Весь товар, представленный на сайте Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Медицинское страхование и аварийные ситуации в походах.

01.05.2014

Медицинское страхование и аварийные ситуации в походах.

Медицинское страхование не является гарантией того, что с вами ничего не случится.

Подготовка к походу

Подготовка к походу:

  • команда
  • определение цели и задачи
  • выбор района похода
  • обеспечение безопасности группы
  • организация похода в целом.

Снаряжение, тренировки, должности, финансы, питание и т.д. – неотъемлемые части организации, и люди, которые ходили, всё это прекрасно знают.

Обеспечение безопасности в походах

Меры по обеспечению безопасности не приведут к тому, что у вас в походе никто не ударится, не споткнется и не сорвется. Это скорее те факторы, которые помогут в случае аварийной ситуации не усугубить то, что случилось.

Основные шаги по обеспечению безопасности:

  • заявка в МКК (Маршрутно Квалификационная Комиссия)
  • медицинская страховка
  • наблюдатель
  • заявка в местном поисково-спасательном отряде
  • спутниковый телефон.

Наблюдатель – это заочный участник похода, находящийся, например, в Москве. Он в любой момент готов заняться любыми проблемами группы. Наблюдатель имеет все сведения о группе. Когда у группы происходит какая-то сложная ситуация – он берет на себя решение финансовых, юридических и иных проблем, в то время как группа полностью занимается решением локальной проблемы.

Спутниковый телефон. После нашего зимнего путешествия наличие спутниковой связи стало наиважнейшим. Он стоит денег, но поверьте, это очень нужная вещь!

Медицинская страховка. На то, чем занимаемся мы: туризм (водный, горный, вело, пеший), альпинизм, скалолазание, любые виды активной деятельности, связанные с какими-то экстремальными видами спорта, в страховых компаниях распространяются чаще всего такие формулировки как:

  • страхование путешествующих
  • страхование от несчастных случаев и болезней
  • медицинское страхование здоровья

Во время попытки застраховаться вы можете столкнуться с большой проблемой. Все страховые компании отлично знают, как застраховать автомобиль, но мало кто из страховщиков может квалифицированно рассказать, что входит в медицинскую страховку здоровья при несчастных случаях.

Чаще всего мы, аутдорщики, входим в третью категорию страхования, т.е. страхование спортсменов. Список активностей там не велик, туда входят в частности альпинизм или рафтинг. Но найти понятие горный туризм или пеший туризм вряд ли получится. Например, идущие в лыжные походы и спелеологи, часто приписывают себя к альпинистам. 

Страхование путешествующих

Стоимость на одного человека 1000-3000 руб.

Что входит в понятие «Страхование путешествующих»?

  • Экстренная медицинская помощь
  • Стоматология
  • Медикаменты
  • Медицинское оборудование
  • Медицинская транспортировка
  • Перевозка останков
  • Долечивание

На самом деле во всех этих пунктах есть свои подводные камни, на которые вы сразу натолкнётесь, если не прочитаете всю книжечку, подаренную вам в страховой компании от начала до конца и не попросите дополнение. Там вроде всё написано, и первое что люди открывают и смотрят – это сколько процентов выплаты будут в случае чего: при переломе пальца и так далее. А вот всякие мелкие пункты, в которых написано самое важное, на самом деле как-то лень читать, и это всё неинтересно. Мы с этой проблемой уже столкнулись.

Экстренная медицинская помощь – что это такое? В случае аварийной ситуации, если рядом находится медицинское учреждение, все расходы страховой компенсируются. Но наверняка вы помните, что если вы являетесь гражданами РФ, то в любых больницах вам первую медицинскую помощь должны оказывать бесплатно в любом случае. Тут страховая компания не несёт никаких убытков. Поэтому это здесь и прописано.

Стоматология. В договоре обычно делается пометка о лимите предоставлении услуг в пределах 150$. Что вы можете сделать на эту сумму? Грамотно удалить зуб. Всё! Никакого протезирования вам никто не сделает, новую челюсть вам никто не сделает.

