Лавинные рюкзаки не являются волшебной пилюлей, с которой можно забыть о лавинных угрозах, но могут увеличить шансы райдера на выживание и в некоторой степени снизить риск получения серьёзных травм. Сегодня на рынке представлено достаточно много лавинных рюкзаков разных производителей, и главное отличие между ними кроется в системе надувания подушки. Газ или воздух может поступать в неё из баллона высокого давления или нагнетаться электрическим компрессором. С момента появления рюкзаки с электрическим компрессором получили серьёзное развитие и с каждым годом становятся всё более востребованными, так как после пуска им не нужна дорогостоящая перезарядка или замена баллонов и их намного проще перевозить в самолётах.
Кто производит лавинные системы с электрическим компрессором
Сейчас таких систем на рынке три:
- Alpride E1;
- JetForce 2.0;
- Arcteryx Voltair.
Система E1 спроектирована швейцарской компанией Alpride и принадлежит ей. Вся электронная начинка системы производится и тестируется в Швейцарии. Под маркой Alpride также выпускается баллонная лавинная система, которая называется Alpride Airbag System 2.0, — не перепутайте!
Система JetForce разработана совместными усилиями компаний Black Diamond и Pieps и используется в рюкзаках обоих брендов. Однако в рюкзаках Black Diamond JetForce Tour 26 установлена лавинная система Alpride E1, что может ввести в заблуждение. Также за названием JetForce может скрываться баллонная система Alpride 2.0 — она установлена в рюкзаки Black Diamond JetForce UL.
Система Voltair разработана и реализована компанией Arcteryx, однако от остальных держится особняком из-за высокой цены и слабой распространённости: на рынке представлено всего две укомплектованных ей модели рюкзаков.
Большинство райдеров выбирают между системами JetForce 2.0 и E1. В чём их отличия, мы и расскажем в этой статье.
Как работают JetForce 2.0 и Alpride E1
Начнём со сравнения характеристик, заявленных в описаниях систем.
Характеристики/Система | Alpride E1 | JetForce 2.0 Technology |
---|---|---|
Тип активации | Лопастной компрессор | Струйный вентилятор |
Тип питания | Суперконденсаторы | Литиевый аккумулятор |
Время зарядки | 20 минут от электросети, 20-40 минут от двух литиевых или алкалиновых батареек AA | 8 часов от электросети |
Зарядка | Через кабель micro-USB от сети/пауэрбанка или от двух батареек AA (LR6) — литиевых или алкалиновых | Зарядное устройство + электропитание от сети |
Количество пусков системы от одного полного заряда | 1 | До 4 (в зависимости от температуры) |
Время срабатывания | 4 секунды | 3,5 секунды |
Вес | 1280 грамм* | 2800 грамм** |
Объём подушки | 150 литров | 200 литров |
Расположение ручки активации | Возможна установка на любой лямке рюкзака | Возможна установка на любой лямке рюкзака и регулировка положения ручки по высоте |
* Только система: подушка, ручка, компрессор с конденсаторами.
** Система встроена в спинку рюкзака с лямками и поясом, к которой подстёгивается требуемый объём. В таблице указан вес системы плюс подстёгнутое к ней отделение на 10 литров.
Alpride E1 — полностью электрический лавинный рюкзак, в котором традиционную литийионную батарею заменили на суперконденсаторы. В отличие от литийионных или литий-полимерных аккумуляторов, суперконденсаторы накапливают электрическую энергию без какой-либо химической реакции. Внутри них нет электролита, поэтому они не чувствительны к низким температурам, а это значит, что компрессор системы будет одинаково хорошо работать при любой погоде, будь то +5°C или -30°C. Конструкция компрессора у системы Alpride E1 обеспечивает высокое давление и быстрое надувание подушки.
Принцип работы и особенности системы Alpride E1
Первое поколение системы JetForce появилось в 2013 году, и на тот момент это были единственные лавинные рюкзаки, где для надува подушки использовался электрический компрессор.
В сезоне-2020/2021 поступили в продажу рюкзаки со вторым поколением системы — JetForce 2.0. Самым главным изменением стало снижение её веса: новые рюкзаки весят на 400-500 грамм легче предыдущих версий. Также система научилась сдувать подушку через 3 минуты после пуска, создавая воздушный карман для дыхания и движения. Но это далеко не все изменения обновлённой системы JetForce 2.0:
- Стало возможным обновление программного обеспечения системы через Bluetooth. Как это сделать, можно посмотреть на сайте Black Diamond.
- Теперь можно поменять положение ручки активации: перенести её на правое или левое плечо, а также отрегулировать по высоте.
- Увеличился срок эксплуатации батареи — 500 циклов зарядки и низкий уровень саморазряда. Но и этого показалось производителям недостаточно, и они оснастили JetForce 2.0 интеллектуальной системой управления аккумулятором, которая обеспечивает ему оптимальную производительность, работая вместе с датчиками температуры. Например, её контроллер не позволит зарядить от сети замёрзший аккумулятор, так как это может привести к его порче.
