0

Как горнолыжный шлем пришел в нашу жизнь

Сегодня горнолыжный шлем — норма, стандарт для любого лыжника или сноубордиста. Но лыжники со стажем скажут, что ещё несколько лет назад шлем был скорее исключением из правил. Шапочки петушки встречались куда чаще на головах не только отдыхающих, но и спортсменов. В этом материале мы предлагаем несколько исторических фактов об этом важном элементе снаряжения. Что-то покажется интересным, что-то забавным, но в любом случае вы будете знать, что шлем для современного горнолыжника — это не спроста.
Итак, окунёмся в историю…

Несколько фактов и немного цифр:

  • На 19-й конвенции интернационального общества по безопасности лыжного спорта, состоявшейся в Кистоуне в мае 2011, исследователь Джаспер Шили, почётный профессор технических наук в технологическом университете Рочестера, объявил, что с 1995 по 2010 использование шлемов увеличилось с 5% до 76%. В этот период количество травм головы упало на 65% — с одной травмы из 8,775 дней в сезон до 1 из 25,690 дней.
  • В 2009 году две крупнейшие курортные компании Северной Америки — Vail Resorts и Intrawest — сделали ношение горнолыжных шлемов на своих склонах обязательным для всех сотрудников. Раньше это правило касалось только детей в горнолыжных школах и парках.
  • В то же самое время власти Нью-Джерси и Калифорнии приняли закон, обязывающий детей до 18 носить шлем (несмотря на то, что губернатор Шварценеггер был против). Вследствие этих мер продажи шлемов составили 1.5 миллиона штук каждую зиму. Они появились у 90 процентов детей до 10 лет. И сегодня Snowsports Industries America (SIA) сообщает о ежегодном росте рынка продаж шлемов на 5%.
Как мы к этому пришли? Ещё недавно, в 1990 году, лыжные шлемы практически не существовали в качестве продукта потребительского рынка несмотря на их широкое использование велосипедистами, каякерами и скалолазами. В лыжном спорте шлемы были обязательны только для даунхилла, а слаломисты использовали их в основном для защиты очков .
Современный горнолыжный шлем происходит непосредственно от более ранних моделей, разработанных для мото-и велоспорта.
История горнолыжных шлемов
Велосипедный шлем начала 20-го века из кожи с шерстяным наполнителем
С самого начала велогонок перегрев был большей заботой, чем травмы. Поэтому гонщики не стали бы использовать снаряжение, препятствующее охлаждению головы. В 1900 году велошлем выглядел как сетка из кожаных ремешков с лёгкой подкладкой. От травм головы такая конструкция, конечно, не защищала. Один гонщик сказал, что шлем ему нужен для того, чтобы не поцарапать уши в случае падения на тротуар.
К 1910 году большинство хоккеистов и футболистов носили шлемы из вываренной кожи с фетровой или овечьей подкладкой, а мотогонщики переключились на футбольные шлемы.
Конструкции создавались наугад. Первое научное исследование травм головы и шлемов было начато в 1935 сэром Хью Кернсом, уроженцем Австралии и обучавшемся в Кембридже физиком, который изучал нейрохирургию в Гарварде. Он был одним из лечащих врачей Томаса Эдварда Лоуренса (ему посвящён один из самых знаменитых биографических фильмов в истории кино), который скончался от черепно-мозговых травм после мотоаварии в том же году. Кернс занялся тщательным изучением этой проблемы, что привело к использованию защитных шлемов у военных и гражданских мотоциклистов в дальнейшем. Кернс провёл серию экспериментов с головами трупов и установил, что наилучшая защита для мозга может быть достигнута с помощью материала, который деформировался бы в момент столкновения, снижая вероятность повреждения черепа. Эту, пока ещё воображаемую, конструкцию дополнял жёсткий верхний слой, который, разбиваясь, поглощал бы энергию удара.

