Камусы помогают туристам легко подниматься в гору и ходить по фирну или льду. Но могут стать головной болью, если за ними не следить. Эта статья — полезная инструкция о том, как наносить мазь на ворс и сушить камусы, чтобы они не подвели на маршруте, и как из репшнура и веток смастерить новые, если свои вышли из строя.
Есть две причины, связанные с камусами, которые могут испортить настроение, заставить снизить темп или организовать вынужденный привал. Первая — обледенение ворса. Из-за мокрого снега шерстинки покрываются тонким слоем льда, трение увеличивается, поэтому лыжи перестают скользить.
Вторая — деградация клеевого слоя, когда из-за старости или слишком низкой температуры клей перестаёт прилипать к скользяку лыжи, и камус отваливается. И того, и другого можно избежать, если правильно и своевременно ухаживать за камусом.
Как избежать обледенения камусов
От обледенения ворс камуса защищают специальные мази. Независимо от того, из какого материала сделан ворс — мохера, синтетики или их смеси, — обслуживать камусы нужно одинаково. Для грамотного ухода есть очистители, которые наносятся дома после похода, и мази скольжения, их надо брать с собой и пользоваться ими на маршруте.
Удобнее всего в походных условиях наносить твёрдые или жидкие средства. Мазь скольжения в виде спрея на морозе замерзает, поэтому пригодится для лыжных тренировок или в случаях, когда турист идёт по маршруту от домика к домику и может обрабатывать камус в тепле.
Вот простые правила, как наносить жидкие мази.
- Сначала подсушить ворс. Если камус оказался на улице, он неизбежно в той или иной степени будет мокрым. Протереть камус можно перчатками, но лучше пользоваться небольшой тряпочкой, подойдёт любая хозяйственная.
- Нанести состав аппликатором строго по направлению движения на лыжах — по шерсти, а не против. Не бойтесь промахнуться, мази скольжения универсальные, они не навредят скользяку.
- Немного подождать, чтобы камус подсох.
- Растереть тряпочкой, чтобы средство равномерно распределилось по ворсу.
Большинство туристов используют твёрдую мазь, потому что ей удобно обрабатывать камус на холоде. Технология похожая: подсушиваем, наносим, растираем. Ждать, когда состав подсохнет, не нужно. Чтобы понять, когда мази достаточно, посмотрите на камус: ворс поменяет цвет. У твёрдых мазей удобная упаковка — в крышке есть специальная ткань, чтобы растереть мазь по камусу.
Как защитить клеевой слой от деградации
Отреставрировать клеевой слой в походных условиях невозможно, чтобы он не подвёл на маршруте, за ним нужно ухаживать.
- Регулярно сушить. Способ просушки зависит от того, насколько турист дорожит своими камусами: можно раз в сутки убирать их в спальник или сложить в чехол и спрятать в карман куртки во время движения. В обоих случаях камус и клеевой слой просохнут.
- Чистить от грязи. Перед тем как наклеить камус, сначала нужно протереть скользящую поверхность лыжи, чтобы на слой клея не попали пыль или мелкий мусор. Так он проживёт дольше.
Камусы с клеем Hot Melt нельзя прикладывать клеевым слоем друг к другу. Разъединить их будет сложно, с большой вероятностью слой повредится. Транспортировать такие камусы нужно на специальной сетке, она обычно входит в комплект.
Что делать, если камус не работает
Если у лыж сильная отдача или камус не работает, потому что замёрз, идти в подъём будет сложно. Нужно усилить трение. Сделать это можно с помощью подручных средств. Рассказываем о трёх способах — современном, классическом, ретро — и прилагаем видеоинструкцию из нашего проекта «Школа зимнего туризма».
Используем стяжки
В ход пойдут пластиковые стяжки, которые обычно лежат в ремнаборе. Ещё ими часто фиксируют лыжи для транспортировки. Стяжки станут точками, усиливающими трение, они не позволят лыжам быстро скользить, а ещё прижмут камус к скользяку, если клеевой слой отходит.
Можно использовать одну стяжку, а можно несколько. Первую надо намотать в средней части крепления, тогда она точно не расслабится и не скатится. Вторую — выше крепежа. Пряжки на стяжках можно повернуть в любую сторону и разместить под скользяком, на топшите или сбоку.
Используем репшнур
Классический способ, который часто спасает на маршруте. Для реализации понадобится кусок репшнура длиной около 2,5 метра на каждую лыжу. Складываем его пополам и через полусхватывающий узел наматываем на лыжу. Если установлен крепёж NNN BC, лучше делать это выше крепления, чтобы репшнур не мешал под ногой. Затем то же самое проделываем ниже крепления и завязываем несколько штыков, тогда верёвка не будет сползать. В такой брутальной комбинации лыжи отлично держат, но быстро идти на них уже не получится.
Используем ветки
Дубовый, но действенный вариант из ёлки, которым пользовались наши предки задолго до появления камусов. Он не самый экологичный, но единственно верный, когда ни стяжки, ни репшнур не помогают.
Находим длинные еловые ветки, кладём их под грузовую площадку и фиксируем репшнуром либо стяжками. По классике — скотчем. Чем плотнее ветки притянуты к лыжам, тем дольше прослужит конструкция.
Не забывайте ухаживать за снаряжением, находите выходы из любых ситуаций, почаще выбирайтесь в лес и читайте полезные советы в книге «Зимние путешествия в ультралёгком стиле».