0

Как выбрать ботинки для фрирайда?

, обновлено 17.11.2024
Выбор горнолыжных ботинок — серьёзное занятие, требующее тщательного подхода и довольно много времени. Глядя на ассортимент магазина, глаза разбегаются от разнообразия. Но сегодня мы будем говорить только о ботинках для внетрассового катания.
Для максимально точного подбора модели нужно определить для себя важный момент: фрирайд — это не только катание в целине, но часто бывает, что это и подъём наверх.
Фрирайд — это не только катание в целине, но часто бывает, что это и подъём наверх.
Исходя из этого нужно понимать, что в нашей статье будет рассмотрено условно три направления:
  • классическое понимание фрирайда, т.е. направление вниз, когда подъёма как такового нет, подъёмник, вертолёт и т.д.
  • преимущественно вниз, но с вероятностью коротких подъёмов на камусах;
  • фрирайд с довольно длинными подъёмами и переходами.

Ботинки для классического фрирайда

Ботинки для фрирайда всегда отличаются углом наклона верхней части — кафа (cuff). Обычно этот угол меньше по наклону от вертикали, относительно универсального или спортивного ботинка. Это нужно для того, чтобы обеспечить лучшее и более комфортное положение ноги в задней стойке. Всё верно, это тот случай, когда мы говорим о задней стойке как о нормальном явлении, потому как при катании в целине нужно смещать центр чуть назад, чтобы носок лыжи лучше всплывал. В связи с этим и следующая особенность.
Регулируемый спойлер на заднике ботинка, это актуально не только для фрирайда, но в таких ботинках он обычно мягкий, чтобы не было избыточного давления на голень и был максимальный комфорт.
Следующее, что вытекает из задней стойки — это смещение стопы к передней части ботинка, которое бывает не только при скольжении, но и при прыжках с естественных объектов рельефа, когда давление на пальцы гораздо более ощутимое. Для того, чтобы было демпфирование и не было болевых ощущений используются дополнительные вставки в мысок ботинка. При подборе очень рекомендуется на это обращать внимание. Не нужно держать этот факт в голове и брать размером больше, правильно подобранный ботинок по размеру обеспечит комфортную и правильную посадку, тем самым сведя к минимуму эти смещения стопы.
Учитывая подобные нагрузки, во фрирайдном ботинке ставятся и более мягкие демпфирующие проставки и под внутренником, так называемая midsole — это вставка, которая есть в любом ботинке. Только в спортивных и универсальных ботинках она обычно из пластика и гораздо более жёсткая, для того, чтобы был более точный контроль и передача энергии на жёстком склоне. Штука эта немаловажная, ведь любое жёсткое приземление сильно сказывается на суставах и позвоночнике, риск получить повреждение гораздо выше, подобные демпферы снижают риск получить травму. С этой же целью подошвы фрирайдных ботинок делаются более мягкими.
По своему внешнему виду ботинки для фрирайда могут отличаться от трассовых:
  • Количество клипс — не нужно пугаться и отбрасывать при выборе варианты с двумя и тремя клипсами — они обеспечивают фиксацию не хуже 4 или 5 клипс.
  • Широкий верхний стреп, который дополнительно фиксирует верхнюю часть, снижая вероятность смещения стопы и, в целом, движения голени в ботинке.
Фрирайд — это не только бездонный пухляк, но и жёсткие участки и большие скорости, и в таком случае нужна хорошая жёсткость для уверенного контроля и стабильного катания. Некоторые производители берут за основу базу спортивного ботинка с учётом фрирайдных особенностей и деталей.
Для более жёсткого и скоростного катания угол наклона от вертикали также может быть чуть больше, давая возможность чуть лучше контролировать носки лыж, которые на скорости находятся в наименее стабильном состоянии.
На такие мелочи стоит обращать внимание, они помогут найти баланс между функциональностью, жёсткостью и комфортом, только так можно получить максимальное удовольствие от катания.

