0

50 оттенков Speedcross. История легендарных кроссовок

Первая модель Salomon Speedcross, 2006 год. Источник фото: salomon.com
«Мои вкусы весьма специфичны…»
Иначе как «эпохальной» обувью кроссовки Salomon Speedcross не назовёшь. По данным самой компании, «спидкроссы» продаются миллионными тиражами. С 2006 года, когда легендарный внедорожник появился на свет, сменилось целых пять поколений, а база и принципы, на которых создаются эти кроссовки, легли в основу не только различных ответвлений в продуктовой линейке Salomon, но и задали вектор развития всей индустрии трейловой обуви.
Кроссовки мужские Salomon Speedcross 6 Gtx Fird/Black/Wht
23 940 ₽
Salomon Кроссовки мужские Salomon Speedcross 6 Gtx Fird/Black/Wht
42 42(2/3) 43(1/3) 44 44(2/3) 45(1/3) 46 46(2/3) 47(1/3) 48 49(1/3)
Кроссовки мужские Salomon Speedcross 6 Lapis/Black/Scarlet Ib
20 980 ₽
Salomon Кроссовки мужские Salomon Speedcross 6 Lapis/Black/Scarlet Ib
41(1/3) 42 42(2/3) 43(1/3) 44 44(2/3) 45(1/3) 46 46(2/3) 47(1/3) 48 49(1/3)

Для чего нужны Salomon Speedcross и как их используют на деле

Будучи самой продаваемой моделью кроссовок для пересечёнки, Speedcross является и самой подделываемой. Спрос на неё очень большой, дизайн броский и узнаваемый, чем и пользуются мошенники. Встретить реплику «спидкроссов» можно на рынке даже в самом захолустье, где о беге как о способе передвижения знают только лошади и коровы. Большинство людей покупают их для очень необычной, можно сказать, странной задачи — просто ходить.
«Они просто круто выглядят», «мягкие, как тапки», «на даче грязь месить» — часто можно услышать от покупателей этой модели.
С самого первого дня своего существования Speedcross несли совершенно противоположную функцию. Это узкоспециализированные кроссовки для бега по грязи, снегу и прочим рыхлым поверхностям. Точка. В них совершенно не стоит бегать по асфальту, твёрдым грунтовкам и пытаться бегать марафоны по личнику по множеству причин.
Salomon Speedcross — это узкоспециализированные кроссовки для бега по грязи, снегу и прочим рыхлым поверхностям
Salomon Speedcross — это узкоспециализированные кроссовки для бега по грязи, снегу и прочим рыхлым поверхностям © Jeremy Bernard
Так исторически сложилось, что в середине нулевых outdoor-сообщество включало в себя бурно развивающиеся виды спорта — мультигонки, рогейны, ориентирование. Трейлраннинг только начинал как-то формализоваться в Европе, а скайраннинг был и вовсе уделом кучки «маргиналов», с точки зрения классических альпинистов. Хотя если обобщить все эти виды спорта, то это всё равно очень узкая и специфическая аудитория, если сравнивать с тем же шоссейным бегом. Вот что об этом говорят сами производители:
«Это была очень узкая ниша, и мы не были уверены, развивать ли производство этой линейки. Вначале предполагалось, что будет всего около 1000 пар. Сегодня только в Европе Salomon продаёт более 1 миллиона пар кроссовок Speedcross в год.
На этом пути «Спидкроссу» помогли одобрительные отзывы некоторых лучших трейлраннеров в мире, в том числе Килиана Жорнета, который использовал Speedcross 2 для победы в Ultra-Trail du Mt. Blanc в 2008 году. Фактически Жорнет использовал Speedcross 2 почти во всех гонках, в которых он участвовал в то время».
Килиан Жорнет побеждает в Speedcross 2 на гонке UTMB (170 километров вокруг Монблана), 2008 год
Килиан Жорнет побеждает в Speedcross 2 на гонке UTMB (170 километров вокруг Монблана), 2008 год
Так или иначе, все эти отдельные, но нередко пересекающиеся тусовки нуждались в более беговой и быстрой обуви, чем мог в то время предложить рынок и сама компания Salomon, продажи которой строились тогда на кроссовках XA Pro.
Основными требованиями комьюнити к обуви стали:
  • снижение веса кроссовок;
  • хорошее сцепление с наиболее часто встречающимися кондициями поверхностей в этих видах спорта;
  • более высокая производительность, эффективность;
  • хорошая защита от внешних факторов;
  • стабильность и устойчивость на неровных поверхностях без потери спортивных качеств.
Ответить на запросы пользователей и стало задачей инженеров Salomon. Компания увидела в этом перспективы на годы вперёд, не подозревая, что влияние новой модели на весь рынок будет просто фундаментальным.

