0
Оставьте, пожалуйста, отзыв о новом сайте

Сплитборд – скольжение к безграничной свободе!

19.02.2018

© mpora.com

Лыжи и сноуборд — две эти ветви развития искусства катания по снегу конкурируют уже не одно десятилетие. И эта конкуренция даёт мощнейшие пинки развитию обоих снарядов.
Изобретение сноуборда с жёсткими креплениями ног — дало сноубордистам мощное преимущество в катании по глубокому снегу — «целине». Широкий снаряд не тонул в мягком снегу, там, где лыжи — тогда ещё все лыжи были узкими, карвинговыми или слаломными — не могли проехать просто в силу малой площади. Популяция сноубордистов резко выросла.
Но лыжные технологи не дремали — и через несколько лет рынок наполнился широкими и длинными лыжами, напоминающими два сноубордика — и лыжники оказались на коне — они смогли свободно проезжать по снегу любой глубины и мягкости, но, в то же время, легко толкаться на траверсах и выположках. Это дало резкий прирост популяции фрирайдеров-лыжников.
Сноубордические ботинки шире и легче для ходьбы пешком — они не так сильно проваливаются, ногам в них уютно и тепло, на них легко надеть снегоступы. И в какой-то момент бэккантри среди сноубордистов стало бешено популярным. Лыжники же могли подниматься либо «лесенкой», либо с большим трудом, проваливаясь на каждом шагу. Бэккантрийщики часто предпочитали сноуборд.
И тогда лыжники придумали ски-турные крепления под горнолыжные ботинки, да и сами ботинки стали мягче и комфортнее для ходьбы. Если к скользяку приклеить камус — шкурку с направленным ворсом — то при подъёме лыжи можно было не снимать, что дало значительный плюс к скорости и лёгкости подъёма. И ски-турные группы лыжников легко обгоняли бордеров-пешеходов, даже со снегоступами. Бордеры скрипели зубами.
И вот тогда пытливые умы райдеров сделали ход конем. Если на лыжах хорошо идти вверх, а на сноуборде — ехать вниз — отчего бы не сделать снаряд, сочетающий в себе эти два волшебных свойства?
Так родился сплитборд. Простое решение оказалось гениальным. Сноуборд распилили на две части посередине и сделали возможность крепления на подъёме под обычный сноубордический ботинок. Клеим камуса, берём в руки телескопические палки — и вуаля! Мы летим вверх как на крыльях! Нам нипочем длинные траверсы и километровые пологие выкаты. Не надо тащить на спине ни сноуборд, ни снегоступы, мы идём с лёгким рюкзачком и радостно фоткаем окружающие красоты. А на точке старта, не снимая перчаток, несколькими движениями мы собираем из двух широких лыж один привычный сноуборд — и шпарим вниз на привычном снаряде, со свободными руками, в лучах солнца, в тучах снега!
Первый сплитборд был изобретен ещё в 1994 году американцем Бретом Коберником, который просто взял и распилил свой сноуборд пополам, что позволило ему легко подниматься по бескрайним полям целины в Скалистых горах, не разоряясь на геликоптерах. Родившись с именем, напоминающим знаменитого средневекового астронома, Брет судьбою предназначен был сделать открытие мирового значения — и не подвел! Первую же линейку сплитбордов вскоре выпустила компания Voile и не прогадала — сплитборды триумфально шествуют по планете и с каждым годом набирают все большую популярность. Сегодня каждая уважающая себя фирма выпустила хотя бы один собственный сплитборд. Однако лидером рынка, выпускающим самую популярную и массовую фурнитуру, по-прежнему является Voile.

Как устроен сплитборд?