Медикаменты. У скорой помощи и больницы медикаменты свои и опять же страховая кампания навряд-ли понесёт какие-то убытки по оказанию первой медицинской помощи.

Перевозку останков страховая кампания оплатит до места назначения, куда вы скажете. Расходы страховая берет на себя.

И плюс медицинская транспортировка и долечивание. Подробно об этом ниже. 

Страхование от несчастных случаев

Распространенный вид страховки. В детском туризме сейчас обязуют все группы страховаться от несчастных случаев. Страховка не дорогая – 300-3000руб.

На что она распространяется:

  • Смерть
  • Инвалидность
  • Временная нетрудоспособность
  • Телесные повреждения

Могу сразу сказать, что из тех компаний, которые я рассматривал, только в одной компании был включен третий пункт «временная нетрудоспособность». Только при его наличии в случае предоставление справок вам выплатят какой-то процент, указанный в договоре. Но даже если этот пункт имеется, будьте внимательны, отчего то в некоторых страховых считается временная нетрудоспособность от двух месяцев. То есть предполагается, что рука или нога будут в гипсе более 2-х месяцев. А такие травмы бывают крайне редко.

Телесные повреждения также крайне мало кто включает в базовые пакеты страхования.

Медицинское страхование здоровья

Это к нам не имеет никакого отношения. Любой смертный может прийти и застраховаться. Это страховка от 5000 руб. и до бесконечности. В этом случае вы можете покрыть что угодно: протезирование, сложные хирургические операции, дорогостоящие исследования, лекарства – любая помощь за ваши деньги.

Для спортсмена, медицинское страхование здоровья требует обязательного наличия двух предыдущих типов страховки.

Перейдём к конкретике. Наши действия

Что мы делаем со страховой, и что мы берём в поход в первую очередь?

  • Спутниковый телефон
  • Данные страхового полиса
  • Номер многоканального телефона
  • Номер телефон местного ПСО
  • Все контакты оставляем наблюдателю

Спутниковый телефон. Без него вы не сможете заявить в страховую компанию о наступлении страхового случая, что порой необходимо сделать в определённый срок. Когда вы будете работать с договором, вам необходимо тщательно проговорить этот вопрос с менеджером. Если вы видите, что менеджер низко квалифицирован, то позовите главного менеджера, который вам подробно обо всем расскажет.

Например, у нас в договоре было прописано, что о наступлении страхового случая надо заявить в период действия страховки. Так как страховка была на весь поход, мы, в принципе, могли закончить маршрут и в последний день заявить о случившемся. Но это очень чревато тем, что страховая компания может специально тянуть время, и когда у вас закончится период страхования – вы ничего не успеете оформить. Страховая предоставит вам документы, что они ничего не успели решить.

Поэтому заявлять о страховом случае необходимо сразу, или хотя бы в ближайшие 24 часа. Это хоть какая-то гарантия того, что страховая компания вам поможет.

Страховая карточка. Вам должны выдать карточку «страхование путешествия». На ней указан номер страхового полиса, имена застрахованных и того, кто страховал. Также там указывается многоканальный телефон для связи по России или за рубежом, работающий 24 часа в сутки.

Номер местного ПСО. Перед тем как звонить в страховую, в первую очередь надо позвонить в МЧС.

Номера и данные страховых полюсов должны быть с собой у группы, а также у наблюдателя. Вопросы со страховой он возьмет на себя. Вы же будете оказывать товарищу пассивную помощь и думать, как вам контактировать с МЧС и какие вообще дальнейшие решения принимать. На маршруте решать проблемы со страховой 100% невозможно.

То есть все заявления в страховую компанию подает наблюдатель!

Вопрос: Что вы можете сказать о несчастных случаях, происходящих за рубежом?

