0

Лучшие крепления для скитура и бэккантри. Обзор моделей 2021-2022

© Armada
Новичок ли вы в скитуре или уже накатали и находили за прошедшие годы сотни километров в бэккантри, в любом случае выбор горнолыжных креплений — дело весьма личное и с каждым годом всё более непростое. В настоящее время рынок наполнился самыми разнообразными по конструкции и весу скитур-креплениями: от суперлёгких, предназначенных для любителей забежать на вершину горы, до гибридов, используемых как для катания в пределах курорта, так и в бэккантри. Вы не найдёте теперь две полностью одинаковые модели, но точно подберёте ту самую, отвечающую вашим запросам и стилю катания. Чтобы облегчить вам выбор, мы подготовили данный материал, где выделены ключевые особенности каждой модели, достоинства и недостатки.

Salomon MTN Pure — лучшие крепления для скитура, средневзвешенные по всем параметрам

Salomon MTN Pure
Salomon MTN Pure
  • Тип: пиновые.
  • Вес: 600 г.
  • Шкала срабатывания: на выбор следующие усилия затяжки: «женщины», «мужчины», «эксперты».
  • Что нам понравилось: надёжные, простые в использовании, великолепный универсал.
  • Что не понравилось: только три степени срабатывания.
Для большинства лыжников-скитурщиков пиновая конструкция креплений является оптимальной, в ней найден баланс по весу, простоте использования, надёжности и режимам «спуск/подъём». По этим параметрам Salomon MTN Pure (ранее назывались Tour) наш несомненный фаворит, «клиентоориентированный» — юзер-френдли и безукоризненно работающий. Обычно требуется время для привыкания к пиновым креплениям, но с Pure иначе: встёгивание и переключение режимов «катание/ходьба» происходит интуитивно.
Интересно, что поворот задней головки крепления происходит без поворота на те же 90 градусов расположенных над ней клавиш-ступенек — они используются для облегчения подъёма на крутых склонах, — что делает возможным скитур даже в режиме «спуск», так называемый рейс-режим, который применяется спортсменами на гонках.
Отметим простоту конструкции: на выбор три усилия срабатывания и наличие версии без скистопов, только с лишем (leash). А качество сборки и используемых материалов, в основном металла, позволило креплению без нареканий перенести все трудности наших весьма непростых полевых тестов.
Основываясь на вышеперечисленных характеристиках, можно полагать, что MTN Pure не станут идеальным выбором для всех. Скажем, экспертам могут не понравиться только предустановленные — на выбор три — усилия срабатывания. Так, более лёгкие и дешёвые Marker Alpinist 12 на спуске работают ещё лучше, благодаря беззазорному положению пятки ботинка в задних пинах: сама головка крепления подпружинена и имеет запас скольжения назад для компенсации прогиба лыжи. Такая конструкция даёт лыжнику мягкое ощущение связки «крепление — лыжа» и обеспечивает безошибочное срабатывание.
Если же лыжник хочет крепление мощное, надёжное на спуске, что, конечно, возможно только за счёт прибавки в весе, то стоит рассмотреть конструкцию с пиновой передней головкой и обычной горнолыжной задней, к примеру Fritschi Tecton или Marker Kingpin. Но вне зависимости от того, новичок вы в скитуре или эксперт, или кто-то между, большинству MTN Pure понравятся сбалансированным набором характеристик.

