0

Одежда первооткрывателей. История бренда Devold

Источник фото: Devold
История норвежской компании, более 160 лет делающей одежду и тёплое бельё для путешественников, поразительна. Скромная островная фабрика одна из первых применила ключевые открытия XIX века и поучаствовала в закрашивании последних белых пятен на глобусе… Но обо всём по порядку.
Подробнее

Основание и первые шаги Devold

Основатель и идеолог Devold Оле Андреас Девольд родился в 1827 году в живописном портовом городе Олесунне в семье промышленника и торговца Нильса Девольда — владельца фабрики, специализирующейся на ткачестве и окраске тканей.
Олесунн, раскрашенное фото 1890 года
Олесунн, раскрашенное фото 1890 года
Дед Оле Андреаса, Халвор Халворссон Офус, считался лучшим производителем Rødlua — воскресных красных шапок, национальных норвежских головных уборов, и поныне любимых в стране фьордов и заснеженных гор.
В общем, неудивительно, что молодого Оле Андреаса отправили набраться ума-разума в Гамбург, где он получил образование и вернулся с дипломом специалиста по окрашиванию тканей.
Сегодня искусственные красители продаются в каждом магазине, а в те годы все красители были натуральными. Индиго, пурпур и шафран стоили бешеных денег, так что производство красных шапок было не мелким кустарным промыслом, а сложным и прибыльным делом, именно из-за сложности окрашивания шерсти.

Только в 1852 году англичанин Перкин случайно синтезировал красно-лиловый анилиновый краситель, а весь спектр органических красок химики изобрели и начали внедрять в производство через 50 лет после описываемых событий, в начале ХХ века. Адольф Байер даже получил Нобелевскую премию 1904 года за синтез индиго.

Наряду с изучением технологий крашения Андреас Девольд увлёкся вязальными машинами. В 1847 году француз Таунсенд изобрёл язычковую иглу, что позволило легко и быстро вязать чулки и рукава, создавая изделия сложных форм. Это было новое слово в лёгкой промышленности, оно увлекло молодого Андреаса, и он вернулся домой с партией механических станков для вязания трикотажа.
Вязальные станки на фабрике Devold. 1930-е годы
Вязальные станки на фабрике Devold. 1930-е годы. Источник фото: devoldprotection.com
Климат в Норвегии суров, а жители славятся своей практичностью и любовью к горным прогулкам. Фермеры издревле разводят тонкорунных овец, поэтому с шерстяным сырьём нет никаких проблем. Из-за этого новым парижским вязальным машинам суждено было производить не французские шёлковые чулки, а тёплую и удобную одежду для прогулок. Тёплые носки, шерстяные чулки, кальсоны для непогоды, традиционные голубые рубашки, тёплые свитеры с широкими рукавами реглан и, конечно, воскресные красные шапочки — вот первый модельный ряд фабрики Devold.
Однако с продажами пришлось повозиться. Лавочники не брали машинную продукцию молодого фабриканта-энтузиаста. В итоге первую партию увезли на ярмарку и продали значительно дешевле, чем рассчитывали, купцу из Бергена. Который привёз её обратно в Олесунн — и всё распродал! Но эта, не особенно выгодная, сделка на деле стала промоутерской: одежда разошлась в разных городах и заинтересовала охотников, рыболовов и путешественников.
Свойства мериносовой шерсти впечатляли: она не только утепляла, но и сопротивлялась намоканию, а намокнув — быстро сохла. На фабрике Devold завели собственную прядильню и добились тончайшей нити для белья и рубашек. Уже через три года на внутреннем рынке тёплое бельё и свитеры расходились влёт! Фермеры, поставляющие шерсть, зачастую не брали денег, а сразу меняли шерсть на готовую одежду. Тёплые, красивые и стильные вещи стремительно вошли в моду — и уже через десять лет со сбытом на внутреннем рынке не было никаких проблем.
Рыбак Триггве Гран в свитере Devold Islender
Рыбак Триггве Гран в свитере Devold Islender. Источник фото: thefedoralounge.com