Могу сказать то, что я знаю от знакомых, которые ездили путешествовать. Если вы страхуетесь в России при выезде за рубеж, то первое что надо выяснить – кто является ассистентом страховой компании за рубежом. Т.е. компания-представитель, с которой мы подписываем договор о взаимной работе – это главное. Вам в таком случае надо обязательно иметь с собой телефон ассистента и дублировать звонки. Это существенно сократит время взаимодействия.

Вопрос: Что вы можете сказать о взаимодействии с МЧС?

Если у вас есть возможность дозвониться до страховой – значит у вас есть возможность дозвониться до МЧС. Вы заявляете о случившемся, и МЧС прикладывает все возможные усилия, чтобы вас спасти в этой ситуации, включая подачу вертолета. Страховым компаниям это только на руку, если МЧС за свои деньги вас эвакуирует, все сделает. Здесь я говорю о России. А за рубежом – надо смотреть конкретную страну. Недавно выкладывали ролик про Польшу. Вы заявились – спасатель в курсе, он спасает бесплатно, если у вас произошла аварийная ситуация, обеспечивает эвакуацию из района. В Польских Татрах если есть пилоты, топливо и погода подходящая, то помощь приходит в течение получаса – сорока минут. Там очень квалифицированные спасатели и очень компактный маленький район.

Вопрос: Скажите, а у вас есть какие-нибудь данные по другим странам? Меня интересует в частности Турция и Китай.

Про Турцию ничего не могу сказать, а про азиатские страны я читал на форумах. Люди, которые оказывались в нештатных ситуациях, рекомендовали страховаться в России. И по-хорошему надо просить страховую узнавать обо всех ближайших больницах и службах спасения, которые там находятся. Важно, чтобы у вас был телефон и вы могли им дозвониться. Т.е. были случаи (например, в Пакистане), когда люди звонили в страховую и страховая не давала никакой информации в течение целых суток: «Мы решаем вопрос». Или, например если надо через Москву связаться с местными властями, чтобы эвакуироваться – они вам выдадут счет за эвакуацию. Потому что не везде спасают бесплатно. Время в этой ситуации дорого. В общем, в Азии люди решали вопросы со своим спасением самостоятельно.

Действия при наступлении страхового случая

  • Звоним в ПСО
  • Оказываем первую медицинскую помощь
  • Звоним наблюдателю – описываем ситуацию, если связались с МЧС - предупреждаем
  • Наблюдатель начинает решать вопросы (в нашем случае 50% успешного спасения нашего товарища благодаря его работе)

Личный опыт взаимодействия со страховой компанией после несчастного случая

Приведу в пример конкретно нас. Поход 6-й категории сложности – Восточный Саян.

У нас на каждого участника 2 вида страховки: страхование туристических поездок – 30000$ покрытие, страхование от несчастных случаев - 50000$. На каждого участника такая страховка вышла в 1300 рублей в целом.

К сожалению, в нашем договоре не было двух пунктов: временная нетрудоспособность и телесные повреждения. И хотя я с менеджером об этом договаривался, когда мы предъявили справки о том, что имеются телесные повреждения, то нам сказали, что о телесных повреждениях и временной нетрудоспособности в договоре ничего не сказано. Нам ничего не выплатили! 

Решение вопросов по факту страхового случая:

  • Транспортировка до больницы – МЧС
  • Операция – за счет больницы в Иркутске
  • Транспортировка в Москву – частично страховая компания
  • Врач сопровождения - страховая компания
  • Транспортировка в больницу Москвы– 03
  • Операция в Москве – за свой счет
  • Аппарат Илизарова – за свой счет
  • Последующее лечение за свой счет

Наш товарищ сорвался и получил многооскольчатый открытый перелом голени. Транспортировку до больницы нам организовали МЧС благодаря стараниям нашего наблюдателя. Т.е. он связался с ними быстрее, чем местный ПСО. Страховая же позвонила нам и спросила: «Вас МЧС эвакуировало?! Хорошо, спасибо».