Просто, как все гениальное. В собранном виде он скрепляется в 6 точках: это, во-первых, металлические замки на носу и хвосте снаряда, во-вторых — пластиковые фиксаторы на самом кончике носа и хвоста и, наконец, сами крепления или платформы под них. Все это жёстко фиксирует сплитборд, возможность того, что он «распадется» на ходу — исключена.
Замки для сплитборда, чаще всего продаются вместе со сплитбордом, и бывают, в основном, двух видов: системы Voile kit и системы Atomic. Первые представляют собою некую букву «zю», скрепляющуюся и раскрывающуюся одним движением руки.
Вторые же — выглядят суровее и открываются с помощью зубца кошки.
Собственную систему выпускает фирма Karakoram — довольно удобные защёлки.
Фирма Burton поначалу выпустила по неистребимой привычке к сепаратничанью, собственные замки. Но они оказались нежизнеспособны, и упоминание о них сохранилось лишь в летописях. Ныне подавляющее большинство сплитбордов выпускается с простыми замками Voile kit.
В начале подъёма раскручиваются или снимаются крепления, расстегиваются замки и — внимание! — половинки сноуборда меняются местами! Это нужно для того, чтоб вы могли затормозить на небольших спусках, а внутренним (т.е. в собранном виде внешним) кантом это делать сподручнее.
На скользящую поверхность наклеивается камус. В переводе «шкура». Прообраз его действительно — шкура с жёстким ворсом, которую охотники надевали на нижнюю поверхность лыж. Жёсткий направленный ворс позволяет «лыже» свободно скользить вперёд и не даёт съезжать назад. Современный камус делается из шерсти или синтетики и имеет клеящуюся поверхность, благодаря чему легко закрепляется на скользяке ваших импровизированных лыж. Впереди, а часто и сзади, камус имеет петлю-крепление, надевающуюся на нос или хвост сплитборда. Следует заметить, что на мокрую и обледенелую поверхность камус клеится крайне плохо. Поэтому имейте с собой тряпочку для протирания скользящей поверхности — вещь не лишняя.
На серединные упоры ставятся крепления и вставляются фиксаторы. Первым модели сплитбордов имели специальные креплении для подъёма. Сейчас это ненужный анахронизм — на одних креплениях вы едете и вверх и вниз. Под пяточку — упор, как и на скитурах. Это нужно для того, чтобы вам было удобно идти вверх. При ходьбе по плоскачу упор опускается, опять же, одним нажатием руки или палки.
При ходьбе по льду или «бетону» на сплит ставятся специальные «кошки», для них фиксатор потребуется чуть длиннее. Их зубья не дают вам соскальзывать назад и вбок даже на сильно оледенелом склоне.
Вот и все. Сборка/разборка сплитборда занимает 5 минут, можно даже не снимать перчатки. Если требуется посушить скользяк перед наклеиванием камуса — то 15 минут.
Таким образом, чтобы кататься, вам нужно завести:
  • Сплитборд с замками и фиксаторами
  • Камуса
  • Систему для установки сноубордических креплений или отдельные крепления
  • Кошки — по желанию.
Давайте посмотрим, как нам сделать выбор в каждом конкретном случае.

Чем различаются сплитборды?

Тем же, чем и обычные сноуборды: ростовкой, геометрией, конструктивом, жёсткостью, кантами, скользяком и топшитом. Но сплитборд — снаряд для бэккантри. И все особенности конструктива заточены именно на это.

Ростовка сплитборда

Ростовка сплитборда подбирается так же — для человека нормального веса сплитборд должен доставать до середины подбородка. Можно чуть подлиннее.

Геометрия сплитборда

Большинство сплитбордов имеют направленную геометрию и смещённые к хвосту закладные. Для лучшего всплытия. Иногда широкий нос даже несколько преувеличен по сравнению с неразрезанными прототипами — всё-таки сплитборд потяжелее. Но есть и твинтипы, например очень неплохие сплитборды Voile Artisan или Venture Helix Rocker Solid имеют равную длину хвоста и носа, что позволяет спокойно ехать на них в свиче.

Конструктив сплитборда

Конструктив сплитбордов у разных фирм довольно разнообразен. У различных геометрий есть свои плюсы и минусы.
— классическая прямая конструкция. Даёт хороший контакт со склоном на подъёме, высокую скорость на спуске. Но — требует хорошей техники катания, ошибок такой сплитборд не сглаживает.
Пример: K2 ultra, Never Summer Prospector Split
— один камбер (иногда плюс рокер на носу) — более дружелюбная конструкция, хорошо идёт вверх, отлично даёт высокую, контролируемую скорость на спуске, легко всплывает. Но — камберная доска требует направленной геометрии, ростовки чуть длиннее обычной, что несколько увеличивает вес.
Пример: Prior Fissale; Winterstick Split
— гибридная геометрия (гибридный рокер, камбер плюс два рокера, два камбера три рокера и т.п.) — даёт хороший контроль над доской на спуске, лёгкость всплытия и отработки рельефа. Из недостатков — разве что меньшая контактная поверхность камуса на подъёме в силу того, что площадь соприкосновения меньше, за счёт множества изгибов.
Пример: Rossignol XV MAGTEK Split Kit, Prior Khyber, Jones Solution.

