0

Конструкция и геометрия горных лыж

, обновлено 22.02.2022
Каталоги производителей горнолыжного снаряжения пестрят непонятными, на первый взгляд, терминами. Попробуем разобраться в основных из них, влияющих на выбор. Главные параметры горных лыж сводятся к геометрическим и конструкционным. Первые описывают геометрию лыжи, вторые касаются конструкции, устройства виброгашения, материала скользящей поверхности и пр. Сумма этих параметров определяет назначение лыж.

Конструкция горных лыж

В конструкции лыж выделяют следующие элементы: скользящую поверхность (базу), металлические канты, сердечник, различные усиливающие материалы, системы виброгашения, верхнее покрытие («рубашка»), дополнительные элементы (протекторы носка, пятки, платформы и др.). Современные типы конструкции включают: сэндвич, боковая стенка, кэп, торсионная коробка и их комбинации.
Скользящая поверхность (база) — единая полоска пластика, идущая от носка лыжи до пятки. Отвечает за скольжение лыжи по снегу (и уменьшение трения о снег). Изготавливается чаще всего из высокомолекулярного полиэтилена, иногда с графитовыми добавками для уменьшения коэффициента трения.
Кант — стальная твёрдая и острая полоска, вмонтированная по краям лыжи от носка до пятка. Её предназначение — задавать направление движения. Вся техника катания на лыжах сводится к тому, что лыжи нужно направить лыжи туда, куда собираетесь ехать, и все управляющее усилие передать на кант.
Сердечник (структура). Основной элемент конструкции, всё, что расположено между «скользячкой» и верхней крышкой. Отвечает за основные эксплуатационные свойства лыжи — продольную и торсионную жёсткость. Традиционно наилучшим сердечником лыжи считается деревянный, в силу стабильной по времени гибкости, небольшой плотности, прочности. Но этот материал имеет и ряд минусов. В частности, способность сопротивления нагрузкам очень сильно меняется в зависимости от направления и точки приложения. Дерево достаточно быстро пересыхает и приходит в негодность.
Пластины из металлов и лёгких сплавов служат для придания лыже необходимой торсионной и продольной жёсткости. Металлические пластины обеспечивают и эффективное управление лыжами на высоких скоростях. Обычно применяются сплавы на основе алюминия, титана и магния. Современные синтетические вспененные материалы (пенополиуретан, полиуретан, денсолайт стекловолокно, карбоновое волокно, кевлар и др.), использующиеся в сердечниках многих моделей, позволяют удешевить конструкцию и снизить вес, обладая одновременно высокой степенью поглощения вибраций. Пластины из стекловолокна, которые накладываются на сердечник сверху и снизу, выполняют функцию гидрозащиты и повышают прочность конструкции лыжи на излом.
Сэндвич. Конструкция лыжи на основе послойного сочетания различных материалов, соединённых в лыже подобно бутерброду и определяющих те или иные качества лыжи. Все слои «работают». Жёсткость обычно обеспечивают нижний и верхний слой, выполненные из жёстких материалов. Такая конструкция считается классической и основной при создании моделей спортивного назначения.
Торсионная коробка. Конструкция лыжи с сердечником, заключенным в коробку по всей длине лыжи; коробка, повышающая жёсткость на скручивание, выполняется из стекловолокна, карбона, кевлара и пр., часто в сочетании с металлами (титанал и пр.).
Верхняя крышка (кэп). Роль основного, конструктивного «несущего слоя» выполняет верхний жёсткий слой, к которому снизу «приделываются» остальные слои. Изготавливается из пластика и/или стекловолокна с элементами усиления и служит для предохранения внутренностей лыжи от внешних воздействий. Кэп является несущим элементом для кантов и скользящей поверхности, именно через него передаётся усилие на кант.
Короб (монокок) — относительно новый тип конструкции лыж, который конкурирует с традиционными «сэндвичами» и «кэпами». В данной конструкции середина лыжи находится в «обертке» из синтетических материалов или в металлической оплётке со всех сторон. Такая конструкция обеспечивает большую торсионную жёсткость лыжи (лыжа не скручивается при нагрузке). Лыжа с большей торсионной жёсткостью устойчивее в повороте, мягко идёт по дуге, менее чувствительна к неровностям рельефа.
Боковая стенка. Тип конструкции, особенностью которой являются продольные вертикальные или трапециевидные элементы из прочного материала по боковым поверхностям лыжи; сердечник при этом может исполняться в конструкции сэндвич, торсионная коробка, быть цельным или другим.
Виброгашение. Свойство конструкции, определяющее возможности поглощать колебания, возникающие при движении лыж от микроударов. Гашение вибраций улучшает контакт лыж со склоном, увеличивает стабильность лыж, повышает качество управления лыжами. От качества виброгашения лыжи зависит её поведение на средних и высоких скоростях: чем лучше поглощается вибрация, тем лучше и точнее идёт лыжа по дуге, лучше держит на жёстком, ледянистом склоне (кант по всей длине врезается в лед), стабильнее ведёт себя на больших скоростях. Техническое исполнение — различные элементы, встроенные в конструкцию или наложенные на неё.
Пластина (интерфейс, платформа). Плоская, обычно металлическая площадка, которая устанавливается в средней части лыжи. Может применяться для установки креплений, использоваться в качестве подъёмника-лифтера и для улучшения прогиба лыж.