«Исходный код» и знаменитая «ёлочка»

В самой компании Salomon, рассказывая о «спидкроссах», любят применять термин «исходный код». Он означает, что конкретная модель обуви должна иметь общую конфигурацию и использованные в ней решения должны быть такими чёткими и конструктивно обоснованными, что, как бы ни эволюционировала данная модель, она всегда будет узнаваемой и будет нести прежнюю функцию. И, надо сказать, касательно Speedcross это действительно работает.
Если взглянуть на все пять поколений Salomon Speedcross одновременно, то можно увидеть одно наиболее важное сходство моделей — это геометрия, рисунок протектора.
Если взглянуть на все пять поколений Salomon Speedcross одновременно, то можно увидеть одно наиболее важное сходство моделей — это геометрия, рисунок протектора. На фото слева направо: подмётки Speedcross 1 и 2, Speedcross 3, Speedcross 4, Speedcross 5
Если взглянуть на все пять поколений Salomon Speedcross одновременно, то можно увидеть одно наиболее важное сходство моделей — это геометрия, рисунок протектора. На фото слева направо: подмётки Speedcross 1 и 2, Speedcross 3, Speedcross 4, Speedcross 5
Протектор Salomon Speedcross всегда выполнен в виде «шевронов» — стреловидных грунтозацепов. Он всегда разнонаправлен в пятке и носке. Его ещё называют «ёлочкой» из-за сходства с хвойным деревом. Таким протектор был в первой версии и в последующих итерациях, периодически меняя ширину, толщину рисунка, его целостность по площади подошвы, но сохраняя исходный код — стреловидность «шевронов».
И чтобы понять, присутствует ли исходный код Speedcross в других моделях, достаточно взглянуть на их название. Если имеется добавка Cross, то это представитель одного семейства и «одной крови».
Ещё одно свойство протектора, которое относится именно к «спидкроссам», — мягкий состав резины собственной запатентованной марки Contagrip. По аналогии с покрышками для велосипедов, автомобилей, мотоциклов, подошва для рыхлых поверхностей должна быть мягкой. На первых поколениях сбоку кроссовок всегда была маркировка M&S (Mud and Snow), прямо как на покрышках автомобилей, что означает «грязь и снег».
Подошва для рыхлых поверхностей должна быть мягкой. На первых поколениях сбоку кроссовок всегда была маркировка M&S (Mud and Snow), прямо как на покрышках автомобилей, что означает «грязь и снег»
Подошва для рыхлых поверхностей должна быть мягкой. На первых поколениях сбоку кроссовок всегда была маркировка M&S (Mud and Snow), прямо как на покрышках автомобилей, что означает «грязь и снег» © Jeremy Bernard
Именно здесь кроется нестыковка ожиданий пользователей «спидкроссов» с целью «просто ходить» и их реального предназначения. Просто ходить и даже бегать большинство предпочитает по твёрдым поверхностям, на которых мягкая резина относительно быстро стирается и теряет свои первоначальные свойства сцепления.
В своё время Salomon специально выпускал два поколения ответвления Speedcross Vario для передвижения по твёрдым поверхностям. Резина в них была более твёрдой, рисунок в виде ромбов, а пятно контакта намного большим в сравнении со старшим братом.
Протектор Speedcross Vario выполнен из более твёрдой резины, рисунок в виде ромбов делает пятно контакта намного большим
Протектор Speedcross Vario выполнен из более твёрдой резины, рисунок в виде ромбов делает пятно контакта намного большим
В настоящий момент бренд пошёл ещё дальше и для любителей городских, парковых активностей создаёт сразу несколько продуктов с сохранением исходного кода. С этой целью на агрессивном протекторе «спидкроссов» сильно увеличили пятно контакта и, как следствие, ресурс такой подошвы. Так родились версии Supercross и Alphacross. У фанатов модели появилась возможность не насиловать «спидкроссы» везде и всюду, а, если нравится их фирменный дизайн и колодка, просто надевать более подходящие для города варианты. К слову, получились весьма популярные модели, попавшие в свою аудиторию довольно точно, и теперь их можно видеть на ногах и в городе, и на простых хайкинговых тропах, в рельефных парках.
Salomon Supercross Blast GTX
Salomon Supercross Blast GTX
Salomon Alphacross Blast
Salomon Alphacross Blast
Подошва Supercross и Alphacross
Подошва Supercross и Alphacross
Второй момент: многие почему-то считают, что агрессивный протектор Speedcross хорош для ходьбы по гололёду. Это в корне неверное предположение разбивается довольно быстро при первом же падении в ближайшем парке, который, как всегда, забыли почистить коммунальщики. Дело в том, что рисунок протектора Speedcross имеет не только мягкую, нешипованную резину, но, главное, очень маленькое пятно контакта с твёрдой поверхностью.
Важно

