Велопутешествие — это немного о преодолении, много об удовольствии и ещё больше — об обострённом восприятии. Ни одно автопутешествие не даст так ярко прочувствовать дорогу, её рельеф и характер. Запомнить каждый перевал в горах, в степи — густой запах луговых трав, в пустыне — жару и песок на зубах.
Собрали пять веломаршрутов разного уровня сложности и в разных локациях: от равнинных покатушек по берегу Волги до высокогорного путешествия по Памиру. Это первый выпуск совместной серии «Отдых в движении» от Gate 7 и Спорт-Марафон.
Поволжье. «Золотое кольцо» на велосипедах
Сложность: 1 из 5.
Расстояние: около 330 км, 5-6 дней в пути.
Как добраться: в Москву — любым удобным рейсом, а далее электричка с Ярославского вокзала до Ярославля.
Маршрут. Простой многодневный маршрут с которого можно сойти практически в любой момент, потому что вы не будете отдаляться от оживлённых дорог и населённых пунктов. Почти весь путь идёт вдоль берегов Волги от Ярославля через Рыбинск, Мышкин и Углич в Дубну. Захотите отдохнуть, помыться, обсохнуть или отогреться — всегда можно переночевать в хостеле или гостинице одного из этих городов. В то же время все ночёвки можно провести в палатке на берегах Волги и Рыбинского водохранилища. Самое то, чтобы безопасно попробовать походный быт.
Дорога равнинная и полдня крутить педали в гору не придётся. Маршрут захватывает часть «Золотого кольца», а потому изобилует архитектурными и историческими достопримечательностями. Каждый город по пути достоин посещения. Рекомендуем ехать неспешно, по 50-70 км в день, чтобы оставалось время на экскурсии и посиделки в лагере.
Кыргызстан. Вокруг озера Иссык-Куль
Сложность: 2 из 5.
Расстояние: около 550 км, 10 дней в пути.
Как добраться: аэропорт Тамчи на севере озера Иссык-Куль — можно стартовать прямо от него; аэропорт Бишкека — сюда летает больше рейсов, но до озера придётся ехать на такси или своим ходом. Удобным местом старта тогда будет село Балыки в 200 км от Бишкека. Не спешите расстраиваться. Это классный город в котором можно задержаться на 1-2 дня!
Маршрут. Сравнительно простой велопоход, который знакомит с иной культурой и бытом. А заодно учит долгой езде по дорогам разного качества по ветру и против ветра.
Точки старта и финиша зависят от вашей логистики перелётов. Ехать можно из Балыкчи или Тамчи против или по часовой стрелке вокруг озера. Например, Балыкчи — Барбулак — Каджи Сай — Каракол — Кутургу — Чолпон-Ата — Тамчи — Балыкчи, или ровно наоборот. Выбор за вами, но учтите, что север озера более развит инфраструктурно. Здесь больше баз отдыха, санаториев и поселений — это плюс. Но и трафик на дороге тут интенсивнее — это минус.
Велопоход вокруг Иссык-Куля — это постоянное движение вдоль берега «моря» в окружении высоких горных хребтов © Тимур Ахметов, timurakhmetov.com
Дорога вокруг озера несложная — нет крутых серпантинов, нет затяжных подъёмов на высокие перевалы. Но всё же готовьтесь проявить терпение — иногда придётся монотонно крутить педали против ветра по разбитому асфальту или гравийке.
Зато вы всё время будете ехать вдоль огромного озера в котором можно купаться, а на горизонте вас будут сопровождать величественные горные хребты. Ландшафт разнообразен: степи, орошаемые поля, кусочки пустыни, цветущие сады, холмы и горы.
В паре мест рекомендуем отклониться от дороги. На южном берегу озера стоит заехать в каньон «Сказка», пустынный и сложенный из слоёв цветной породы и песка. На севере посетите Григорьевское и Семёновское ущелья, покрытые высокогорными лугами.
На 1-2 дня можно задержаться в посёлке Каракол, чтобы отдохнуть от дороги, помыться и восстановить силы. Можно погулять в самом городе, а ещё лучше съездить на горнолыжную базу «Каракол», откуда можно посмотреть на окрестные горы с верхней станции подъёмника.
От гор и сухих степей до зелёных орошаемых полей: окрестности Иссык-Куля приятно удивляют разнообразием © Тимур Ахметов, timurakhmetov.com
Стоянок для палаток много прямо на берегу озера. Но если что вас подстрахуют местные хостелы, гестхаусы и пансионаты. Большинство из них расположено на северном берегу Иссык-Куля, однако есть и в сёлах на юге. Особенно классно после дня в седле отдохнуть в местах, где есть баня или горячие источники.
Ориентироваться по местам для ночёвки и магазинам удобно через российское приложение 2GIS — оно в Кыргызстане популярно и информация там актуальная.
Как перевозить велосипед в самолете? Объясняет S7 Airlines.
Велосипед из-за его габаритов разрешено провозить только в багаже. По правилам S7 Airlines если в ваш билет включен багаж, то велосипед можно взять бесплатно как дополнение к нему.