Принцип работы и особенности системы JetForce на примере рюкзаков Pieps
Как заряжать JetForce 2.0 и Alpride E1
Система Alpride E1 заряжается через micro-USB-порт за 20 минут от розетки или любого другого зарядного устройства: от пауэрбанка, солнечной батареи и так далее. Также систему Alpride E1 можно зарядить от двух батареек стандарта AA. От литиевых — за 20 минут, от алкалиновых — за 40 минут. Поэтому зарядить систему вы сможете непосредственно на горе вдали от цивилизации.
Две алкалиновые батарейки АА поддерживают конденсаторы системы заряженными и готовыми к работе в течение трёх месяцев. Одного полного заряда системы хватает на один её запуск. Далее суперконденсаторы необходимо перезаряжать. Если в системе установлены свежие батарейки, то она начнёт заряжаться автоматически, как только её компрессор прекратит работу.
Система JetForce 2.0 работает на базе перезаряжаемого литиевого аккумулятора. На его полную зарядку уйдёт около 8 часов, и сделать это можно только через фирменное зарядное устройство от электрической сети. И зарядное устройство лучше беречь и не терять: его можно приобрести отдельно, но придётся поискать, так как оно не столь распространённое, как micro-USB-зарядки.
При полностью заряженной батарее производитель обещает четыре срабатывания рюкзака. Но это количество может изменяться в зависимости от температуры воздуха. Мы проводили тесты на морозе: после 5 часов нахождения при температуре -15°С рюкзак трижды отработал полный цикл.
Активация систем JetForce 2.0 и Alpride E1
Самое привлекательное в лавинных системах с электрическим компрессором — не нужно покупать и менять баллоны с газовой смесью каждый раз после активации системы. Таким образом, вы можете сколько угодно проводить тесты системы, дабы убедиться в работоспособности своего лавинного рюкзака и потренироваться, чтобы потом в экстренной ситуации действовать рефлекторно.
Как происходит активация системы Alpride E1
Каждый раз при включении системы Alpride E1 электроника выполняет самодиагностику для проверки своей работоспособности. Для отслеживания состояния заряда суперконденсаторы оснащены светодиодными индикаторами снаружи блока. Зелёный индикатор показывает, что устройство может работать автономно более 6 часов, жёлтый горит, когда автономность устройства составляет менее 6 часов, и красный мигает, если устройство уже не может надуть подушку и требует перезарядки.
Активация системы E1 происходит при помощи Т-образной ручки с тросиком — такой же, как на баллонной системе Alpride. Ручку можно расположить на правой или левой лямке рюкзака. Ручку нужно дёрнуть вниз, и компрессор начнёт всасывать окружающий воздух, и за 3-4 секунды подушка будет полностью надута. Компрессор продолжит работать ещё 6 секунд, а затем остановится. С момента активации подушка будет надутой 3 минуты. Как только завершается процесс надувания, суперконденсаторы автоматически начинают заряжаться от батареек АА, если они установлены.
После надувания подушка Alpride E1 сдувается лишь слегка: часть воздуха уходит через швы. Чтобы упаковать её обратно, нужно будет стравить оставшийся воздух вручную через клапан. Упаковать её нетрудно при некотором навыке — лучше потренироваться в этом дома. Подробная и понятная инструкция, как это делать, идёт в комплекте с рюкзаком.
Одно из главных неудобств конструкции Alpride E1: для включения/выключения системы и её проверки требуется открыть рюкзак и расстегнуть внутренний отсек, где находится компрессор. В этом нет проблемы, если рюкзак пустой, однако, когда в рюкзаке много снаряжения, придётся хотя бы частично распаковать его, чтобы добраться до выключателя и светодиодных индикаторов.
Как происходит активация системы JetForce 2.0
Активация JetForce 2.0 также происходит с помощью ручки, в которую встроены светодиодные индикаторы заряда батареи и состояния системы, а на конце расположена кнопка включения системы. Это очень удобно, так как, чтобы проверить состояние заряда и привести систему в «боевую готовность», не нужно лезть внутрь рюкзака: вся информация есть буквально под рукой. После включения система тоже проводит самодиагностику, проверяя компрессор, аккумулятор и прочее. Для активации системы ручку тоже нужно дёрнуть — как на всех лавинных рюкзаках.
Струйный вентилятор, работающий от литиевой батареи, начинает всасывать окружающий воздух и надувает подушку за 3,5 секунды. Далее работа системы делится на четыре этапа, чтобы обеспечить наибольшую безопасность для райдера:
- 1-й этап. 0-9 сек. — после полного надувания подушки в течение следующих 5,5 секунды система продолжает работать на полной мощности.
- 2-й этап. 10-60 сек. — система последовательно чередует мощность надува от полной до 50% и обратно.