Гибкость (или жёсткость)

Одна из двух главнейших характеристик лыжи, определяющая способность изгибаться в продольном направлении; в сочетании с торсионной жёсткостью определяет возможность управления лыжами, в том числе, ведение лыжи в резаном (карвинговом) повороте (хватка кантов), возможность «чувствовать» рельеф склона. Может иметь разное распределение по длине лыжи (например, жёсткий носок — мягкая пятка и др.).
Для удобства выбора лыж существует градация по продольной жёсткости на мягкие, средние и жёсткие.
Мягкие лыжи больше подходят для начинающих. Они начинают правильно «работать» (прогибаться) на меньших скоростях, лучше амортизируют крупные неровности рельефа и прощают ошибки техники. Мягкие лыжи лучше идут по свежему пушистому снегу (целине).
Жёсткие лыжи предназначены для карвинга по подготовленным склонам и спортивных дисциплин. Они более чётко ведут дугу, лучше держат на жёстких и ледяных склонах. Их труднее ввести в поворот, но в конце поворота они отдают свою энергию — «выстреливают». Жёсткие лыжи требуют большей физической и технической подготовки горнолыжника.
Торсионная жёсткость. Одна из главных характеристик лыжи — жёсткость лыжи на скручивание. Характеристика, сопротивляющаяся силам, стремящимся закрутить лыжу в процессе катания. Определяет возможность управления лыжами на жёстком, леденистом склоне в поворотах на больших скоростях, способность лыжи реагировать на управляющее воздействие горнолыжника. Чем лучше этот показатель, тем лучше лыжа держит на жёстком склоне. Лучшие показатели торсионной жёсткости будут ощутимо помогать осваивать технику. Торсионная жёсткость определяет и способность лыж «прощать» ошибки техники (чем жестче, тем меньше). При этом в продольном направлении лыжа может быть мягкой.
Продольная жёсткость — жёсткость на прогиб. Её можно сравнить руками, попробовав прогнуть центральную часть лыжи. Чем меньше вес лыжника, тем более мягкую модель можно выбрать. Но стоит помнить, что при правильной загрузке, лыжи с жёсткой центральной частью отличает более надёжное сцепление на жёстком склоне.
Распределение жёсткости по лыже у разных моделей неоднородно. Как правило, пятка лыжи несколько мягче носка. Иногда лыжа имеет жёсткую центральную часть, легко сгибаясь на концах. Чем более равномерно распределена жёсткость, тем более сильно в процессе катания будет влиять на лыжу геометрия бокового среза. Но чем более сложный профиль жёсткости, тем более важно соблюдение лыжником центральной стойки, что не всегда просто для новичка. Для фристайла следует выбирать модель с мягким носком и пяткой для мягкого приземления.

