На картах горнолыжных курортов все трассы обозначены разными цветами — так маркируется сложность горнолыжной трассы, чтобы райдер мог выбрать линию спуска себе по силам. Но эти обозначения часто ставят в тупик новичков и могут сыграть злую шутку даже с опытными райдерами, которые отправляются в другой горнолыжный регион.
Всё потому, что универсальной для всего мира системы маркировки сложности горнолыжных трасс пока не существует. Более того, некоторые курорты могут вносить небольшие изменения в уже существующие подходы, и нет чёткой системы оценки сложности спуска. Да, при этом учитывают уклон и ширину трассы, степень её подготовки, протяжённость и возможные препятствия, но выстроенной и общей для всех шкалы оценивания нет. Поэтому трассы, заявленные как экспертные в одном регионе, в другом могут быть сопоставимы со спусками, заявленными для райдеров среднего уровня. Так что всегда, когда вы приезжаете на незнакомый лыжный курорт, лучше изучить легенду к местной карте и уточнить обозначения сложности трасс, чтобы не оказаться на склоне, который вам не по силам.
Начнём с цветовой маркировки трасс на европейских курортах, так как эта система едва ли не самая старая и распространённая.
Европейская система маркировки сложности трасс
Карты европейских горнолыжных курортов пестрят обозначениями, знаками и цветными полосами трасс, но неизменными остаются три маркировки: синие, красные, чёрные.
Синие трассы
Трассы для новичков, которые ещё не умеют кататься или делают первые самостоятельные шаги в катании, освоив азы техники поворота. Склоны тут не отличаются крутизной, и чаще всего такие трассы неинтересны большинству опытных райдеров — от продолжающих до экспертов.
Зелёные трассы
Иногда курорты выделяют ещё и зелёные трассы. Это предельно простые спуски, предназначенные для райдеров, обучающихся самым азам катания. Как правило, это очень пологие и широкие участки склонов, часто достаточно короткие и расположенные в зоне выката. Так как не все рассматривают эти сегменты как полноценные трассы, «зелёные» склоны чаще всего поглощаются «синими».
Красные трассы
Трассы для райдеров среднего уровня, которые совершенствуют свою технику катания. Они могут быть круче и/или уже синих трасс, а градиент уклона на них варьируется в широких пределах. Поэтому именно эти трассы отличаются наибольшим разнообразием и широтой спектра, на одной границе которого склоны, доступные вчерашним новичкам, а на другой — заставляющие «поработать» даже экспертов.
Чёрные трассы
Трассы для райдеров-экспертов. Отличаются максимальной крутизной и сложностью прохождения отдельных сегментов. Эти трассы готовятся ратраком, а также могут представлять собой бугры для могула. Иногда чёрным цветом помечают внетрассовые сегменты в черте курорта, катание на которых допускается, но они не обслуживаются лыжным патрулём и никогда не готовятся ратраками. Даже в пределах одной курортной зоны чёрные трассы могут заметно отличаться по сложности. За ними на карте могут скрываться как склоны чуть круче красных, так и узкие кулуары, преодолеть которые сможет только опытный фрирайдер.
Прочие цвета
Описанной маркировки незыблемо придерживаются все европейские лыжные курорты. Однако эта система достаточно стара, и с увеличением числа катающихся, а также с развитием горнолыжной техники и снаряжения её стало не хватать. Поэтому для новых усложнённых вариантов спуска были созданы новые цвета, но здесь царит разноголосица, и многие катальные районы придумывают своё.
Так, оранжевым цветом в Европе иногда маркируют экстрасложные спуски, которые есть далеко не на каждом курорте. Примером тут может служить небезызвестная трасса «Харакири» с градиентом уклона 78% в австрийском Майрхофене. Однако на плане курорта она удостоилась не оранжевого цвета, а предупреждающего знака с собственным говорящим названием и маркирована как чёрная трасса. Швейцарский Церматт отмечает оранжевым цветом маркированные внетрассовые спуски и скитурные маршруты. Однако на других курортах часто обозначают такие участки красным или жёлтым пунктиром, например в швейцарском же Вербье.
Американская система маркировки сложности трасс
Самая первая для горнолыжных курортов цветовая схема маркировки сложности трасс была введена зимой 1964-1965 годов. Создана она была по инициативе Национальной ассоциации лыжных курортов — National Ski Area Association (NSAA), которая ежегодно сталкивалась с жалобами травмированных лыжников, не знавших о сложности и опасности тех или иных трасс. Спуски решили обозначать тремя цветными геометрическими фигурами:
- зелёным квадратом отмечали трассы для новичков,
- жёлтым треугольником или синим квадратом — для продвинутых,
- бордовым ромбом — для экспертов.
Геометрические фигуры были введены неспроста. Они делали спуск заметнее на плане и позволяли лыжникам ассоциировать сложность трассы не только с цветом знака, которым её маркируют, но и с его формой. Например, проходя очередной поворот, лыжник мог не различить цвет знака из-за тёмных очков или лыжной маски, зато точно видел контур фигуры, а потому всё равно знал, к чему быть готовым.
Принятая система продержалась недолго — до 1968 года. Главной проблемой стало полное несоответствие американской и европейской цветовых маркировок. Если в США трассы для экспертов обозначали бордовым цветом, то в Европе — чёрным, что порождало опасное непонимание для лыжников, катающихся по обе стороны океана.
Конечно, сегодня эта проблема может показаться надуманной, но мы говорим об эпохе, когда горнолыжный спорт был гораздо травматичнее и опаснее, чем сейчас, и многие падения с высокой вероятностью заканчивались переломами ног. К тому же трёх градаций явно не хватало, и курортам было сложно провести более-менее чёткие границы между ними по степени сложности.
Решение проблемы пришло откуда не ждали. В начале 1960-х годов компания Disney хотела выкупить часть ледниковой долины Mineral King в Национальном парке «Секвойя» для строительства своего тематического парка с горнолыжным курортом. Развёрнутая экоактивистами общественная компания не позволила этим планам реализоваться, но дизайнеры компании «Дисней» успели разработать собственную систему маркировки трасс.
Для этого они провели целое исследование, анализируя реакцию лыжников на те или иные геометрические формы и цвета. Так, например, в компании установили, что простые трассы для новичков проще всего ассоциировать с кругом, не имеющим острых углов, и спокойным, мягким зелёным цветом. Разработку Disney и взяла на вооружение NSAA, и с 1968 года все трассы на курортах США маркируются следующим образом:
- Зелёный круг. Трассы для начинающих, которые соответствуют зелёным и синим в европейской системе.
- Синий квадрат. Трассы для райдеров среднего уровня. Соответствуют красным в европейской системе.
- Чёрный ромб. В английском варианте — black diamond. Трассы экспертного уровня, равнозначны чёрным в европейской системе. Цвет американцы специально заимствовали из Старого Света, чтобы наиболее опасные трассы отмечались одинаково по обе стороны океана. Градиент уклона здесь обычно больше 40%, и в США чёрные трассы необязательно регулярно ратрачат. За этим обозначением могут скрываться склоны для могула с высокими буграми, участки крутых внетрассовых спусков в черте курорта или широкие трассы, которые сознательно не готовят, когда их укрывает толстым слоем пушистого снега.
- Два чёрных ромба. В английском варианте — double black diamond. Спуски экстремальной сложности. Само обозначение появилось только в 1980-е годы с развитием горнолыжной техники и снаряжения, популяризацией могула и зарождением фрирайда, когда лыжники стали всё активнее раскатывать ранее недоступные склоны. В европейской системе маркировки аналоги этих спусков могут быть отмечены чёрными или оранжевыми линиями или красным пунктиром. Если вы чувствуете хоть малейшую неуверенность на трассах с одним чёрным ромбом, то на спуски с двойным лучше не соваться. Здесь могут быть очень крутые уклоны, узкие кулуары, препятствия вроде скал или высокие дропы. Также за парой чёрных ромбов могут скрываться особо сложные трассы для могула.
- Оранжевый прямоугольник со скруглёнными углами прибавился к этим обозначениям после популяризации сноубординга и ньюскула. Им в США отмечают сноупарк на территории курорта, где находятся трамплины, хафпайпы и фигуры для прыжков и слоупстайла.
Созданная в США система оказалась достаточно удачной и понятной, а потому отдельные её элементы даже заимствуют некоторые европейские курорты. Так, норвежский Kvitfjell использует европейскую цветовую схему маркировок, но дополнительно применяет фигуры в обозначении трасс: чёрный ромб отмечает спуски для экспертов, красный прямоугольник — для продвинутых, синий квадрат — для новичков, а зелёный круг — самые простые и пологие участки.
Американская и европейская маркировки трасс стали основополагающими и используются по всему миру с минимальными изменениями. Так, например, в России и Чили трассы курортов обозначаются по абсолютно той же цветовой схеме, что и в Европе. Для наглядности мы свели наиболее распространённые схемы в таблицу.

1 Не всегда обозначается, иногда «поглощается» синими трассами.
2 На некоторых курортах отмечается чёрным ромбом.
3 Вариаций гораздо больше. Иногда такие спуски «поглощаются» чёрными трассами.
4 Прочерк в таблице означает, что нет общей для всех курортов данного региона маркировки для спусков такого уровня.
2 На некоторых курортах отмечается чёрным ромбом.
3 Вариаций гораздо больше. Иногда такие спуски «поглощаются» чёрными трассами.
4 Прочерк в таблице означает, что нет общей для всех курортов данного региона маркировки для спусков такого уровня.
Теперь вы во всеоружии, чтобы выбрать на карте любого мирового курорта трассы, которые вам по силам! Будьте внимательны на склоне и катайтесь безопасно. До встречи в горах!