Первая операция была произведена за счет больницы Иркутска (просто чтоб ногу в кучу собрать).

Страховая компания лишь частично оплатила транспортировку домой. Кстати, она может воспользоваться билетом и за его счет оплатить транспортировку пострадавшего. Т.е. в нашем случае нашему товарищу нужно было лететь либо бизнес-классом, где можно лежать, либо выкупать 3 места, чтобы его нога была в горизонтальном положении. Страховая кампания воспользовалась его имеющимся билетом, и докупила ещё 2. Мы не знали что делать тогда, но по-хорошему страховая должна была купить 3 билета, а мы бы забрали деньги за наш.

Из хорошего, страховщик оплатил сопровождение врача от Иркутска до Москвы.

До аэропорта пострадавшего довезла карета скорой помощи. Как говорит страховая, скорую помощь оплатила она. В конечном счете, со слов страховщика они потратили 2200$. То есть это больше 60 000руб. Хотя билет из Иркутска в Москву стоит всего 12 тысяч, умножаем на три – 36000. Т.е. за что они оплатили эти деньги, мне понять сложно.

В договоре может быть пункт - после возвращения клиента в город по месту прописки, его лечением занимается государство и все обязанности со страховой снимаются. Т.е. если бы не было возможности перевезти пострадавшего в Москву – страховая бы работала в Иркутске. Но как бы она это делала – никому не известно. Нам написали: «Человек по месту жительства попал! Молодцы! Мы рады, что у вас все хорошо закончилось». Т.е. операция в Москве за свой счет, последующее лечение за свой счет… Все за свой счет полностью. Страховая сняла с себя все обязательства впредь.

Когда наш товарищ прилетел в Москву, то транспортировкой его от аэропорта до дома занимались мы. Это оказалось не так просто – так как аэропорт находится в МО, никакая подмосковная скорая не повезёт человека в Москву. Мы долго звонили в Москву, чтоб вызвать скорую в аэропорт Домодедово. Они приехали, и нам понадобился еще час, чтобы убедить везти товарища в конкретную больницу, с которой была договоренность. 

Внимание - диагноз!

Есть ещё одна проблема - диагноз. Наш товарищ упал и получил открытый перелом голени, но врачи констатировали ещё и черепно-мозговую травму. Он же упал! Он говорил, что плохо помнит, как упал, следовательно - черепно-мозговая травма! А то, что он от болевого шока ничего не помнит – это уже не важно. Хорошо, парень был в каске, так что с головой все нормально.

То что врачи написали в заключении больше подходит для КВН: пострадавшАЯ (хотя это парень) получила травму В БЫТУ - ПАДЕНИЕ СО СКАЛ. Также написали то, что у пострадавшего черепно-мозговая травма, но пострадавший отказывается от этого. Но заключение написано, и для него это стало отягчающим фактором.

В больницу, с которой у нас была договоренность, его не приняли, так как там не было нейрохирургического отделения. Поэтому будьте внимательны даже в таких мелочах. Во многие больницы, где занимаются лечением тяжелых переломов, вас могут не принять. Т.е. например институт травматологии, где имеется конкретное отделение, занимающееся переломами конечностей, не имеет отделения, которое занимается черепно-мозговыми травмами.

В принципе в Москве вы можете вызвать скорую за свои деньги куда угодно. Это стоит примерно 3-5 тысяч рублей. Вы звоните и говорите: мне надо туда и туда. Они приезжают. 

Вопрос: А медицинская техника?

Медицинская техника только если она реально необходима. Вот если бы в Иркутсте, то возможно «да». Аппарат Елизарова, и протезирование – в договоре можно прочитать – не оплачиваются. Только если речь идет о дорогостоящей медицинской страховке. А в страхование от несчастных случаев или страхование путешествующих – это не входит. Они могли бы там, например, оплатить лекарства. Т.е. например, если нужно дорогостоящее лекарство и оно входит в сумму страхования – они бы это оплатили. В Иркутске. В Москве нет! Это палка о двух концах, т.е. когда будете страховаться – обращайте на это внимание.