Salomon S/Lab Shift MNC 13 — лучшие гибридные скитур-крепления для бэккантри и курорта

Salomon S/Lab Shift MNC 13
Salomon S/Lab Shift MNC 13
  • Тип: гибридные.
  • Вес: 1770 г.
  • Шкала срабатывания: DIN 6-13.
  • Что нам понравилось: скитурные крепления работают на спуске так же качественно, как обычные горнолыжные. Совместимы по типу подошвы с большим количеством ботинок.
  • Что не понравилось: цена и вес — по сравнению с обычными пиновыми креплениями.
Появление Salomon Shift многое изменило в скитуре. Если коротко, то «Шифт» стал первым пиновым креплением, давшим лыжникам возможность кататься так же мощно, как и в обычных креплениях, на курорте и за его пределами. В чём же состояла формула успеха? Стандартная, до определённой степени, горнолыжная пятка в паре с инновационной передней головкой, которая на подъёме работает как пиновая, а на спуске превращается в традиционное горнолыжное крепление. В результате получилось супер универсальное крепление по месту использования и совместимости с ботинками: на жёстком и разбитом склоне можете кататься в своих соревновательных ботинках или уходить в скитур-походы в пиновых моделях.
Но каковы недостатки S/Lab Shift? Сразу же можно сказать о весе, если сравнивать с такими легковесами, как Salomon MTN или Marker Alpinist. Также Shift не совместимы с безрантовыми или скитурными ботинками с укороченными рантами, к примеру Dynafit Hoji Pro Tour или Arc’teryx Procline. Во время тестов обнаружилось, что клавиша переключения режимов «катание/ходьба» может самопроизвольно отпустить скистопы в режиме ходьбы. Это само по себе, конечно, неприятно, но не оказывает решающего влияния на общее впечатление от этого инновационного крепления. Так что скитур-крепления Salomon S/Lab Shift остаются в топе, даже несмотря на обострившуюся конкуренцию на рынке после появления ещё одного гибрида — Marker Duke PT.
Стоит заметить, что «Шифт» продаётся также под брендами Atomic и Armada (бренды Amer Sports), отличия только в цвете.

Tyrolia Ambition 10 — лучшие бюджетные скитурные крепления

Tyrolia Ambition 10
Tyrolia Ambition 10
Тип: рамные.
Вес: 1960 г.
Шкала срабатывания: DIN 3-10.
Что нам понравилось: достойная работа на спуске, совместимость со многими типами ботинок.
Что не понравилось: тяжёлые, громоздкие, менее эффективные, чем большинство пиновых.
Сразу же о больном: крепления для скитура не дёшевы, в среднем раза в два дороже обычных горнолыжных. Например, одно из топовых креплений Marker Kingpin 13 стоит около 650 долларов. Сочетание недорогих креплений Tyrolia Ambition 10 с обычными горнолыжными ботинками и недорогими скитур-лыжами составит доступный по цене сет для новичка. В целом выбор рамных скитур-креплений — лучший способ сэкономить. Они универсальны: подходят к различным ботинкам и хороши на спуске. Но с очевидным минусом: значительный вес, к примеру, Tyrolia Ambition 10 раза в три тяжелее наших фаворитов среди пиновых универсалов.
Для лыжников, ценящих в первую очередь ходильные качества крепления, решающим фактором при выборе будет вес. Но если цена тоже имеет значение, то стоит обратить внимание на пиновые Fritschi Xenic 10 (стоят около 430 долларов), а это уже не бюджетно.
Новичкам же, нечасто скитурящим или катающим бэккантри и курорт в соотношении 50 на 50, посоветуем Ambition. Вы получите почти те же возможности, которые предоставляют топовые пиновые крепления, но в два раза дешевле. Понятно, что рамное крепление будет тяжелее и ось вращения крепления вынесена вперёд за рант ботинка, что делает шаг не таким эффективным, как в пиновых креплениях.
Агрессивно катающимся и/или тяжёлым лыжникам посоветуем более мощные по шкале срабатывания Shift, Marker F12 или версию Ambition со шкалой усилия DIN до 12. А Tyrolia 10 подойдут начинающим, желающим сэкономить и тем, кто не хочет покупать пиновые ботинки.

