«Сумасшедшие! Там же темно, узко и грязно. Дышать нечем. Вокруг крысы, змеи и монстры из фильмов ужасов». Не всё так страшно. Опасные животные и чудовища в пещерах не водятся, глины может и не быть, зато гарантированно есть космические пейзажи, компания хороших друзей и любимое дело. В статье разрушаем стереотипы и отвечаем на популярные вопросы о спелеологии. Рассказываем, зачем люди ходят в пещеры и какой в этом кайф.
Если слушать вам нравится больше, чем читать, включайте подкаст «Спорт-Марафон. Аудиоверсия» со спелеологом Денисом Проваловым.
Все подземные пространства — это пещеры?
Не совсем. Есть искусственные полости, созданные человеком, — шахты, рудники, каменоломни, бункеры, тоннели метро. Их исследуют спелестологи — не путать со спелеологами — и диггеры. А есть естественные, природные полости — это уже пещеры. Они образуются без участия людей во льдах, вулканических и осадочных горных породах.
Пещеры есть почти во всех уголках планеты. В Арктике и высокогорных ледниках — ледниковые пещеры. Они неглубокие и непротяжённые, а ещё быстро меняются из-за повышения или понижения температуры или могут вовсе исчезать. Лавовые пещеры, или лавовые трубки, возникают там, где извергались вулканы. Таких много на Гавайских островах. Есть лавовые пещеры в Исландии, Португалии и Южной Корее, а также в России на Камчатке.
Самые распространённые и большие пещеры в горных породах — карстовые. Они появляются, когда вода с поверхности растворяет минеральные породы, чаще известняки. Внутри них возникают полости и каналы, по которым вода уходит глубже. Этот процесс очень медленный и занимает сотни тысяч и миллионы лет. Многие пещеры начали образовываться задолго до появления мамонтов и пережили несколько ледниковых периодов.
Карстовых районов в мире очень много. Обычно это регионы с горным рельефом. Самые известные и большие находятся во Франции, Чехии, США, Мексике, Китае, России, Абхазии.
Посмотреть, какие пещеры есть в России, можно в «Спелеоатласе». Здесь самая полная база данных.
Что такое спелеология и зачем она нужна?
Это наука, которая изучает естественные пещеры: процессы их образования, геологию и гидрологию, фауну и флору подземного мира. Примерно то же самое делают учёные и на поверхности земли. В пещерах исследуют камни, непохожие на другие камни, воду, ветер, ставят опыты, а потом анализируют результаты. По этим данным можно узнать, как развивалась планета: какой был климат много сотен тысяч лет назад, как образовались океаны, как эволюционировали животные и как жили древние люди.
Из-за стабильной температуры в пещерах отлично сохраняются уникальные археологические и палеонтологические ценности. В Денисовой пещере на Алтае обнаружили останки отдельного вида homo — «денисовского человека», в Каповой в Башкирии — наскальные рисунки древних людей. В Тавриде, которую случайно вскрыли, когда строили автомобильную дорогу, — кости ископаемого южного слона, носорога Мерка, пещерной гиены и других древних животных.
А ещё в пещерах наблюдают за тем, как ведёт себя организм человека в экстремальных условиях, совершают географические открытия, тренируют космонавтов или просто получают удовольствие от процесса исследований.
Все спелеологи — учёные?
Не обязательно. Среди спелеологов есть доктора наук, но есть и промышленные альпинисты, программисты, художники, журналисты и инженеры. Чтобы изучать пещеру, не надо иметь учёную степень и числиться в РАН, потому что исследование пещер — не только научные эксперименты, опубликованные в журнале Nature, но и создание карт, навеска верёвки, фотосъёмка, открытие новых залов и галерей. Стать спелеологом может каждый.
Во всём мире тех, кто не занимается фундаментальной наукой в пещерах, называют кейверами (cave в переводе с английского языка — пещера). В России сообщество принято делить на спелеологов — людей, которые проводят любые исследования, и спелеотуристов — тех, кто спускается в пещеры ради спортивных результатов.
Как ходить по пещере, там же темно?..
Света в пещерах нет. Совсем. Никакого. Поэтому спелеологи приносят его с собой. Остаться в пещере без освещения — это провал. Если продолжать двигаться на ощупь, можно заблудиться, сломать ногу или упасть в колодец. А сидеть в одиночку без движения в полной темноте, пока тебя не найдут твои товарищи, — то ещё удовольствие.
Раньше в пещеры ходили с карбидными лампами, их пламя от горения ацетилена давало тёплый объёмный свет, но из-за веса лампы и большого количества карбидной отработки, которая загрязняла пещеры, от них отказались. Сейчас используют современные фонари на светодиодах. Обязательно берут с собой два фонаря — это правило техники безопасности. Первый — основной, он мощный и крепится к каске. Второй — запасной, висит на шее и поможет, если основной сломался или пришла пора заменить батарейки.
… И грязно?
Грязи в пещере нет, но есть глина. Где-то её мало, а где-то столько, что приходится в ней жить: ставить поверх палатку, выдёргивать из неё сапоги, смывать с лица и вылавливать комья из кружки. Если собираетесь в пещеры, нужно смириться с тем, что встреча с глиной неизбежна, и понять, что для спелеолога это норма. Комбинезон, защищающий нижний слой одежды, обувь и перчатки всегда будут испачканы.
Места для базовых подземных лагерей, в которых спелеологи живут, когда находятся в пещере, выбираются по возможности рядом с источником воды. Если это ручей, озеро или река, в них можно помыть сапоги и снаряжение.
Не во всех пещерах и не на всех участках маршрута есть глина. Но, если в первый раз повезло оказаться на «глиноферме», можно испытать культурный шок. Если он не отобьёт желания заниматься спелеологией, уже в следующий раз ничто не испугает.
