0

Про цеховые горные лыжи: мифы и реальность

В разговорах спортсменов и экспертов об инвентаре для соревнований, помимо споров о геометрии и жёсткости лыж, часто можно услышать вопрос, настоящий ли это спортцех. В этом материале постараемся разобраться во всех тонкостях и развеять (или подтвердить) несколько наиболее популярных мифов.
Для начала договоримся о терминах. Будем называть «спортцехом» или просто «спортивными» все лыжи, которые сделаны для применения на спортивных трассах, для тренировок и соревнований. Те, которые производители называют Racing skis и помещают их в отдельные каталоги. Все такие модели имеют узкую специализацию и рассчитаны на жёсткие трассы своей дисциплины, высокую технику спортсмена и его физическую готовность.
Все крупные производители за год продают десятки и сотни тысяч пар лыж различного назначения. Спрос на спортивные модели также достаточно велик, и их тоже производят тысячами. Принципы конструирования у всех производителей довольно схожи, но разница кроется в деталях. Независимо от дисциплины, важно, чтобы лыжа соответствовала мастерству спортсмена. Помимо геометрии модели и качества скользящей поверхности, в итоговом поведении лыж особую роль играет продольная жёсткость.

Миф о жёсткости

Довольно часто приходится слышать, что «хорошая цеховая лыжа — это жёсткая лыжа». Доля правды в этом есть, но всё не так однозначно. На ледяной трассе на жёсткой лыже можно показать более быстрые секунды, чем на мягкой, но для этого нужно иметь достаточно сил. Гонщики Кубка мира в последние годы способны воспроизводить такие нагрузки, что даже их организм не всегда выдерживает. К сожалению, травмы случаются не только от падений, а даже просто во время спуска, когда связки или суставы не выдерживают развиваемой спортсменом мощности. Поэтому у профессиональных спортсменов в арсенале есть лыжи разных жёсткостей: для льда жёсткие, а для мягких весенних условий помягче, чтобы лыжа не закапывалась в разрыхлённый снег и не тормозила.
Спортсмены-любители, даже хорошо тренированные, близко не сравнятся с нынешними профи. И вариант с более мягкой лыжей для них предпочтительнее не только из-за физических данных спортсмена, но и из-за уровня подготовки трасс. Любительские соревнования проходят на обычных трассах горнолыжных курортов, которые готовят для рядовых любителей горнолыжного отдыха, поэтому, даже хорошо укатанные, они далеко не всегда жёсткие. А если много натурального снега, то выбоины, колеи и ямы неизбежны, и тут мягкая лыжа поможет.
Важно
Каждый производитель измеряет и обозначает уровень жёсткости на своих моделях самостоятельно. Единого стандарта нет, но принцип измерения один: измеряют величину прогиба лыжи в миллиметрах при выбранной нагрузке. Разница в величине нагрузки и в точке измерения прогиба. Поэтому одинаковые значения, написанные на лыжах разных брендов, сравнивать нельзя. Значение зависит и от длины лыжи, поэтому следует учитывать рекомендации каждого производителя для каждой модели.
Измерение жёсткости лыжи на фабрике Fischer
Измерение жёсткости лыжи на фабрике Fischer

Миф о спеццехе

Говорят, что «для топ-гонщиков лыжи делают на лучшем оборудовании». Не на лучшем, но на отдельном. Всё дело в объёмах производства и необходимой точности параметров. Лыжи для гонщиков топ-уровня (Кубок мира) производят индивидуально, под особенности каждого спортсмена. Кому-то надо жёстче, кому-то чуть мягче. Для кого-то нужен жёсткий носок, а кому-то, наоборот, пятка. Плюс к этому разные варианты на разные типа снега, склона и так далее.
У Марселя Хиршера перед началом сезона было 100 пар лыж, сделанных только для него. В борьбе за сотые доли секунды важна каждая мелочь. Для этого нужны оборудование и пресс, которые «свободны» от постоянной серийной работы. У спортсменов национальных команд запросы поменьше, но им тоже нужны лыжи строго определённой жёсткости. Особенность производства лыж в том, что для получения лыж строго заданного параметра необходима часовая точность в изготовлении компонентов. Несколько десятых долей миллиметра в толщине сердечника изменяют жёсткость лыжи на несколько миллиметров. Из-за этого производители вынуждены выбирать: либо точно настроить оборудование и получить лыжи стопроцентно заданного параметра, но в малом объёме, либо сделать бо́льший объём, но получить небольшой разброс в параметрах. Поэтому для штучного, более точного производства часть оборудования выделяют из общего процесса. Что происходит в серийном производстве и влияет ли это на качество — чуть далее.

