Весь товар, представленный на сайте Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

«Фишки» современных лыж

29.11.2013

«Фишки» современных лыж

Любопытно, какие «фишки» разработчики закладывают в конструкцию лучших образцов современных моделей лыж, предназначенных для различных условий катания. Каждая группа лыж разрабатывается для определенных условий эксплуатации, и именно исходя из условий катания и используются те или иные технологии и конструктивные особенности. Да, в основе всех современных лыж - сэндвич или сэндвич с боковыми стенками из пластика ABS, кэп или монокок, в зависимости от назначения и ценовой группы. Форма прогиба – камбер плюс рокер в большей или меньшей степени. Ну а все остальное уже на совести производителей.

Начнем с моделей группы race

RACE

Конструкция – сэндвич или сэндвич с боковыми стенками, деревянный сердечник, слои титанала для увеличения упругости. Скользящая поверхность sintered - спеченная из гранулированного полиэтилена. В лыжах этой группы в полиэтилен иногда добавляют графит, который придает прочность. Рокер в носке минимальный – порядка 10%. Собственно, все.

Конечно, различные производители вводят в эту конструкцию свои изменения, но иногда кажется, что «скрытое» предназначение всех этих изменений - выделить именно свои лыжи из линейки всех аналогичных лыж в магазине.

Так, Elan выпускает слаломные лыжи по асимметричной технологии Amphibio – то есть внешний кант в носке и пятке немного приподнят над склоном, если лыжи плоско идут по снегу, такая технология позволяет устранить нежелательные зацепления. Мало этого! Применяется еще и Power Spine – еще одна асимметричная технология, дугообразный «хребет», повышающий торсионную жесткость, когда лыжа идет на более цепком канте.

Head применяет электронную систему Kers, которая накапливает энергию при сгибании лыжи и отдает ее на выходе из поворота, усиливая отдачу и увеличивая скорость реакции.

Rossignol и Blizzard используют карбон – легкий и очень упругий материал, улучшающий динамику лыжи.

Fischer и Kastle выделяются окном в носке – более легкий материал окна снижает вес носка и уменьшает момент инерции лыжи.

Особняком стоят модели Atomic D2 Sl, сделанная по технологии Doubledeck, и Salomon X-Race с технологией Powerline Titanium - подвижной пластиной внутри лыжи. Обе эти технологии нацелены на расширение скоростного диапазона лыжи и активное подавление вибраций. Нужно отметить, что X-Race пришли на смену сразу двум линиям прошлого сезона — гигантской 2V Race Powerline и слаломной 3V Race Powerline. Новинка принципиальная: впервые выпущена модель и для слалома, и для гиганта одновременно: в коротких ростовках у модели типичная слаломная геометрия, в длинных — гигантская.

Еще одна интересная технология, использованная Stockli – лазерные насечки на титаналовой пластине для обеспечения точного контроля соотношения торсионной и продольной жесткости.

Карвинг

Как правило, конструкция мощных моделей этой группы такая же, как и у моделей race, рокер тоже минимальный, но модели для карвинга делают несколько мягче, поскольку скорости катания на склонах для массового катания ниже. А в моделях среднего и нижнего ценового диапазона могут применяться конструкции полу-сэндвич, кэп, или аналогичная конструкция от Salomon – монокок. В этой группе моделей производители внедряют довольно большое количество разнообразных технологий, отчасти тех же, что и в лыжах группы race, но иногда и довольно экзотические.

Такова, например, технология Waveflex от Elan: один из слоев металла в лыже не плоский, а похожий на волнистый кровельный шифер. Используя такую конструкцию, Elan делает лыжу более гибкой, одновременно повышая торсионную жесткость. И сочетается это с асимметричной технологией Amphibio.

Любителям карвинга и необычных технологий в первую очередь нужно взять на заметку линию моделей C-Line компании Fischer. В этих элитных моделях применены два уникальных решения. На лыжах C-line установлены новые платформы с возможностью индивидуальной регулировки: они позволяют варьировать характер прогиба лыжи в зоне креплений, меняя ее поведение в зависимости от стиля лыжника и внешних условий катания. Во всех лыжах серии используется конструкция с карбоновой силовой рубашкой, которая обеспечивает лыже повышенную жесткость – продольную и торсионную, при сравнительно небольшом весе.

Любопытную платформу ARC компания Atomic применила в новой линейке моделей Nomad [S] – интерфейс закреплен в единственной точке – центре лыжи, передняя и задняя часть его сделаны плавающими, благодаря такому решению ботинок, зажатый в крепления, абсолютно не влияет на прогиб лыжи. А вставки из эластомера еще и хорошо гасят вибрации на самом жестком склоне. А от линии Nomad модели новой линии унаследовали мягкость скольжения и широкий скоростной диапазон.

В линии Pursuit компания Rossignol также применяет любопытное решение – технологию H. Носок и пятка лыжи разрезаны, так что в этих зонах внутренний и внешний канты работают независимо, обеспечивая более точную инициацию дуги и мягкий, без зацеплений, вход в поворот. Помимо этого, в конструкции моделей используется базальт, который призван улучшить демпфирование и стабильность.

Salomon не позиционирует ни одну из своих линий лыж специально для карвинга, вместо этого используется сразу несколько линий, входящих в группу All Mountain Frontside – универсалы в основном для подготовленных склонов. Среди нескольких линий выделяется своей V-образной геометрией BBR: очень широкий носок сочетается с узкими талией и пяткой. Такая геометрия – это легкий вход в поворот и амортизация неровностей склона. А в линии более традиционной геометрии Enduro в некоторых моделях используется технология Powerline, похожая на используемую в группе race, а в разных моделях линии - пока еще не слишком привычные базальт и бамбук. Использование бамбука позволяет конструкторам снизить вес при сохранении упругости лыж.

