Официальная история звучит так: в 1993 году Джек Гилберт, Алан Табор, Пол Портер, Роберта Эрнандес, Пейдж Спрингер Баучер, Ингрид Харшбаргер, Пол Крамер и Майк Волленфелс, работавшие вместе в компании Sierra Designs, решили её покинуть и основать собственную компанию.
На самом деле это решение, переломившее к лучшему жизнь всех основателей фирмы, было принято весьма неожиданно и немного вынужденно.
Союз ведьм и ковбоев
После продажи Sierra Designs компании The North Face у коллектива начались сложные времена. Офис Sierra Designs в Калифорнии закрывался. Несмотря на обещания сохранить бренд и ведущих специалистов, никто не сделал сотрудникам хороших предложений, мотивирующих на переезд. Дизайнеры, инженеры, секретари и управляющие печально бродили по пустеющему офису. Джек Гилберт, Алан Табор и большая часть коллектива фирмы подали в отставку. А Пола Портера, сделавшего всю IT-подготовку сделки, просто уволили.

И вот наступил Хеллоуин. Было воскресенье, но восемь коллег, объединённых дружбой и общей идеей, решили встретиться, настал напряжённый момент жизни. Завтра фирма, которой они отдали от пяти до семнадцати лет, перестанет существовать. Джек Гилберт, наряженный в честь праздника в шляпу стетсон и ковбойские сапоги, зашёл в кафе напротив офиса, где его ждали товарищи и вчерашние коллеги. И сказал: «У нас есть два варианта, пипл. Либо мы берём компанию и управляем ею сами, коллективно. Инвестор есть. Ещё в августе, в штате Невада, я встретил Джона Камминга, горного гида. Его отец — управляющий инвестициями в Солт-Лейк-Сити, и он готов дать нам три миллиона долларов под наш бизнес-план. Независимо от того, выкупаем мы Sierra Designs — или делаем новую фирму!»
В тот же день они встретились с Марди Кейсоном, курирующим покупку фирмы, а Джек позвонил Биллу Одиссею Саймону, директору The North Face, с предложением о выкупе бренда. Билл оценил юмор, он и сам в своё время был изгнан из компании, в которой работал со дня основания. Но все ответили категорическим отказом. Так, ковбоями, чертями и ведьмами было принято безоговорочное решение об основании Mountain Hardwear — компании, ориентирующейся на одежду и оборудование для походов в любых климатических условиях. А за их спиной уже меняли на офисе замки.
Первые шаги к известности Mountain Hardwear
Джек Гилберт стал президентом. Пол Крамер сохранил свою должность вице-президента. Майк Волленфелс стал менеджером по межгалактическим продажам.
Чуть позже к команде присоединилась Хелен Ли, альпинистка, дизайнер из компании The North Face, работавшая под руководством Ингрид Харшбаргер. Они вдвоём и разработали первые линейки палаток, рюкзаков и одежды, исходя из философии компании. А философия эта была проста: «Сделать лучшее снаряжение для альпинизма и туризма на открытом пространстве, в самых жёстких условиях».

Лицензию на открытие производства аутдор-одежды и оборудования им удалось получить всего за неделю! Это уникальный случай, но основатели Mountain Hardwear были уже очень известны в аутдор-бизнесе, и им пошли навстречу. Сохранились и связи с поставщиками.
Пол Крамер заложил свой дом и закупил материалы для пробных партий палаток и рюкзаков. Ингрид и все остальные работали по 60-70 часов в неделю, и уже в феврале были сшиты образцы продукции. Это, согласно концепции Mountain Hardwear, была продукция, разработанная специально для самых жёстких горных условий:
- горные палатки новаторской конструкции, с вентиляцией, не пропускающей дождь, снег и насекомых;
- серия спальных мешков, бесхитростно названных Brand New Bag;
- длинные пуховые парки с мембраной Gore-Tex;
- удобные брюки для туризма и восхождений Power Stretch Tights, из прочной ткани с тянущимися вставками.
Образцы делались в сжатые сроки — не хватило времени даже пришить новые логотипы, пришлось их наклеить, и к концу выставки стенд был усеян отвалившимися логотипами. Несмотря на это, на тот момент продукция была очень новаторской и на первой же выставке outdoor-индустрии привлекла внимание дилеров, были подписаны первые контракты.