Электричество и телефон

Пора было задумываться об экспорте, но, чтобы увеличить производительность, нужны были инновации. Наука в то время стремительно двигалась вперёд, и Андреас верил в неё.
В 1882 году решено было построить собственную гидроэлектростанцию. Сделали ров, установили огромное водяное колесо — и вязальные станки закрутились силою горной реки, плюс вода пошла напрямую в прядильню, где стало возможно промывать большое количество шерсти и готовой нити. Ещё через год на фабрике было устроено электрическое освещение. А ведь Томас Эдисон изобрёл свою лампочку всего четыре года назад — в 1879-м! Сто двадцать пять ламп сияли в ночи, изумляя и радуя горожан. А на производстве стало возможным работать в три смены.
Через несколько лет скорости течения в канале стало не хватать, в городе становилось тесновато — и было принято решение строить новую фабрику в маленькой деревне Лангевот на острове Сула, в четырёх километрах от Олесунна. Контора осталась в городе, и поначалу связь с производством поддерживалась с помощью курьеров на лодках. Но это сильно замедляло коммуникации, а ведь уже был изобретён телефон! И первая на побережье телефонная линия в 1892 году была проложена через Боргун-фьорд. Длина проводов составляла четыре километра, и связывали они только контору и фабрику, но по тем временам это был технический прорыв. Эффективность производства сразу же повысилась.
Оле Андреас Девольд был лютеранином, последователем норвежского реформатора Ханса Нильсена Хауге и большим патриотом. В те годы население Норвегии переживало кризис индустриализации, фермеры и ремесленники оставались без работы и массово эмигрировали в Америку в поисках лучшей жизни. Чтобы остановить отток населения с побережья, Андреас взял на себя обязанность обеспечить достойную жизнь для рабочих на родине. Построил школы, детские сады, продуктовые магазины и церкви. Двадцать комфортных и современных многоквартирных домов выросли в Лангевоте рядом с фабрикой — и скоро из малочисленной деревни на краю земли выросла процветающая община.
Больница в Лангевоте
Больница в Лангевоте. Источник фото: devoldprotection.com
Для окрестных фермеров был открыт магазин у ворот Конгенсгейт в Олесунне, где можно было сдать овечью шерсть. Причём чистую мериносовую шерсть брали по хорошей цене, и там же можно было обменять её на продукты и нужные крестьянину товары. Это привлекло окрестных скотоводов и заставило их с большим старанием заниматься разведением тонкорунных пород.
В 1886 году Андреас передал управление заводом своим сыновьям: Олафу, Роберту и Густаву, название фабрики сменилось на «Девольд и сыновья», а на ней трудилось уже больше двухсот рабочих. Оставшиеся годы жизни старик Андреас занимался делами лютеранской общины на острове Сула и оставил о себе добрую память.
В начале XX века термобельё и свитеры Devold были практически униформой для рыбаков и моряков Норвегии и Дании. Источник фото: archivalblog.com

Выход на мировые рынки. Душа фирмы — пароход «Торольф»

Первые партии продукции Devold уходили на экспорт уже давно, но сотрудничество с оптовиками съедало львиную долю прибыли. И тогда был куплен собственный пароход, который назвали «Торольф». Это был небольшой деревянный пароход, но он принёс фабрике огромную пользу и стал эпохой в жизни посёлка. На нём в начале ХХ века отправлялись партии шерстяной одежды в Россию, Германию и Англию. Статистика фирмы гласит, что особой популярностью в России почему-то пользовалась тёплая рубашка Blaatrøia с манжетами и карманами. В это же время стали популярны и «свальбардские» свитеры с высоким воротом, которые мы видим на фотографиях знаменитых путешественников ХХ века.
В первой половине ХХ века самыми популярными изделиями были свитеры-исландки и термобельё «Розовое макко», с розой в качестве логотипа. Для рыбаков, охотников и путешественников они стали почти униформой.
Первая и самая популярная продукция Devold — воскресные красные шапки, свитеры-исландки и голубые шерстяные рубашки. Источник фото: devold.no
В 1907 году директором фабрики стал Олаф Андреас Девольд, а после его смерти, в 1933 году, семейный бизнес реорганизовали в акционерное общество. Председателем правления стал сын Олафа Отар, а младший брат Рейдар взял на себя ответственность за торговлю. К тому времени на предприятии трудилось более 500 человек, и управление стало сложнее, однако разработки новых моделей не прекращались.
Во Вторую мировую войну фабрике пришлось туго. В 1940 году Норвегия была оккупирована нацистской Германией. Посёлок Лангевот остался без топлива и сырья, всё уходило на военные нужды Третьего рейха, стада овец поредели, фермеры еле сводили концы с концами.
И тут выручал верный пароходик «Торольф». Ещё в Первую мировую рабочие фабрики ходили морским путём в устье реки Нордёяне, где раскопали торфяное месторождение. И вот теперь, во время оккупации, болотный торф снова обеспечивал топливом и посёлок, и фабрику.
Восстановленный пароход Torolf
Восстановленный пароход Torolf. Источник фото: devoldfabrikken.no
Выручал и бартер. На том же «Торольфе» отправлялись на материк, выменивая тёплую одежду на молоко и картофель для рабочих и их семей, по пути срубали несколько деревьев для текущих нужд, ловили рыбу. К счастью, военные действия мало затронули Лангевот, островной посёлок не представлял интереса для немцев. Большую часть коллектива, здания и станки удалось сохранить.

