0

Как подготовить лавинное снаряжение к сезону

Источник фото: stubai-alpin.com
Независимо от того, правильно ли вы хранили лавинное снаряжение или забросили его на самую высокую полку шкафа и не доставали полгода, перед новым сезоном его нужно достать и подготовить. Как — рассказываем в статье.

Как подготовить лавинный датчик

Проверить срок службы лавинного датчика и обновить ПО

И аналоговые трансиверы прошлого столетия, и современные цифровые биперы работают на одной частоте и одинаково хорошо излучают сигнал. Все различия и нюансы проявляются именно при поиске, особенно если искать нужно не одного человека, а нескольких людей, попавших в лавину. Из-за дрейфа частоты сигнала в старых аналоговых одноантенных датчиках реальная дистанция обнаружения пострадавшего может уменьшаться, а это значительно замедляет скорость поиска. Поэтому если у вас именно такой прибор, то задумайтесь: не лучше ли его заменить на современный? Как работают трансиверы и какой подойдёт именно вам, читайте в статье «Как выбрать лавинный датчик».
Если у вас цифровой (аналого-цифровой) датчик с несколькими антеннами и вы пользуетесь им уже несколько лет, нужно проверить срок его службы. Загляните в инструкцию. Гарантийный период адекватной работы большинства биперов — пять лет. По истечении этого времени прибор нужно отправить изготовителю для продления срока эксплуатации. Там датчик протестируют, настроят, продлят гарантию ещё на пять лет и отправят вам обратно. Учтите, что нужно быть готовым решать логистические задачи и заложить на это дополнительный бюджет. Процедура отправки и получения прибора с учётом транспортных расходов будет стоить 50–70 евро, в зависимости от аппетитов дилера или перевозчика, и займёт не менее полугода. Поэтому отправлять датчик на проверку нужно весной.
Не забывайте следить за обновлением программного обеспечения (ПО) — выходом прошивок. В новых версиях производитель исправляет ошибки, расширяет функции, а во время замены прошивки на свежую можно провести диагностику точности работы датчика. Обновить ПО можно в сервисном центре или у дилера в вашем городе.

Осмотреть датчик на механические повреждения

Убедитесь, что корпус и экран целы. Трещины на экране и в корпусе приводят к потере герметичности устройства и попаданию влаги на электронику. Повреждённый экран при отсыревании будет запотевать, и таким прибором вы не сможете пользоваться в режиме поиска.
Проверьте, работают ли кнопки, защёлки и фиксаторы. Если переключатель режимов сломан, датчик будет самостоятельно переходить в режим поиска или выключаться. Чаще всего переключатель ломается у биперов старого поколения. Исправить подобное повреждение на скорую руку можно с помощью скотча. Но рассчитывать на надёжную работу отремонтированного таким образом прибора не стоит.
Посмотрите также, не порван ли страховочный шнур и регулировочные пряжки на подвесной системе датчика. Убедитесь, что прибор надёжно закреплён в подвеске и что перед началом поиска вы сможете быстро его достать.

Заменить батарейки

Меняйте комплект батареек в начале каждого сезона. Перед заменой убедитесь, что контакты не окислены и находятся в хорошем состоянии.
Не экономьте и покупайте батарейки высокого качества. Устанавливайте в трансивер элементы питания одной марки, а также не используйте новые и использовавшиеся ранее батарейки одновременно.
Имейте в виду, что в датчик можно устанавливать не все элементы питания, а лишь те, которые рекомендует производитель. Щелочные алкалиновые батарейки — самый подходящий вариант, литиевые годятся не для всех трансиверов. Лучше лишний раз заглянуть в инструкцию к датчику и уточнить, какие элементы можно использовать. Солевые элементы питания использовать в лавинных датчиках нельзя, так же как и перезаряжаемые аккумуляторы, которые искажают сигнал и приводят к проблемам при поиске.
В течение сезона батарейный отсек время от времени стоит открывать и проверять, не протёк ли электролит, даже если индикатор на экране показывает полный заряд. Из-за повреждённых батареек прибор может выключиться в любой момент или вообще выйти из строя. Кроме того, из-за протечки элементов питания перестаёт действовать гарантия на трансивер.
Если вы открыли отсек и обнаружили, что батарейки протекли, почистите контакты и проверьте, не попал ли электролит на электронику. Вполне вероятно, что датчик после замены протёкших батареек будет работать. Но учтите, что использование такого прибора будет ненадёжным.
Батарейки протекли внутри корпуса датчика, сколько он проработал в таком состоянии — неизвестно
Батарейки протекли внутри корпуса датчика, сколько он проработал в таком состоянии — неизвестно © Рустам Черниговский

Проверить точность измерений датчика

Чтобы убедиться, что трансивер работает исправно, нужно не только осмотреть корпус и батарейный отсек, но и провести ряд тестов для проверки точности измерений.

