагере кормят, кормят вполне сытно, можно взять бутерброды с собой на выход, чай греется большими баками и недостатка в нём (обычно это проблема в приютах) также нет. На метеостанциях кормежки нет. Все продукты, газ, горелки нужно принести с собой. |
Технические характеристики подъёмов и спусков | Катальная зона просто огромна. Условно на ней выделают пять спотов, но каждый из них — отдельный горный массив. Уклоны и сложность спусков очень разные. Катание по ледникам требует наличия спасательного оборудования и предельной внимательности — ледники бывают растресканы и засыпаны снегом. Весна — лучшее время для катания, но в это время вставать надо очень рано и к полудню уже катание заканчивать. Тропить удобнее через большую морену, хвост ледника Туюк-су и дальше выходить в приглянувшийся кулуар. Часто удобнее подниматься по широкому кулуару, чем по скалистому хребту, но надо быть очень внимательным и не допускать крутых и узких участков на подъёме. |
Степень лавинной опасности | Весной лавиноопасность повсеместная, именно с этим связана необходимость подъёма до рассвета и катания до полудня. После полудня солнце сильно прогревает снег и начинается сход лавин и просадка снежных пластов. Зимой лавиноопасное время — после резких перемен температуры, а также ветровых переносов. |
Плюсы | Один из самых высокогорных регионов катания в СНГ. Огромное разнообразие спотов, много возможностей первопрохода. Очень красивые горы, простая логистика. |
Минусы | Жить приходится на высокогорье, где организму нужна акклиматизация. Не стоит сразу подниматься наверх, хорошо бы ночь переночевать в районе 2500, в альплагере. Кислорода на высоте меньше, подъём проходит небыстро. |
Необходимое снаряжение | Скитурные лыжи или сплитборд, лавинное оборудование, треккинговые палки. Рюкзак с возможностью крепления снаряда. Спальный мешок и палатка тоже будут не лишними. |
Скитур в Казахстане. Алтай. Риддер
Восточный Казахстан — регион сильно недооценённый в плане фрирайда и скитура. Да, Туюк-су затмевает его в плане сложности маршрутов, но ведь не сложностью единой жив скитурщик! А рериховская красота Алтая? А прекрасный, лёгкий снег, выпадающий в изобилии? А десятки безлюдных гор в шаговой доступности с хорошими уклонами и перепадами? Все это есть в окрестностях шахтеркого городка Риддер (бывший Лениногорск). Красивейшие пики Ивановского хребта(на местном сленге «белки») — и восточные хребты: Сержинский, Проходной, Черепановский — манят своими дивными линиями и уютными редколесьями на выкате.
В районе Усть-Каменогорска и Риддера есть горнолыжные базы. Сами они не представляют интереса, но как возможность немного подброситься на хребет — очень хороши. Есть фрирайд-база Восточный полюс, с неё очень удобные заходы на самые высокие хребты и сладкие линии. И — почти абсолютное безлюдье. Катают несколько местных лыжников, влюбленных в горы, и изредка суют нос любопытные россияне. В общем — всё, что нужно сердцу скитурщика, любящего свободу и снег.
Оптимальный сезон для скитурных выходов. Характеристика снега. | Сезон начинается в конце ноября и длится до конца марта. В середине-конце января обычно пауза в снегопадах, в остальное время они идут густо и равномерно. В январе-феврале могут задуть метели, перемести снег, но это обычно длится дня три максимум, погода переменчива. Снег лёгкий, быстрый, идёт при небольшой минусовой температуре, сильно не перемораживается. Но — передувы его не редкость, особенно на вершинах. |
Как добраться | Ближайший аэропорт — в Усть-Каменогорске, откуда до Риддера есть автобусы и пригородные поезда. Более дешёвые билеты — в Барнаул или Алматы, откуда можно за ночь доехать поездом до Лениногорска (это Риддер). Граница занимает два часа времени. Загранпаспорт не обязателен. Регистрация теперь также не нужна при сроке поездки до месяца. |
Где жить | В самом городе вариантов довольн много — есть восемь гостиниц разного пошиба, от советски-пафосных до вполне демократичных, с блочными номерами, но чистых и рядом с горнолыжкой. Например, Казахстан, Турист. Можно снять квартиру в городе, это дёшево — но найти её по интернету — проблема, интернетом жители Риддера пользуются мало. Можно жить на одной из турбаз на окраине. А можно прямо на фрирайд-базе Восточный полюс, откуда и скитурить. Плюс тот, что там и снарягу подремонтировать можно вечером, и общество более светское, прошаренное, камусами на окнах никого не удивишь. |
Чем питаться | Можно готовить самим, можно ходить в кафе, они там есть. Можно попросить кормежку прямо на базе, у них есть повар. Продукты недорогие. Риддер русский город, поэтому аутентичное кафе там найти сложно — но основные блюда — бешбармак, лагман — делают везде. |
Технические характеристики подъёмов и спусков | Перепады высот — от 400 до 1050 метров. Это и в районе базы, и в районе горнолыжки. Ближе к подъёмникам спуски покороче, но зато можно успеть больше вариантов — заходить по хребту от верхней станции бугеля куда быстрее, чем снизу пешком. Через два часа хода начинаются линии более длинные — до километра. От базы склоны сразу повыше, покруче, линии поинтереснее, особенно в редколесье. Скитурные тропы разумно прокладывать по краю просматриваемых полян. |
Степень лавинной опасности | Лавиноопасность есть, особенно после снегопада и после сильных метелей. Переметенный снег сходит иногда огромными пластами, заваливая дороги, которые закрывают на расчистку. Это ещё один плюс к трансферу на ЖД — рельсы чистят гораздо быстрее. |
Плюсы | Хороший снег. Интересный рельеф. Малоизученность, интерес исследования. Несколько времязатратная, но недорогая и удобная логистика — перед каталкой спать ночь в поезде гораздо приятнее, чем сидеть скрючившись в машине. Высоты небольшие, акклиматизация проходит безболезненно. Есть катабельные леса, т.е. в дни снега и тумана каталка вполне полноценна. Недорого, цены по нашим меркам очень демократичные. Нет проблем поменять рубли и даже кое-где ими расплатиться по хорошему курсу. |
Минусы | Если вы рассчитываете облегчить себе жизнь и подбрасываться на бугеле, учтите, что он в будни работает редко — нет катающихся. Вообще, туристическая инфраструктура развита слабо, в городе никаких признаков горнолыжного центра нет и в помине. Если задуют метели — в выборе мест катания нужно быть крайне осторожным, перенесенные лавины сходят мощно. |
Необходимое снаряжение | Скитурные лыжи или сплитборд, лавинное оборудование, треккинговые палки. Рюкзак с возможностью крепления снаряда. Обязательно очки от солнца с максимальной защитой и крем от солнца же! |