Взвесьте зачехленный велосипед и убедитесь, что вес не превышает норму: 23 кг — для тарифа Эконом Стандарт и 32 кг — для тарифов Эконом Плюс и всех тарифов бизнес-класса. При этом велосипед может быть любого размера — ограничений по габаритам нет.
Если у вас велосипед с аккумулятором, то его тоже можно провезти бесплатно, но только вместо багажа.
Узнать все нюансы провозки велосипеда.
Горный Алтай. Чуйский тракт и долина реки Чулышман
Сложность: 3 из 5.
Расстояние: 460-620 км, 4-10 дней в пути в зависимости от маршрута.
Как добраться: аэропорт Горно-Алтайска, от него можно стартовать в путешествие.
Маршрут. Алтай выделяется очень красивыми и одновременно качественными дорогами в горах. Сердце этой дорожной сети — Чуйский тракт. По версии журнала National Geographic, эта трасса входит в десятку самых красивых автодорог мира. Прямо с неё открываются виды на горные хребты, ущелья и речные долины, так что необязательно сворачивать с пути или спешиваться, чтобы насладиться пейзажем. Тем более ландшафт Алтая очень разнообразен: горный регион компактный и виды разительно меняются от долины к долине, часто — в течение одного ходового дня.
Августовская Катунь за перевалом Чике-Таман © Александр Денисов, Спорт-Марафон
Вдоль тракта много диких стоянок, палаточных кемпингов и баз отдыха с гостевыми домиками. Поэтому можно балансировать чисто туристский быт с ночёвками в благоустроенных местах, где, как минимум, есть горячий душ или баня. В придорожных кафе рекомендуем пробовать блюда местной кухни: мясо марала часто подают на севере тракта в заведениях Майминского, Чемальского и Шебалинского районов, пельмени с мясом яка подают в селе Курай, а ароматный кедровый латте с недавних пор наливают почти везде, где есть кофемашина.
Наиболее насыщенная часть маршрута составляет около 460 км: от Горно-Алтайска до Кош-Агача в одну сторону: Горно-Алтайск — Усть-Сема — Шебалино — Онгудай — Малый Яломан — Акташ — Курай — Кош-Агач.
Маршрут реально проехать за 4-6 дней в зависимости от вашей физподготовки и частоты осмотра достопримечательностей. Уехать из Кош-Агача можно на местных такси, которые постоянно курсируют в Горно-Алтайск и обратно, однако перевозку велосипеда нужно обговорить заранее.
Дорога горная: по пути до Кош-Агача придётся преодолеть два перевала: Семинский и Чике-Таман. Оба асфальтированы и отличаются сравнительно плавным набором высоты. Трудными их не назовёшь, но и лёгкой прогулки не ждите. Самое то, чтобы ощутить вертикальные метры на гружёном велосипеде.
Если же хочется захватить больше эффектных мест в одном путешествии, то рекомендуем ехать от Горно-Алтайска до Курая, чтобы посмотреть на Северо-Чуйский хребет, а затем вернуться в посёлок Акташ. Отсюда начинается дорога к перевалу Кату-Ярык и в долину реки Чулышман: Акташ — Улаган — Балыктуюль — Коо — Балыкча — Артыбаш.
Перевал Кату-Ярык © Александр Ипатенков, Спорт-Марафон
По пути вам предстоит преодолеть высокогорный Улаганский перевал высотой больше 2000 метров, а потом ехать по сносной каменистой грунтовке до перевала Кату-Ярык — одной из самых красивых локаций во всём Горном Алтае. Дорога крутым серпантином спускается в каньон узкой горной долины.
Рекомендуем переночевать на вершине Кату-Ярык — и закаты, и рассветы там потрясающие, к тому же рано утром и поздно вечером там малолюдно.
Спустившись с перевала можно за день доехать по долине реки Чулышман до южного берега Телецкого озера. Там есть небольшая база отдыха, на территории которой можно встать с палатками. На следующий день озеро пересекают на пароме — летом он курсирует к северному берегу каждый день и идёт до пристани в посёлке Артыбаш.
Долина Чулышмана © Александр Ипатенков, Спорт-Марафон
Путь от Акташа до Артыбаша займёт около 4 дней на велосипеде. Ещё 6-8 часов уйдёт на паромную переправу с южного на северный берег Телецкого озера.
С северного берега Телецкого озера можно заказать трансфер в аэропорт Горно-Алтайска. Или доехать до него своим ходом по Телецкому тракту, но это займёт ещё пару дней и потребуется преодолеть почти 180 км.
Сложность: 4 из 5.
Расстояние: около 750 км, 10-14 дней в пути.
Как добраться: аэропорт Горно-Алтайска, далее трансфер на такси до деревни Кош-Агач; финиш маршрута — посёлок Абаза в Хакасии, далее нужно ехать на поезде, автобусе или такси в ближайший аэропорт в городе Абакан.