Единственное, что не имело успеха, — это недорогие непромокаемые куртки Terrapin. Дилеры откровенно сказали: «Если делаешь хорошее снаряжение — не делай дешёвых вещей!»
Windstopper на плечах продавцов, или О пользе тестирования
В 1996 году Майк Волленфелс задался целью продвинуть технологию Windstopper в линейке Mountain Hardwear. Термина Softshell тогда не существовало, но непродуваемая лёгкая и дышащая ткань уже была разработана. Однако магазины брали одежду из ткани Windstopper плохо, не понимали сами и не могли объяснить покупателю, для чего она нужна. Менеджер по межгалактическим продажам взялся поправить эту беду. Он предложил поставщику ткани такую сделку: компания закупает тысячу метров Windstopper’а со скидкой и дарит каждому продавцу, заказавшему 12 курток, бесплатный жилет из этой ткани, чтобы они носили его на работе, в походах и в быту. Поставщик согласился, а когда продавцы оценили удобство жилетов, пошли отзывы и продажи ткани взлетели в несколько раз — он сам оплатил весь заказ Mountain Hardwear. Куртки и брюки Windstopper пошли в народ!
Вершины технологий Mountain Hardwear
В 1997-1998 годах к разработке и продвижению продукции начали привлекать ведущих альпинистов. Первой знаменитостью в обойме Mountain Hardwear стал Эд Вистурс, первый американец, поднявшийся на все 14 восьмитысячников. Он пополнил ассортимент Mountain Hardwear снаряжением из высокотехнологичных материалов для высотного альпинизма. Таким материалом, например, стал собственный мембранный материал Storm Light (позже названный Conduit) — как и следует из концепции, работающий в самых суровых широтах.
К следующему сезону надо было решать назревшую проблему: не существовало идеальных швейных машин, не повреждающих ткань, — швы всё равно немного пропускали воздух и влагу. А склеивание деталей уменьшало дышимость и было не столь надёжным. И тогда была разработана технология сварных швов — этим убивалось сразу три зайца: ткань дышала, не промокала и не натирала плеч даже под тяжёлым рюкзаком.
В 1999 году были освоены и запатентованы ещё две технологии: на термобельё и флисовые свитера с перевёрнутыми наружу швами! То, что сейчас кажется естественным и общепринятым, тогда было ноу-хау. Плечи и бёдра туристов и альпинистов, носящих на себе тяжёлые рюкзаки, сразу оценили приятность этого нововведения.
Второе нововведение было тоже из серии «Просто, как всё гениальное». Это была коническая широкая талия для туристических брюк. Грустить в походе нужно исключительно от невозможности быть в горах вечно, а вовсе не от ссадин, натёртых лямками рюкзаков, считали разработчики Mountain Hardwear.
В это же время ставил свои рекорды знаменитый шерп Бабу Чири Шерпа. Самое скоростное восхождение на Эверест с кислородом — за 16,5 часа. Самое скоростное восхождение на Эверест без кислорода — за 21 час. И ещё 21 час Бабу Чири Шерпа провёл на вершине — в палатке Mountain Hardwear!
Начало нового тысячелетия фирма отметила ещё одним подъёмом в технологиях — куртки и непромокаемые брюки стали отшивать из ткани с мембраной Gore-Tex XCR, на тот момент самой передовой из разработок фирмы Gore. Отзывы были самые положительные, и через год технологи Gore приехали в лабораторию Mountain Hardwear для совместной работы по созданию идеального кроя штормовой куртки и идеальной мембраны под него.
Параллельно улучшали и Softshell-линейку. В 2002 году была запущена линейка одежды из ткани Windstopper Softshell.
Общий объём продаж компании на конец 2002 года составлял 31,4 миллиона долларов. Из них 24,5 миллиона давали продажи одежды, и семь — продажи оборудования. Количество наград на выставках было куда больше реального объёма продаж снаряжения. Необходимость в расширении рынков сбыта стояла очень остро.
Удочерение компанией Columbia Sportswear
И тогда руководство Mountain Hardwear получило предложение, от которого сложно было отказаться. Коммерчески успешная фирма Columbia Sportswear, имеющая развитую сеть представительств по всему миру, хотела купить бренд Mountain Hardwear и предлагала самые лестные условия:
- штаб-квартира компании Mountain Hardwear остаётся в Ричмонде;
- сохраняется весь коллектив и руководство компании остаётся на своих местах;
- вся линейка продукции под брендом Mountain Hardwear сохраняется;
- Mountain Hardwear считается дочерним предприятием Columbia Sportswear.