Шлемы покоряют склоны

ока горнолыжный спорт не достиг современного вида, нужды в шлемах не было. Скорости были низкими, а снег — мягким. Но с приходом стальных кантов и тросиковых креплений спортсмены начали развивать скорость на специально подготовленных трассах до 50 км в час. В январе 1938 года произошёл первый несчастный случай в горнолыжном спорте — Гиачинто Сарторелли, занявший седьмое место по даунхиллу на Олимпийских играх в Гармише в 1936 году, врезался в дер
Некоторые лыжники начали носить велошлем из ремешков поверх вязаной шапки. Обратите внимание на фото: на голове у Жана Вуарне (Jean Vuarnet) лыжный шлем, похожий на тот, что использовали велогонщики.
Жан Вуарне (Jean Vuarnet) 1960-й год
Настоящий прорыв в конструкции шлемов произошёл после второй мировой войны, с развитием усиленной стеклопластиком эпоксидной резины и сминаемого пенополиуретана. Стеклопластик стал отличным решением для создания жёсткой оболочки, легко разрушаемой во время удара, тем самым гасящей силу удара и распределяя её. Именно такой материал долго искал Хью Кернс (Hugh Cairns). Первыми конструкцию нового шлема опробовали американские и британские пилоты-испытатели первых реактивных истребителей.
В 1947 году Чарльз Ломбард из Northrop Aviation вместе с Германом Ротом и Смитом Эймсом из южнокалифорнийского университета запатентовали шлем из стеклопластика с внутренним слоем из вспененной ацетатцеллюлозы. Это был шлем P1 ВВС США. Для его изготовления жёсткий внешний слой заполнялся пеной индивидуально для каждого пилота. Похожую технологию позднее взял на вооружение Питеро Кеннеди для производства своих первых моделей пластиковых горнолыжных ботинок.
шлем P1 1954-го года
В Англии компании Cromwell, Stadium, Kangol и Everoak начали продавать стеклопластиковые мотошлемы. Одним из лидеров в этой отрасли была компания AGV, производитель кожаных сидений для мотоциклов и мотошлемов. В 1953 году эта итальянская компания выпустила свой первый шлем из вулканизированного стекловолокна. Произведенный полностью из этого материала, он был очень прочный и лёгкий, а также имел отличный дизайн. Шлемы AGV пользовались популярностью, и в компанию обратились за помощью разработки специального горнолыжного шлема для использования на лыжной гонке Kilometro Lanciata. Это был первый задокументированный случай использования жёсткого горнолыжного шлема.
Мотошлемы Kangol Spacemaster 1961 года и Stadium Clipper 1958 года
Новый этап развития горнолыжных шлемов связан с открытием Германом Ротом нового более лёгкого и дешёвого материала в 1954 году. При этом Styrofoam (EPSB или EPS) обладала той же способностью к ударопоглощению. Вместе с Ломбардом они основали компанию Toptex и стали производить мотошлемы из стекловолокна и EPS. EPS известен также как вспененный полистирол. Первым заказчиком таких шлемов стал мотобат полицейского департамента Лос-Анджелеса.
В то же время в близлежащем городе Белл (Калифорния), Рой Рихтер — страстный автогонщик и владелец магазина «Автозапчасти Белла», начал производство стеклопластиковых шлемов для автогонок. За основу он взял конструкцию первых шлемов ВВС с полиуретановым внутренним слоем. Bell 500 с открытым лицом считался последним словом техники в мире мотоспорта. Но в 1957 шлем не прошёл даже первую ступень тестирования мемориального фонда Snell. Единственным шлемом, прошедшим новый ударный тест, стал шлем Toptex с внутренним слоем из EPS. Его отличие от конкурентов заключалось в том, что внутренний материал при ударе деформировался и более не возвращался в исходную форму, что исключало колебания мозга внутри черепа после удара. Белл приобрёл лицензию на технологию Toptex, и в дальнейшем все ударозащитные шлемы производились на основе EPS.
Именно шлемы Bell Toptex были выданы команде молодых горнолыжников в зимнем парке Стива Бредли в 1955 году. Возможно, это были первые лыжники с подобными шлемами. Это не ускользнуло от внимания лыжной сборной США. В 1958 году она привезла шлемы Bell Toptex в Европу. Европейцы по началу смеялись над шлемами. Но во время тренировки перед гонкой Ханненкамм один из спортсменов Томми Коркоран неудачно упал, сильно ударившись затылком об лёд. Удар был невероятно сильным. Внешняя оболочка шлема была разбита, но Томми избежал серьёзной травмы, встал и катался уже на следующий день. Уважение к жёстким шлемам возросло. Но кожаные шлемы всё ещё были в ходу. На следующий год канадский спортсмен Джон Семмелинк погиб, ударившись головой о камень. На нём был именно кожаный шлем.
И вот, на Олимпийских играх 1960 года в Скво Велли жёсткие горнолыжные шлемы были включены в список обязательного снаряжения для даунхилла. Общих стандартов тогда ещё не было — каждая сборная могла выбирать производителя самостоятельно.