И смотрите внимательно, на что вы страхуетесь. Т.е. если вы едете в удаленный район, и нужен будет вертолет, то МЧС эвакуирует вас только до населенного пункта, т.е. до того места, куда может подъехать скорая помощь. Так было, например, в нашем случае. У МЧС на борту был врач, но лучше скорая помощь. Это надежнее. Бывают случаи, когда неотложная операция нужна прямо сейчас и последующее лечение именно на месте.

Долечивание

В договоре написано: «Долечивание». Что такое долечивание? Они оплатят его лишь в том случае, если пострадавшего нельзя транспортировать в Москву. Долечивание оплачивается за период всего 7 дней в случае если человек не транспортабелен. 7 дней - потом всё, на улицу или в общую палату. Или за свой счет. Такая картина у всех популярных страховых компаний.

Вопрос: Где страховаться?

Есть маленькие страховые компании, которые занимаются страхованием жизни, здоровья, на этом специализируются. Но крупные игроки делают деньги на другом. Например, в Ингосстрахе мне сказали, что мы страхованием жизни не занимаемся. В других компаниях может не быть страхования от несчастных случаев, но найдутся варианты. Страховка в целом недорогая, например, сейчас мы застраховались на 180 дней от несчастных случаев и временной нетрудоспособности. Сложный перелом одного пальца – 3%, в перерасчете на рубли – 900 рублей. 900 рублей вы получите за сложный перелом пальца. И 15 % за перелом голеностопа - т.е. вы получите 4500 рублей. Нас просто обязывают страховаться.

Делая выводы, могу сказать, что страховаться всё равно надо! На что смотреть?

  • Первое – транспортировка до больницы, это очень важно.
  • Транспортировка до места жительства. Если вы находитесь на Камчатке, то будут довольно дорогие билеты.
  • Еще очень важно страхование от несчастных случаев, временной нетрудоспособности и получения травм.

Из шести компаний только в Максе это предложили. Во всех остальных только смерть и инвалидность. Поскольку количество травм при аварийном случае может быть очень большим, то возможно, какую то материальную помощь страховка действительно окажет.

Если вы совершаете серьёзное путешествие, где действительно велик риск – не стоит экономить на страховке. Например, застраховаться от несчастных случаев и травм на 100-300 тыс. рублей вам будет стоить порядка 3500 руб. Застрахуйтесь.

В серьезных походах и травмы могут быть серьёзные. Возможно, страховка покроет большую часть ваших расходов. А если вы хотите застраховаться полностью, то это уже отдельная тема, вы можете полностью прописать договор на страхование. Например, я хочу застраховаться на случай получения травм таких, таких и таких. И при этом хочу, чтобы мне полностью оказали лечение в любой больнице Москвы. Но это будет стоить существенно дороже.

Чем действительно поможет страховка – это транспортировка. В большинстве случаев она обходится дорого. Во всех остальных случаях надо читать договор. Есть ещё в страховых компаниях такой момент, что лечение и оказание помощи повсеместно (т.е. по всей России). Но очень мало какие компании делают такие страховки и они стоят дороже.

Ваши действия в страховой компании

Читайте внимательно договор! Объясните менеджеру страховой компании, чего вы хотите. Четко проговорите ваши действия в случае наступления страхового случая: в какое время позвонить, какие документы доставить, может это сделать любой человек, или конкретно вы. В нашем случае это мог сделать любой человек, обладающий страховыми данными. Страховые данные – это номер страховки, полиса, фамилия, имя. И дальше вы должны проговорить все тонкие моменты: как они будут вас транспортировать, за счёт чего они будут это делать и так далее. В принципе это всё.

Обязательно всегда держите при себе все ваши данные и страховой кампании. Копии всех документов оставить наблюдателю. Наш наблюдатель из дома в пять утра решал все наши вопросы. 