Fritschi Tecton 12 — лучшие скитур-крепления из оставшихся

Fritschi Tecton 12
Fritschi Tecton 12
Тип: пиновые.
Вес: 1355 г.
Шкала срабатывания: DIN 5-12.
Что нам понравилось: задняя головка как у традиционного горнолыжного крепления, надёжная и не слишком тяжёлая.
Что не понравилось: конструкция тяжелее обычной пиновой и не так универсальна, как Salomon Shift.
Fritschi — известный швейцарский производитель, выпускающий на протяжении многих лет целые коллекции креплений для скитура, от моделей начального уровня (Scout) до описываемой здесь Tecton из премиум-класса.
Крепления, подобные Tecton, относятся к категории «фритуринг» — микс скитура и фрирайда. Их гибридная конструкция состоит из пиновой передней головки и задней как у традиционных горнолыжных креплений. Очевидный плюс такого дизайна — сочетание чёткой работы на спуске, сравнимой с обычными креплениями, и небольшой вес. В отличие от большинства своих конкурентов, носок Tecton 12 срабатывает вбок — у других креплений эта опция заложена в пятке, — что увеличивает шансы избежать травм при падениях со скручиванием. Также Fritschi позаботились о передаче усилия на кант, если у остальных пиновых креплений ботинок в области мыска как бы висит на пинах, то тут он ложится подошвой на само крепление, обеспечивая более точную передачу усилия. Вместе со скистопами, которые очевидно необходимы, эта модель почти на полкилограмма легче Salomon Shift.
Если вы агрессивно катающийся лыжник или проводите значительную часть времени в пределах курорта, то наверняка выберете крепления из разряда гибридов: Salomon Shift или Fritschi Tecton и им подобные. Основное отличие между названными моделями — конструкция передней головки. У Salomon Shift на спуске она работает как полноценное горнолыжное крепление: эластичность, совместимость с ботинками стандарта Alpine, усилия срабатывания сертифицированы TUV. Крепления Tecton не настолько универсальны, совместимы только с TLT-ботинками, но прекрасно работают без каких-либо нареканий в плане безопасного срабатывания.
Обобщаем: Salomon Shift рекомендуем лыжникам, проводящим большую часть времени в пределах курорта, а более лёгкие Tecton — агрессивно катающимся в бэккантри. Заметим, что у производителя есть ещё одна интересная модель Vipec Evo, сочетающая в конструкции носок как у Tecton и стандартную пиновую пятку.

Marker Alpinist 12

Marker Alpinist 12
Marker Alpinist 12
Тип: пиновые.
Вес: 500 г (без скистопов).
Шкала срабатывания: DIN 6-12.
Что понравилось: суперлёгкие, пятка крепления, без зазора прилегающая к пятке ботинка, что является плюсом на спуске.
Что не понравилось: больше пластика, чем у Salomon MTN, и смена режимов несколько более замысловатая.
Модель креплений для скитура Alpinist 12, недавно появившаяся на рынке, конкурирует с Salomon MTN Pure за звание лучшего скитурного крепления. По цене и весу обе модели вполне сравнимы, но не это главное.
Самое интересное кроется в конструкции задней головки «Альпиниста», она так называемая беззазорная — вкратце мы останавливались на этом выше, описывая Salomon MTN Pure. В катании лыжа сгибается, и ботинок упирается в заднюю головку, которая в такой конструкции может двигаться назад, в результате крепление не препятствует чистому прогибу лыжи. В обычных пиновых креплениях — и MTN Pure из их числа — эта проблема решается за счёт предустановленного зазора между креплением и ботинком. Беззазорная конструкция обеспечивает «мягкость» катания и лучшую стабильность срабатывания креплений. При этом Alpinist очень лёгкие и явно превосходят по работе аналогичные по конструкции G3 Ion 12, которые ещё и более тяжёлые.
Справедлив вопрос, если «Альпинист» настолько хорош, почему же пальма первенства досталась «Саломону». Если коротко, то он более «понятен» большинству лыжников: в него легче встёгиваться, смена режимов происходит при повороте задней головки на 90 градусов — у «Альпиниста» на все 180, «Саломон» надёжнее из-за большего количества металла в конструкции, «Альпинист» же выполнен из усиленного карбоном пластика. Но эксперты, уже знакомые с пиновыми креплениями, по достоинству оценят сочетание таких качеств «Альпиниста»: работа на спуске и небольшой вес. При этом у «Альпиниста» можно плавно менять усилие срабатывания от 6 до 12 (не забываем, что у MTN есть только три на выбор). А желающие сэкономить могут выбрать из двух других вариантов «Альпиниста» с меньшим DIN: 8 или 10.

