0

Scarpa — просто обувь. История

, обновлено 24.02.2022
Счастье исходит не от материальных благ, но от гордости, испытываемой за свою работу
Сегодня Scarpa является мировым лидером в производстве горных ботинок, предлагая весь диапазон моделей — Телемарк, горные лыжи, высотные ботинки для альпинизма, горные ботинки, обувь для туризма и путешествий.

Что в имени твоём?

Прежде чем начать рассказывать про историю компании Scarpa, посвятим один абзац собственно названию. Само слово Scarpa с итальянского языка переводится как обувь, просто обувь. А название компании правильно писать так — S.C.A.R.P.A.

История компании Scarpa

Scarpa была основана в 1938-м году в городе Asolo, в регионе Монтебеллуна. Это необыкновенно красивое место, расположившееся среди мягких холмов, оливковых рощ и виноградников. Её основателем был лорд Руперт Эдварт Сесил Ли Гинесс (Rupert Edward Cecil Lee Guinness), известный многим по бренду пива Guinness. Да, да — именно он был наследником династии Guinness и именно при нём (в 1929 году) компания впервые начала заниматься рекламой пива, и стала крупнейшей пивоварней мира. А в период с 1927 по 1962-й Гинесс был ректором Дублинского университета. Но речь не об этом. Руперт Гинесс был богатым англо-ирландским бизнесменом, крупным землевладельцем в Асоло, где обработка кожи была традиционным ремеслом. Богатый, умный и эксцентричный — сейчас такого как он назвали бы филантропом. В общем, однажды он решил дать работу и будущее местным умельцам. Он собрал лучших мастеров сапожников и создал S.C.A.R.P.A. — акроним от Societa Calzaturieri Asolani Riuniti Pedemontana Anonima. Ассоциация обувных мастеров горной территории Асоло, ну или как-то так.
Это был 1938-й год, год когда был изобретен нейлон и ксерокс.

История одной итальянской семьи

В 1940-м году в возрасте 11-и лет Луиджи Паризотто (Luigi Parisotto) начал осваивать обувное дело с лучшими мастерами сапожниками в районе Асоло. В 1942-м в разгар мирового конфликта Луиджи поступил на работу в Scarpa. Луиджи с юных лет нравился процесс создания обуви. В начале 1950-х Паризотто открывает свою мастерскую в старой конюшне. Его компания называлась San Giorgio. Вместе со своими братьями Франческо и Антонио они ежедневно делали от 4-х до 15-и пар обуви ручной работы. По 19 часов в день, работая 7 дней в неделю, братья проезжали много миль на велосипедах с рюкзаками полными сапог на продажу. Обувь Паризотто пользовалась популярностью среди местных фермеров, которые ценили удобство и долговечность.
История Scarpa
Луиджи, Франческо и Антония Паризотто (Luigi, Francesco, Antonio Parisotto)
В 1956-м году, скопив достаточный капитал, при поддержке своей семьи, братья Паризотто выкупают Scarpa. Шаг серьёзный и рискованный. Однако, благодаря приверженности 17 профессиональных мастеров, бизнес под руководством Паризотто стал быстро развиваться. В то время в Scarpa делали до 60 пар обуви ежедневно. К началу нового десятилетия слух о качестве обуви Scarpa распространился далеко за пределами региона Монтебеллуна. Клиентами Scarpa стали жители и других регионов северной Италии. Количество мастеров на производстве увеличилось до 50-и, а объём производства вырос с 10000 до 120000 пар в год. Ассортимент Scarpa составлял 40 моделей, включая горные ботинки, лыжные ботинки для пересечённой местности и для лыж со свободной пяткой.
Климат в компании был дружеский. В Scarpa действовал трудовой этикет — никто не имел своего личного кабинета. Каждый работал на скамейках среди рабочих. Так они всегда могли ответить на их вопросы, помочь, но самое главное — учить собственным примером гордиться за хорошо сделанную работу.
В 1965-м году американец итальянского происхождения, живущий в Бостоне (США), начал импортировать ботинки Scarpa на американский рынок. В 70-х года доля экспорта составляла 60% от всего производства. Обувь Scarpa распространяется в страны Европы, Америки, Дальнего востока и Австралию.
История Scarpa
горные ботинки Scarpa
Братья Паризотто были одними из первых, кто обратил внимание на быстро развивающееся направление альпинизма и скалолазания на севере Италии. Они стали разрабатывать обувь, удовлетворяющую требованиям этой культуры. Специфические особенности в сочетании с легендарной прочностью стали залогом того, что многие ранние альпинисты Италии пользовались ботинками именно Scarpa.
Scarpa продолжает осваивать новые направления и в 1970-м году выпускает ботинки для горных лыж Rally, ставшие позднее довольно популярными.
В том же году Scarpa разрабатывает первые в мире высотные пластиковые ботинки для альпинизма. Они сделаны из материала Pebax, используемого потом в теннисных ракетках. Первые модели назывались Grinta, потом Inverno. А на Американском рынке пластиковые ботинки Scarpa известны под именем Vega.
История Scarpa
Scarpa Alpha Plastic Boot новый ботинок для высотного альпинизма, пришедший на смену Vega, не смотря на её популярность. Альфа весит на 300г меньше, чем пара Vega в том же размере. Сам ботинок из материала Pebax был довольно эластичным, благодаря чему ботинок был техничным. Подошва из углеродного волокна. Рокер в подошве меньше для лучшей эффективности при восхождении, стройнее профиль, передняя часть в области лодыжки гибче, чем раньше.

Vega в наши дни

История Scarpa
Scarpa Vega H.A. — это двойной пластиковый альпинистский ботинок, рассчитанный на высотные или зимние восхождения. Выпускается уже много лет и за это время успел зарекомендовать себя как прекрасный альпинистский ботинок. Эта модель использовалась во многих сложнейших экспедициях ведущими альпинистами мира и является предметом гордости фирмы SCARPA.
Шарнирное соединение в районе голеностопа создаёт оптимальное сочетание гибкости и фиксации. Наличие двух рантов позволяет закрепить на этих ботинках любые альпинистские кошки. Подошва Vibram обеспечивает отличное сцепление с поверхностью и обладает высокой износостойкостью. Снабжены высотным утеплённым внутренником High Alltitude — предназначенном для восхождения на высоты от 6000 м.
Ботинки Scarpa Grinta стали фаворитом среди ведущих спортсменов мира, признававших их непревзойдёнными и эксклюзивными. Grinta стали выбором альпинистов и исследователей для многочисленных альпийских и научных экспедиций на Гималаях (14 пиков, т.е. все восьмитысячники планеты) и в Антарктике. Пластиковые ботинки Scarpa использовались в армии Италии, Франции, Испании, Америки и других стран для экстремальных условий.
В восьмидесятые годы второе поколение семьи Паризотто готово приступить к управлению компанией. Сандро, Пьеро, Давиде, Кристина и Андреа начали работать бок о бок со своими родителями. Молодое поколение даёт новый рывок в развитии технического процесса, эволюции Scarpa. Душа Scarpa это — создание, воображение, инновации, традиции и культурное богатство.
История Scarpa
молодое поколение Паризотто: Сандро, Пьеро, Давиде, Кристина и Андреа
Ассортимент Scarpa стал ориентирован на более широкий круг пользователей. Расширился ассортимент высотных и горных ботинок, появились модели для путешествий, походов, городские ботинки, скалолазные туфли.
Новаторский дух Scarpa не иссякает. В компании стремятся сочетать высокотехнологичные материалы с проверенными технологиями. Компания ввела множество инноваций под своим именем. Например, Scarpa первой сделала обувь с мембраной Gore-Tex.
В 1990-е коллекция моделей Scarpa разрослась более чем на 100 моделей. Появились ботинки для лыжного альпинизма, разработанные совместно с другом семьи Паризотто альпинистом Ромоло Ноттрис (Romolo Nottris), который также был дистрибьютором Scarpa.
Успех компании продолжает расти, и в 1996-м был открыт новый завод. Ещё целый ряд больших шагов было сделано в 2000-х годах.
В 2005-м году Scarpa открыла представительство в Северной Америке во главе с ветеранами аутдор индустрии. Это произошло спустя много лет сотрудничества с дистрибьюторами США и Канады. Открытие офиса в штатах помогает лучше учесть предпочтения американцев и канадцев.
В 2007-м Scarpa снова удивила мир, конструкторы разработали первый пластиковый ботинок для Телемарка и представили его в Альпах.

Скальная обувь Scarpa и Хайнц Мариахер

История Scarpa
На рынке скалолазной обуви Scarpa входит в великую троицу самых крутых брендов. Её основными соперниками и одновременно стимулом к развитию являются La Sportiva и Five Ten.
Огромным событием в истории Scarpa стал приход в компанию легендарного Хайнца Мариахера. Для тех, кто не знает, именно благодаря Мариахеру скальники сейчас именно такие какие есть. Он является автором многих новаторств конструкции скальных туфель. Это единственный в мире дизайнер обуви, чье имя знает скалолазное сообщество. Но начинал он просто с большой страсти к спорту и жёстких, смелых маршрутов в Доломитовых Альпах Италии.
Чтобы понять, как повезло Scarpa с появлением Хайнца, затронем и его историю тоже.
Хайнц Мариахер вырос в Австрии недалеко от Бранденбургских Альп, где начал лазить сам по себе. Первый свой маршрут он преодолел в 12 лет в обычных теннисных туфлях со старыми ржавыми крючьями. Позднее он узнал, что маршрут был сложностью 5.8. Хайнц стал крепче и смелее. В 18 лет он опять же в одиночку прошел маршруты 5.10 и выше в Доломитах. А в 1979-м Хайнц спонтанно решил пройти маршрут Solda-Conforto на Мармолада сложностью 5.10b. Это был подвиг в то время.
К 1980-му Мариахер стал одним из пионеров спортивного скалолазания. Вместе с Роберто Басси он разместил первый болт для спортивного маршрута в Арко (Италия), ставшего позднее одним из эпицентров спортивного скалолазания в мире.
Хайнц Мариахер
В 1981-м году Хайнц Мариахер вместе с некоторыми коллегами альпинистами начал тестировать различную обувь в поисках более подходящего варианта, чем принятые тогда туфли на 4 размера меньше необходимого. Хайнц нашёл небольшую фабрику обуви, пытающуюся производить скальники, и начал с ними работать. Первая из разработок была выпущенная в 1982-м и названая его именем «Mariachers», стала легендарной. Мариахер добавил верхнюю стропу, сделал пятку выше, чем у обуви того времени, сделал туфли более комфортными и значительно улучшил контроль. Те кто попробовал «Mariachers» возрадовались, им больше не пришлось носить обувь на 4 размера меньше.
Как скалолаз Хайнц продолжал расти. Он строил новые спортивные маршруты на южной стороне горы Мармалада. «Tempi Moderni» (5.11d) до сих пор считается классикой. Для разработки скальной обуви дни, проведённые Хайнцем на скалах, также важны как и дни на фабрике.
Сегодня Мариахер поднимается по маршрутам сложностью 5.13.
Проработав долгое время в команде La Sportiva, Хайнц разработал в частности хитовую модель La Sportiva Testarossa.
В Scarpa же после его прихода стали выпускаться модели Booster, Rockette, Stix, Instinct, mago и другие.
Скальные туфли Scarpa  Booster/Rockette/Stix
скальные туфли Scarpa Booster/Rockette/Stix
На производстве у Хайнца есть свой кабинет с небольшим скалодромчиком. Там Мариахер креативит, экспериментируя с резиной, формой и другими составляющими скальных туфель. Будучи опытным скалолазом, Хайнц ищет оптимальное решение для создания удобных скальных туфель для различных условий.
Ну а La Sportiva, упустившая такого гения, теперь, видимо, кусает локти.

История одного ботинка

В ассортименте Scarpa есть одна очень интересная модель. Это практичные городские ботинки с ярким дизайном, нашедшие море поклонников в Европе — Mojito. Появились же «Махито» совершенно случайно. Одна из сестер Паризотто заказала на производстве в качестве подарка для себя и своей подруги две пары разноцветных ботинок. Когда хозяин компании увидел, что получилось, он решил выпустить небольшую партию на пробу. Ботинки получились очень весёлыми, название решили дать соответствующее, шуточное. Мохито поступили в магазины сразу в 13 разных цветах. Сегодня палитра Махито расширилась и это одна из самых продаваемых моделей обуви Scarpa.
История Scarpa
легендарные ботинки Scarpa Mojito
Сегодня Scarpa крупнейший производитель обуви для гор, чем бы вы не занимались. Даже городские ботинки фактически вышли из спортивных технологий. Взять те же Мохито, адаптированные под город скальные туфли с подошвой Vibram, защищённым носом, надёжной шнуровкой. В каждом из направлений Scarpa преуспела. Например, пластиковые ботинки Scarpa Maestrale стали чуть ли не самыми востребованными у любителей ски-тур. На производстве по-прежнему дружеская атмосфера, каждый отвечает за свой фронт работы. Многие процессы автоматизированы, но качество на высоте как и 75 лет назад.
современные производственные площади Scarpa
© Спорт-Марафон, 2025 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах

и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.