Геометрия лыжи

Под геометрией горных лыж обычно понимают набор параметров, оказывающих влияние на маневренность и специфику управления лыжами. Выделяют три основных характеристики — радиус бокового выреза (м), глубину бокового выреза (мм) и ширину носа, талии и пятки (мм). Именно эти параметры определяют возможности лыжи по разному вести себя в различных условиях — снега, трассы, склона. По ширине талии можно определить основное назначение лыжи: талия менее 68 мм — лыжи предназначены преимущественно для подготовленных трасс, талия от 70 мм до 80 мм — универсальные модели, талия более 80 мм — лыжи преимущественно для внетрассового катания. Величины не являются постоянными, в последние годы имеется тенденция к расширению талии универсальных моделей.
Для определения глубины бокового выреза лыжа прикладывается ребром к ровной поверхности, после чего измеряется максимальное расстояние от поверхности до талии лыжи. Этот показатель и будет глубиной бокового выреза.
Ширина носка. От этого параметра зависит длина дуги поворота. Чем шире носок, тем легче выполняется поворот. Чем уже носок, тем более пологой и длинной должна быть дуга комфортного поворота. Горные лыжи с широким носком используются для карвинга. Чем выше загнут носок лыжи, тем больше лыжа подходит для внетрассового катания. Лыжи с плоским носком предназначены для карвинга на подготовленных склонах и слалома на спортивной трассе.
Ширина талии. Лыжи с широкой талией больше подходят для внетрассового катания, лучше управляются на различной снеговой поверхности, легче всплывают и лучше держат на глубоком снегу и в целине. Узкая лыжа предпочтительна на жёстких, ледянистых склонах, она более «живая» и поворотливая, меньше необходимое усилие для перекантовки; более лёгкая; легче идёт по неровной, бугристой трассе.
Скорость перекантовки. Параметр, характеризующий скоростную возможность лыжи переходить с канта на кант при выполнении поворотов; обычно уменьшается при увеличении ширины талии лыжи.
Ширина пятки. Чем шире пятка, тем глубже получается дуга в конце поворота. Лыжи с широкой пяткой используются для карвинга. Лыжи с узкой пяткой затрудняют выход из поворота, но лучше скользят.
Радиус поворота (бокового выреза) — минимальный радиус в метрах, на который лыжа может повернуть при правильной закантовке и изгибе. Чем меньше этот параметр, тем короче и глубже могут быть дуги поворотов. Чем больше радиус выреза, тем более пологая дуга будет рисоваться при повороте. Радиус бокового выреза лежит в диапазоне от 8 до 40. Так, при R=22 можно выполнить дугу с радиусом 25-26 метров, траектория потребует ширины склона 26+26=52 метра. Радиус лыжи стоит выбирать под склоны, на которых вы собираетесь кататься, и под технику катания. На лыжах с маленьким радиусом придётся постоянно перекантовывать лыжу. Лыжи с большим радиусом позволяют ехать практически по прямой на большой скорости и редко перекантовываться, но значительно снижают маневренность. Лыжи маленького радиуса обычно короткие, их проще возить и хранить.
Высота загиба носка. Чем круче загнут нос, тем комфортнее при катании вне трассы. Лыжи с сильно загнутым носом легче всплывают из глубокого снега и послушнее ведут себя на мелких кочках.
Загиб пятки важен для твин-типов, которые используются для катания в парке и халф-пайпе, акробатики, внетрассового катания.
Ростовка — длина лыж (в сантиметрах). При выборе ростовки лучше дополнительно проконсультироваться с продавцом. Длина лыж может существенно отличаться в зависимости от назначения лыжи. Советы по подбору ростовки у многих производителей часто подразумевают, что одну и ту же универсальную модель можно рекомендовать горнолыжнику в разных ростовках в зависимости от того, каким видом катания и в каких условиях он собирается заниматься (для фрирайда — более длинную, для карвинга — более короткую), с учётом уровня катания (начинающим — короче, опытным — длиннее) и физических кондиций (лёгким — короче, тяжёлым — длиннее).
Длинные лыжи — устойчивее, стабильнее на скорости и легче едут по целине. Они подходят для «больших гор» и длинных, широких трасс.
Короткие лыжи — более верткие, легче поворачивают на склоне, легче идут по жёстким, леденистым склонам, неровной, бугристой трассе. Короткие лыжи подходят для катания на подготовленных склонах, т.к. позволяют сделать больше поворотов.
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.