© Сергей Токарев, Виктория Рефас для Спорт-Марафон
Маршрут. Потрясающе красивый веломаршрут с околонулевым трафиком. Его главная сложность — суровые дороги и ваша почти полная автономность от цивилизации. Бо́льшая часть пути пролегает по наименее населённой части Республики Тыва, которая и сама отличается наименьшей плотностью населения в России. Рай для группы, что ищет технически простой маршрут, пропитанный атмосферой приключения.
Маршрут представляет собой транзитный путь через Туву из Горного Алтая в Хакасию. Его часть проходит вдоль границы с Монголией и захватывает участок «Убсунурского заповедника». Дорога там одна и делает мало поворотов, но вот нитка маршрута для ориентирования: Кош-Агач — Кокоря — Бугузунский перевал — озеро Хиндиктиг-Холь — Мугур-Аксы — Саглы — Чадан — Ак-Довурак — Абаза. Местность отличается неприветливыми горными долинами и ветрами, срывающимися с ледников, а у подножий хребтов пасутся сарлыки — одомашненные потомки тибетского яка.
Ваш путь пролегает через местный маленький Тибет — высокогорный район Тывы у подножия самой высокой горы Восточной Сибири — Монгун-Тайга. Местное население исповедует одну из ветвей буддизма, потому вы увидете здесь его атрибуты: цветные флажки оваа, ступы и лам, дующих в дунгчены — металлические трубы.
© Андрей Тонких, Виктория Рефас для Спорт-Марафон
В пути будет всё: цветные горы, тайга, степи, безводные пустыни, тополиные аллеи и горная тундра. Будет иссушающая жара днём и заморозки ночью, дни без капли дождя и мощные ливни. Вам предстоит подняться на несколько перевалов по гравийным дорогам, а некоторые реки придётся переходить в брод.
Чистую воду в Западной Туве можно найти лишь в горных ручьях, а в населённых пунктах — в колодцах у местных жителей.
Общайтесь с местными. Любому человеку обычно нравится, когда им искренне интересуются, и неважно, кто он — тувинец, таджик или петербуржец. Здесь, скорее, вопрос в том, насколько ты можешь объяснить людям, зачем ты к ним приехал и почему ты выбрал такое путешествие.
Читать, как из чужака превратиться в друга.
Реки здесь активно используются скотом и летом быстро пересыхают. Поэтому если нет 100% уверенности в качестве воды, то лучше её фильтровать и кипятить.
Перед походом запаситесь велоинструментом, горелкой, топливом, фильтром для воды, аптечкой и запасом провизии на 10 дней автономного маршрута. Будет трудно, но эта поездка пропишется в вашей памяти на всю жизнь.
Таджикистан-Кыргызстан. Памирский тракт
Сложность: 6 из 5.
Расстояние: около 1250 км, 15-30 дней в пути.
Как добраться: старт — из аэропорта города Душанбе, Таджикистан; финиш маршрута — в город Ош, Кыргызстан.
Маршрут. Чаще всего путешественники стартуют в столице Таджикистана, городе Душанбе. Отсюда дорога идёт вдоль речных долин до городка Хорог, из которого начинается высокогорная часть пути. Пожалуй, это главное препятствие для большинства велосипедистов.
Памирский тракт — вторая по высоте автодорога в мире. Средняя высота около 2000 метров, а её самая высокая точка — перевал Ак-Байтал на высоте 4650 метров (выше горы Белуха в Сибири или пика Маттерхорн в Альпах)! Поэтому здесь вы столкнётесь с разряжённым воздухом. Концентрация кислорода на высоте будет меньше, а значит и ваш организм будет справляться с нагрузками хуже. Будут учащаться пульс и дыхание, есть риск головных болей и расстройств пищеварения. Адаптация организма к работе на высоте называется акклиматизация — с этим термином хорошо знакомы альпинисты и горные туристы.
По ходу путешествия высоту вы будете набирать плавно, но забравшись выше 3000 метров старайтесь не перенапрягаться. Следите за пульсом, пейте много воды, помните, что при недостатке кислорода организм восстанавливается медленнее. Ещё стоит ночевать на высотах ниже, чем те, на которые вы забирались днём. Например, заехав днём на 3500 м, постарайтесь выбрать стоянку на ночь на высоте 3000 м или ниже.
Памирский тракт © Lee Hughes, Wikimedia
На Памирском тракте путешественников ждёт суровый горный климат — невыносимая жара после полудня и холодные ночи. Ехать по тракту можно только летом, так как в мае и поздней осенью высокогорные перевалы закрыты снегом. Прибавьте к этому скудную кухню в горных селениях и сложности с поиском чистой воды.
Памирский тракт © Валерий Рогозин для Спорт-Марафон
Ради чего тогда сюда едут? В мире мало мест, где на велосипеде можно подняться на высоту выше альпийских пиков, поэтому Памирский тракт привлекает велопутешественников, которые хотят испытать себя. Хотите ощущения, что вы попали на страницы журнала National Geographic? А заодно непередаваемого чувства гордости за себя, смешанного с физическим опустошением? Значит вам сюда!