Дальность приёма

Для измерений понадобится второй трансивер.
Для этого теста придётся выйти на открытую местность, где хотя бы в радиусе 100 метров нет линий электропередач, металлических конструкций, зданий, крупных электронных устройств, убрать из зоны поиска или выключить все источники электромагнитного излучения, которые могут создать помехи: телефоны, рации, навигаторы, плееры, электронные наручные часы.
  • Датчик, который будет служить вам «целью», положите горизонтально и включите его в режим передачи.
  • Возьмите бипер, который вы собираетесь проверять, отойдите с ним на 50–60 метров. Держите прибор горизонтально, направьте в сторону «цели», включите его в режим поиска и идите к «цели».
  • Запомните, на каком расстоянии от «цели» ваш датчик поймал первый сигнал. Повторите проверку несколько раз, всё время двигаясь по одной траектории.
  • Сравните полученные значения дистанций. Различие на несколько метров — это нормально.
Имейте в виду, что дальность приёма — это не числа на экране прибора, а реальная дистанция, измеренная на местности. Также учтите, что дальность обнаружения сигнала зависит от того, как расположены антенны относительно друг друга. Наилучшее взаимное расположение антенн, когда датчики находятся горизонтально и направлены друг на друга. В таком случае дистанция обнаружения первого сигнала — около 50 метров.
Проверьте и другие варианты взаимного расположения антенн. Если вы повернёте ваш датчик в сторону от «цели» на 90°, то дальность приёма уменьшится на 30-40%, а если будете держать прибор вертикально, дальность приёма упадёт на 50-60%.
Проверять точность измерений нужно на открытой местности, где в радиусе 100 метров нет линий электропередач, металлических конструкций, зданий, крупных электронных устройств
Проверять точность измерений нужно на открытой местности, где в радиусе 100 метров нет линий электропередач, металлических конструкций, зданий, крупных электронных устройств. Источник фото: mountschool.ru

Дальность передачи

Дальность передачи проверяется аналогичным образом, но на этот раз стационарной «целью» будет служить ваш датчик.
  • Положите его горизонтально и включите в режим передачи.
  • Возьмите другой датчик, отойдите с ним на расстояние 50-60 метров, включите в режим приёма и идите в сторону «цели».
  • Повторив тест несколько раз, убедитесь, что дистанция передачи при наилучшем взаимном расположении антенн — примерно 50 метров.

Точность направления (проверка антенн)

  • Положите датчик-«цель» горизонтально, включите в режим передачи, отойдите с проверяемым датчиком на расстояние 20–25 метров и направьте прибор на «цель». Убедитесь, что ваш датчик чётко принимает сигнал от «цели». Индикатор направления должен показывать центральную стрелку или центральный светодиод.
  • Двигайтесь с вашим датчиком в разные стороны и проверьте, как он указывает на «цель». Если направление определено неверно, то, вероятно, одна или несколько приёмных антенн неисправны. Использовать такой датчик для поиска пострадавших нельзя.

Автоматический переход в режим передачи

У некоторых датчиков есть функция автоматического перехода из режима поиска в режим передачи. Эта функция необходима в случае, когда во время спасательных работ сходит повторная лавина и накрывает группу, проводящую поиск пострадавших.
Если у вашего прибора такая функция есть, то её тоже надо проверить. Поставьте ваш бипер в режим поиска, положите его и оставьте без движения. Если через промежуток времени, указанный в инструкции, датчик не переключился в режим передачи, проверьте настройки этой функции, уточните время перехода и убедитесь, что автоматический переход из режимов не отключён.

Частота передачи

Международный стандарт частоты сигналов лавинных датчиков — 457 кГц. Радиоволны такой частоты лучше всего распространяются в плотном снегу. Отклонение частоты передачи допускается в пределах ±80 Гц, но в действительности отклонение даже на 30 Гц — это уже много, и такая погрешность прибора может усложнить поиск.
Допустим, у датчика А отклонение частоты 30 Гц в одну сторону, а у датчика Б — столько же, но в другую. Получается взаимное отклонение 60 Гц. При этом выход за диапазон отклонения 50 Гц уменьшает дальность поиска в два раза. Если у вашего прибора обнаружилось отклонение частоты более 30 Гц, то такой датчик стоит отправить изготовителю на проверку и настройку.
Проверять частоту желательно у всех датчиков, но особенно это необходимо для старых аналоговых приборов.
К сожалению, не у всех трансиверов есть функция проверки частоты излучения датчиков. Если прибора с такой функцией нет под рукой, то нужно обратиться к специалистам.