Marker Kingpin 13 — скитур-крепления для агрессивно катающихся

Marker Kingpin 13
Marker Kingpin 13
Тип: пиновые.
Вес: 1360 г.
Шкала срабатывания: DIN 6-13.
Что нам понравилось: впечатляет комбинация надёжности, продуманности и функциональности.
Что не понравилось: более дорогие и не такие универсальные по сравнению с Salomon Shift.
Как и Fritschi Tecton, Marker Kingpin принадлежат к классу фритуринговых креплений и используются агрессивно катающимися лыжниками. Следует отметить, что, в отличие от большинства скитурных креплений, шкала усилий срабатывания Kingpin сертифицирована TÜV, так что на спуске вы можете положиться на чёткую работу задней головки крепления в критической ситуации, срабатывающей как вбок, так и вверх. А на подъёме положительно скажется небольшой по сравнению с другими гибридными моделями вес. Понятно, что для большинства лыжников такие мощные крепления — излишество, но если вы эксперт и катаете линии как в skimovies от Matchstick Productions, то «Кингпин» зайдёт на все сто.
После появления на рынке креплений для бэккантри Marker Kingpin сразу приобрели популярность, но на данный момент немного отстали в этом быстроразвивающемся сегменте. Например, по сравнению с Fritschi Tecton они немного тяжелее и их передняя головка не срабатывающая, что имеет значение для сильных лыжников. Хотя надо сразу заметить, что усилия срабатывания Tecton не сертифицированы TÜV. A Salomon Shift совместимы с обычными горнолыжными ботинками, в отличие от Kingpin, что важно для катающихся как на курорте, так и в бэккантри. Но это всё-таки небольшие недостатки великолепной в принципе конструкции, которую все оценили по достоинству.
Важно заметить, что производитель расширил линейку за счёт новой модели Kingpin M-Werks, передняя головка взята от Alpinist, пятка стандартная. Всё это вкупе с некоторыми другими изменениями позволило заметно снизить вес — модель с DIN 12 весит всего 1230 г, но и повысить цену.

G3 Ion 10 — дружелюбные крепления для скитура

G3 Ion 10
G3 Ion 10
Тип: пиновые.
Вес: 1170 г.
Шкала срабатывания: DIN 4-10.
Что нам понравилось: юзер-френдли, отличная передача усилия на лыжу на спуске.
Что не понравилось: тяжёлые, известно много случаев поломок.
В своё время появление на рынке этой модели стало событием, до тех пор ещё не было таких «дружелюбных» креплений. Вообще, модели для скитура всегда отличаются «затейливостью» использования по сравнению с обычными, чего стоит попытка встегнуться в глубоком снегу! В компании G3 в модели Ion решили эту проблему за счёт высоты крепления, передняя головка легко чистится от забившегося снега лыжной палкой, а носок ботинка легко находит своё место в пинах благодаря переднему бамперу-упору. Переключение режимов «ходьба/катание» плавное и быстрое, задняя головка поворачивается на 90 градусов в обе стороны, а крупные клавиши-подставки легко задействуются лыжной палкой — ручкой или кольцом, когда подъём становится круче. Вы будете самым быстрым в группе при смене режима из ходьбы в катание, одновременно оттягивая заднее крепление палкой и вщёлкивая пятку ботинка, а камусы можно снять потом, с уже пристёгнутой лыжи.
Ещё одно неоспоримое достоинство модели — беззазорная конструкция пятки, что позитивно сказывается на качестве спуска. Другой пример подобной конструкции — Marker Alpinist. Но немалый вес Ion далёк от топов в категории. Если он вас устраивает, то можно уже рассматривать такой гибрид, как чуть более тяжёлые Fritschi Tecton 12. Даже Dynafit ST Rotation были бы альтернативой, к тому же их усилия срабатывания имеют сертификат TÜV, в отличие от Ion. Но самый большой недостаток G3 — их «надёжность». Все наслышаны о поломках, случающихся с этими креплениями в самый неподходящий момент. Но заметим, если вы аккуратно используете свой стафф и цените его «дружелюбность», то Ion 10 заслуживают вашего интереса. Есть ещё версия со шкалой до 12.