Вопрос: Как решается вопрос с транспортировкой?!

Транспортировка до медицинского учреждения. Если вы находитесь в горах и вертолет МЧС не может прилететь, а вы понимаете, что силами группы можете транспортировать до шоссе. Вы можете позвонить в страховую и сказать: мы находимся на 625 километре шоссе, пришлите сюда скорую. Они будут долго искать карету скорой помощи, врачей-сопровождающих. И это произойдет не за 2 часа.

В нашем случае авария произошла в 10.50 – в 13.30 Миша был в вертолете. Мы уже приготовились к тому, чтобы полканьона спускать его вниз до места, куда бы мог сесть вертолет. Это потребовало бы двое суток. За двое суток вполне реальна ситуация, что он потерял бы ногу или у него бы оторвался тромб, что грозило летальным исходом. У нас не было с собой противотромбозных препаратов. Можно было бы постоянно греть ему ногу вручную, но это было бы очень тяжело. То что прилетело МЧС и так быстро и оперативно сработали – низкий поклон им за это. Они не смогли приземлиться, Мишу поднимали на лебедках. Но эти вопросы порешало МЧС и наш наблюдатель в Москве без страховой. Это все было за счет государства.

Поэтому регистрация в МЧС по России – в первую очередь. По СНГ, из личного опыта был случай, когда спасатели из Казахстана быстрее. И помогли. То есть там тоже работают и работают нормально. Но если вы идете в страны Азии – эти вопросы надо прорабатывать заранее.

Вопрос: Когда страховая не оказывает помощь?

Страховая компания не будет заниматься вашими вопросами, например, в случае алкогольного или наркотического опьянения, в случае захвата террористами, межнациональных войн, ядерного взрыва и пр.. И, наверное, если будет какой-то сложный случай взаимодействия с пограничниками – страховая сделает все, чтоб признать вас террористом, или просто придерутся, что вы находитесь не на той территории, где работает договор. Это не Европа, где сначала окажут помощь, а потом предъявят счет, если это не страховой случай. У нас наоборот – вы сначала должны доказать, что ваш случай страховой. А потом вам все возможно вернут.

Вопрос: Т.е. вопрос с транспортабельностью – по их усмотрению?!

Там хитрый момент. Страховой выгодно тянуть время. Врач страховой может говорить - вы не транспортабельны. Мы говорим: «Но вот наш врач сказал…» «А где он?!» «Уже ушел» «Ах, ну до свидания, до следующего дня». Важный момент, на чем играла страховая – поясное время плюс пять часов. Т.е. в Москве люди еще не пришли на работу, а там уже ушли.

Авиаперелет с пострадавшим

Это тоже довольно важный момент. Во время транспортировки человека, например, с открытым переломом ноги, в полете пострадавший может потерять сознание, или начнется кровотечение. Таким образом, во время авиаперелета обязательно необходим сопровождающий врач. В нашем случае перелет осуществляла компания Аэрофлот. Они требуется заранее подавать заявку, о том, что будет такой-то пострадавший и конкретный сопровождающий. Они подготовят специально машину, зарегистрируют, что такая-то скорая помощь проедет по взлетно-посадочному полю. Просто так пострадавший полететь не может!

Реально – лучше заранее понять какой авиакомпанией вы полетите и какие возможности транспортировки пострадавших у этой авиакомпании. Т.к. в некоторых направлениях летает узкий круг авиакомпаний. До Барнаула летает 2-3 компании всего. Выяснить это очень просто – задать напрямую вопрос. Некоторые авиакомпании идут навстречу и готовы полностью помочь. Решить вопрос, найти билеты.

Вопрос: А можно вернуться к Средней Азии? Вот Узбекистан например. К кому обратиться? Аналог МЧС?