Ходить и бегать по гололёду в нешипованной обуви крайне опасно!

Высота протектора Speedcross в разных поколениях была всегда примерно 6-7 мм. Некоторые версии имели зональное снижение высоты под сводом стопы. Принято условно считать протектор в трейловой обуви агрессивным как раз при высоте 6 мм и более, на что опять же повлиял именно «Спидкросс», будучи сам по себе исходным кодом для индустрии обуви.

Ежегодно Salomon выпускает несколько десятков цветовых решений для всей линейки Speedcross, и, вероятно, за 15 лет существования модели было создано более 1000 различных дизайнов, в том числе в национальных триколорах. Например, Speedcross 3 Russian LTD, также выпускался «Спидкросс» в цветах австрийского национального флага.

Лимитированная модель Speedcross 3 Russian LTD в цветах российского флага
Лимитированная модель Speedcross 3 Russian LTD в цветах российского флага

Амортизация в Salomon Speedcross и свойства подошвы

Speedcross всегда имел умеренную амортизацию. Она никогда не была слишком мягкой или твёрдой. Свойства амортизации складывались из плотности EVA, из которой делается промежуточная подошва. Salomon «играет» с плотностью EVA в разных моделях в течение многих лет, так появлялись варианты структур промежуточной подошвы EnergyCell и EnergyCell+, которые применялись в «спидкроссах». Тем не менее многие, кто пересаживался с обычных городских кроссовок, говорят, что они ну очень мягкие. Поэтому всегда стоит помнить, что всё относительно и смотря с чем сравнивать.
Основная амортизация, конечно, всегда была в пятке, которая выглядит весьма массивно во всех поколениях. Передняя часть подошвы более тонкая и производительная. Кроме этого, в момент приземления на твёрдую поверхность дополнительная амортизация в них чувствуется за счёт небольшого продавливания высоких грунтозацепов с мягкой резиной, но злоупотреблять этим не стоит в силу подверженности к истиранию об асфальт и парковые твёрдые грунтовки.
Salomon Speedcross 2
Salomon Speedcross 2
Salomon Speedcross 3
Salomon Speedcross 3
Salomon Speedcross 4
Salomon Speedcross 4
Salomon Speedcross 5
Salomon Speedcross 5
Долгое время торсионная жёсткость Speedcross была довольно высокой, а в моделях с мембраной Gore-Tex и вовсе дубоватой. Такие кроссовки наиболее эффективно работали под весом именно начинающих или крупных бегунов. Их стабильность была довольно высокой, и впоследствии, после появления ещё более лёгких и отзывчивых моделей, быстрые и лёгкие атлеты практически перестали пользоваться «спидкроссами» на соревнованиях, оставляя их только как тренировочную пару.
Так было первые четыре поколения модели — в её промежуточной подошве ближе к своду стопы стоял супинатор, который было не видно внешне, но о нём всегда напоминала надпись LT — LightWeight Muscle. А в пятом поколении Speedcross, вышедшем в 2019 году, этот супинатор был убран, и кроссовки сразу стали намного более гибкими, отзывчивыми и «бегучими».

