0

Как привить ребёнку любовь к горным лыжам

Дети не любят учиться, они любят играть. Поэтому, чтобы вызвать у ребёнка интерес к лыжам и, что важнее, не отбить его потом, превратите обучение в игру. И не только сам процесс катания, но и подготовку, выбор снаряжения, обучение — всё должно быть в удовольствие.
Из каких мелочей складывается любовь детей к лыжам — далее в материале.

Задайте позитивный настрой

Настройте ребёнка заранее. Ставить на лыжи можно уже в три года, но вовлекать его в этот образ жизни лучше ещё раньше. Рассказывайте, какие приключения его ждут в горах, сколько радости и приятных эмоций приносит катание, — формируйте позитивное отношение к горнолыжному отдыху. Смотрите вместе красивые фильмы, рассказывайте про горы, про спортсменов. Достаньте свои фотографии с прошлых выездов, а может быть, у вас есть детские фото на лыжах.
Можно взять с собой в горы и годовалого ребёнка. Он подышит горным воздухом, вы поймёте, как он переносит высоту. На многих курортах есть возможность подняться с коляской на определённый уровень, там малыш будет наблюдать радостную суету вокруг и вскоре скажет: «Я тоже хочу лыжи».

Сделайте из снаряжения игрушки

Пока у ребёнка нет собственного снаряжения, не запрещайте ему примерять ваше — маску, шлем, пусть попробует походить в лыжных ботинках. Не забудьте только постелить коврик, чтобы не злить соседей и не разбить паркет. А когда у малыша появится собственный комплект, он будет особенно им гордиться.
Когда вы купите ребёнку ботинки и лыжи, покажите ему, как здорово можно наклониться вперёд почти до пола и не упасть, встегнувшись в крепления.
В мамином снаряжении ребёнку, конечно, не удобно, но весело
В мамином снаряжении ребёнку, конечно, не удобно, но весело © Мария Веремьёва

Снаряжение должно помогать, а не мешать

Взрослые часами выбирают каждый элемент экипировки для себя, при этом к сборам ребёнка далеко не всегда такое же дотошное отношение. А ведь неудобный костюм и снаряжение не по размеру быстро испортят настрой на катание и отобьют охоту в будущем. Если кратко, то все элементы должны быть по размеру, а одежда лёгкой, непромокаемой и свободной для движений.
  • Одежда. Часто приходится видеть детей на склоне в массивных комбинезонах и двух кофтах — они такие неповоротливые во всём этом, им жарко и неудобно. В хорошей горнолыжной одежде не жарко и не холодно, она не стесняет движений и не отвлекает от процесса катания. Ну и, конечно, одежда должна нравиться ребёнку, чтобы ему хотелось её надевать. А ещё привыкайте брать с собой на склон рюкзак с запасными детскими варежками, не менее одной пары. Туда же кладём флиску, если ребёнку станет холодно. Не кутайте сразу — одевайте слоями.
  • Шлем. Во-первых, он нужен. Во-вторых, лучше свой. И покупать его надо с ребёнком. Если купите неправильно или возьмёте в прокате из того, что было, готовьтесь к нытью на склоне. Представьте своё настроение, если шлем будет всё время сползать или давить. И напомним, надевается он на балаклаву — не на шапку!!!
  • Маска. Аналогично шлему может сползать и передавливать нос, затрудняя дыхание. Выбирайте вместе.
  • Ботинки. Не берите слишком большие на вырост. В них и так ходить неудобно.
  • Лыжи. На коротких лыжках ребёнку легче делать первые шаги, первые повороты. Не надо брать ему в рост или выше, чтобы на 3 года хватило. Купите правильно, через год продадите и купите новые. Запас по росту можно делать, только когда ребёнок уже уверенно катается и чувствует лыжу.
  • Палки. Понадобятся не сразу. Поначалу они будут только мешать: детям бы с лыжами на ногах разобраться. Реальная необходимость в палках есть только на длинных горизонтальных выкатах, когда лыжи уже сами не катятся. Тут родители могут отдать ребёнку свою палку или просто прокатить его «прицепом» — детям нравится.