По ближней Азии могу сказать, что в Казахстане очень хорошо со спасательными службами. В Узбекистане – скорая помощь, горные спасатели – все это есть. Но у них не настолько развита сама структура. Если вы рассчитываете на вертолет – стоит узнать заранее – в районе вообще есть вертолет?! Мы когда шли на маршрут мы это не узнавали.

Вопрос: А где такую информацию можно получить?

Если вы готовите маршрут – читайте отчеты, делайте подборку по вашему маршруту путешествия. При подготовке к походу, наш руководитель, который собственно и был пострадавшим, очень грамотно сделал, на каждый район нашего маршрута он предоставил подборку отчетов порядка 20-30 штук с 1996 года по 2013 год. И там были прописаны и взаимодействия с ПСО и пр. По живому опыту. Для этого и пишутся отчеты, чтобы понять какие есть возможности. На весь Кавказ числится всего 2 вертолета, которые могут подняться выше 5 тысяч. А по факту там только 1 стоит. И если он не сломается – это счастье. Хотя это Приэльбрусье – район туризма, походов и всего остального.

А в плане Узбекистана – очень тонкий момент. Есть коммерческие вертолеты. Можно связаться с вертолетом коммерческой компании и за свои деньги попросить помощи.

Вопрос: страховая не оплатит потом если частный вертолет?

Ну почему. Если вы предоставите все документы. И если вы докажете потом, что это единственный способ транспортировки был. Просто страховая может очень долго искать вертолет. А время может идти на минуты. Кстати, если вы зарегистрированы – вертолет МЧС организует спасение бесплатно.

Вопрос: как можно доказать на какую сумму налетали?

Только отчетным документом. По факту страховая компания готова платить, если предоставить отчетные документы. А реально – мы с этой ситуацией не сталкивались. Но наша ситуация – не из ряда вон выходящая.

Часто аварийные ситуации создаём мы сами на этапе планирования маршрута. Это подготовка маршрута и его реализация, подготовка группы, ресурсы, связь и навигация, социальные факторы, природа, стихийные бедствия и документы. 

Спасательная часть 

То, про что мы забываем – это сигналы бедствия. Всё можно найти в интернете. Важно, что любые спасработы задействуют большое количество людей. Поэтому вы подумайте 10 раз, прежде чем давать сигнал бедствия. 

  • определённые знаки, которые топчутся на снегу, или выкладываются из чего–то. Есть российские, есть международные.
  • жестовая сигнализация. Есть российская и международная.
  • сигнальные ракеты. Пиротехника тоже часто является спасательным знаком. 
  • дым и свет костра часто привлекает спасателей. Часто, но не всегда. Иногда его можно просто не заметить. Если можно задымить – это надо делать. Дым – это уже ближняя связь. 
  • мы растянули огромную оранжевую палатку на снегу, плюс яркая спецодежда. 
  • блики - первое чем вы можете привлечь внимание, когда вас просто ищут и делают большую зону облета. Если пилот видит блик, то сразу летит туда, откуда его пускают. Так что если есть зеркало, фольга, спасательное одеяло – всё годится. Блик это дальняя связь. 

О вертолетах

МИ-8 - это предпоследняя модификация спасательного вертолета, основная машина для спасения в МЧС. Его дальность перелета при максимальном запасе топлива составляет чуть больше 1000 км. Расход топлива 720 кг в час, в переводе на доллары порядка 1000$/ час. Сам полёт обходится в 3-3.5 тыс. долларов в час. Если вы сами вертолёт заказываете, то транспортировка обойдется порядка 10000 долларов.
Реальный радиус действия спасательной зоны – 300 км. Вертолет должен взлететь, долететь до ваших координат, провести манёвры, чтобы вас найти и забрать, а потом ещё вернуться. 

Если говорить о нашем походе, то в области хребта в Верхоянске и в Дикси есть вертолёты. Но если посмотреть на наш маршрут, то больше половины пути оказываются вне зоны досягаемости вертолёта. Многие считают, что если есть спутниковый телефон, то тебя спасут в любом случае... Нужно понимать, что вертолёт может просто не долететь. И тогда группа либо сама выносит пострадавшего, либо доносит его до местного населения, а там дальше уже на оленях.