Серебряная медалистка по слалому и даунхиллу Пенни Питу (Penelope Theresa 'Penny' Pitou) вспоминает шлем Bell's:
Он был огромный и напоминал шлем от акваланга, а ветер так свистел в ушах, что мне казалось, что я перехожу звуковой барьер. Ещё он был тяжёлый. Мне не нравилось его носить, но таковы были правила. По крайней мере, он не сдвигал очки мне на нос. Я давно отправила его в гараж. В конце концов, мыши сделали в нём гнездо и я смогла с чистой совестью его выкинуть
Пенни Питу (Penelope Theresa «Penny» Pitou) 1960г
Жёсткие горнолыжные шлемы появились одновременно с переходом к металлическим кантам и облегающим лыжным костюмам. Скорости неуклонно росли, как и количество серьёзных травм. Но, как говорится, на ошибках учатся. Так, например, ещё в 1962 году Стефан Кэлин, звезда швейцарской сборной того времени, катался в пробковом шлеме с тканевым покрытием компании Vuarnet. Но после гибели австралийского лыжника Росса Милне во время тренировки перед Олимпийскими играми 1964 года в Иннсбруке, швейцарцы начали использовать современные шлемы из стеклопластика.
Гонщики жаловались на вес и несовместимость с очками. «Было трудно держать голову и было плохо видно. Некоторые очки справлялись с задачей, например, старые Boutons, а новые с двойными линзами — нет». Производители отреагировали отказом от стандартного дизайна мотошлема. В 1973 мемориальный фонд Snell объявил о новом стандарте для лыжного шлема, который требовал конструкции, более лёгкой, чем у мотошлема. Тогда Bell снабдил шлем для мотокросса более лёгкой оболочкой и получился SR-1 для лыжных гонок. В конструкции мотошлемов была предусмотрена защита от комков грязи из-под колёс мотоцикла, а также пространство под большие очки. SR-1 имел те же свойства при пониженной ударопрочности. Но восторга у лыжников это решение не вызвало. Так, Стив и Фил Марэ вышли на склон в мотошлемах Bell 500. Фил объяснил это тем, что лыжные шлемы не обеспечивали должной защиты.
Другим решением проблемы веса стал акрилнитрил бутадиен-стирол (ABS). Бутадиен — это синтетическая резина. Он использовался в производстве пластиковых автобамперов, чтобы сделать их более упругими. Верхний слой из ABS мог раскалываться или разбиваться, чтобы поглотить удар. Но самое главное — его можно было отливать, в отличие от стеклопластика, который нужно было накладывать вручную на стальную форму. Это делало производство достаточно дешёвым для масс-маркета.
К 1973 году европейские компании (например, Jofa, Boeri, Uvex и Carrera) уже выпустили в продажу недорогие пластиковые шлемы, особенно популярными стали детские модели. Примерно с 1974 года региональные велоассоциации начали интересоваться улучшенными велошлемами. Уже существовали неплохие шлемы, изготовленные на основе скалолазных, но они либо недостаточно продувались, либо были слишком тяжёлыми. В результате, производители велошлемов остановились на простой конструкции из EPS с лёгким тканевым или тонким декоративным покрытием из поликарбоната. В 1987 была основана компания Giro, производившая шлемы такой конструкции.
В это же время Федерация Велоспорта США включила сертифицированные шлемы в список обязательного снаряжения на всех видах соревнований.
В 1984-м году Американский национальный институт стандартов ввел требования для спортивных шлемов, которые были приняты во всей отрасли. Это помогло удалить неэффективные модели с рынка и повысить качество всех оставшихся шлемов.
В 2003 году примеру США последовала Всемирная велоассоциация, и десятки фирм заполнили рынок лёгкими велошлемами. Большинство производителей немедленно адаптировали свою продукцию под нужды лыжников.
В 2010 ассоциация Snowsports Industries America опубликовала список из 31 одного производителя шлемов для лыж и сноуборда с указанием, каким стандартам отвечает продукция каждой фирмы. Все брэнды использовали внутренний слой из EPS и соответствовали евростандартам EN1077 или EN812. Некоторые прошли более жёсткий тест на стандарт ASTM 2040, и лишь немногие смогли дотянуться до стандарта Snell RS98, ведь в этих тестах расчётная сила удара на 30% превышает симулируемое воздействие.
К сожалению, принятие общественностью необходимости шлемов связано с увеличением трагических случаев. Продажи шлемов взлетели в начале 1998 года после того, как с разницей в 6 дней, врезавшись в дерево, погибли Майкл Кеннеди (племянник президента Джона Кеннеди) и Сонни Боно (известный многим по дуэту Сонни и Шер).
Но, конечно, массовому распространению шлемов поспособствовали и звёзды хаф-пайпа и фристайла, которые выступали в них на соревнованиях.