Как подготовить лавинный зонд

Для начала обратите внимание, из какого материала сделан ваш лавинный зонд. Сверхлёгкие карбоновые — углепластиковые — предназначены для спортсменов, выступающих в соревнованиях по ски-альпинизму и стремящихся минимизировать вес снаряжения. Для спасательных работ не подходят, поскольку они слишком тонкие и короткие, плохо втыкаются в твёрдый лавинный снег и легко ломаются. Если ваш зонд сделан из углепластика, советуем купить металлический.
Большинство лавинных зондов делают из дюралюминия. Такой зонд лёгкий и прочный, но имеет недостаток: он склонен к окислению. Если после катания или обучения вы не разобрали и не просушили алюминиевый зонд, а просто упаковали его в чехол и закинули в дальний угол, на нём может появиться слой белого налёта, коррозионные ямки или шероховатости. Если такое случилось, возьмите шкурку, удалите налёт и неровности, а затем смажьте силиконовой смазкой сочленения конструкции. Но лучше сушить своё снаряжение сразу после катания или обучения.
Убедившись, что материал зонда в порядке, соберите и разберите зонд, проверьте защёлки и цел ли трос. Зонд должен быстро собираться и надёжно фиксироваться в области рукоятки.
Упаковывая в рюкзак лавинное снаряжение перед тем, как отправиться на склон, лучше всего положить зонд без чехла. Достать зонд из чехла на склоне в варежках или перчатках бывает проблематично.

Как подготовить лавинную лопату

Первым делом убедитесь, подходит ли ваша лопата вам по размеру. Короткая подойдёт для невысокой девушки, а рослому мужчине работать таким инструментом придётся на коленях. И наоборот: копать снег низкому человеку длинной лопатой также будет неудобно. Если длина лопаты не соответствует вашему росту, лучше купить более подходящий инструмент.
Также стоит отказаться от использования лопат с карбоновым или пластиковым совком, поскольку такие совки легко ломаются. Дюралюминий — лучший и самый распространённый материал для лавинных лопат. О том, из чего делают лопаты и какой конструкции они бывают, мы рассказали в статье «Как выбрать лавинную лопату».
Пластиковые лопаты легко ломаются. По этой причине большинство компаний отказались от их производства
Пластиковые лопаты легко ломаются. По этой причине большинство компаний отказались от их производства. Источник фото: straightchuter.com
Перед тем как положить лопату в рюкзак, соберите и разберите её, проверьте, как работают защёлки. Они могут залипать вследствие коррозии. В таком случае нужно всё почистить и смазать. После катания или обучения лопату нужно хорошо высушить.
Очень желательно, чтобы в ковше лопаты имелись отверстия. Они могут понадобиться для организации точек страховки «снежного якоря», сооружения носилок. Если отверстий нет, их можно проделать самостоятельно сверлом по четырём углам совка.

Как подготовить лавинный рюкзак

Если вы пользуетесь лавинным рюкзаком несколько лет, проверьте срок его службы. Он указан в инструкции и обычно, как и у датчиков, составляет пять лет. По истечении этого срока нужно обратиться в авторизованный сервисный центр для обслуживания, проверки системы и заправки баллонов.
Чтобы понять, можно ли использовать снаряжение, осмотрите механические повреждения системы рюкзака и системы активации. Не забудьте проверить целостность баллона и давление в нём. Из-за некачественных клапанов либо иных факторов баллоны могут подтекать. В критической ситуации баллон, в котором давление ниже нормы — 200 атмосфер, не сработает. У лавинных рюкзаков нового поколения есть манометр для проверки давления воздуха в баллоне. В идеале давление в баллоне нужно проверять перед каждым выходом на склон или маршрут.
Если у вас рюкзак системы JetForce, регулярно контролируйте, чтобы система была полностью заряжена. Заряжайте аккумулятор, используя только комплектное зарядное устройство — то, которое подходит именно вашей модели.
Раз в несколько лет будет полезно дёрнуть ручку и проверить работу системы. Возможно, это окажется не самым бюджетным тестом, но так вы убедитесь в работоспособности вашего эйрбэга.
Перед началом сезона проверьте лавинный комплект. Если ваше снаряжение отслужило своё — сломалось или устарело, приходите в «Спорт-Марафон» на ул. Сайкина, 4. А ещё не забудьте обновить знания о лавинах и навыки спасательных работ. И помните, что самый надёжный способ выжить в лавине — не попадать в неё.
Статья подготовлена по материалам лекций и статей Сергея Веденина.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2021 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.