Такие разные и не похожие
Прежде чем заглянуть в каталог SKITRAB, познакомьтесь с некоторыми особенностями классификации ски-турных моделей.
Подобрав ряд из двух — трёх десятков пар лыж от обычных «беговушек» до фрирайдовых «толстушек», мы с изумлением обнаружим, что нет в нём ни одного резкого перехода, перерыва.
Каждая следующая пара слегка отличается от предыдущей: слегка увеличивается ширина, появляется или исчезает насечка (мультигрип), прорастают канты, появляется боковой вырез, вырастает рокер. Для полноты картины в самом начале я положил бы снегоступы и охотничьи лыжи, поскольку именно ходьба по глубокому снегу была первым назначением лыж и именно с них и началась эволюция.
Но в отличие от человека, потерявшего все свои эволюционные стадии между хомо сапиенс и обезьяной, все лыжи в этом ряду востребованы и актуальны.
Чтобы внести ясность в классификацию отметим основные классы:
Кросс-кантри лыжи
Сюда относятся все лыжи для бега, для занятия спортом. Здесь очень много моделей — для начинающих, любителей, систематически занимающихся, для спортсменов высокого класса и для спорта высших достижений.
Бэккантри лыжи

Это прогулочные лыжи и лыжи для походов. Часто в названии этих лыж фигурируют термины «tour», «touring». Основное идеологическое отличие от кросс-кантри — это не лыжи не для спорта, а для отдыха, это средство передвижение для туристов.
Чуть увеличенная ширина начальных моделей позволяет ходить по лыжне протропленной любителями прогулок, не предназначенной для бега. Увеличенная ширина даёт большую устойчивость, в отличие от беговых «коньков». Ещё большая ширина позволяет шагнуть в сторону от лыжни, пройтись по сказочному лесу.
- Tour classic. Ширина талии от 50 мм. Прогулки по рельефу уже требуют насечки для подъёма в некрутые горки. Это вызвано уходом от мазей, которые применяют беголыжники. Действительно, зачем любителю прогулок и созерцания эта возня с мазилками?
- All mountain. Талия около 60 мм. Переход к походам с рюкзаком ещё больше увеличивает ширину лыж и вызывает появление кантов. В походе встречается разный снег и иногда, на рельефе, по жёсткому снегу без кантов просто не пройти.
В некоторых случаях на бэккантрийных лыжах применяют «недокамус» — полоску камуса значительно короче длинны лыжи, которая просто лепится под грузовой площадкой, без крепежных аксессуаров. Но главным инструментом для подъёма «в лоб» на крутую гору является верёвка, которой обматывают лыжу.
В конструкции бэккантрийных лыж безраздельно царствует кэп с пенным наполнителем. Этот наполнитель кроме дешевизны обладает изометрическими свойствами, что позволяет создавать лыжу с заданными свойствами и лёгкую при этом.
Ски-тур лыжи
Это песня моей души и отрада тела! Именно с группы ски-тур лыж начинается принципиально другой класс, предназначенный для спуска с гор. И хотя, в названии присутствует слово tour (поход) основное их отличие от бэккантрийных лыж — возможность полноценного спуска с полноценной горнолыжной техникой. Ходильная составляющая тоже присутствует в виде камусов и скитурных креплений. Соответственно ширина начинается от 70 мм.

Вторым признаком ски-турного предназначения является применение камусов. Для этого зачастую на лыжах делаются специальные отверстия на концах лыж, выемки в задних торцах — для крепления камусов. Долгое время отличительным признаком ски-турных лыж являлись круглые отверстия в носках под верёвку, но сейчас этот элемент отмирает.
Русская терминология бэккантри/ски-тур несёт несколько иной смысл, чем на родине этих терминов в Европе. Если там бэккантри это прогулка/однодневный поход/многодневный поход, максимум по пересечённой местности, то у нас под этим подразумевают горный поход и фрирайд. Если «ски-тур» во всём мире — горный поход с возможностью спусков по целине, то в России это поход в горах исключительно с целью фрирайда. Это очень важный момент, нужный для понятия классификации и подбора лыж.
Русская терминология бэккантри/ски-тур несёт несколько иной смысл, чем на родине
Классические скитурные лыжи сейчас выпускают с талией от 70 до 110 мм. В этой группе много внимания уделяется весовой оптимизации. Это вечная борьба между малым весом для ходьбы и жёсткостью лыжи необходимой для спуска. Усиление жёсткости неотвратимо вызывает увеличение веса лыжи. Вот такая «борьба и единство противоположностей».
В классических ски-турных лыжах для лёгкости сейчас активно применяется сотовые контструкции и лёгкий прочный пластик на основе карбона.
Все больше ширится тенденция к установке ски-турных креплений на фрирайдовые лыжи. Это ультиматив для фанатов фрирайда. Ради 2-3-х ежедневных скаток они готовы идти на неудобства. Даже появился тип креплений «для фрирайда, с возможностью ходьбы» которые отличаются от скитурных большим весом и усеченным функционалом.
Но если вам предстоит многодневный трип с бивачным снаряжениям по горам, то вы в полной мере оцените лёгкость классической скитурной лыжи и креплений.
В классе ски-тур существует отдельный вид лыж для спорта — «ски-альпинизма». Но они почти не известны в России. Если наберется пара десятков человек ими владеющих — это уже много. Это псевдо ски-турные лыжи. В них всем пожертвовано ради веса. И прочность, и жёсткость выброшены в пропасть ради граммов выигранных у веса. В каждом деле есть уроды и извращения)
Горные лыжи, альпайн
И пусть вас не смущает, что ширина горных лыж начинается с 60 мм и уже. Ведь многие модели предназначены для катания по укатанным трассам. Скитурные лыжи всё-таки предназначены и для ходьбы по глубокому снегу.
В горных лыжах по определению все нацелено на спусковые качества — жёсткость, геометрия, скользящая поверхность. А такие свойства как вес и габариты — вторичны, и они легко приносятся в жертву ради главных.