Весь товар, представленный на сайте Вы можете найти в магазине
по адресу: ул. Сайкина, 4
  • 8 (495) 668-14-97
  • 8 (495) 287-87-97
  • 8 (800) 333-14-41
  • Бесплатный звонок по России
Телеграм чат
Каждый день
Магазин на Сайкина 4
с 10 до 24
Интернет-магазин
с 10 до 22
Присоединяйтесь к нам:

Избранное

Ски-тур. Введение, предисловие, прелюдия.

12.11.2013

Ски-тур. Введение, предисловие, прелюдия.

Для меня ски-тур - это освобождение от курортной индустрии, истинное наслаждение природой и, конечно, как награда за пот и мышечную усталость – ультимативный фрирайд!

ски тур

What's what? (что такое ски-тур?)

Так исторически сложилось, что многое связанное с горными лыжами, фрирайдом пришло к нам с запада, хотя и в своем Отечестве были пророки. Но об этом позже.

Если попытаться перевести смысловое значение слова skitour на русский язык, то ближе всего будет выражение «лыжный поход». А с учетом существующего за этим понятием контекста, я бы перевел это как «горный лыжный поход» или еще ближе по смыслу с учетом русского контекста «подъем в горы на лыжах с целью спуска по целине». Получается несколько громоздко, но, по сути, верно. Кстати, дословный перевод звучит несколько легкомысленно – «лыжная прогулка», а с учетом контекста – «лыжная прогулка по горам».

И многие следуют этому определению - ски-турят в окрестностях курорта, часто уходя от верхней станции подъема в пределах видимости, чтобы раскатать очевидные, но не доступные для большинства целинные склоны. А почему бы и нет?

ски тур

Но сухие и выверенные формулировки не отражают суть этого понятия в русском ски-турном мейнстриме. Это все равно, что задать вопрос «Что такое любовь?» и получить сотни, если не тысячи разных ответов.

Современный ски-тур имеет несколько ипостасей:

- Traditional Nordic (попросту говоря «беговушки»),

- Backcountry Nordic (усиленные, со стальными кантами и более широкие «бэккантрийные беговушки», использующие для подъема в гору антискользящую технологию Waxless "рыбьей чешуи"),

- Telemark (динозавр горных лыж, доживший до наших дней благодаря хиппи, хипстерам и норвежцам)

- и наконец, предмет нашего вожделения - Alpine Touring (туринговый альпайн, то есть ходьба в ботинках с закрепляемыми на спуске пятками).

Побарахтавшись в филологических изысках, давайте закопаемся в историю:

Кто и зачем придумал ски тур?

Основная версия возникновения, что ски-тур, как самостоятельный вид, начался с использования альпинистами лыж для подхода к покоряемым вершинам. То есть изначально это развлекательный вид и первые упоминания о нем восходят к середине 19 века. И только позже он стал подразумевать еще и катание по целине. Здесь речь пойдет о том ски-туре, где эта второстепенная функция стала основной.

ски тур

Спортивный ски-тур сейчас называется ски-альпинизм. Он вроде как папа ски-тура, хотя эти виды настолько похожи, что четкую грань между ними понять трудно. Какое то время считалось, что восхождения на лыжах – ски-альпинизм, а горные походы – ски-тур. С добавлением спуска «все смешалось в доме Обломовых». Но эти знания второстепенны и не увеличивают счастье от ски-туриста.

ски тур

Гламурные ски-туристки 1905-го года

У нас же самые древние ски-туристы – сибирские охотники и северные народы . Издавна они используют лыжи подбитые камусом (коротко шерстный мех на шкуре оленя или лося растущий на ногах зверя и на ловобой части головы). К самим же лыжам валенки (это тоже своего рода горнолыжная обувь, в давнюю эпоху детишек учили кататься на лыжах, прибив валенки к отпиленным половинкам взрослых лыж) крепятся с помощью мягких креплений фиксирующих носок валенка и притягивающих пятку к носку. Я и сам в конце 70 –х гонял на таких, по склонам высокого берега Енисея.