Наши инструктора в Riders School рассказывали такую историю. Родители привозили детей на занятия с лыжами кто во что горазд. У кого-то старинные, от деда оставшиеся, у кого-то подпиленные папины, у кого-то вроде и современные, но слишком длинные или, наоборот, короткие. В итоге в школе приняли решение включить в стоимость прокат снаряжения и выдавать деткам соответствующее их росту, размеру и назначению.

«Главное, чтобы костюмчик сидел…» — говорилось в известной песне
«Главное, чтобы костюмчик сидел…» — говорилось в известной песне © Мария Веремьёва

Приобщайте ребёнка к выбору снаряжения

Если ребёнок не занимается в спортшколе, где тренер чётко говорит, что купить, позвольте ребёнку самому выбрать понравившиеся лыжи. Все модели для юных лыжников практически одинаковые и отличаются по сути только расцветкой. Не обязательно вести ребёнка в магазин, покажите картинки на сайте, пусть выбирает.
Так же и шлем. Пусть ребёнок выберет расцветку. Потом будет дома с ним играть в космонавта или Iron man…

Приучайте ребёнка к снаряжению до поездки в горы

Прежде чем начинать обучение, хорошо, если ребёнок хоть немного привыкнет к снаряжению. Чтобы жёсткие горнолыжные ботинки и тяжёлые лыжи не были раздражающими факторами.
  • Расскажите о каждом элементе одежды и снаряжения, как что работает и для чего нужно.
  • До поездки на курорт постарайтесь выбраться на ближайшую горку в парк, чтобы опробовать снаряжение, научиться делать элементарные вещи: ходить по снегу, подниматься в горку, делать простейшие спуски. Покажите, как носят лыжи, как встёгиваться и выстёгиваться. Приобщайте ко всему, что его ждёт в горах. Так малышу будет проще адаптироваться. В некоторых детских горнолыжных школах в первые дни ребёнку даже лыжи не дают. Чтобы он сначала привык к ботинкам.

Неплохо бы и самого ребёнка подкачать. Очень полезно заранее начать делать упражнения на ноги. И вам тоже.

Подробнее
Подробнее

Выбирайте интересный курорт

О выборе курорта для детей мы подробно рассказали в отдельной статье. Здесь же выделим основные моменты, касающиеся именно мотивации ребёнка к катанию, способствующие его вовлечению.
  • Для первых выездов всей семьёй выбирайте курорт, максимально ориентированный на детей. Хороший пример — Серфаус в Австрии. Там много детских горнолыжных школ, есть развлечения помимо катания, а главное, есть тематические парки и специальные детские трассы. Например, уголок с динозаврами, на которых можно полазить, или трасса с тоннелями и трамплинами в виде медведей — заезжаешь в тоннель, медведь рычит.
Горнолыжный курорт Серфаус в Австрии — настоящий рай для детей © Мария Веремьёва
  • Даже если на курорте нет тематических парков, там могут быть фестивали ледяных фигур, ледяные гостиницы или бары — всё что угодно, чем можно завлечь ребёнка поехать подальше посмотреть. И тогда лыжи станут неотъемлемым способом достижения цели.
  • На курорте должно быть много «синих» и «зелёных» трасс. Дети любят разнообразие, поэтому, если вы будете гонять их весь отпуск в одной зоне, они быстро потеряют интерес.
  • Трассы должны быть достаточно широкими и свободными. Во-первых, это безопаснее, во-вторых, они дольше сохранят качество подготовки и детям будет комфортнее кататься, они будут меньше уставать.

Вот вам пример: популярный курорт «Роза Хутор». Ничего не имею против, у него есть свои плюсы… Но это не детский курорт. Много узких трасс с отдыхающими райдерами поперёк и непредсказуемыми новичками, трассы быстро разбиваются и много народу.

