0

Обзор креплений для лыжного туризма Rottefella Xplore

© Rottefella
Новые крепления для лыжного туризма на рынке появляются нечасто. Самый молодой стандарт — NNN BC — появился ещё в начале 1990-х годов. Но в 2021 году норвежская компания Rottefella удивила всех, выпустив новые крепления для лыжного туризма — Xplore. В этой статье мы собрали всё, что известно о них из пресс-релизов и первых тестов.
Чтобы понять, в чём особенности креплений Xplore, нужно кратко остановиться на тех стандартах креплений, которые сегодня используются в лыжном туризме.
NN 75 — сегодня это старейший стандарт лыжных туристических креплений на рынке, и свой последний редизайн он прошёл ещё в середине 1980-х годов. Однако эти крепления по-прежнему актуальны, благодаря своей надёжности, малому весу и простоте очистки от снега. Также крепления стандарта NN 75 дают отличный контроль над лыжами при спусках в технике телемарк, особенно с надетыми пяточными тросиками. А если использовать их с пластиковыми ботинками, то контроль будет ещё выше. Недостатков тоже хватает: в крепления NN 75 сложно встёгиваться, для них выпускается мало обуви и они не очень удобны для отталкивания и скольжения, отчего ходить на них протяжённые равнинные дистанции сравнительно сложно. Поэтому в своё время им создали альтернативу.
Крепления Rottefella Super Telemark стандарта NN 75 с установленными пяточными тросиками
Крепления Rottefella Super Telemark стандарта NN 75 с установленными пяточными тросиками
В 1991 году в компании Rottefella решили взять за основу свои лыжные крепления стандарта NNN (New Nordic Norm), чтобы сделать их пригодными для лыжного туризма. Так появился стандарт NNN BC (New Nordic Norm Backcountry). По сути, это просто усиленные крепления NNN — шире, массивнее и прочнее. Но за счёт изначально «беговой» конструкции крепления NNN BC оказались максимально удобны для долгого движения на лыжах. Однако чистить их от снега сложнее,чем NN 75, да и контроль на спусках они дают меньший. Особенно это чувствуется на относительно широких моделях вроде Fischer S-Bound.
Крепления Rottefella Magnum стандарта NNN BC
Крепления Rottefella Magnum стандарта NNN BC
Идея креплений Rottefella Xplore — совместить преимущества стандартов NNN BC и NN 75, не унаследовав их недостатки. Если кратко, то разработчикам это удалось: по отзывам первых тестировщиков, крепления Xplore отлично катят и удобны на равнинах, но позволяют уверенно контролировать лыжи на спусках. При этом они лёгкие и конструктивно надёжные. Во всех подробностях, как этого удалось добиться, мы расскажем далее.

Как работают крепления Rottefella Xplore

По бокам в области носка ботинка встроены подпружиненные металлические пины. Во время встёгивания они сначала вжимаются внутрь подошвы, а затем выдвигаются обратно, фиксируюясь в ответных металлических пазах креплений. Это очень похоже на принцип работы скитурных креплений, только пины и пазы поменялись местами, а пружины из креплений переехали внутрь подошвы ботинка. За счёт такого принципа встёгивания Rottefella Xplore обладают очень лаконичной конструкцией: в них нет труднодоступных мест, куда может набиться снег, и обилия подвижных деталей, которым это может навредить.
Встёгиваться в Rottefella Xplore не сложнее, чем в обычные лыжные крепления-автоматы, и навык приходит очень быстро. Чтобы выстегнуться, нужно лишь нажать палкой или рукой на рычаг перед головкой креплений. Соединённая с ним скоба зажмёт пины обратно в подошву, и ботинок высвободится. Такой конструкции не страшны снег и обледенение, а чтобы встёгиваться и выстёгиваться, даже не нужно нагибаться. Так что перед нами первые крепления-автоматы, пригодные для автономного лыжного туризма.
Устройство креплений и ботинок стандарта Rottefella Xplore © «Спорт-Марафон»