В 1960-е годы героический пароход «Торольф» штормом оторвало от причала и унесло в море, где он и затонул. Погрустили, но доставать не стали, было не до того. Но в 1988 году, когда акционерное общество возглавили уже правнуки Оле Андреаса Девольда, решено было сделать музей фирмы. И старину «Торольфа» достали и отреставрировали! Это было непросто, понадобилась целая экспедиция, был создан фонд SS Thorolf's Friends — «Друзья «Торольфа». Сегодня деревянный пароходик, как новенький, красуется у центрального офиса Devold символом несгибаемого норвежского упрямства и верности традициям.

Поэтому в послевоенные годы фабрика быстро набрала обороты. Тёплая одежда для работы на открытом воздухе была как нельзя кстати. В 1950 году в Олесунне случился пожар. Склад и здание управления Devold сгорели дотла. Это стало хорошим поводом объединить подразделения и перенести офис в Лангевот.
Коллектив Devold в послевоенные годы
Коллектив Devold в послевоенные годы. Источник фото: devoldprotection.com
Бум туризма и альпинизма, начавшийся в Европе в 1950-е годы, сместил акценты производства в сторону спортивного термобелья. Им фирма славится и поныне. И принципы его производства остаются неизменными: только лучшая шерсть мериносовых овец. Высочайшая прочность и добротность одежды. Продуманность и высокотехнологичное производство.
Музей Devold в Лангевоте
Музей Devold в Лангевоте. Источник фото: fjordnorway.com

Одежда Devold для полярников

Мало кто может похвастаться такими амбассадорами бренда, как Devold! Их имена написаны не в блогах, и даже не в протоколах соревнований, а прямо на географических картах мира.
Ещё в 1888 году Фритьоф Нансен совершил переход на лыжах через Гренландию в шерстяном термобелье Devold и был восхищён его удобством и теплом. Поэтому в следующей экспедиции, когда Нансену и его напарнику Яльмару Йохансену пришлось покинуть корабль, тяжёлые и неудобные меховые костюмы они сознательно не взяли и два года шли по льдам и островам в шерстяной одежде Devold. Путешественники выжили и вернулись домой с новыми открытиями. Вся фабрика праздновала этот день как победу!
Экспедиция Фритьофа Нансена
Экспедиция Фритьофа Нансена. Источник фото: devold.no
В 1911 году Руаль Амундсен отправился к Южному полюсу. Конечно, его снабдили шерстяным бельём и тёплой одеждой Devold. И Амундсен первым оказался на Южном полюсе, прославив свою страну и высоко подняв марку норвежских производителей одежды для путешествий.
Его товарищ и меценат Линкольн Элсуорт прославился тем, что первым пролетел на дирижабле над Северным полюсом в 1926 году. Конечно же, в одежде Devold! В 1930-е годы Линкольн и все его товарищи были одеты норвежской фабрикой братьев Девольд в специально связанное экстратёплое бельё для антарктических экспедиций. Четырежды они отваживались на санные путешествия и перелёты над Антарктидой, где именем Элсуорта назвали горную цепь и подлёдное озеро.
Экспедиция Элсуорта в свитерах Devold
Экспедиция Элсуорта в свитерах Devold. Источник фото: devoldprotection.com
Линкольн Элсуорт после полёта на дирижабле над Арктикой писал Олафу Девольду Соннеру: «Я хочу выразить вам свою признательность за неоценимую помощь, которую вы оказали, предоставив одежду и оборудование для моей экспедиции, и поблагодарить вас за ваше великодушное внимание. Мы нашли одежду самого лучшего качества!»
Арне Несс, руководитель первой норвежской экспедиции в Гималаи 1950 года, философ и эколог, носил термобельё и носки Devold во время всех своих путешествий.
Арне Несс — норвежский философ, эколог и альпинист
Арне Несс — норвежский философ, эколог и альпинист. Источник фото: blogspot.com
Лив Арнесен во время своего лыжного перехода в 1994 году
Лив Арнесен во время своего лыжного перехода в 1994 году. Источник фото: gz.com
Лив Арнесен, норвежская спортсменка, стала первой женщиной, дошедшей до Южного полюса на лыжах. Специально для неё была разработана линейка женского термобелья для экстремальных условий Aquaduct. Сегодня эта серия называется Expedition, и популярность её только растёт.
В общем, за свою 160-летнюю жизнь бренду Devold есть чем гордиться на поприще походов, восхождений и экспедиций!
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.