Стоимость сделки составила 36 миллионов долларов и открыла огромные рынки сбыта в Америке и Европе.
Казалось бы, сделка очень односторонняя, все выгоды на стороне приобретаемой компании. Но это далеко не так. В то же время Columbia Sportswear испытывала острый недостаток премиальных брендов, линейки масс-маркета размыли репутацию фирмы. Поэтому для продвижения высокотехнологичных продуктов нужен был новый бренд. Сделка была очень выгодной для обеих сторон. Фактически это была интеграция. Наружная реклама с продукцией Mountain Hardwear и известием о её присоединении к Columbia мгновенно заполонила США, Канаду и автобаны Европы.
Рост технологий, влияние команды спортсменов
Для понимания нужд спортсменов и альпинистов нужно прямое сотрудничество со спортсменами и альпинистами. И фирма всегда стремилась приглашать в команду людей выдающихся, способных оценить новые технологии. Логотип Mountain Hardwear красовался на груди у ски-альпинистки Вивиан Брухез, альпиниста Тима Эммета, альпиниста и спасателя Чейна Лемпе, альпиниста и спелеолога Майка Либецки — пять лет назад искавшего снежных людей в Сибири, о чём было много публикаций, скалолаза Итана Прингла, альпиниста Фредди Уилкинсона и других. Но самое большое количество идей принёс знаменитый швейцарский альпинист Ули Штек, в копилке которого «Золотой ледоруб», восхождения на Гашербрум, Чо-Ойю, Макалу, Тенгкампоче и скоростные восхождения на сложнейшие пики мира.
В 2003 году воплотилась в реальную линейку давняя концепция — водонепроницаемые спальные мешки. Дальше идей было столько, что есть смысл перечислить хотя бы те, что выстрелили и стали мейнстримом в линейках Mountain Hardwear и фирм-конкурентов.
В 2006-м впервые вышел на рынок рюкзак-жилет! Идея со временем прижилась у бегунов на длинные дистанции, да и для тренировок такой рюкзачок оказался удобен.
Высокогорные палатки от Mountain Hardwear и раньше были в мировом топе, но после введения в 2008 году системы дуг 25D — стали ещё круче.

В 2009-м отлично зашла технология ламинирования перчаток Pioneered OutDry 3D, что резко увеличило устойчивость к намоканию и истиранию, — альпинисты и горнолыжники благословили эту приятную опцию.
В 2011 году проблема сочетания прочности и погодной устойчивости нашла ещё одно решение: водостойкими стали ещё и рюкзаки с ботинками. Потому что в коллекцию ввели ткань Pioneered DryQ, почти неубиваемую и непромокаемую.
Не забыт был и любимый всеми пух: верхняя ткань Ghost Whisperer защитила от дождя со снегом пуховики для альпинизма. Это сильно облегчило жизнь восходителей — штормовая куртка стала необязательной на вершинном взлёте.
Руководство и философия компании
Бессменный президент Mountain Hardwear Джек Гилберт занимал свой пост 16 лет и только в 2009 году уступил его Тоферу Гайлорду, знаменитому ультрамарафонцу. Под руководством Тофера Гайлорда, чего и следовало ожидать, сильно расширилась линейка для трейлраннинга.
В 2016-м президентом Mountain Hardwear стал Джон Уолбрехт. Но не задалось: через шесть месяцев его переманила компания Black Diamond.
C апреля 2017 года президентом компании является Джо Верначио, ранее по шесть лет отработавший в топ-менеджменте компаний The North Face и Spyder Active Sports. История движется по кругу…
Но даже некоторая чехарда с руководством не мешает разработчикам делать своё дело. В 2018 году оборот компании составил уже более 100 миллионов долларов. Коллектив компании по-прежнему состоит из людей, преданных аутдору. И в главном офисе это понимают. Поэтому пробежки в обеденный перерыв — обычное дело. В офисе оборудована парковка и камера хранения для велосипедов и каяков, чтобы персонал мог ощутить радость движения на открытом воздухе и поймать вдохновение. И, судя по высокотехнологичным новинкам Mountain Hardwear в наших залах, — это работает!