  • При выборе курорта обращайте внимание на подъёмники. Они должны быть адаптированы для катания детей с родителями. Неудобный бугельный подъёмник может довести ребёнка до истерики, если он не сможет приспособиться цепляться за него. Это отбивает всякое желание кататься. Хорошо начинать с кресельных канаток — пусть ребёнок сначала научится уверенно стоять на лыжах, а уже потом осваивает подъёмник.
Бугельные подъёмники не всегда поддаются детям сразу
Бугельные подъёмники не всегда поддаются детям сразу © Мария Веремьёва

Превратите обучение в игру

Классический вопрос: учить самим или отдать инструктору? Здесь нет однозначного ответа. Нужно учитывать индивидуальные особенности: некоторые дети принимают попытку отдать их инструктору за желание избавиться от них, а то и вообще боятся чужих людей. С другой стороны, дети не всегда воспринимают родителей как учителей. Да и не все родители могут быть хорошими учителями. Даже если вы суперлыжник, это не значит, что вам удастся самостоятельно поставить ребёнка на лыжи. У хорошего инструктора это получится лучше. И всё-таки…

Если в школу:

  • Хорошо бы сводить малыша на несколько занятий с инструктором в родном городе до поездки в большие горы. Так и стресс будет меньше, и удовольствие от катания познаётся быстрее. В компании таких же новичков ребёнку будет легче принять то, что у него не всё получается хорошо сразу.
  • Как говорилось выше, познакомьте ребёнка со снаряжением заранее. Если отдать сразу инструктору — будет большой стресс: новое место, неудобные ботинки, непонятные лыжи и чужие люди.
  • Есть мнение, что у детей нет языкового барьера. Есть. Лучше найти русскоговорящего инструктора.
Подробно об обучении деток в школе читайте в отдельном материале, он будет отличным дополнением этой статьи:
Хорошо, если инструктор говорит с детьми на их родном языке. Курорт Ясна, Словакия
Хорошо, если инструктор говорит с детьми на их родном языке. На фото дети занимаются на курорте Ясна, Словакия © Мария Веремьёва

Если сами:

  • Если вы решили учить ребёнка самостоятельно, смиритесь с тем, что получаться у него будет не сразу. Ваша задача вначале: не сломить ребёнка, а дать ему почувствовать радость от катания. Технику наработаете позже.
  • Необучаемых детей нет, главное, набраться терпения и найти подход, чтобы заинтересовать ребёнка, вовлечь в игру и незаметно вложить в него основы.
  • Всё обучение нужно превратить в игру. Есть много упражнений, которые помогают научиться основным приёмам катания в игровой форме — например, «самолётик», «супермен», «водитель», «баскетболист»… Найдите видеоролики в интернете, подсмотрите у инструкторов, спросите — они всегда подскажут. Что-то можно придумать самим, в зависимости от характера ребёнка. Например, когда я учила детей резкой остановке, у ребят была задача — осыпать маму снегом. Они соревновались, кто сделает бо́льшую волну. Их это так увлекло, что я думала, они меня закопают совсем. Чтобы объяснить какое-то движение, придумывайте ассоциации.
  • Навигация по курорту и выбор маршрутов — это отдельная тема и ещё один полезный навык. Когда вы уже начинаете кататься с ребёнком по курорту, спрашивайте его, как добраться на ту или иную трассу. Изучайте вместе схему, для него это будет целый квест.
  • Помните, что ребёнок поначалу устаёт быстрее. И физически он слабее, и со снарядом не знаком, да и лыжи его не такие вездеходные.
На пологих склонах ребёнок не разгоняется и не отвлекается на страхи
На пологих склонах ребёнок не разгоняется и не отвлекается на страхи © Мария Веремьёва
Не всегда дети усердно делают упражнения, им это быстро надоедает, они хотят просто покататься, и надо дать им эту возможность © Мария Веремьёва
  • Постарайтесь максимально быстро научить его кататься на параллельных лыжах. В плуге мышцы ног быстро забиваются. Попробуйте сами покататься так несколько часов… При этом часто дети не понимают, что происходит, и начинают жаловаться на боль в ногах.
  • Оценивайте силы и возможности ребёнка. Наблюдала две крайности. В первом случае родители, боясь, что ребёнок травмируется, выкручивают ему крепления на ноль. Ребёнок хочет чуть разогнаться, но при малейшей нагрузке лыжи отстреливаются, малыш падает и, понятно, удовольствия не испытывает. Другие родители, наоборот, загоняют детей на трассы куда сложнее их возможностей.
  • Не уезжайте далеко от ребёнка вниз. Он может упасть в любой момент и не всегда самостоятельно справиться с лыжами. Ваша поддержка будет ему очень кстати.
  • Если ребёнок упал, не охайте и не кричите испуганно. Спросите задорно: «Как ты, снеговик, всё в порядке?» Помогите встать и отряхнуться. Ваш задор должен подбодрить ребёнка, а не добавить страху. Позже разберите вместе причину падения и расскажите, как падали сами.
Если родители не делают трагедию из падения ребёнка, ему это может быть даже весело
Если родители не делают трагедию из падения ребёнка, ему это может быть даже весело © Мария Веремьёва

Не переусердствуйте с обучением, вы приехали отдыхать

  • Не пытайтесь всё время учить ребёнка. Дайте ему волю. Можно чередовать: например, 20 минут катаемся с упражнениями и 30 вольно… Схема условна. Сначала занятия могут восприниматься как занудство, может быть, ребёнку хочется набрать скорость, а тут его заставляют повороты делать… Но постепенно, когда что-то у них будет не получаться, они сами начнут спрашивать как и почему.
  • Позвольте детям выбирать места катания. Им надоедает всё время следовать за родителями. Дайте им возможность действовать самостоятельно. И тут как раз важно, чтобы курорт был подходящим для ребёнка — много доступных трасс… Иначе получится: «Хочу туда!» — «Нет, сынок, там слишком круто…» — «Хочу туда!» — «Нет, там слишком разрыто». — «Хочу туда…» — «Тебе ещё рано».
  • Не повышайте голос и не орите. Исключение: если стоит вопрос безопасности. Если ребёнку страшно — не давите на него, а постарайтесь разобраться в страхах и найти совместное решение.
Между катанием на лыжах здорово развлечься чем-то ещё © Мария Веремьёва

Почаще хвалите

Пункт короткий, но, возможно, самый важный. Меньше ругайте и больше хвалите. Даже если ребёнок делает ошибку, сформулируйте так: «Ты молодец, что набрал такую скорость и не испугался, но давай отработаем остановку лучше». Если малыш начал кукситься и ныть, что устал, — похвалите за выносливость и попросите собраться ещё на пару спусков. Всегда есть чем гордиться: сам оделся, сам ботинки застегнул, сам лыжи принёс, правильно сел на подъёмник, подпрыгнул на кочке — всё это достижения.
Кружка горячего шоколада сподвигнет ребёнка на новые подвиги
Кружка горячего шоколада сподвигнет ребёнка на новые подвиги © Мария Веремьёва

Не забывайте отдыхать

Для детей любого возраста важно продумать досуг. Не надо ждать от ребёнка, что он будет проводить на склоне 8 дней подряд по 6 часов.
  • Делайте перерывы на горячий шоколад или чай с вкусняшками — дети очень любят еду на природе. Можно делать пикники в интересных местах с красивым видом. Вместе с детьми выбрать какую-нибудь скалу в стороне от склона, доблестно туда добраться, утоптать полянку. Из лыж или сноуборда можно сделать скамейки и столик.
  • Для совсем малышей можно брать с собой сменную обувь — детям сложно поначалу ходить в тяжёлых горнолыжных ботинках, пусть во время перерывов они побегают в лёгкой обуви.
  • Не превращайте катание в ежедневную работу, устраивайте целые дни отдыха. Посмотрите в окрестностях аквапарки, пещеры, санные трассы, тюбинги, тарзан-парки… Горные лыжи лишь часть всей культуры.

А если вы всё-таки поедете покататься в Красную Поляну, в день непогоды можно съездить вниз и погулять в окрестностях Сочи, посмотреть красивые водопады.

И напоследок. Некоторые родители считают, что если они купили ребёнку горнолыжный комплект и ски-пасс, то он просто обязан научиться кататься. Но он ничего не обязан — это ведь был ваш выбор, а не его. Будьте готовы, что ему всё равно может не понравиться. Не ругайте его, не взывайте к чувству долга и не кричите — это точно не заставит ребёнка полюбить лыжи. Только ваши терпение и любовь могут изменить ситуацию. Хорошего вам семейного отдыха!

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2023 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.