Аэродинамический шлем

Летом 1963 года Дик Дорвот и Рон Фанк отправились в Портилло, чтобы побить мировой рекорд по скоростному спуску в 101 милю в час, установленный в Сервинье Альфредом Планггером. Фанк отказался от участия из-за травмы, а Дорвот побил рекорд, достигнув скорости 172 км в час.
Дорвот заметил, что если опустить голову вниз, верхняя часть его шлема Bell работает как обтекатель самолёта, что позволяет увеличить скорость. Таким образом, мировой рекорд был побит спортсменом, который не видел, куда едет. И примерно в 1972 году австрийский лыжник Эрвин Стрикер создал аэродинамический шлем, позволивший гонщикам поглядывать вперёд, не теряя скорости.
В 1977 новый обладатель рекорда Стив МакКинни и его партнёр Том Саймонс усовершенствовали конструкцию, расширив нижнюю часть, чтобы минимизировать сопротивление воздуха. Они даже добавили небольшое углубление под подборотком, куда можно было спрятать руки. Для проведения испытаний пригодилась бы аэродинамическая труба, но её не было. Зато форма конструкции была скопирована с испытанного самой эволюцией образца — форели. Этот шлем помог МакКинни уже на следующий год установить новый рекорд в 200 км/ч .
В 1982 году Франц Вебер привлёк специалистов. Ричард Трейси из Learjet и конструктор сверхлёгкой авиации Пол Гамильтон создали ещё более аэродинамичный шлем. Компанией Carrera было выпущено 500 штук.
Эти и похожие шлемы стали непременными участниками всех последующих рекордов скорости.

Шлемы для слалома

После того, как в 1980 году появились падающие слаломные древки и ворота, лыжный спорт изменился навсегда, а слаломисты начали заимствовать элементы снаряжения из хоккея. Свитера с мягкими вставками уступили место пластиковой защите, на ручках лыжных палок появились щитки.
История горнолыжных шлемов
1971-й год. Шлем Bell Shorty
Первые поколения шлемов для слалома защищали не столько череп, сколько челюсть и очки. Одна из моделей напоминала бейсбольную маску и закрывала только лицо и лоб. Другая представляла из себя резиновую шапочку с козырьком, который защищал очки от удара шестом. Сегодня слаломисты используют стандартные лыжные шлемы с дополнительной защитой челюсти.
Берегите себя, купить горнолыжный шлем нужно сразу, как только вы собрались встать на лыжи. Даже если вы не собираетесь ездить на большой скорости, он убережёт вас при случайном столкновении с препятствием, а также при падении и ударе о жёсткий склон.
Оригинальный текст Seth Masia.
© Спорт-Марафон, 2024 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — [email protected]
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.