Что с температурой?
Она стабильная и равна среднегодовой температуре на поверхности у входа в пещеру. Поэтому в пещерах, расположенных в тропиках и сухих жарких районах, тепло, в умеренном климате — холодно: максимум до +14°C в самых глубоких частях и до минусовой температуры рядом с входом, если снаружи зима.
Ощущение холода усиливается влажностью. В пещерах она почти всегда стопроцентная. Даже если рядом нет открытой воды, капли воды есть в воздухе. Солнечный свет не попадает внутрь, поэтому здесь всегда сыро и мокро. Но и это не проблема, если много двигаться и правильно подобрать экипировку.
В качестве нижнего слоя спелеологи надевают комбинезон-изотермик из флиса или тёплой эластичной ткани с начёсом вроде Polartec Power Stretch. Ткань не задерживает влагу, отводит её на верхний слой и быстро сохнет во время движения. Верхний — комбинезон из кордуры. Он промокает, но тоже быстро сохнет от тепла тела. После ходового дня в палатке, когда готовят ужин, можно согреться и просушить одежду.
Если на маршруте встречается глубокая река, озеро, которое нужно переплыть, или сильный водокап, надевают сухой гидрокостюм из прорезиненного материала. Снаружи мокро — внутри сухо.
А узких мест много?
Не везде. Всё зависит от конкретной пещеры. Есть очень узкие места. Иногда настолько, что приходится снимать каску, чтобы пролезть, или использовать специальную технику гусеничного хода — плавно изгибаться и по сантиметру проталкивать тело. За одной узостью может идти другая, за ней третья, и так до бесконечности. Это выматывает и снижает темп передвижения.
Но может быть и по-другому: огромные залы, в которые можно поместить городской квартал, высокие водопады, глубокие и широкие колодцы, длинные галереи. Все пещеры разные. В одной могут сочетаться все формы подземного рельефа.
Кто живёт в пещерах?
Временно — спелеологи, а постоянно — особая фауна и флора, представители которой адаптировались к жизни без солнечного света. Ядовитых змей и крупных животных в пещерах нет, как и монстров и чудовищ. Можно не бояться: никто не укусит и не утащит в темноту.
Здесь живут безобидные существа. В воде обитают бокоплавы, похожие на креветок, только меньше в десятки раз, и ногохвостки. В некоторых подземных озёрах плавают слепые протеи и рыбы. Есть разные виды червей, жуков и пауков. А во входных гротах и колодцах селятся колонии летучих мышей и птиц.
Темно, холодно, мокро. В чём тогда кайф?
Условия в пещерах не самые комфортные и подходят не всем — это не глэмпинг на берегу моря. Но в целом спелеоэкспедиция не сложнее любого горного похода на Кавказе, восхождения на Эльбрус или путешествия по Кольскому полуострову в дождливую погоду. Главное — хорошо подготовиться, получать удовольствие от процесса и во всём видеть плюсы. А их немало.
Стать первооткрывателем
Последние места на нашей планете, где не был человек, — глубоководное морское дно и пещеры. Если для спуска в Марианскую впадину нужен годовой бюджет среднего российского города, то, чтобы попасть в пещеру, — только желание. Пещер на планете множество, а исследована лишь малая часть. Все потенциальные географические открытия — здесь. Можно найти новую пещеру, а можно открыть зал, колодец или галерею в уже известной и оставить свой первый след.
Посмотрите видео о пещере имени А. Верёвкина. Лекцию записывали, когда пещера была второй по глубине в мире. Сейчас она рекордсмен, а участники команд, которые исследовали её, — первопроходцы.
Увидеть то, что недоступно другим
В пещерах много натёчных образований: сталактитов и сталагмитов, «макаронин», занавесей, пещерного жемчуга, лунного молока, кораллитов, геликтитов и кристалликтитов. Такие не встретишь на поверхности, они тысячи лет растут благодаря воде, насыщенной минералами, и могут принимать причудливые формы.
Путешествовать с друзьями
В любом деле главное — компания. С друзьями весело забрасывать горы груза к лагерю у пещеры, завтракать с видом на вершины, делать топосъёмку только что открытых ходов, ремонтировать протёкший гидрокостюм, отогреваться вечером в тёплой палатке и строить новые планы.
Как стать спелеологом?
Это несложно. В спелеологии та же система, что и в горном туризме и альпинизме. Технике и всем основам учат инструкторы в спелеоклубах. Можно найти такой в своём городе и записаться на занятия. Ходить в пещеру в одиночку и без специальных навыков опасно. Случиться может что угодно, а подсказать выход из кризисной ситуации или вызвать спасателей будет некому.
В простую горизонтальную пещеру в спелеоклубе возьмут и без опыта. Чтобы попасть в вертикальную, нужно ходить в течение года на тренировки, учить узлы и азы топосъёмки, слушать лекции, участвовать в соревнованиях и готовиться к экспедиции.
Для спуска в пещеру необязательно сразу ехать далеко, брать неоплачиваемый отпуск или увольняться с работы. Можно всю неделю ходить в офис, а в пещеры ездить в выходные. В Крыму, Сибири и на Урале так и делают — там пещеры под боком. Выезжают в субботу утром, проводят два дня в пещере, а вечером в воскресенье возвращаются домой. Спелеологам, которые живут там, где пещер рядом нет, приходится сложнее. Они тренируются в залах и на деревьях, заранее планируют логистику, пакуют снаряжение и едут на пару недель, на тот же Урал, в Крым, Сибирь или в Европу или Абхазию.
Темнота, сырость, глина — это не страшно, если настроить себя на позитив, хорошо подготовиться и открывать для себя подземный мир с друзьями.