Действия у вертолета

Вертолет прилетит вас спасать, только если действительно нужна экстренная помощь. Это дорого. Оценивать ситуацию спасатели будут исходя из ваших слов о состоянии пострадавшего. Будут оценивать удаленность места, метеоусловия, возможность для посадки и так далее. Скажем прямо - шансов не очень много. Если вы всё-таки принимаете вертолёт, то нужно подготовить площадку, она должна быть утоптана, маркирована, центр отмечен.
Если у вас есть ракетница – стреляйте в противоположную сторону от вертолета. Обозначая, что есть место для посадки. Подавать сигналы о направлении и силе ветра тоже очень важно. Дым от сигнального костра или шашек не должен идти на вертолёт, это мешает пилоту. Так же нужно учитывать то, что вертолёт садится по ветру, либо против ветра, но не в бок.
Флаги и прочие элементы сигнала стоит располагать на шестах. Но от вертолета сильный воздушный поток – может улететь. Если ничего нет – группа должна стоять по направлению ветра, разведя руки в стороны и таким образом сигнализировать пилоту о направлении ветра. Нужен хотя бы один флажок, обозначающий левый край площадки от пилота.
Зона безопасного расположения людей. Когда вертолет садится – надо присесть. Все вещи запаковать и убрать. Попавшие в лопасти вещи могут привести к катастрофе. Ни в коем случае никогда не подходите к хвостовому винту, это очень опасно. Запросто может пробить череп. Не забывайте, что выгрузка происходит при работе с винтами, либо в заторможенном состоянии пол метра над землей. И не перемещаться. Командует бортмеханик- когда он сел. Это может происходить либо с работающими винтами либо в зависшем состоянии. Тогда не прыгают а садятся на пол и сползают потихоньку, чтоб не раскачивать вертолет.

Аптечка и первая помощь

Что обязательно должно быть в личной аптечке?

  • Бинты. В аптечке у каждого должны быть 2 бинта. Иначе при первой травме уходят сразу все бинты, которые есть в общей аптечке. 
  • Пластырь - рулон 
  • Дезинфицирующее средство 
  • Средство, останавливающее кровь. Например, гемостоп. Если вы высыпите его себе на рану, то кровь быстро останавливается. Если происходит серьезная травма, а группа подойти не может, то высока вероятность, что пострадавший погибнет от кровопотери. Это военными было изобретено - реально помогает. Без этого никак, потому что от кровопотери можно впасть в глубокий шок или даже летальный исход. 
  • Обезболивающее + шприц 
  • Противошоковый препарат + шприц (держать под рукой) 
  • Средства для акклиматизации 
  • Прочие любимые таблетки и витамины 

Аптечка должна быть в быстро доступном месте.

Медицина в походе простая, как топор - не надо думать о последствиях. Надо оказать первую помощь и доставить в лечебное учреждение.

Самое первое, что вы делаете, когда добираетесь до пострадавшего – ставите диагноз. Разговаривайте с ним, чтобы держать его в сознании. Первую медицинскую помощь оказывают 2-3 человека. Без острой необходимости пострадавшего не перемещать. Как упал, так пусть и лежит. Конечно, остановить кровотечение, обезболить, наложить бинты. В холодную погоду жгуты не накладывают, можно жгутом обморозить конечность, это грозит ампутацией. Постелить коврик, утеплить. Обязательно зафиксируйте время травмы и меры, которые вы приняли. Какие давали препараты, что делали. В какой дозе препарат. Медики должны знать все. На бумажку, на камеру, как хотите.

Прямо через одежду можно делать укол обезболивающего. Часть снаряжения, возможно, придется порезать – ботинки, штаны.


Учитесь, учитесь! И нам тоже надо учиться! Это всё может приходиться не только в походах, но и в повседневной жизни. 
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2017 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments