- Задайте позитивный настрой
- Сделайте из снаряжения игрушки
- Снаряжение должно помогать, а не мешать
- Приобщайте ребёнка к выбору снаряжения
- Приучайте ребёнка к снаряжению до поездки в горы
- Выбирайте интересный курорт
- Превратите обучение в игру
- Не переусердствуйте с обучением, вы приехали отдыхать
- Почаще хвалите
- Не забывайте отдыхать
Задайте позитивный настрой
Сделайте из снаряжения игрушки
Снаряжение должно помогать, а не мешать
- Одежда. Часто приходится видеть детей на склоне в массивных комбинезонах и двух кофтах — они такие неповоротливые во всём этом, им жарко и неудобно. В хорошей горнолыжной одежде не жарко и не холодно, она не стесняет движений и не отвлекает от процесса катания. Ну и, конечно, одежда должна нравиться ребёнку, чтобы ему хотелось её надевать. А ещё привыкайте брать с собой на склон рюкзак с запасными детскими варежками, не менее одной пары. Туда же кладём флиску, если ребёнку станет холодно. Не кутайте сразу — одевайте слоями.
- Шлем. Во-первых, он нужен. Во-вторых, лучше свой. И покупать его надо с ребёнком. Если купите неправильно или возьмёте в прокате из того, что было, готовьтесь к нытью на склоне. Представьте своё настроение, если шлем будет всё время сползать или давить. И напомним, надевается он на балаклаву — не на шапку!!!
- Маска. Аналогично шлему может сползать и передавливать нос, затрудняя дыхание. Выбирайте вместе.
- Ботинки. Не берите слишком большие на вырост. В них и так ходить неудобно.
- Лыжи. На коротких лыжках ребёнку легче делать первые шаги, первые повороты. Не надо брать ему в рост или выше, чтобы на 3 года хватило. Купите правильно, через год продадите и купите новые. Запас по росту можно делать, только когда ребёнок уже уверенно катается и чувствует лыжу.
- Палки. Понадобятся не сразу. Поначалу они будут только мешать: детям бы с лыжами на ногах разобраться. Реальная необходимость в палках есть только на длинных горизонтальных выкатах, когда лыжи уже сами не катятся. Тут родители могут отдать ребёнку свою палку или просто прокатить его «прицепом» — детям нравится.
Наши инструктора в Riders School рассказывали такую историю. Родители привозили детей на занятия с лыжами кто во что горазд. У кого-то старинные, от деда оставшиеся, у кого-то подпиленные папины, у кого-то вроде и современные, но слишком длинные или, наоборот, короткие. В итоге в школе приняли решение включить в стоимость прокат снаряжения и выдавать деткам соответствующее их росту, размеру и назначению.
Приобщайте ребёнка к выбору снаряжения
Приучайте ребёнка к снаряжению до поездки в горы
- Расскажите о каждом элементе одежды и снаряжения, как что работает и для чего нужно.
- До поездки на курорт постарайтесь выбраться на ближайшую горку в парк, чтобы опробовать снаряжение, научиться делать элементарные вещи: ходить по снегу, подниматься в горку, делать простейшие спуски. Покажите, как носят лыжи, как встёгиваться и выстёгиваться. Приобщайте ко всему, что его ждёт в горах. Так малышу будет проще адаптироваться. В некоторых детских горнолыжных школах в первые дни ребёнку даже лыжи не дают. Чтобы он сначала привык к ботинкам.
Неплохо бы и самого ребёнка подкачать. Очень полезно заранее начать делать упражнения на ноги. И вам тоже.
Выбирайте интересный курорт
- Для первых выездов всей семьёй выбирайте курорт, максимально ориентированный на детей. Хороший пример — Серфаус в Австрии. Там много детских горнолыжных школ, есть развлечения помимо катания, а главное, есть тематические парки и специальные детские трассы. Например, уголок с динозаврами, на которых можно полазить, или трасса с тоннелями и трамплинами в виде медведей — заезжаешь в тоннель, медведь рычит.
- Даже если на курорте нет тематических парков, там могут быть фестивали ледяных фигур, ледяные гостиницы или бары — всё что угодно, чем можно завлечь ребёнка поехать подальше посмотреть. И тогда лыжи станут неотъемлемым способом достижения цели.
- На курорте должно быть много «синих» и «зелёных» трасс. Дети любят разнообразие, поэтому, если вы будете гонять их весь отпуск в одной зоне, они быстро потеряют интерес.
- Трассы должны быть достаточно широкими и свободными. Во-первых, это безопаснее, во-вторых, они дольше сохранят качество подготовки и детям будет комфортнее кататься, они будут меньше уставать.
Вот вам пример: популярный курорт «Роза Хутор». Ничего не имею против, у него есть свои плюсы… Но это не детский курорт. Много узких трасс с отдыхающими райдерами поперёк и непредсказуемыми новичками, трассы быстро разбиваются и много народу.
- При выборе курорта обращайте внимание на подъёмники. Они должны быть адаптированы для катания детей с родителями. Неудобный бугельный подъёмник может довести ребёнка до истерики, если он не сможет приспособиться цепляться за него. Это отбивает всякое желание кататься. Хорошо начинать с кресельных канаток — пусть ребёнок сначала научится уверенно стоять на лыжах, а уже потом осваивает подъёмник.
Превратите обучение в игру
Если в школу:
- Хорошо бы сводить малыша на несколько занятий с инструктором в родном городе до поездки в большие горы. Так и стресс будет меньше, и удовольствие от катания познаётся быстрее. В компании таких же новичков ребёнку будет легче принять то, что у него не всё получается хорошо сразу.
- Как говорилось выше, познакомьте ребёнка со снаряжением заранее. Если отдать сразу инструктору — будет большой стресс: новое место, неудобные ботинки, непонятные лыжи и чужие люди.
- Есть мнение, что у детей нет языкового барьера. Есть. Лучше найти русскоговорящего инструктора.
Если сами:
- Если вы решили учить ребёнка самостоятельно, смиритесь с тем, что получаться у него будет не сразу. Ваша задача вначале: не сломить ребёнка, а дать ему почувствовать радость от катания. Технику наработаете позже.
- Необучаемых детей нет, главное, набраться терпения и найти подход, чтобы заинтересовать ребёнка, вовлечь в игру и незаметно вложить в него основы.
- Всё обучение нужно превратить в игру. Есть много упражнений, которые помогают научиться основным приёмам катания в игровой форме — например, «самолётик», «супермен», «водитель», «баскетболист»… Найдите видеоролики в интернете, подсмотрите у инструкторов, спросите — они всегда подскажут. Что-то можно придумать самим, в зависимости от характера ребёнка. Например, когда я учила детей резкой остановке, у ребят была задача — осыпать маму снегом. Они соревновались, кто сделает бо́льшую волну. Их это так увлекло, что я думала, они меня закопают совсем. Чтобы объяснить какое-то движение, придумывайте ассоциации.
- Навигация по курорту и выбор маршрутов — это отдельная тема и ещё один полезный навык. Когда вы уже начинаете кататься с ребёнком по курорту, спрашивайте его, как добраться на ту или иную трассу. Изучайте вместе схему, для него это будет целый квест.
- Помните, что ребёнок поначалу устаёт быстрее. И физически он слабее, и со снарядом не знаком, да и лыжи его не такие вездеходные.
- Постарайтесь максимально быстро научить его кататься на параллельных лыжах. В плуге мышцы ног быстро забиваются. Попробуйте сами покататься так несколько часов… При этом часто дети не понимают, что происходит, и начинают жаловаться на боль в ногах.
- Оценивайте силы и возможности ребёнка. Наблюдала две крайности. В первом случае родители, боясь, что ребёнок травмируется, выкручивают ему крепления на ноль. Ребёнок хочет чуть разогнаться, но при малейшей нагрузке лыжи отстреливаются, малыш падает и, понятно, удовольствия не испытывает. Другие родители, наоборот, загоняют детей на трассы куда сложнее их возможностей.
- Не уезжайте далеко от ребёнка вниз. Он может упасть в любой момент и не всегда самостоятельно справиться с лыжами. Ваша поддержка будет ему очень кстати.
- Если ребёнок упал, не охайте и не кричите испуганно. Спросите задорно: «Как ты, снеговик, всё в порядке?» Помогите встать и отряхнуться. Ваш задор должен подбодрить ребёнка, а не добавить страху. Позже разберите вместе причину падения и расскажите, как падали сами.
Не переусердствуйте с обучением, вы приехали отдыхать
- Не пытайтесь всё время учить ребёнка. Дайте ему волю. Можно чередовать: например, 20 минут катаемся с упражнениями и 30 вольно… Схема условна. Сначала занятия могут восприниматься как занудство, может быть, ребёнку хочется набрать скорость, а тут его заставляют повороты делать… Но постепенно, когда что-то у них будет не получаться, они сами начнут спрашивать как и почему.
- Позвольте детям выбирать места катания. Им надоедает всё время следовать за родителями. Дайте им возможность действовать самостоятельно. И тут как раз важно, чтобы курорт был подходящим для ребёнка — много доступных трасс… Иначе получится: «Хочу туда!» — «Нет, сынок, там слишком круто…» — «Хочу туда!» — «Нет, там слишком разрыто». — «Хочу туда…» — «Тебе ещё рано».
- Не повышайте голос и не орите. Исключение: если стоит вопрос безопасности. Если ребёнку страшно — не давите на него, а постарайтесь разобраться в страхах и найти совместное решение.
Почаще хвалите
Не забывайте отдыхать
- Делайте перерывы на горячий шоколад или чай с вкусняшками — дети очень любят еду на природе. Можно делать пикники в интересных местах с красивым видом. Вместе с детьми выбрать какую-нибудь скалу в стороне от склона, доблестно туда добраться, утоптать полянку. Из лыж или сноуборда можно сделать скамейки и столик.
- Для совсем малышей можно брать с собой сменную обувь — детям сложно поначалу ходить в тяжёлых горнолыжных ботинках, пусть во время перерывов они побегают в лёгкой обуви.
- Не превращайте катание в ежедневную работу, устраивайте целые дни отдыха. Посмотрите в окрестностях аквапарки, пещеры, санные трассы, тюбинги, тарзан-парки… Горные лыжи лишь часть всей культуры.
А если вы всё-таки поедете покататься в Красную Поляну, в день непогоды можно съездить вниз и погулять в окрестностях Сочи, посмотреть красивые водопады.