с 10 до 24
Магазин на ул. Сайкина, 4
с 10 до 22
Интернет-магазин
Бесплатный звонок по России: 8 (800) 333-14-41 8 (495) 668-14-97

Гид по Шерегешу. Для тех, кто едет кататься впервые

24.10.2017
Шерегеш — один из самых известных и посещаемых горнолыжных курортов в России. Его востребованность райдерами обусловлена ранним началом и продолжительным сезоном для катания, а также относительной транспортной доступностью и неплохой инфраструктурой. И, конечно же, Геш знаменит своим уникальным рассыпчатым снегом, который сделал его настоящей Меккой фрирайда.

Когда ехать в Шерегеш?

Стабильный снежный покров в Шерегеше устанавливается довольно рано — уже в конце октября. Выпадение снега сопровождается настоящей истерией в социальных сетях, которая активно подогревается владельцами гостиниц, подъёмников и организаторами туров. Нервы многих райдеров не выдерживают, и они едут в Шерегеш уже в конце октября — ещё до официального открытия сезона. О нормальном катании в эти сроки можно только мечтать, поэтому такие поездки обычно собирают любителей тусовок, стремящихся быстрее отметить наступление зимнего катального сезона.
Шерегешские «Верблюды», припорошённые первыми снегопадами. 27 сентября 2017
Шерегешские «Верблюды», припорошённые первыми снегопадами. 27 сентября 2017 © Екатерина Климова, Instagram @egklimova
Официальное открытие приходится на середину/вторую половину ноября и точная дата напрямую зависит от погодных условий — когда выпадет достаточное количество снега. Реальная практика показывает, что даже в снежный сезон ехать в Шерегеш стоит только после 20-25 ноября. В это время уже точно можно смело кататься на всех трассах и безопасно раскатывать пухляк, не боясь ободрать любимый снаряд о едва припорошённые камни. Исключением из этого правила можно считать лишь аномально малоснежную для Шерегеша зиму 2011/2012.
Назвать оптимальные сроки поездки в Геш довольно проблематично — погода не отличается стабильностью от сезона к сезону и поэтому угадать с наиболее удачными датами сложно. Многие райдеры считают, что наиболее удачными месяцами для катания в Геше являются февраль и первая половина марта, в то время как на новогодние праздники приходится пик холодов. На деле же, словить морозные дни можно уже с конца ноября и на протяжении всей зимы, а на новогодние праздники, наоборот, может прийтись пик великолепных снегопадов и комфортная для катания температура. Так что, если вы планируете свою поездку сильно заранее, бронируя гостиницы и покупая билеты, то нужно быть готовым ко всему.
© Екатерина Климова, Instagram @egklimova
Практика показывает, что наиболее интересен Шерегеш с конца ноября и до нового года. В это время почти гарантировано обильно сыпет снег. Его уже достаточно чтобы укрыть все склоны и основные споты для внетрассового катания, но при этом не так много, чтобы полностью скрыть интересный микрорельеф, который ценится любителями фрирайда. Поэтому конец ноября-начало декабря — излюбленное время для сбора фрирайд-тусовки. В Шерегеш стекаются адепты внетрассового катания со всей страны и ближнего зарубежья. Так что это самое подходящее время, чтобы «выгулять» свой новый Gore-Tex костюм и апробировать свежекупленные фрирайдные лыжи.
Если вы не любите очередей у подъёмников и столпотворения райдеров на трассах, то приезжать, как и на другие курорты, стоит в будние дни и в «низкий» сезон. В случае с Шерегешем это последняя неделя декабря, а также период после окончания новогодних праздников и до середины февраля. Считается, что в январе и феврале повышается риск морозов, однако на деле они случаются нечасто.
На конец февраля-начало марта приходятся праздники, вдобавок сам март — это настоящий «бархатный сезон». Погода стоит достаточно тёплая, особенно в солнечные дни, но при этом состояние снега ещё отменное и нередки снегопады. При этом райдеров на склонах всё же не так много в сравнении с пиком сезона.
Апрель — время закрытия сезона, когда катание становится лишь небольшим дополнением к тусовкам и фестивалям. Знаменитый «Grelka Fest», с его спуском в купальниках, как раз проводится в этот период.
Наконец, на начало мая обычно приходится закрытие сезона — о катании речь уже почти не идёт и повторяется сценарий октября — на курорт приезжают почти исключительно любители тусовок и фестивалей.