Marker Duke PT 16 — гибридные крепления для скитура

Marker Duke PT 16
Marker Duke PT 16
Тип: гибридные.
Вес: 2700 г.
Шкала срабатывания: DIN 6-16.
Что нам понравилось: легитимный конкурент Salomon Shift.
Что не понравилось: тяжёлые, громоздкие, конструкция переднего маркера поляризует мнения.
Моментально возникшая популярность креплений Salomon Shift показала, что на рынке есть неудовлетворённый спрос на крепления-универсалы, применимые как на курорте, так и за его пределами. Неудивительно, что ответ от Marker не заставил себя долго ждать: Duke PT. Как и у «Саломона», изюминкой конструкции является передняя головка, работающая как пиновая в режиме «скитур» и как традиционное горнолыжное крепление на спуске. Как и у «Шифта», она совместима с обычными ботинками и скитурными, но, в отличие от «Саломона», при смене режима на «скитур» часть передней головки должна быть полностью отстёгнута и убрана в рюкзак или карман. Такое переключение режимов требует определённого времени и навыка, хотя Duke PT достойно работают на подъёме и в любом случае превосходят рамные крепления по комфорту и эффективности.
Какова же целевая аудитория скитурных креплений Duke PT? Высокие значения усилия срабатывания — до 16 DIN — заинтересуют мощно катающихся как по трассам, так и в бэккантри лыжников. Но надо признать, крепления весьма тяжёлые, почти на килограмм тяжелее Salomon Shift, хотя у них только 13 DIN. Отстёгиваемые части передней головки облегчают крепления на 620 грамм, но до «Саломона» всё равно далеко. Так что ультраагрессивные лыжники, может, и предпочтут Duke PT «Шифту», но для большинства последний остаётся оптимальным выбором.

ATK Raider 12

ATK Raider 12
ATK Raider 12
Тип: пиновые.
Вес: 670 г.
Шкала срабатывания: DIN 5-12.
Что нам понравилось: очень прочные для такого веса, полностью металлические.
Что не понравилось: для стандартного пинового крепления весьма дороги, кроме того, аксессуар ATK Freeride Spacer продаётся отдельно.
ATK, так же как и Ski Trab, ещё один известный производитель скитурного стаффа из Италии. Raider 12 представляют традиционную для пинового крепления конструкцию, такую же, как и в MTN Pure. Но есть нюанс! Разработчики ATK всегда уделяли особое внимание работе своих креплений на подъёме. Прошлогодняя версия Raider 2.0 имела скистопы на передней головке, на случай если крепление непроизвольно выстегнется. Актуальная версия делает возможным менять силу сжатия передних пинов, чтобы исключить непроизвольное выстёгивание на крутых подъёмах.
Прочность — одна из лучших в своей категории, здесь использованы фрезерованные из авиационного алюминия детали с некоторым включением карбона. Крепления для скитура ATK Raider 12 — самые дорогие из рассмотренных, но это инвестиция на годы.
Конструкция пятки не беззазорная, как у Marker Alpinist, так что не стоит ожидать характерных для последнего «мягкого» чувства лыжи на спуске и идеального срабатывания в случае падения. Несколько слов стоит сказать о Freeride Spacer. Это проставка между подошвой ботинка и лыжей, вставляется под пятку — может использоваться, но не обязательно — для лучшей передачи усилия на лыжу на спуске, стоимость около 75 долларов.
Аналогичные Raider 12 модели от Salomon или Marker стоят в среднем долларов на двести меньше, но у ATK есть свои фанаты, готовые платить. Если вы захотите более дешёвый продукт от этого производителя, обратите внимание на C-Raider 12, они легче — 600 грамм — за счёт большего количества карбона в конструкции.