жёсткость сплитборда

В современных сноубордах вообще — понятие относительное. У сплитбордов часто жёсткий хвост и мягкий нос для лучшего всплытия. Есть модели — где все наоборот, но это редкость.

Канты

Изогнутые канты — полезная штука для траверсов и прохождения участков жёсткой снежной поверхности. Есть две модели сплитбордов с MagnеTraction — это Gnu Billi Boat Split и Jones Solution Split. Может быть, кто-то ещё выкупил эту технологию, но пока нам в каталогах такого не встречалось.

Скользяк

Как у любого внетрассового сноуборда — обычно спеченный (sintered). Он лучше держит скорость и более устойчив к повреждениям. Минусы — ест много парафина.

Топшит и общий дизайн сплитборда

Дело вкуса

Какие бывают крепления для сплитборда?

Крепления для сплитборда — основное, над чем сейчас идёт работа у технологов. На данный момент они бывают трёх видов:
Система Voile Kit — платформы, позволяющие использовать на сплитборде ваши обычные сноубордические крепления. Фишка в том, что снизу к креплению болтами крепится платформа, которая на спуске вдвигается в заранее установленные под нужным углом направляющие (Puck Set). А при подъёме передняя часть платформы с креплением на нём осевой шпилькой с защёлкой закрепляется на направляющей для ходьбы. Под пяткой у вас будет специальная подпорка, которую мы поднимаем вверх при крутом подъёме и опускаем при ходьбе по плоскости. Часто эти подпорки бывают двойными — с более высокой «ступенькой» и «ступенькой» поменьше.
Здесь есть один нюанс: когда вы будете крепить к сплитборду кошки — двойная подпорка не позволит вам ходить с кошками в положении поднятой подпорки — только плоское передвижение. Тогда как одинарная — оставляет место для кошек и позволяет идти вверх с удобствами. Да, два положения удобнее, чем одно. Но тут уж надо выбирать — или лёгкость движения по фирну и бетону — или разнообразие позиций.
Плюсы таких креплений:
  • Быстрота перестановки креплений между положениями ходитьехать;
  • Не нужно покупать отдельные крепления для сплитборда, можно использовать те же, на которых вы катаетесь всегда;
  • Дешевизна;
  • Возможность купить в России
Минусы:
  • Увеличение веса креплений за счёт дополнительных платформ;
  • В собранном положении крепления находятся на полсантиметра выше, чем обычно, что создаёт непривычные ощущения при перекантовке;
  • Направляющие для креплений имеют свойство выкручиваться. Нужно постоянно носить с собой шаблон для их установки и подкручивать
Специальные крепления для сплитборда Voile или Spark
Это облегчённые крепления, у которых нет пятака, а база сделана как платформа для установки на направляющие сплитборда.
Плюсы:
  • Быстрота перестановки креплений в оба положения;
  • Небольшой вес;
  • Привычная стойка на спуске;
  • Подъёмная цена.
Минусы:
  • Направляющие так же раскручиваются, нужно следить;
  • Эти крепления нельзя использовать на обычном сноуборде, т.е. покупаются они специально для сплитборда, это дополнительный расход и вес в самолёте.
Крепления Karakoram
Это лёгкие крепления для сплитборда, устанавливаемые на собственную платформу с хитрой и удобной системой фиксации. На сегодняшний день это лучшее, что можно придумать в плане функционала.
Плюсы:
  • Малый вес направляющих и самого крепления;
  • Лёгкость перестановки между положениями ходитьехать;
  • Возможность закрепления пятки в положении «ходить»;
  • Возможность установить кошки, не выстегиваясь;
  • Лучший контроль над доской на спуске, благодаря надёжной фиксации.
Минусы:
  • Высокая цена;
  • Невозможность купить/пощупать в России.
Крепления под жёсткий скитурный ботинок:
Они существуют, их выпускает небольшим тиражом Voile и ещё кто-то. Но в России о них пока даже слышали единицы, система не прошедшая обкатку, так сказать.
Что выбрать? Каждый решает сам. Да, Karakoram очень хороши — но не каждый выложит за крепления от 700 до 1000 долларов. Да, Voile сегодня оптимальная система по соотношению «цена-качество» — но, когда лёгкие крепления подешевеют — вполне возможно они будут популярнее. Сегодня Voile и Spark предложили улучшенную систему креплений без шпилек, посмотрим, как это поведёт себя в реальности. Технологии сплитборда активно совершенствуются и, вероятно, нас ждёт ещё немало чудных открытий!