- 3-й этап. 61-180 сек. — в течение этого времени система поддерживает объём подушки, наполняя её воздухом каждые 20 секунд. Так подушка будет оставаться наполненной и будет более заметной для других членов группы, которые затем станут искать пострадавшего.
- 4-й этап. 181 сек. — через 3 минуты подушка автоматически сдуется: насос откачает воздух. Если райдер оказался погребён под снегом, сдувание подушки высвободит для него больший объём воздуха и пространство для движения.
Сравниваем вес JetForce 2.0 и Alpride E1
JetForce 2.0 значительно облегчили в сравнении с первым поколением системы. Подушку, компрессор, аккумулятор и все провода встроили в спинку рюкзака, которую можно состёгивать с основными отделениями разного объёма — 10, 25, 35 литров. Вместе с 10-литровым отделением система JetForce 2.0 весит 2,8 кг.
Вес системы Alpride E1 составляет 1,28 кг, и это самая лёгкая лавинная система на текущий момент. Производители добились этого благодаря суперконденсаторам, которые заменяют традиционную литийионную батарею.
Однако в случае с Alpride E1 указан вес только самой системы — подушки, ручки и компрессора с суперконденсаторами. На деле разница в весе между системами не такая значительная — около 300 грамм, если сравнивать близкие по конструкции и объёму модели. Например, рюкзак Black Diamond JetForce Pro 25 весит 2,9 кг — он оснащён JetForce 2.0. А Black Diamond JetForce Tour 26 весит 2,6 кг — в нём стоит система Alpride E1.
Рюкзак / установленная система | Black Diamond JetForce Tour 26 / Alpride E1 | Black Diamond JetForce Pro 25 / JetForce 2.0 | Black Diamond Halo 28 / система JetForce первого поколения |
---|---|---|---|
Вес, кг | 2,6 | 2,9 | 3,4 |
Совместимость электронных лавинных систем с рюкзаками
Всё больше производителей рюкзаков комплектуют свои модели системой Alpride E1. Сегодня это в первую очередь сам Alpride, а также компании Scott и Osprey. Даже сопроизводитель системы JetForce компания Black Diamond выпускает рюкзак JetForce Tour, оснащённый Alpride E1.
Система Alpride E1 съёмная, что позволяет поставить её в любой совместимый с ней рюкзак. Например, если нужно отправиться в многодневный тур, то можно взять рюкзак большого объёма, как вариант — Scott Backcountry Patrol E1 40. А для внетрассовых спусков недалеко от курорта хватит небольшого объёма Scott Patrol E1 22. Совместимый с Alpride E1 рюкзак можно приобрести отдельно, если система у вас уже имеется.
Рюкзаки с системой Alpride E1 в сезоне-2021/2022:
- Scott Backcountry Patrol E1 22.
- Scott Backcountry Patrol E1 30.
- Scott Backcountry Patrol E1 40.
- Black Diamond JetForce Tour 26.
- Alpride SuperLight 24 E1.
- Alpride SuperCap 30 E1.
- Alpride SuperCap 40 E1.
- Osprey Soelden Pro 32 E1.
- Osprey Sopris Pro 30 E1.
Обновлённая система JetForce 2.0 ничуть не уступает своему конкуренту в плане модульности. Как мы уже отметили, достаточно просто подстёгивать основное отделение нужного объёма, которое можно приобрести отдельно.
Рюкзаки с системой JetForce 2.0 в сезоне-2021/2022:
- Black Diamond JetForce Pro 10.
- Black Diamond JetForce Pro 25.
- Black Diamond JetForce Pro 35.
- Pieps JetForce BT 10.
- Pieps JetForce BT 25.
- Pieps JetForce BT 35.
Выводы
Однозначного фаворита между системами JetForce 2.0 и Alpride E1, похоже, нет. Вес систем различается некритично, обе одинаково надёжны и близки по стоимости. Да, JetForce обеспечивает больше пусков с одной зарядки, но Alpride E1 более автономна, так как не требует розетки. Выбирайте, что для вас важнее.
Мы рекомендуем не концентрироваться только на системе. Не стоит забывать о не менее важных моментах, таких как эргономика самого рюкзака и ваш комфорт во время его носки. Ведь вам предстоит проводить с рюкзаком на спине много времени, а значит, он должен быть максимально удобным. Примерьте его, нагрузите вещами, подвигайтесь с надетым рюкзаком, проверьте, удобно ли вам работать с его молниями и пряжками, будучи в перчатках. Оцените реальный полезный объём — его производители измеряют по-разному, да и сама лавинная система занимает место. Поэтому номинально одинаковые по объёму рюкзаки могут на практике вмещать в себя разное количество вещей.
На деле именно эти нюансы могут оказаться важнее, чем небольшая разница в работе лавинных систем одного класса. Пощупать, примерить и выбрать лавинный рюкзак вы можете в магазине «Спорт-Марафон» на ул. Сайкина, 4.