Видео по теме

Видео по теме

Миф о конструкции

Говорят, что «настоящие» спортивные лыжи конструктивно отличаются от серийных. Это не на 100% правда, а чтобы понять, в чём дело, нужно немного углубиться в детали. Все спортивные лыжи делаются в технологии сэндвич — просто потому, что только так можно быстро менять компоненты и вносить изменения. Разработка лыж — это непрекращающийся процесс. Конструкторы постоянно экспериментируют и создают новые образцы — прототипы, которые тестируются спортсменами уровня Кубка мира. На основании полученных результатов раз в год принимается решение о той спецификации лыжи, которая идёт в серийное производство. Из остальных вариантов какие-то признаются неудачными, а какие-то могут подойти тем или иным спортсменам и производятся для них в небольшом количестве. А может появиться новый интересный вариант, который спортсмены начнут тут же использовать, а в серию он сможет попасть только на следующий год. Хотя возможен и вариант, что к моменту принятия решения о спецификации следующего серийного образца какие-то разработки уже устареют. Часть прототипов компании продают, а поскольку дизайн у них такой же, как у лыжи, попавшей в серию, можно найти различия в одинаковых на первый взгляд лыжах. При этом нельзя сказать, какая из них «правильная», а какая нет.

Миф о качестве

Говорят, что «лыжи, сделанные для спортсменов и национальных команд, качественные, а массовые — нет». Это стопроцентное заблуждение. Ни одна компания-производитель не будет делать некачественный продукт. Такой подход — прямой путь к потере позиций на рынке и разорению. Нюанс здесь в другом. Допуски по параметрам подготовки компонентов в серийном производстве приходится делать чуть больше, чем в штучном. На жёсткость лыжи влияют доли миллиметров в сердечнике и мельчайшие настройки пресса. Идеальная настройка требует времени, а для производства тысяч лыж его в таком количестве нет. Поэтому при серийном производстве из тысяч сделанных пар какая-то будет чуть жёстче, а какая-то чуть мягче эталона. При контроле качества всё это будет проверено, измерено и промаркировано. Разница эта достаточно небольшая, так что далеко не каждый сможет её заметить.
Измерение жёсткости лыжи на заводе Augment
Измерение жёсткости лыжи на заводе Augment

Лыжа из-под спортсмена

Иногда от спортсменов и любителей можно слышать фразу, что он достал себе пару лыж, на которой выступал тот или иной спортсмен. Правда ли это? Бывает, что правда. Конечно, лыжу, сделанную индивидуально для спортсменов высшей лиги вроде Микаэлы Шиффрин, найти не удастся. Лыжи такого уровня никогда и никому не показывают, чтобы не дай бог конкурентам не достались. А вот в случае с гонщиками попроще такое может быть. В ходе сезона гонщики используют много разных пар, на каких-то выступают, какие-то только тестируют. Причин, по которым спортсмен перестал их использовать, может быть несколько: лыжи частично выработали свой ресурс, не подходят топ-спортсмену по характеристикам, но спортсмену-любителю могут подойти. А может быть, появилась более подходящая для гонщика пара, и другие становятся не такими интересными, и их можно продать. Так или иначе, подробную историю этой пары и срок её службы вы не узнаете, и покупка таких лыж всегда своего рода лотерея. Но точно можно сказать, что поначалу такая лыжа будет строгой и скользкой.
В завершение необходимо отметить ещё один важный факт, о котором нечасто вспоминают, но который может оказать решающее влияние при выборе, — это ресурс лыж. Спортсмен топ-уровня сам лыжи не покупает и может менять их довольно часто. Некоторые производители признают, что при серийном производстве лыж они вносят небольшие дополнения, направленные на увеличение срока службы лыж. Большинство любителей стартуют на трассах далеко не идеальной подготовки, поэтому риск повредить дорогой снаряд куда выше. Техника прохождения тоже отличается. Уж если Хиршер и Шиффрин клеили защиту от древков на свои слаломки, то что уж говорить о нас, любителях. Обо всём этом необходимо помнить, принимая решение, какую «цеховую» лыжу покупать — из большой серии или мелкосерийную пару.

Об авторе

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2019 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Осталось заполнить:
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Если вы в теме и умеете грамотно работать с текстом - у нас есть интересная работа.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.