Ботинки для фрирайда с элементами скитура

Теперь поговорим про второе направление — фрирайд с элементами скитура. Здесь не подразумевается проводить целый день в пешем пути из точки А в точку Б, но сделать небольшой переход придётся. В таком случае вам подойдут ботинки с переключателем ходьба/катание и увеличенным ходом верхней части ботинка. Если в обычном «трассовом» ботинке система работает в диапазоне всего нескольких градусов, то в подобных моделях уже больше 20°C.
Система Ski/walk — это название конкретной системы, у разных производителей может называться по-разному. В ботинках со скитурными задатками это необходимый атрибут, хотя частенько у покупателей можно увидеть скепсис по поводу этой странной штуки, которую в универсальных ботинках редко кто использует. Но тут есть одно важное «но» — система имеет довольно длинную историю и не вызывает нареканий. Более того, производители снаряжения уделяют особое внимание имиджевым продуктам и продуктам, которые используются в экстремальных условиях.
Внешне такой ботинок отличает и наличие в рантах специальных вставок, которые служат для возможности использования скитурного TLT крепления. Использование обычного крепления или TLT — это тоже отдельная тема для дискуссии, и здесь мы её рассматривать не будем, но иметь возможность кататься на лыжах с разной системой — это тоже в некотором смысле бонус.
Жёсткость таких ботинок ничем не отличается от обычного классического, и колеблется обычно в диапазоне 110-130. Как её подобрать — здесь скорее личные ощущения. К тому же, лыжник, выбирающий ботинок подобного плана — уже не новичок, он понимает свои желания и во многом свои возможности, а их во фрирайде нужно оценивать максимально объективно.
Такая характеристика, как вес, важна не только для профессионала, но и для любого любителя. Если на спуске разница, например, в 100 или 200г на пару может быть не ощутима, то при подъёме это будет сказываться максимально. На самом деле, в любом продукте производители стремятся к снижению веса, большему комфорту и запасу прочности. Но чем дольше вы ходите, тем важнее для вас эти факторы.
В предыдущем сценарии мы говорили про возможное смещение стопы и прочее. Наверно, стоит сразу сказать, особенно для новичков, что здесь также не нужно брать размер ботинок с запасом, даже в режиме ходьбы при правильном подборе стопа и голень будут идеально зафиксированы.
Также применяются и демпферы, которые обеспечат более комфортное катание и снизят риск получения травм, в первую очередь, компрессионных.
Если посмотреть на всё выше описанное, то получается идеальный фрирайдный ботинок — максимально универсальный с точки зрения возможности использования. Он вбирает в себя все технологии от классического ботинка, но кое что взял и от скитурного, о котором речь пойдёт дальше.
Есть всего пара отрицательных моментов:
  • Во-первых, не так много производителей, которые предлагают, так скажем, гибридный ботинок. Но тенденции к развитию этого направления однозначны и позитивны.
  • Во-вторых, цена. Ценник кусается, но нужно понимать, что технологичность тут на самом высоком уровне. По субъективному мнению автора, такая разновидность ботинок скоро вытеснит классический фрирайдный просто по причине большей универсальности, особенно с учётом роста интереса к скитуру.

Ботинки для фрирайда с длинными подъёмами и переходами

Возможно, вернее будет сказать, что это ботинки для скитура с элементами фрирайда. Что такое, собственно, скитур — это, в первую очередь, длительные переходы, подъёмы и траверсы. Во-вторых, пусть и в меньшей степени, но это ещё и возможность спуститься где-то в целине. Итак, на что нужно обратить внимание при подборе ботинка.
Конечно, какой здесь ботинок без пинов для TLT креплений, это оставляем без комментариев, так как скитур и TLT — это неразрывно связанные вещи.
Ботинки под TLT крепления
Ботинки под TLT крепления
Первым пунктом в выборе поставим вес — это важно. Скитур или ски-альпинизм, как и альпинизм классический, подразумевают наличие самого лёгкого снаряжения, насколько это возможно. Переходы длительные, маршруты сложные и по разному рельефу, к концу дня, а может и раньше, каждый грамм будет довольно серьёзно ощущаться. Вес экономится за счёт использования более технологичных материалов, как во внешнем ботинке, так и во внутреннем. Конечно, всё это делается без ущерба для ходовых качеств, а во многом и в плюс им.
Вторым пунктом поставим ход кафа верхней части ботинка. Почему это настолько важно? Да потому, что если лыжника ничего не будет сдерживать в естественной подвижности, то и идти будет максимально комфортно. Опять же, вспоминаем про длительность переходов и рельеф. Конечно, крепления также сыграют свою роль, но когда всё в совокупности работает идеально, то и сил будет затрачено меньше.
Стоит также обратить внимание на наличие утеплителя, всё-таки скитур — это не по пляжу гулять, температуры могут быть вплоть до самых низких, вот тогда он особенно пригодится.
В ботинках Grip Walk ходить существенно легче
В ботинках Grip Walk ходить существенно легче
Следующей особенностью будет подошва, она, как и всё в скитурных ботинках, сделана из расчёта максимально комфортной и удобной ходьбы. Накладки подошвы изготавливаются специальной формы с перекатом из материалов, которые будут обеспечивать максимальное сцепление с минимальной возможностью проскальзывания.
Жёсткость таких ботинок ниже, чем у классических фрирайдных, но по современным тенденциям они уже практически сравнялись, предполагая возможность полноценного спуска на них, как минимум по трассе.
И самое главное, что должно быть пунктом номер 0 — это подбор и посадка по ноге. В этом виде снаряжения крайне важна точность подбора и индивидуальность каждого лыжника. Это как классические туфли, в которых предстоит ходить весь день, не снимая их ни на минуту. Очень часто переходы занимают не один, а несколько дней, и если через полдня посреди гор ботинок натрёт ногу, то это означает высокую степень сложности ситуации не только для пострадавшего, но и для всей группы.
Описывая подобные моменты, мы говорим о моделях массового использования, а не об узкоспециализированном снаряжении для спортсменов, там много своих тонкостей и нюансов.
Комфорт ноги прямо связан с внутренником, в топовых моделях он, естественно, термоформуемый во всех возможных зонах, может быть из кожи и со вставками-поддержками, на это всё тоже нужно обращать внимание.
Когда мы говорим о лёгком, комфортном, тёплом и технологичном ботинке, естественно, нужно понимать, что и цена будет расти пропорционально улучшению наполнения.
Как только появляется понимание того, что хочется покинуть мир суеты и ратраков и отправиться за дозой адреналина или на поиски умиротворения в созерцании горных систем, то придётся менять снаряжение. Ботинки — это важнейшая часть снаряжения, в горных лыжах комфорт душевный приходит вместе с комфортом плотским, наш материал должен помочь в этом.
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.