Удобство отталкивания на равнине и контроль над лыжами на спусках

Судя по первым тестам, по удобству отталкивания и скольжения Rottefella Xplore почти не уступают креплениям стандарта NNN BC, так как ось вращения расположена близко к стопе. Крепления NN 75 в этом отношении проигрывают и тем, и другим.
Ширина между пинами — 70 мм, что обеспечило очень жёсткое соединение ботинка с креплением. За счёт этого:
  • Ботинки в моменты отталкивания, скольжения и спуска не гуляют из стороны в сторону, отчего более не нужны направляющие полозья, как у креплений стандарта NNN BC. Поэтому их сняли, снизив вес и заодно убрав место, куда мог набиваться снег.
  • Жёсткое соединение обеспечило очень чуткую передачу усилий лыжника, что особенно важно во время спусков, когда лыжи необходимо ставить на кант. А значит, крепления позволяют более уверенно спускаться в технике телемарк в сравнении с креплениями NNN BC и не уступают в качестве контроля стандарту NN 75.
Так как на креплениях Rottefella Xplore нет полозьев, как у стандарта NNN BC, то нет и ответных пазов на подошвах ботинок. Их в компании заменили на цепкий протектор, который позволяет увереннее шагать без лыж. При этом подошвы ботинок для стандарта Xplore стали надёжнее конструктивно. У них нет дырочек, которые могут забиться снегом, как у подошв NN 75, и нет металлической скобы, как на NNN BC, которую многие лыжники боятся сломать или погнуть, когда идут пешком. Просто сравните на фотографиях ниже, как устроены подошвы под разные стандарты лыжных туристических креплений.
Подошва ботинок Alfa Greenland 75 под крепления NN 75. У подошвы цепкий протектор Vibram, но из-за длинного плоского ранта на носу в ботинках не очень удобно шагать, особенно в крутые подъёмы
Подошва ботинок Alfa Skarvet под крепления NNN BC. Она жёстко соединяется с креплениями, но неудобна при движении пешком — скользкая, забивается снегом, и есть риск погнуть или сломать шарнир на сложном каменистом рельефе
Подошва ботинок Alfa Skaget под крепления Xplore. Есть агрессивный и цепкий протектор, в том числе на носке, она достаточно гибка и удобна при ходьбе. Элементы крепления расположены так, что их сложно повредить
Также новые подошвы стали легче, что видно по весу обуви. Для примера сравним популярные в мире ботинки Alpina Alaska, которые выпускаются под все три стандарта туристических лыжных креплений. Вес мы указываем для пары 42-го размера:
  • Alpina Alaska NN 75 — 2,12 кг.
  • Alpina Alaska NNN BC — 1,8 кг.
  • Alpina Alaska XP (Xplore) — 1,43 кг.

Вес креплений Rottefella Xplore

Пара креплений Rottefella Xplore весит около 380 грамм. Для сравнения: Rottefella Super Telemark весят 375 г/пара, а Rottefella NNN BC Magnum — около 530 г/пара. Итого разница на круг с ботинками из примера выше будет уже весьма существенной — около 500-600 грамм на пару.

Встроенный компенсатор подъёма

Ещё одним огромным плюсом креплений Rottefella Xplore является встроенная в пятку скоба — компенсатор подъёма, как у скитурных креплений или снегоступов. Если её поднять, то подниматься вверх по крутым склонам будет намного легче. В креплениях NNN BC и NN 75 компенсатора подъёма нет, как и возможности поставить его отдельно . Подняться в гору можно и так, но на крутых уклонах икроножные мышцы без него будут уставать сильнее.

Быстро заменяемые флексоры

Крепления сразу укомплектованы флексором средней жёсткости, который идеально подходит для передвижения по равнине и сносно работает на подъёмах и спусках. В продаже для Xplore есть два варианта сменных флексоров:
  • Жёсткий флексор Hard — его можно ставить, когда хочется больше контроля при спусках телемарком.
  • Free Pivot Plate — это площадка-заглушка, которая ставится вместо флексора, чтобы обеспечить максимальную свободу движений стопе. Удобно, когда нужно подниматься в крутые подъёмы или упираться, чтобы тащить тяжёлые сани.
Флексоры у Rottefella Xplore легко снять. Для этого достаточно нажать кнопку сбоку креплений. Сделать это можно в перчатках, но если на руке будут толстые варежки, то давить на неё лучше скребком. Замена флексоров на Xplore реализована намного удобнее, чем на NNN BC, где их нужно аккуратно цеплять отвёрткой и вытягивать из пазов, что очень сложно делать на морозе и в снегу.
Сменные флексоры для тонкой настройки креплений Rottefella Xplore. Плоская площадка — для подъёмов, широкий флексор — для спусков
Менять флексор в креплениях Xplore можно прямо в полевых условиях. А значит, их можно на месте адаптировать для прохождения той или иной части маршрута. На пути крутой склон? Подняли компенсатор подъёма и поставили ровную площадку Free Pivot Plate. Впереди сложный спуск и нужен дополнительный упор в носке ботинка? Ставим Hard Flex. Длительная работа на равнине? Используем основной флексор.