Многочисленных туристов, которые обитали (да и сейчас не перевелись) в Хибинах, на Полярном Урале и ходивших в зимние походы на легендарных русских «бэккантрийках» «Бескид», смело можно назвать предшественниками нынешних ски-туристов (а многие еще являются и их родителями). Вспомните трагедию группы Дятлова – вот так и выглядел, русский зимний туризм - валенки, фуфайки, брезентовая палатка.

ски тур

Группа Дятлова

Необходимо добавить, что серьезный ски-тур это не фитнес и подразумевает нечто большее, чем ходьба для здоровья. Здесь необходимо иметь:

- определенный уровень физической подготовки, так как ски-тур это занятие, обычно, коллективное и важно не стать «тормозом», «лишним звеном» для команды и «тропить» (пробивать лыжню в целине) наравне;

- весьма актуально, иметь навыки ориентирования на местности, что бы выбирать маршрут и не играть в «Ивана Сусанина»;

- иметь элементарные навыки предсказания погоды, чтобы избежать попадания в пургу или в другие погодные катаклизмы (увы, не всегда услуги «яндекс-погоды» доступны на маршруте);

- обладать знаниями лавинной безопасности – «горы не любят шутить»,

- приемами оказания первой помощи и эвакуации пострадавшего – «скорая помощь», вертолет в отдаленной местности России это больше мираж, чем реальность,

- иметь элементарные навыки альпинизма;

- не лишними будут навыки выживания в зимних условиях – замерзнуть всегда шансов больше, чем пострадать от солнечного удара;

- снаряжение для ски-тура это не только специфические муки выбора, но и отдельный бюджет, который зачастую не осилить за раз. Обычно все подбирается, покупается по мере приобретения навыков, опыта, появления личных предпочтений. Года три, пожалуй, уйдет на экипировку.

Если после этих запугиваний, вам все еще интересно как стать суперменом скитуристом – читаем дальше.

ски тур

Конечно, отсутствующие у вас умения и знания нельзя приобрести одномоментно. Лучше всего начать ски-турить с опытным гуру или вписаться в какой-либо бэккантри – лагерь, или учебную группу. Благо с каждым годом в России все больше подобных возможностей. Курсы лавинной безопасности и скорой помощи вам в помощь.

А можно не напрягаясь получать удовольствие в пределах одного дня, взяв лыжи у приятеля, чтобы понять, что к чему. С чего начинают многие.

Итак, что кардинально отличает ски-тур от подъема в гору «елочкой» или «лесенкой»? Это специальное снаряжение, позволяющее подниматься вверх по склону на лыжах под углами до 45%.

Как это происходит? 

Камус

Основное качество позволяющее идти в гору – это лыжи не скользящие по снегу. Задача прямо противоположная назначению лыжи – максимальное скольжение. Для этого к скользяку лыжи приклеивают камуса. Но это не натуральная шкура оленя. В Альпах использовали шкуры косуль – мелких оленей. Эскимосы использовали также шкуру тюленя и нерпы. Лучшим считался лошадиный камус. На английском это называлось плюшем. До сих пор встречается это слово.

ски тур

Современные камуса - это высокотехнологичный материал. Но он сохранил ретро название - на английском термин камуса звучит как «шкура». А фиксация камуса происходит не «на всю оставшуюся жизнь», как на «охотничьих» лыжах, сапожными гвоздиками, а на время подъема до точки спуска или восхождения в чисто альпинистском стиле.

Принцип работы камусов легко понять, поведя по мужской щетине – в одном направлении рука скользит, не встречая препятствий (по шерсти), в обратную сторону чувствуется, что она встречает сопротивление (против шерсти). Это волоски, растущие с уклоном в одну сторону, задираются, и создают сопротивление. Эта сила трения, возникающая при движении против шерсти и удерживает лыжи на значительных уклонах (до 35, а то и до 45 градусов). До 70-х годов натуральные шкуры пришивали к прочной ткани - основе, а та уже всякими хитрыми способами фиксировалась на лыже.