Камуса

Сегодня известны три вида камусов — синтетические, мохер и микст.
Синтетические камуса — самые дешёвые, хорошо держат влажность. Минусы — быстро изнашиваются, хуже скольжение.
Мохер — хорошо скользящие, надёжные камуса. Минусы — не любят мокрого снега, довольно дороги, склонны к истиранию.
Микст — оптимальное сочетание долговечности, погодной устойчивости и цены.
Камуса продаются готовые, с металлической петлёй для надевания на нос сплитборда и ремешком-клипсой для фиксации на хвосте. Или без ремешка, с односторонней фиксацией.
Камуса можно нарезать самим, они продаются в виде широкой ленты, цена за метр. Можно вырезать его ножом точно по форме половинки сплитборда — будет красиво!
Со сплитбордом сложность в том, что он шире чем большинство лыж и найти под него камус бывает нелегко. Впрочем, если камус на сантиметр уже, чем сплит — беды большой не будет. Это более дешёвое решение — но закрепляющую петлю на нос сажать придётся самим.
Камус рулон
Камус рулон
Камус с ручками
Камус с ручками
Следует помнить, что камус капризнее опереточной примадонны и требует каждодневного ухода. Любой, даже синтетический камус очень плохо относится к постоянной влажности и мусору на клеевом слое. Поэтому камуса вечером нужно тщательно просушить при плюсовой температуре (на батарее — нельзя!) и транспортировать, проложив между клеевыми слоями специальную сетку. Можно купить её — эту самую специальную сетку, а можно отрезать кусочек от оконной. В любом случае сначала проверьте её на прочность — крошащаяся сетка доставила немало огорчений скитурщикам и сплитбордистам — выковыривать кусочки пластика из лелеемого клеевого слоя — занятие нудное и малоинтересное. Сетка должна быть прежде всего прочной. А уж кто её произвёл — дело десятое.
КОШКИ
Вещь не лишняя. С одной стороны, на жёстком насте и камус держит неплохо. С другой — если на пути вам попадаются обширные наледи или «бетон» на склоне с изрядным градусом — вам будет страшно и захочется немедленно повернуть назад. В этом случае кошки спасают, дают при передвижении комфорт и безопасность.
Кошки для сплитборда производят все те же фирмы — это марки Atomic, Voile, Spark и Karakoram. Каждые адаптирует кошки под свои крепления, не стоит покупать крепы одной фирмы, а кошки другой.
Кошки Karakoram
Кошки Karakoram
Кошки Spark
Кошки Spark
Кошки Voile
Кошки Voile
Что же выбрать?
На самом деле сегодня производятся около 60 моделей сплитбордов и выбрать какой-то один из них — задача нетривиальная. Думать надо комплексно. Если вы не собираетесь тратиться на дорогие лёгкие крепления — есть смысл, прежде всего, смотреть на вес самого сплитборда. Если собираетесь идти больше вверх, чем вниз — есть смысл уделить повышенное внимание кошкам и камусам, а сам сплитборд выбирать классической конструкции. Если для вас главное — красивое, «на кадр», катание — лучше взять яркий твинтип с гибридной геометрией. Если вас манят большие высоты — учтите, что на сильном холоде и ветре сборка и разборка креплений будет занимать больше времени, чем обычно. Если вы признаете только пух, глубокий паудер — берите широконосый ласточкин хвост. В общем, есть о чём задуматься.

ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ О СПЛИТБОРДЕ:

Я хочу продать свой учебный сноуборд и купить сплитборд. Что посоветуете выбрать?
Посоветую не делать этого. Кататься на сплитборде на трассах, по неглубоким полям, доступным с подъёмника — это всё равно, что купить Гелендваген и ездить на нём по пробкам в офис, паркуя его между клумбами с петунией. Смешно и непонятно — зачем?
Сплитборд — король снежной пустыни, он создан для путешествий и дальних, вымечтанных маршрутов, сложных подъёмов и захватывающих скоростных спусков. Да, два дополнительных канта дают добавочный вес — и ход сплита чуть тяжелее чем у обычного сноуборда, на нём не так удобно вращаться и прыгать через ветки деревьев. Карвить сплитборд тоже умеет плохо.
В общем, это вещь, конечно, отличная — но никак не единственная доска в вашей коллекции.
Комфортно ли сплитовод чувствует себя на траверсах?
В общем и целом, вполне комфортно, небольшие уклоны сплитборд в виде лыж проезжает с удовольствием. Но — всё-таки это не лыжи, сплитборд шире и полноценно работают только внутренние канты (уже упоминали, что половинки сплитборда при ходьбе меняются местами). Если траверс многокилометровый — сплитоводу приходится гораздо больше напрягать ноги, отчего, конечно, устаешь.
Не отстаешь ли на подъёме от товарищей на скитурах?
Не только не отстаешь, но даже обгоняешь. Сплит шире и короче, чем лыжи — поэтому крутые подъёмы даются ему проще и веселее. Да и по глубокому снегу он идёт с большим удовольствием. В летнем скитуре на вершину Эльбруса сплитоводы доходили, не выстегиваясь, до седловины без особого труда. Тогда как для скитурщиков это был истинный подвиг.
Сплитборд управляется тяжелее, чем обычный сноуборд?
Нет. Геометрия заводского сплитборда выверена с учётом серединного канта, управлять им так же просто, как и вашим обычным сноубордом. Единственный нюанс — если вы используете крепления на дополнительных платформах — нужно привыкнуть к тому, что ваши ботинки стали на сантиметр выше и вектор движения ног при поворотах — чуть длиннее.
Не дребезжит ли сплитборд на спуске за счёт люфта между половинками?
На самом деле нельзя сказать однозначно «да» и «нет». При спуске по мягкому и даже умеренно жёсткому снегу — не дребезжит никогда, ни одна модель. Однако когда вас нелёгкая заносит на жёсткий, рифленый, передутый снег, ледяной и сильно бугристый склон — да, люфт немного ощущается. Задребезжишь тут.… Но на такой недружелюбный рельеф ни один райдер в здравом уме и твёрдой памяти добровольно не будет стремиться, обычно эти участки являются неприятной неожиданностью — соответственно, случаи такие редки.
Зачем покупать сплитборд, не проще ли распилить старенький сноуборд надвое?
Ну, для того, чтоб полазить по оврагам и холмам в средней полосе — действительно, проще взять убитый сноуборд, распилить надвое, купить готовую фурнитуру и кататься в своё удовольствие. Да, по разрезу дерево скоро начнёт портиться. Но на сезон-другой такой штуки вполне хватит поиграться.
В горах же, в условиях большого количества снега, огромных пространств и непредсказуемого рельефа — конструктив снаряда играет большую роль. Геометрия заводского сплитборда, всё же, выверена с учётом того, что серединные канты будут давать дополнительную тяжесть, жёсткость и изгиб доски при скольжении будет отличаться от обычного. Кант защищает сердечник. Не надо сверлить дополнительных дырок. В общем, самодельный сплитборд имеет право на существование — но заводской, конечно, много лучше.
Сплитборды разбираются в магазинах как горячие пирожки. В этом году мы впервые выбрали для представления посетителям модель Rossignol XV MAGTEK Split Kit. Это про-модель Ксавье Де Ла Рю, что само по себе говорит о многом. Техника Ксавье — бескомпромиссна, чем «злее» рельеф, тем ему интереснее. И этот сплитборд — достаточно жёсткий и скоростной снаряд, идеально всплывающий в глубоком снегу и отлично держащий райдера на любой поверхности. Однако, MAGTEK Split, несмотря на свои скоростные характеристики — дружелюбный и очень стабильный на неровностях рельефа снаряд.
С появлением сплитборда бэккантрийные маршруты станут просто в разы круче и интереснее, вы можете больше не бояться ни потогонной тропёжки на подъёме, ни укоризненных глаз лыжников, ждущих вас на длинных пологих выкатах, ни жёстких траверсов. Уже не говоря о том, что рюкзак ваш станет легче ровно на один сноуборд!
Поэтому с чистой совестью отвечу, если вы думаете: брать или не брать сплитборд? — обязательно брать! Будет ли с ним счастье? Обязательно будет!

Об авторах

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2019 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Осталось заполнить:
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.