Ботинки для креплений Rottefella Xplore

Второй важный аспект любого стандарта лыжных креплений — широта выбора совместимой с ним обуви. На момент запуска Rottefella Xplore в мире выпускается четыре модели ботинок для них: Alfa Free, Alfa Skaget, Alfa Vista и Alpina Alaska XP. Для старта это неплохой список, особенно с поправкой на сложности, которые возникли в мировой логистике и производстве из-за эпидемии коронавируса. В списке пока не хватает только ботинок со съёмным вкладышем для особо холодных и длительных зимних маршрутов. Однако мы уверены, что они появятся в ближайшие годы.
Среди тестировщиков новых креплений была и супружеская пара норвежских полярных путешественников — Сесиль Ског и Александр Гамме
Среди тестировщиков новых креплений была и супружеская пара норвежских полярных путешественников — Сесиль Ског и Александр Гамме © Alfa Sko

Кому подойдут крепления Rottefella Xplore

Rottefella Xplore сочетают высокую надёжность, малый вес, а также одинаково хороши для контроля над лыжами на равнинах, подъёмах и спусках. Однако переход на них стоит недёшево, поэтому мы решили чётко очертить, когда новый стандарт будет максимально оправдан:
  • Для лыжного туризма в низкогорье и среднегорье с длинными подходами. Полноценный скитур-комплект здесь будет избыточен и неудобен, а вот крепления и ботинки стандарта Xplore раскроются на 100%.
  • Для тех, кто ищет максимально надёжные и удобные крепления. Например, для автономных лыжных маршрутов.
  • Для сборки максимально лёгкого комплекта «ботинки + крепления». Ведь его вес вряд ли превысит 2-2,5 кг, поэтому он послужит прекрасной основой для ультралёгкого лыжного комплекта.
Идея креплений Rottefella Xplore — совместить преимущества стандартов NNN BC и NN 75, не унаследовав их недостатки
Идея креплений Rottefella Xplore — совместить преимущества стандартов NNN BC и NN 75, не унаследовав их недостатки © Alfa Sko

Кому не подойдут крепления Rottefella Xplore

При всех плюсах у стандарта Rottefella Xplore есть свои ограничения, и уже ясно, что многим лыжным туристам они, вероятнее всего, «не зайдут»:
  • Для равнинного лыжного туризма. Когда нужно преодолевать большие дистанции по тундре и арктической пустыне, даже с подъёмами на пологие склоны, крепления Xplore скорее избыточны, и привычные NNN BC справятся точно не хуже, а стоить будут кратно дешевле.
  • Для прогулок, ориентирования и простых походов. Здесь крепления Xplore тоже будут скорее избыточны, и стандарта NNN BC будет достаточно.
  • Как замена креплениям NN 75 для катания телемарком. Этот вопрос более актуален для европейских и американских лыжников, где много любителей телемарка, которые по разным причинам не переходят на крепления NTN-стандарта. Стандарт Xplore даёт хороший контроль на спусках, но у креплений NN 75 есть два козыря, которые сложно перебить: для них выпускают пластиковые ботинки и пяточные тросики. И те, и другие позволяют обеспечить более точный контроль над лыжами в сравнении с креплениями Rottefella Xplore.
Масштабное тестирование креплений Rottefella Xplore ещё предстоит — этим уже занимается масса лыжников по всему миру, пробуя новинку. Таким образом они вносят свой вклад в развитие снаряжения, двигая всю индустрию вперёд. Вы тоже можете поучаствовать в этом деле, опробовав крепления Xplore в своих походах.
© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.