Как добраться до Шерегеша?

Шерегеш достаточно удалён от крупных населённых пунктов, поэтому дорога туда отнимает немало времени и составляет значительную долю в бюджете поездки.
Существует два наиболее оптимальных маршрута по цене и времени в пути:
  • Через Новосибирск. Самолётом/поездом прибываете в Новосибирск. Оттуда в Шерегеш можно добраться чартерными автобусами, на такси, с попутчиками или же на рейсовом автобусе «Новосибирск-Таштагол» от Новосибирского автовокзала. Последний курсирует ежедневно и удобно — вы едете ночь, прибывая в Шерегеш утром, так что даже не теряете день катания. Но и в дороге рейсовый автобус находится дольше всего — чуть больше 10 часов, так как он останавливается почти во всех крупных населённых пунктах по пути следования. А путь из Новосибирска до Геша и без того не близкий — 530 километров, которые обычно преодолеваются за 7-9 часов. Можно сразу приобрести тур, в который будут включёны трансфер и номер в гостинице. Такой вариант зачастую наиболее выгоден с точки зрения расходов на транспорт и жильё.
  • Через Новокузнецк. Самолётом/поездом прибываете в Новокузнецк. От Шерегеша город отделяют около 170 км, которые преодолеваются на автотранспорте за 2-3 часа. Самолёт прибывает очень рано утром, так что вы даже не теряете день катания. Добраться из Новокузнецка в Геш можно тремя путями. Если вы прилетаете самолётом трансфер вам может организовать принимающая сторона, либо вы едете на такси. Те, кто приехали поездом смогут добраться до Геша на всё том же автобусе «Новосибирск-Таштагол», который отправляется из Новокузнецка в 6:40 утра. Пересадка проблем не вызовет — ж/д вокзал в Новокузнецке расположен в двух шагах от автовокзала. Если на него вы не успеваете — не беда. Следующий рейсовый автобус до Шерегеша следует в 12:00. Время в пути при этом составит 3-3.5 часа (на такси — 2 часа). Также от Новокузнецка курсирует несколько рейсовых автобусов до Таштагола, откуда до Геша можно будет добраться на 101-м автобусе, однако это ещё +1 час в дороге и день катания точно будет упущен.
В обоих случаях можно добраться на попутках, например, пользуясь сервисом BlaBlaCar и профильными группами в социальных сетях. Такой вариант чаще всего даже дешевле рейсовых и чартерных автобусов.

Где остановиться в Шерегеше?

Глобальный вопрос, который стоит при выборе жилья перед любым, приехавшим в Шерегеш, райдером — жить в посёлке или же прямо у подножия горы. Оба варианта обладают своими плюсами и минусами.

Квартиры

Аренда квартиры в посёлке на большую компанию зачастую предполагает более выгодные и, как правило, более комфортабельные условия проживания нежели в гостиницах у подножия горы. Возможность готовить на кухне и закупаться в поселковых магазинах также способствуют экономии. Но, при этом, придётся каждый день тратиться на такси или пытаться успеть на бесплатный рейсовый автобус, который курсирует от горы до магазина «Кукуруза». С 2017 года он принадлежит к сети супермаркетов «Мария-Ра». Однако большинство райдеров ещё долго будут именовать это место «Кукуруза» по старой памяти. Сразу отметим, что полагаться на него особо не стоит :)
Квартиру действительно выгодно снимать только сравнительно большой компанией в 3-6 человек. К сожалению, далеко не всем райдерам удаётся собрать команду для поездки.
При поиске жилья в посёлке необходимо быть уверенным в надёжности арендодателя, так как нередки случаи мошенничества. Самый популярный способ обмана — размещать на Avito или в социальных сетях несуществующие квартиры или квартиры, которые уже кем-то заняты и просить предоплату. После получения предоплаты мошенник исчезает, так что самое надёжное — не давать никаких денег вперёд.