Появление синтетического камуса значительно облегчила жизнь ски-туристов. Они стали легче, прочнее, перестали впитывать влагу, лучше скользить.

ски тур

Сейчас устоявшаяся классификация камусов выглядит так:

- Мохер, используется приклеенная к синтетической основе натуральная шерсть альпийской козы. Легок. Отличное скольжение. Используется в рейсинговом ски-туре, но намокает и склонен к налипанию снега. Весьма не дешев. Обычно, требуется перед использованием применение специальных спреев, избавляющих от недостатков.

- Синтетика – бескомпромиссный нейлон и ничего более. Износоустойчив. Дает хорошее сцепление на подъеме в большинстве ситуаций. 100% гидрофобен. Тяжелее мохера. Дешев.

- Микс – обычно отношение синтетики к натуральной шерсти 70/30%. Обладает достоинствами и недостатками обоих материалов, тем не менее, наиболее популярен.

Приклеивать камуса научились относительно недавно – первые успешные опыты воплотились в действующее средство в 1968 году. Хотя эксперименты начались еще в 1930 году. До этого, чего только не придумывали, чтобы зафиксировать камуса на лыже! В большей частью их привязывали ремешками. Представляю, каково было на таком снаряжении скользить по траверсам))). Хитромудрые швейцарские вояки додумались сверлить лыжи насквозь и фиксировать камуса винтами. Позже появился более прогрессивный способ крепления за нос и хвост лыжи, заменивший все предыдущие.

ски тур

Как только не крепят камуса

Все оборудование для ски-тура это борьба противоположностей. Тоже с клеем для камусов – он должен отвечать самым противоречивым требованиям:

- с одной стороны быть достаточно липким, что бы приклеиваться к скользячке лыжи, которая обладает адгезией, в достаточно большом диапазоне температур (до -40градусов), с другой клей не должен оставаться, на поверхности после отделения камусов;

- выдерживать многократные циклы приклеивания/отдирания, лучшие показатели до полумиллиона раз;

- не высыхать в большом диапазоне температур -40/+40 градусов;

И когда смогли найти секрет «единства и борьбы противоположности» клеевые камуса мгновенно убили все предыдущие наработки.

ски тур

Казалось бы клей пришел навсегда, но… Сейчас появляются камуса не использующие клеевой основы. Они держатся на креплении носок – пятка и фиксаторами по длине лыжи. Преимущества очевидны – не требуется обновление клеевого слоя, быстрота установки, побежден главный минус клеевых камусов – слипание между собой и прилипание мусора. Им не нужны сетки в сложенном состоянии – просто засунул их в рюкзак. Но пока клеевые доминируют.

Крепления для камуса. Существуют несколько систем. Постоянно придумываются новации. Но с этим лучше разбираться в отдельной статье.

Кошки

Когда мы говорим, что на камусах можно подниматься по склонам крутизной до 40-45 градусов, это не означает, что это можно делать всегда и везде. Все зависит от состояния снежной поверхности. И средний угол подъема около 20-25 градусов. Чтобы штурмовать более крутые - необходимы кошки. Они также выручают на обледенелых склонах.

Крепления для ски-тура

Возможно самая объемная ски-турная тема. Как всегда противоречие в том, что необходимо совместить противоположности – ходьбу и статику спуска. Первое предполагает подвижность ботинка, второе жесткость его фиксации.

В итоге есть два направления в туринговых креплениях:

– модели и бренды крепеж которых больше адаптирован на продолжительную ходьбу с возможностью спуска;

- модели максимально приближенные к фрирайдовым креплениям с возможность ходьбы.

Есть и третий путь. Это так называемые адаптеры – приспособы позволяющие использовать обычные альпайновые крепления для ходьбы. Они не пользуются популярностью, поскольку значительно увеличивают вес ски-турного комплекта, не очень удобны. И если обладатель адаптеров приходит к мысли «ски-тур это наше все» первое, что он делает – избавляется от адаптеров в пользу нормального ски-турного крепежа.

