Вы приходите в магазин и видите горные лыжи. Такие технологичные, на любой тип и уровень катания, персональной ростовки… хочешь в целину, хочешь на трассу. А крепления, ботинки — глаза разбегаются. Тут уж приходится прибегнуть к консультации не одного эксперта, прежде чем выберешь себе что-то подходящее. А задумывались ли вы, сколько революционных изобретений было совершено, прежде чем лыжи стали тем, что вы используете сейчас? Вот лишь несколько, позволивших сделать большой скачок в эволюции горных лыж.
До этого времени горные лыжи были деревянными и кататься на таких лыжах по жесткому снегу было очень непросто. В 1928 году Рудольф Леттнер из Зальцбурга привинтил шурупами узкие стальные пластинки по краям скользящей поверхности (она тоже тогда была деревянной), эти пластинки позволили деревянным лыжам гораздо лучше держаться на жестком и леденистом снегу. Но первые канты были очень непрочными, лыжникам приходилось возить с собой и запасные канты, и клей, и шурупы, и отвертку для ремонта лыж прямо на склоне — ведь с выломанным куском канта кататься во многих случаях просто невозможно.
В Норвегии и США при производстве лыж стал применяться водостойкий казеиновый клей, благодаря которому стало возможным сделать лыжи не из цельного бруска прочной древесины, а сделать наборный сердечник с вертикально расположенными элементами. Лыжи с таким сердечником были легче выпускавшихся до этого момента лыж из прочной и тяжелой древесины гикори и более живыми, но остались очень прочными. Как только эта информация достигла масс, лыжи Kneissl, Splitkein и Anderson & Thompson из США стали коммерчески успешными.
В 1944 году на французской фабрике Dynamic впервые была применена скользящая поверхность: в конструкции лыж был использован целлулоид, носивший торговую марку Cellulix. Но широкое распространение новинка тогда не получила.
Инженерами, работающими в авиационной компании Chance-Vought, были сделаны первые лыжи со слоем алюминия, приклеенным к деревянному сердечнику. Гибкие лыжи гораздо сложнее было сломать, да и повредить поверхность тоже было непросто. Однако после изготовления множества прототипов компания забросила этот проект.
Горнолыжник Хьяльмар Хвам придумал первую переднюю головку креплений, освобождавшую ботинок при падении — Saf-Ski. Однако новинка встретила резко негативное отношение со стороны лыжников, особенно после того, как на соревнованиях спортсмены стали падать из-за раскрывшихся креплений. Первая действительно массовая модель креплений с раскрывающейся передней головкой — Look Nevada, была выпущена лишь в 1950 году. А к концу 50-х на рынке было уже около 35 передних головок различных систем.
Выпущены первые крепления с раскрывающимися носком и пяткой — Cubco. Поскольку на пятке выпускавшихся тогда ботинок не было места для их фиксации чем-то кроме троса, крепления поставлялись вместе с небольшой металлической деталью, которая привинчивалась шурупами к подошве ботинок.
Швейцарская компания Henke выпустила первые кожаные ботинки, на которых вместо привычных шнурков были клипсы. Поскольку шнуровка плотно стягивает ботинки по всей длине, а клипсы размещены всего в нескольких точках, для распределения усилий были применены расширявшиеся кожаные ремни. Эти ремни играли и еще одну роль: они перекрывали доступ снега внутрь ботинка.
В 1960 году после многолетней исследовательской работы на рынок выходят первые лыжи конструкции «сэндвич» из искусственных материалов: жёсткий стеклопластик с деревянным сердечником. Быстрым ростом своей популярности новая конструкция обязана Карлу Шранцу, который в 1962 году на лыжах Kneissl White Star завоевал две золотые медали. И к концу 60-х фибергласс fiberglass = fiber (волокно) + glass (стекло) практически вытеснил дерево и алюминий практически из всех слаломных моделей и огромного количества моделей для любителей.
Эти ботинки были выпущены компанией Lange — первая модель повторяла привычный дизайн кожаных ботинок со шнурками и была очень жесткой — надевать их было очень сложно. Позже, в 1964 году, компания выпустила пластиковые ботинки из более гибкого полиуретана с запатентованными Henke клипсами и конструкцией с перехлестом — именно эта модель стала прообразом всех современных горнолыжных ботинок.
Баки Кашива, бывший спортсмен-горнолыжник, разработал теорию производства дешевых лыж с конструкцией кэп, которая с минимальными изменениями используется и сегодня. Первый кэп делался компанией Volant из стали, получившиеся лыжи были настолько жесткими торсионно, что их пришлось делать намного тоньше обычных, чтобы можно было прогнуть при катании. К началу 90-х Elan придумал и внедрил в массовое производство свой кэп — MBX Monoblock, а Salomon — Monocoque.
Компания Olin выпустила модель Albert — прототип первой современной карвинговой лыжи -чтобы сохранить глубокий вырез (8 м, и это — почти 30 лет назад!) хотя-бы с одной стороны, пресс-форму пришлось укоротить до 150 см (носок при этом стал уже и поместился в пресс) и… сделать ее асимметричной.
Инженер компании Atomic Руперт Хубер разработал принципиально новые лыжи для целины, использовав идею большой площади сноуборда. Эта модель фактически представляла собой разрезанный вдоль сноуборд. Коммерческая версия получила название Atomic Powder Plus, геометрию 133-115-122 мм и характеризовалась общепринятым тогда радиусом бокового выреза. Powder Plus стала первой по-настоящему широкой моделью для катания по целине.
«Снег — это всего лишь замерзшая вода» — такой сентенцией руководствовался райдер Шейн Макконки, создавая вместе с инженерами компании Volant модель лыж с обратным прогибом, прообразом которой послужили водные лыжи — помимо обратного прогиба модель отличалась не боковым вырезом, а выпуклыми обводами. Такая геометрия не прижилась, а вот рокер с тех пор используется все шире.