Гостиницы

В посёлке расположено несколько гостиниц, преимущественно эконом-класса, в стоимость проживания которых включён бесплатный трансфер до курорта. Обычно это пара автобусов/микроавтобусов, которые курсируют от горы до гостиницы строго по расписанию.
Для тех кто не хочет тратить время и средства на транспорт до курорта, целесообразно заселиться в одну из гостиниц у подножия Зелёной, благо их много. Все они находятся в шаговой доступности от подъёмников, а в стоимость некоторых номеров нередко сразу включён скипасс на определённую канатную дорогу. Правда, такая услуга есть буквально в паре-тройке отелей.
Номерной фонд гостиниц рассчитан буквально на любой кошелёк. При этом не стоит думать, что апартаменты эконом-класса отличаются низким качеством обслуживания и разрухой. Они не подойдут разве что для семейного отдыха, так как рассчитаны на заселение 4-6 человек и ориентированы на молодую аудиторию и экономных фрирайдеров, все средства которых вложены в снаряжение :) Вопреки расхожему мифу, в них чисто, сделан нормальный ремонт и не так шумно, как порой рассказывают.
Найти комфортабельные апартаменты на пару комнат с кухней — тоже не проблема. Советовать конкретный вариант гостиницы мы не будем — всё зависит от ваших предпочтений и лимита средств на отдых.
Помните, что в большинстве случаев гостиничные апартаменты лишены кухонь, а постоянное питание в кафе и столовых может стать серьёзной статьёй расходов. Поэтому, если вы едете на машине большой компанией, рекомендуем взять с собой мультиварку — она позволит оперативно приготовить завтрак или ужин. Также, при выборе номера уточните, будут ли в нём чайник или микроволновка. Как правило, они входят в комплектацию только при цене номера «выше среднего». Экономные райдеры могут просто взять с собой термос и наполнять его кипятком на ресепшене или в столовой.

Гостевые дома

Ещё одним вариантом жилья являются гостевые дома, которые будут отличным решением для больших компаний райдеров и семейного отдыха. Таких предложений с каждым годом всё больше, причём варианты можно найти как в посёлке, так и в непосредственной близости от горы и подъёмников.

Хостелы

Вариант для самых экономных райдеров. Хостелов в Шерегеше, как минимум, два — «YES!» и «Bear Hole». Цена в них колеблется от 450 до 900 рублей в сутки с человека, так что их по праву можно считать наиболее доступным жильём для катальщиков. Максимальный ценник приведён для недели новогодних праздников. Оба находятся в центре посёлка неподалёку от магазина «Мария-Ра», рядом с которым всегда дежурит множество таксистов, так что организовать себе трансфер на гору не проблема.

Про питание в Шерегеше

Большая часть кафе и столовых сконцентрированы в секторе А и только здесь их разнообразие достигает своего максимума. Покушать можно вкусно и недорого, но можно и отвалить за скромный пластиковый стаканчик невкусного чая целых 50 рублей. Как правило, чем ближе точка общепита к подъёмнику, тем выше в ней цены, а вот качество обслуживания за ними при этом не поспевает. Исключение составляет разве что нижняя часть выката в секторе А.
Рекомендуем предварительно изучить отзывы о заведении и познакомиться с его кухней. Среди наиболее популярных мест с довольно демократичными ценами и вкусной кухней:
  • кафе «Перекати-поле»;
  • кафе «Варежка»;
  • шашлычная «У Виталика»;
  • бар «Rooks»;
  • кафе «Юрта»;
  • буфет на первом этаже гостиницы «Сугроб».
Наиболее известными точками, с которыми у райдеров ассоциируется весь шерегешский общепит, являются кафе «Grelka» и «Трамплин», а также столовая «Пуля». Сносный обед на горе обойдётся минимум в 250-500 рублей, при этом не стоит ждать за эти деньги классического комплексного набора из трёх блюд.
Бар «Grelka»
Бар «Grelka» © Екатерина Климова, Instagram @egklimova
Питание на горе в большинстве случаев будет дороже, чем в столовых или кафе при гостиницах и точно невыгодно, если вы предпочитаете готовить самостоятельно. Для тех, кто хочет сэкономить, рекомендуем плотно завтракать, а на гору брать небольшой термос и перекус — поесть с относительным комфортом почти всегда можно за столиками, которые стоят прямо рядом с кафе. Обычно этого «топлива» достаточно, чтобы докатать день и ужинать уже дома.