Многоцелевые лыжи

Собственно, разговор об этой группе лыж уже начат: некоторые модели, предназначенные для подготовленных склонов, отлично работают и за их пределами, например широкие модели линий BBR и Enduro от Salomon. Да и конструкция похожа. Но растет ширина лыж, немного снижаются требования к торсионной жесткости, лыжи становятся немного мягче, а рокер – более выраженным. В этой группе лыж рокер в носке занимает уже 15 – 20%, в некоторых моделях появляется и рокер в пятке. Закантованная лыжа с таким типом рокера цепляется кантами не сразу у носка, а несколько ближе к креплению, соответственно на жестком склоне она работает как более короткая. Этому, кстати, способствует и рокер в пятке. Смягченный носок лыжи идет над поверхностью склона и мягко обрабатывает встречающиеся препятствия и неровности.

Из уникальных технологий и конструкций в первую очередь нужно отметить Hybrid от Fischer, самая заметная «фишка» которых - переключатель, позволяющий изменять рокер. Благодаря своей конструкции лыжа переключается из режима агрессивного карвера в режим полноценной модели All Mountain. Заметим, что это действительно уникальное решение.

Rossignol в линии Experience применяет каскадный носок – специфическая конструкция с «послойным» укорочением лыжи (каждый слой из двух верхних короче нижележащего), благодаря чему снижается вес носка и его инерция, что придает лыжам более живой характер.

Эта группа настолько широка, что Salomon делит ее на две: модели в основном для подготовленных трасс – All Mountain Frontside, и предназначенные больше для внетрассового катания, но все еще универсальные - All Mountain Backside. И в от вторая – более широкая – группа лыж, любопытна, к примеру, сотовым носком, который использует Salomon в моделях линии Quest. Такой облегченный носок, как и прозрачное окно в коллекции Kastle или в моделях Fischer Race, снижает вес носка и уменьшает момент инерции лыжи, а вдобавок она легче всплывает в целине. Еще одно интересное решение в лыжах Quest – на носке и пятке канты укорочены, что не только снижает вес, но и уменьшает вероятность нежелательных зацеплений за склон.

Atomic также делит свои универсальные лыжи на две линии: Nomad - в основном для подготовленных трасс, и Vantage – более широкие, в основном для внетрассового катания. Nomad производятся уже несколько лет, их особенность – использование секторов из материала, который изменяет свои свойства под нагрузкой, благодаря чему у лыж широкий скоростной диапазон и отличное гашение вибраций. В этом сезоне во всех моделях линии используется новый интерфейс ARC. В линии лыж Vantage применяет своеобразный хребет Backbone – слой металла или карбона специальной формы, который обеспечивает стабильность скольжения и отдачу.

Фриски

По поводу рокера – здесь он есть, и большой – до 65% от общей длины лыжи. А в зоне креплений – как правило, камбер с карвинг-зоной, чтобы на жестком склоне хотя бы средней зоной лыжи можно было зацепиться.

В некоторых моделях используется тэйпер – сужение носка, а иногда — и пятки «рокернутой»лыжи, начиная от точки контакта лыжи со снегом. Смысл тейпера — носок стабильнее идет по целине и лучше режет ветровую корку. Стабильность за счет того, что такой носок практически невозможно утопить. Как следствие — он идет по верху корки. Еще один плюс: управляемость в рыхлом снегу улучшается. Salomon такую геометрию называет Hook free taper и 5 Points Sidecut.

Atomic в некоторых моделях своей коллекции лыж для внетрассового катания применяет вставки в зоне креплений – бустеры SPB из титанала или карбона, а также Mega Grip TI перед и позади креплений – в моделях бэккантри. И та и другая технология увеличивают торсионную жесткость и хватку кантов, а Mega Grip TI вдобавок повышает прочность зоны установки креплений.

Несколько компаний применяют специальную форму носка лыжи, похожую или на нос корабля или плоскодонной лодки, как у моделей Elan с технологией TBT – Triple Base Technology. В лыжах с TBT скользящая поверхность в зоне носка расположена под тремя разными углами – у кантов она наклонная, так что края лыжи приподняты, а в середине лыжи – плоская. Приподнятые канты предотвращают нежелательные зацепы, а плоская зона обеспечивает стабильные вылеты и приземления.

В носке и пятке лыжи Scott применяет технологию Venturi Tip & Tail: такая конструкция дает отличную всплываемость и легкую инициацию поворота в мягком снегу, сохраняя при этом превосходный контроль канта на жестком склоне.

Запатентованная Rossignol технология Air Tip — это сотовая конструкция носка, сохраняющая максимальную торсионную жесткость. Вес моделей линии лыж для фрирайда S7перераспределен так, что центр тяжести лыжи максимально приближен к середине лыжи, и лыжник тратит меньше усилий на управление лыжами.

Аналогичное решение использует и Salomon в моделях Powder-линии Rocker2. А еще здесь используются укороченные канты и усиление кантов – слой специальных волокон непосредственно над кантами для получения более стойкой к ударам конструкции.

Какой вывод из всего этого можно сделать? Простой и очевидный: у каждого крупного производителя есть свои «фишки». В некоторых случаях эти решения не уникальны, хотя и называются по-разному. А если их вообще нет – значит, опыт разработчиков показал, что они не так уж и эффективны…


Георгий Дубенецкий,

специально для "Спорт-Марафон"

Поделиться

Комментарии

comments powered by HyperComments