ATK Trofeo Plus (Black Diamond Helio) — самые лёгкие скитур-крепления

ATK Trofeo Plus (Black Diamond Helio)
ATK Trofeo Plus (Black Diamond Helio)
Тип: пиновые.
Вес: 205 г.
Шкала срабатывания: на выбор предустановленные 4, 6, 8 или 10.
Что нам понравилось: самые лёгкие.
Что не понравилось: ультралаконичная конструкция.
Сразу поясним, что крепления линейки ATK Trofeo (Plus) выпускаются и под логотипом Black Diamond Helio (145, 200, 200LT), что недвусмысленно говорит о качестве продукта. Модель отличает сочетание безукоризненной работы и веса, по нему их можно расположить между чисто соревновательными пиновыми креплениями — весом до 100 грамм — и другими представителями моделей для «скоростного скитура», такими как Marker Alpinist, Salomon MTN.
Солидная конструкция из фрезерованного авиационного алюминия 7075. Возможность менять задние пины с заданными усилиями срабатывания вверх (4, 6, 8, 10). Интуитивно простые встёгивание и смена режимов «ходьба/катание». Модель Plus отличает от обычной наличие удлинённой базы, по которой можно двигать заднюю головку под некоторый диапазон размеров.
ATK Trofeo весьма специфичное крепление, если сравнивать его со всеми вышеописанными. Отсутствуют скистопы, только лиш — страховочный ремень из кевлара, шкала усилия не сертифицирована TÜV, и в наличии только четыре усилия срабатывания на выбор. Всего три высоты для пятки ботинка — 0, 37 и 45 мм, что неудобно на крутых подъёмах, у сравнимого по весу Dynafit Superlite 150 таких положений четыре плюс сертифицированная шкала усилий срабатывания. Trofeo будут интересны лыжникам, ценящим минимальный вес, приближенный к соревновательным креплениям, и качество для использования на не слишком технически сложном рельефе.

Сводная таблица характеристик креплений для скитура

Модель Цена Тип Вес, г DIN TÜV Ботинки
Salomon MTN Pure 500 $ Пиновые 600 Женщины, мужчины, эксперт Нет TLT
Salomon S/Lab Shift MNC 13 600 $ Гибридные 1770 6-13 Есть Alpine, touring, TLT
Tyrolia Ambition 10 349 $ Рамные 1960 3-10 Есть Alpine, touring
Fritschi Tecton 12 650 $ Пиновые 1355 5-12 Нет TLT
Marker Alpinist 12 450 $ Пиновые 500 (без скистопов) 6-12 Нет TLT
Marker Kingpin 13 650 $ Пиновые 1360 6-13 Есть TLT
G3 Ion 10 539 $ Пиновые 1170 4-10 Нет TLT
Marker Duke PT 16 700 $ Гибридные 2700 6-16 Есть Alpine, touring, TLT
ATK Raider 12 700 $ Пиновые 670 5-12 Нет TLT
ATK Trofeo (Plus) / Black Diamond Helio 500 $ Пиновые 205 10 Нет TLT
Как видите, выбор скитур-креплений велик на любой вкус, а ведь в обзоре описаны лишь некоторые модели из представленных на рынке.
Данный материал основан на опыте тестировщиков проекта Switchbacktravel.com.
© Спорт-Марафон, 2024 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — [email protected]
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.