Места катания и ски-пассы

Всю территорию курорта принято делить на три сектора, которые практически точно обозначают границы работы трёх наиболее крупных операторов канатных дорог:
  • сектор А (оператор «Каскад-Подъём», но также представлено ещё несколько небольших самостоятельных операторов — «Ольга», «СпортОтель», «Фристайл»);
  • сектор Е (оператор «Шория-Тур»);
  • сектор F — расположенные между секторами А и Е трассы и канатки «Панорама» и «SkyWay» (оператор Malca).
Большинство трасс и подъёмников в Шерегеше расположены в секторе А и здесь же сконцентрирована почти вся инфраструктура курорта — общепит, парковки, прокаты, сувенирные лавки, ски-сервисы и гостиницы. По этим причинам в этом секторе катается большинство райдеров, приехавших на курорт, а подъёмники в выходные дни собирают максимальной длины очереди. Здесь работают четыре больших кресельных подъёмника от оператора «Каскад». При этом в наступающем сезоне 2017/2018 ожидается запуск ещё двух канатных дорог, которые призваны разгрузить очереди. В секторе А расположены и наиболее известные трассы курорта — знаменитые «Лоб», «Елена» и «Доллар».
Выкат сектора А. По центру — трасса «Лоб»
Выкат сектора А. По центру — трасса «Лоб» © Екатерина Климова, Instagram @egklimova
Сектор Е расположен на юго-западном склоне горы Зелёной. Он оборудован комфортным гондольным подъёмником, с которого доступны две широкие хорошо подготавливаемые протяжённые трассы (4 км). Обе отличаются довольно пологим уклоном с парой сравнительно сложных участков, благодаря чему они востребованы у новичков и ценителей спокойного катания. Наиболее проблемным является начало обеих трасс — ветер на вершине сдувает снег, обнажая камни и сильно уплотняя склон. Сектор постепенно развивается, и наиболее ожидаемым является строительство и запуск подъёмника на гору Утуя. По ней уже проложены просеки трасс, но кататься по ним могут только фрирайдеры с заброской на ратраке.
Между секторами А и Е расположен участок горы, который обслуживается оператором Malca. Официально он именуется сектором F, но так его отмечают только на планах развития курорта. Здесь работают два крупных подъёмника — гондольно-кресельный «Панорама» и гондольный «SkyWay», который также известен как «Рыжики» или «Рыжие кабинки», за яркий цвет гондол, или как «Томичка» — по территориальному расположению компании-владельца. Трассы здесь не отличаются тем же разнообразием, что и в секторе А, но всё же интересны для многих райдеров. Есть крутой спуск, пологие выкаты для обучения новичков и знаменитый «Томский лес», расположенный в пространстве между трассами «SkyWay» и «Панорама», где можно получить ударную порцию пухляка.
«Синие опоры», сектор А
«Синие опоры», сектор А © Екатерина Климова, Instagram @egklimova
Цены на абонементы на крупных подъёмниках у всех операторов практически идентичны — 1 200 рублей за полный день и 800 рублей за 4 часа. Небольшое исключение составляет сектор Е, там ски-пассы на 50 рублей дороже. Совсем особняком можно выделить расположенный в секторе А подъёмник «Фристайл», который отличается наиболее низкими расценками — 500 рублей за 4 часа или 700 за день. При этом с 8:30 до 9:30 подняться на нём можно бесплатно — утренний пухляк завсегдатаи курорта и местные райдеры раскатывают именно с него. В это же время действует 10%-скидка на покупку абонементов. К плюсам «Фристайла» также стоит отнести доступность с него трассы «Лоб» и склонов «Панорамы», а также его сравнительно стабильную работу даже в откровенно плохих погодных условиях.
Дети до 8 или 10 лет, в зависимости от оператора канатной дороги, могут пользоваться подъёмниками бесплатно.
Стоимость разовых подъёмов сильно варьируется от оператора к оператору и в некоторых случаях откровенно завышена. Так, подъёмники «Панорама» и «SkyWay» на практике выгодны только своими 4-часовыми и дневными абонементами. Также следует учесть, что в период новогодних праздников цена на скипассы ощутимо вырастает.
К цене абонементов придётся добавить ещё 100 рублей за карточку. Эта сумма невозвратная, поэтому пластик лучше сохранить для будущих поездок. На данный момент в Шерегеше также существует условно «единый» ски-пасс, который пока что охватывает не всю территорию курорта. За 1 400 рублей вы можете получить дневной абонемент на все подъёмники оператора «Каскад-Подъём» и гондольный подъёмник сектора Е. «Панорама», «SkyWay», «Фристайл», «СпортОтель», а также бугель сектора Е, увы, в «зону покрытия» единым ски-пассом не входят.

Прокаты в Шерегеше

Прокат позволяет добраться до курорта налегке, опробовать новые модели лыж и сноубордов, а также не переживать из-за прогноза погоды и везти с собой сразу несколько снарядов. Если снегопадов мало — можно потестить лыжи для трассы, а если навалило пухляка — взять напрокат модели для фрирайда.
В Шерегеше представлено много прокатов разного уровня — в них можно найти снаряды как для новичков, так и для опытных райдеров. Те, кто выбираются в горы нечасто или ещё только учатся кататься, могут взять напрокат весь комплект снаряжения — маску, защиту, палочки и варежки/перчатки. А в некоторых случаях можно даже одеться в хороший горнолыжный костюм! Пункты проката также нередко оказывают услуги камеры хранения — здесь можно оставить рюкзак, снегоступы или иное снаряжение. Цена за ячейку очень гуманная — 50 рублей.
Одним из наиболее востребованных прокатов в Шерегеше является сети «Райдер» и «Ski House», где можно взять и протестировать лыжи и сноуборды текущего сезона. При этом снаряжение здесь постоянно обновляется и поддерживается в хорошем состоянии.
В секторе А в непосредственной близости от прокатов расположено несколько сервисных мастерских, где можно починить или подготовить свои снаряды для катания. В сервисе «SKI Айболит» есть даже станки Wintersteiger и стенд для подгонки ботинок Fischer Vacuum Fit.

Фрирайд

Разумеется, Шерегеш, в первую очередь, настоящая Мекка для всех ценителей внетрассового катания. Здесь регулярно проводятся различные фрирайд-школы, а также работают несколько операторов фрирайд-туров. Локаций для катания вне трасс множество — они отличаются как уклоном, протяжённостью и рельефом, так и густотой леса и характером снега. Но ключевое отличие между ними кроется в доступности — некоторые фрирайд споты доступны уже с подъёмников, а чтобы добраться до остальных необходима заброска на снегоходах/ратраках или же полноценный скитур-выход.
© Екатерина Климова, Instagram @egklimova
В период обильных снегопадов самой доступной зоной фрирайд-катания становятся сами трассы — их просто не успевают ратрачить, особенно когда снег идёт почти непрерывно несколько дней. В такие моменты фрирайдерами невольно становятся все горнолыжники и сноубордисты курорта :) Такая погода на деле редкость и поэтому является настоящим подарком для любителей катания по полям нетронутого паудера. Здесь работает принцип «Кто рано встаёт…» — тонны снега на трассах, нападавшего за вечер и ночь, раскатываются буквально за пару часов после начала работы подъёмников. Поэтому любителям оставить в целине первый след рекомендуем не тусить в клубе, а лечь спать пораньше и быть на горе незадолго до пуска канатных дорог. Ну или вообще не ложиться :)
Ввиду своей доступности, наибольшей популярностью среди поклонников внетрассового катания пользуются фрирайд-локации, сосредоточенные в лесах за пределами трасс и просек, которые расположены в непосредственной близости от канатных дорог:
  • Долина реки Каменушки. Среди райдеров-ветеранов именуется «Курумы» или «Курума́». Расположена между склонами гор Зелёная и Комсомолка. Здесь находится знаменитый шерегешский курумник — долина укрыта огромными валунами, пространство между которыми засыпает снегом. Фрирайд здесь требует немало усилий и хороших навыков внетрассового катания, но очень динамичен благодаря дропам со снежных «подушек», которые насыпает поверх валунов курумника. Каменушка доступна сразу с двух трасс — «Елена» (подъёмник «Синие кресла») и «Доллар» (подъёмник «Хлебница»).
Катание по знаменитому шерегешскому курумнику
Катание по знаменитому шерегешскому курумнику © Екатерина Климова, Instagram @egklimova
  • Также с подъёмника «Хлебница» доступен так называемый «Северный лес» — сравнительно узкий участок, расположенный между самой трассой «Доллар» и технической просекой.
  • Ещё одним популярным фрирайд-спотом является узкий сегмент леса, который тянется вдоль канатной дороги «Синие кресла». Несмотря на близость к трассе, его раскатывают отнюдь не сразу из-за сравнительно большой крутизны склона.
  • Уже упомянутый «Томский лес» (иногда именуется «Южным») находится между канатными дорогами «Панорама» и «SkyWay». Ввиду меньшей популярности этого сектора курорта, лес здесь раскатывается сравнительно медленно, поэтому даже после продолжительного перерыва в снегопадах многие фрирайдеры находят здесь нетронутые поляны целины. Ориентирование в «Томском лесу» облегчают подготовленные трассы и просека канатной дороги. В одном месте его пересекает снегоходная трасса с указателями по которой можно выехать напрямую к выкату сектора А или к подъёмнику «Фристайл».
Описанных спотов вполне достаточно, чтобы покататься в паудер-дни, но из-за своей доступности они довольно быстро раскатываются, когда на курорте много райдеров, а погода стоит бесснежная. Вопреки расхожему мнению, в Шерегеше снег не «сыпет постоянно». Перерыв между обильными снегопадами может быть достаточно длительным — от нескольких дней до пары недель и захватить все даты вашей поездки.
© «Горный Патруль»
Чтобы быть застрахованным от таких капризов погоды, планируя познакомиться со знаменитым гешевским паудером, стоит обязательно заложить в бюджет поездки стоимость фрирайд-тура. Он предполагает заброску к труднодоступным склонам Северного Мустага, долины реки Тельбес или горы Утуя на ратраке с пассажирской кабиной и в сопровождении гидов. Стоимость однодневного тура обычно довольно гуманная — 5 000 рублей с человека (в новогодние праздники цена вырастает) — в неё помимо заброски и гидов входит обед и аренда лавинного оборудования. За день можно сделать от 6 до 12 спусков, в зависимости от уровня группы и погодных условий. Организаторов подобных фрирайд-туров в Шерегеше сегодня несколько, но самые известные из них — «Горный Патруль» и «Black Cat». Помимо однодневных туров, в Шерегеше проводятся многодневные фрирайд-программы.
Помимо ратраков заброску можно провести на снегоходах, но выгодно это только в формате одного-двух спусков и гидов с вами не будет. Некоторые снегоходные маршруты предполагают не только заброску фрирайдеров, но и их доставку обратно, так как спуск заканчивается вне территории курорта. В своеобразный «джентльменский набор» входят так называемые «Малиновые поля», расположенные в стороне от трассы «Доллар» на юго-восточных склонах горы Комсомолка, долина реки Тельбес и знаменитые «Карнизы» — обрывистые склоны горы Курган, которые понравятся любителям прыжков. Однако кататься здесь следует очень аккуратно, так как место лавиноопасно и есть риск обвала снежных карнизов.
В экскурсионных целях можно посетить местную достопримечательность — поклонный крест на горе Курган, откуда открывается отличный вид на окружающие долины и скалы-останцы «Верблюды». Оттуда же можно совершить спуск вдоль снегоходной трассы, который завершится уже описанной долиной реки Каменушки. Но сноубордистам при этом стоит взять с собой треккинговые палки — спуск с горы Курган приходится на плато с минимальным уклоном.
Несмотря на простоту шерегешского рельефа и низкую лавиноопасность, следует соблюдать предельную осторожность при катании вне трасс.

Безопасность

Если не считать нарушителей кодекса FIS на трассах, главные опасности подстерегают райдеров Шерегеша за их пределами. На склонах Зелёной и окрестных гор действительно очень низкая лавинная опасность (хотя пусть и минимальная, но она присутствует). Однако любителей раскатывать пухляк здесь ждут иные риски. Достаточно большую опасность представляют из себя «колодцы» из очень рыхлого снега с воздушными полостями, которые формируются около стволов деревьев. Угодить в такой в рамках шерегешского лесного фрирайда достаточно просто, а вот выбраться — очень нелегко, а если вы упали вниз головой, то и вовсе невозможно без посторонней помощи. К сожалению, порой это приводит к трагическим случаям с летальным исходом, когда райдеры задыхаются, не выбравшись из-под снега.
© Екатерина Климова, Instagram @egklimova
Схожую опасность представляют ручьи, которые не замерзают, а просто укрываются пушистым снегом. Многие райдеры совершают большую ошибку и едут прямо по их руслу, вместо того, чтобы держаться берегов — при неудачном падении велик риск провалиться через глубокий снег в ручей вниз головой. Выбраться из такой западни самостоятельно практически невозможно. Поэтому, при внетрассовом катании очень важно соблюдать предельную осторожность, никогда не кататься в одиночку и стараться не терять товарищей из виду.
Второй главный враг шерегешских фрирайдеров — дезориентация. Нередко в условиях снегопада или бурана райдеры вовремя не сворачивают в сторону трасс и подъёмников и оказываются в густом лесу, где действительно легко заблудиться, что может привести к печальным последствиям. Поэтому всегда держите при себе заряженный телефон, желательно с набором оффлайн карт курорта, чтобы вовремя сориентироваться и связаться со спасателями.
Номер телефона спасателей в Шерегеше — +8 (903) 985-99-48. Помните, что этот номер предназначен для экстренных обращений, не нужно использовать его в качестве справочной.
Не менее важной проблемой в Шерегеше является воровство снаряжения. При наплыве райдеров на курорт лыжи и сноуборды в изобилии стоят около кафе без присмотра, чем и пользуются злоумышленники. Поэтому либо держите свой снаряд всегда при себе, либо захватите с собой в поездку простой велосипедный замочек-трос, чтобы пристегнуть ценную экипировку на время перекуса.

Одежда и снаряжение

Курорт расположен в Сибири, поэтому отличается довольно холодным климатом. Но мороз здесь переносится гораздо легче, чем, например, в Красной Поляне, благодаря достаточно сухому воздуху. Так что, катание при температуре -20°C в Шерегеше достаточно комфортно, при условии, что вы тепло одеты. Поэтому здесь очень даже актуальны горнолыжные костюмы с утеплённым подкладом и катальные пуховики, которые мало востребованы на курортах с мягким климатом — в той же Красной Поляне или Гудаури. Особенно это касается райдеров, которые предпочитают кататься исключительно по трассам.
Ценителям внетрассового катания и скитурных выходов куда лучше подойдёт, ставшая классической, 3-слойная система одежды — хорошо отводящее влагу термобельё, флисовая кофта или «пуховый свитер», а также мембранная куртка/брюки без какой-либо подкладки. Такой комплект позволит не только обеспечит приемлемый «климат-контроль» в зависимости от интенсивности нагрузок, но и позволит комфортно кататься при любой погоде — от январского мороза до апрельской оттепели.
В отличие от Красной Поляны, в Шерегеше необязательно применять мембранную одежду с исключительно высокими показателями водостойкости — мокрый снег с дождём здесь большая редкость, а откровенно сыро на курорте становится только с середины марта. С другой стороны, высокая водостойкость в мембранных материалах обычно рука об руку шагает вместе с хорошей паропроницаемостью и общим высоким уровнем исполнения. А эти параметры в вашей горнолыжной одежде уже точно не будут лишними.
Облик шерегешского райдера готового к холодам :)
Облик шерегешского райдера готового к холодам :) © Алексей Воронов
Шерегеш знаменит своим обилием снега, который нередко сыпет без остановки и даже на подготовленном склоне можно ухнуть в большой сугроб. Поэтому комбинезон или застёгивающаяся с брюками куртка будут очень кстати, не позволяя снегу засыпаться куда не следует. Также очень полезен будет объёмный капюшон, который можно будет накинуть и затянуть прямо поверх шлема. Он защитит от неприятных порывов холодного ветра, который на вершине Зелёной исключительно частое явление.
Качественный и правильно подобранный комплект одежды на практике является не только залогом комфортного катания, но и порой помогает избежать очередей на подъёмник. Как только погода портится, а на вершине горы начинает дуть пронизывающий холодный ветер, райдеры массово мигрируют на гондольные канатные дороги и кресельные подъёмники, оснащённые ветрозащитным экраном. Очереди же на открытых креселках при этом быстро рассасываются, чем может не преминуть воспользоваться хорошо одетый райдер :)
Не стоит забывать и об одной из ключевых проблем подъёмников — холодных креслах. Спасти пятую точку от холода можно разными способами — используя туристическую «сидушку-хобу», а также надев защитные шорты или тёплую поддёву, например, утеплённые шорты-самосбросы.
Следующая важная рекомендация касается горнолыжной оптики. Шерегеш зимой не балует своих гостей солнечной погодой, да и расположен этот курорт сравнительно низко над уровнем моря. Поэтому использовать там тёмные линзы, ориентированные на катание при ярком освещении мы не советуем. Гораздо лучше себя зарекомендовали фильтры категории S2-S1 контрастных жёлтого, оранжевого или розового цветов. Они хорошо «подсвечивают» микрорельеф склона, особенно в пасмурные и снежные дни, которых в Шерегеше — большинство. При этом в них будет вполне комфортно кататься даже в солнечные деньки в начале марта.