ски тур

Лыжи

Принятая классификация:

1. Спортивные - талия 64-68 мм, длина около 160 см

2. Легкий ски-тур - талия от 70 мм, длина 145-150 см

3. Классический ски-тур (походные) - талия 72, длина 180

4. Фрирайдовые - талия от 74 – 100 мм, длина до 175 см

Это разделение довольно условное и зависит от конкретного производителя.

В России есть тенденция адаптировать для ски-тура лыжи, к которым привык райдер. И зачастую можно увидеть сктурные лыжи с талией за 125 мм

ски тур   ски тур

Ботинки

ски тур

Существует принципиально два класса – рейсинговые (спортивные) и унитарные. Третий путь – обычный альпайн, выбранный катальщиком по критериям максимальной удобности и комфортности.

Рейсинговые модели ботинок для ски тура. Основное:

- минимальный вес;

- только для ходильных креплений (с возможностью спуска);

- не рассчитаны на многодневные походы (слабая термоизоляция).

Специальные ски-турные ботинки.

- адаптированы под ходильные крепления (интегрированы специальные втулки);

- не годятся для альпайновых креплений;

- предназначены для дальних походов с возможностью спусков.

Универсальные ски-турные ботинки.

- одинаково подходят к катальным ски-турным креплениям и к обычным альпайновым,

- меньший вес по сравнения с обычными горнолыжными ботинками

- наличие вибрамы (рифленой резиновой поверхности) на подошве.

Я бы их назвал бэккантрийными ботинками.

ски тур

Палки

Традиционно используются палки с изменяемой длинной. Это необходимо при продолжительном движении по траверсе. Различная длинна палок используется при ходьбе и спуске. Но и обычные палки не имеют запретов к употреблению.

ски тур

Одежда

Выбирается с учетом повышенного тепловыделения при ходьбе.

Не желательны модные изыски в виде мотни до колен, гипертрофированных на 3-4 размеров хламид.

В идеале – комбез - самосброс из мембраны с задним клапаном (догадайтесь сами, для чего неудобно снимать штаны в сугробе))), флиска и поддеваемая под куртку пуховка.

Тенденции

Среди скитурщиков популярна пословица: «Каждый килограмм веса оборудования, снижает удовольствие на 10%». Насколько точно указаны вес и проценты не берусь судить, но в ски-туринговой индустрии основная битва идет за диету.

Смотрите :

- минимальный вес лыжи в районе 800 гр:

- минимальный вес ботинок в районе 500 гр

- минимальный вес креплений – 660 грамм/пара

Это, конечно, последние достижения в верхних моделях, но как и в Формуле 1, «сегодня на болиде – завтра на автомобиле»

И, вполне возможно, пока я это писал, что то опять полегчало)

В общем вес всегда будет основной ски-турной темой. Достаточно посмотреть на содержимое рюкзака среднего скитурщика

ски тур

Так зачем все – таки это нужно?

Еще 3-4 года назад я сам задавал себе этот вопрос, слядя на изрезанные лыжнями-серпантинами склоны в Шамони. Однако недобрая зависть к имеющим эсклюзивный доступ к нетронутой целине заставила вкусить плоды ски-турных ягод. Фанатом ски-тура становишься быстро. 3 -5 спусков за день по девственной целине, в отсутствие конкурентов… Что может быть лучше? Уж точно, не исчезающая на глазах целина под подъемником)

ски тур

Главное попасть в «правильное» место с «правильной» компанией. И… « сколько, говоришь, стоят камуса и крепеж?»…


А. Лыжин, специально для "Спорт-Марафон"

Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Я рекомендую Мне нравится
© Спорт-Марафон, 2017 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — blog@sport-marafon.ru

Товары по теме

Комментарии

comments powered by HyperComments