Развлечения

Шерегеш отличается достаточно разнообразным apres-ski отдыхом. В непосредственной близости от гостиниц расположены множество баров, клубов и кафе, которые могут сильно разнится по антуражу и аудитории. Изучайте отзывы и выбирайте понравившееся заведение.
Любители более спокойного отдыха и желающие расслабиться после напряжённого дня катания могут заказать баню. Также в посёлке совсем недавно открылся SPA-центр, успевший собрать весьма положительные отзывы. Те, кто живут в квартирах и хостелах в посёлке могут сходить в современный кинотеатр, расположенный в здании местного ДК. При наличии хорошей погоды и свободных средств можно полетать над курортом на параплане.
© Екатерина Климова, Instagram @egklimova
Но по-настоящему развлекательная составляющая курорта раскрывается в период весенних фестивалей. Программа Grelka Fest обычно делится на несколько уик-эндов и знаменитый спуск в купальниках, пусть и кульминационная, но лишь малая часть всех мероприятий.

Источники дополнительной информации и мобильный путеводитель по Шерегешу

Единого официального сайта, на котором бы аккумулировалась бы все сведения о Шерегеше, к сожалению, нет. Есть целый ряд ресурсов, из которых можно почерпнуть актуальную информацию о состоянии дел на курорте — о гостиницах, подъёмниках, прокатах, местах катания и пр. Наиболее популярными являются сайты gesh.info, kuzuk.ru, sheregesh.su а также небезызвестный форум mustag.ru, появление которого совпало с началом горнолыжного бума в Шерегеше. Также операторы фрирайд-программ, чартерных автобусов и некоторых гостиниц активно занимаются собственными группами в социальных сетях и довольно оперативно отвечают на насущные вопросы райдеров.
Чтобы не потеряться на курорте и не пропустить самое интересное можно скачать на свой смартфон или планшет мобильное приложение «Шерегеш Today». Ребята объединили в одном месте справочник с актуальными ценами, событиями, интересными местами. Информация постоянно добавляется и обновляется, проверяются каждое межсезонье, и разработчики стараются первыми узнавать о новых местах для развлечений и отдыха. Также можно проверить наличие свободных мест в чартерных автобусах или уточнить номера гостиниц и мгновенно забронировать номера. Уже находясь на курорте с приложения удобно смотреть веб-камеры и проверять не отключили ли подъёмники из-за непогоды. А чтобы вы не пропустили очередную вечеринку в баре вам пришлют push-уведомление с какой-нибудь скидкой на стаканчик-другой горячего глинтвейна. В сезоне 2017-2018 ребята первые добавили на карту новые подъёмники и следят за всеми изменениями в Шерегеше. Скачивайте, пригодится как минимум на сезон.
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2018 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме:

Скитур- и фрирайд-программы в Красной поляне от Горного Клуба «Спорт-Марафон»
Краснополянский Горный Клуб, ещё один замечательный проект команды Спорт-Марафон, помогает фрирайдерам и скитурщикам увидеть самые сладкие фрирайд-маршруты Красной Поляны. Гиды КГК расскажут, как попасть на программы, что делать, если у вас нет компании, какое снаряжение нужно и где его взять. А также, как обеспечить максимальную безопасность катания вне трасс
далее
Новинки горных лыж сезона 17/18
Ежесезонно производители горных лыж стремятся создать максимально технологичную и привлекательную коллекцию, которая пришлась бы по вкусу большинству райдеров. Хотя модельный ряд редко претерпевает глобальные изменения, коллекции регулярно пополняются оригинальными «изюминками». Наш обзор рассказывает о самых интересных новинках среди горных лыж сезона 17/18 от лидеров индустрии горнолыжного снаряжения
далее
Как стать фрирайдером?
Фрирайд — это болезнь! Каковы её первые симптомы и к чему нужно быть готовым? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашем материале…
далее
Про Тоо-Ашуу, горнолыжную базу между Тянь-Шанем и Памиром
Разведка новых мест для катания — что может быть интереснее? Рано или поздно многолюдные курорты надоедают — и хочется уютного, малолюдного мирка с отличным катанием. И найти такие места вполне реально даже в России и СНГ. Одна из таких малоизвестных, но отличных баз для катания обнаружилась в Киргизии — на перевале Тоо-Ашуу
далее
Список снаряжения для фрирайда от Сергея Веденина
Фрирайд — он разный, и снаряжение для фрирайда разное, и не может быть универсально совета, что брать с собой, одного универсального комплекта. В этой статье мы поговорим о страховочном, спасательном и аварийном снаряжении
далее

Комментарии

comments powered by HyperComments