Фиксация и защита Speedcross

«Спидкроссы», будучи ориентированными на аудиторию всё же не самых быстрых бегунов, всегда обладали весьма хорошей фиксацией стопы. Первое — это колодка, по убеждению многих, она узкая, хотя в реальности ближе к средней. Для обладателей широкой стопы существует версия Wide. Стоит сказать, что пятое поколение — Speedcross 5 — шире в колодке и мягче по сравнению с предыдущими, это отметили многие пользователи. Также было отмечено, что места для пальцев в передней части кроссовки стало больше, а материал верха более эластичный и приятный.
Фиксация в Speedcross достигается путём затягивания быстрой шнуровки Quicklace — эта система стояла в кроссовках всегда, кроме модели Vario. Быстрая шнуровка натягивает систему Sensifit — технологичные полосы по бокам. Так происходит фиксация средней части стопы.
В пятой версии Speedcross сустав фиксируется довольно высокими бортами кроссовки и плотным твёрдым задником в пятке. Кроме этого, накладка в области пятки и сустава также добавляет жёсткости бортам, делая фиксацию более надёжной.
Носок кроссовки Salomon Speedcross имеет уровень защиты буквально как у тарана
Носок кроссовки Salomon Speedcross имеет уровень защиты буквально как у тарана
Носок кроссовки имеет уровень защиты буквально как у тарана. Накладка резины подошвы настолько толстая и прочная, что прямое столкновение во время движения или удар любой силы об камень пальцами останутся практически незамеченными. Безопасность здесь на уровне.

С пятки или с носка?

Модель Speedcross всегда была ориентирована на тех, кто бежит с пятки, именно из-за достаточно толстой конфигурации подошвы и характерного дропа — 10 миллиметров. А что тогда делать любителям «естественного» бега с носка или амбициозным спортсменам?
Модель Speedcross всегда была ориентирована на тех, кто бежит с пятки
Модель Speedcross всегда была ориентирована на тех, кто бежит с пятки © Jeremy Bernard
Практически всю историю существования Salomon Speedcross имел младших братьев, которые предназначались для бегущих с носка высокопроизводительных атлетов. Первой такой моделью была S/Lab Fellcross, имевшая сугубо соревновательные характеристики: низкую платформу, высокую гибкость, ещё более широко расставленные грунтозацепы. В названии модели бренд Salomon отдал должное «праотцу» всех видов бега по пересечённой местности — феллраннингу (по-английски fellrunning — бег по холмам на Британских островах, где большую часть года грязно и сыро).
S/Lab Fellcross выпускались три поколения, и каждый раз технологии существенно менялись для большего соответствия соревновательным задачам и условиям. На Fellcross тестировались самые прочные материалы верха, их свойства вентиляции, влагоотведения. В России эти кроссовки использовали в основном ориентировщики и рогейнеры, как наиболее быстрые и цепкие в наших лесах, да и в болотах.
Практически всю историю существования Salomon Speedcross имел младших братьев, которые предназначались для бегущих с носка высокопроизводительных атлетов. На фото выше: Salomon S/Lab Fellcross, S/Lab Fellcross 2, S/Lab Fellcross 3, S/Lab Speed
Когда технологии, материалы сменились уже принципиально, на смену S/Lab Fellcross пришли модели: Speedcross Pro, затем S/Lab Speedcross и S/Lab Speed, имевшая ту же суть и аудиторию, но где-то потерявшая часть названия Cross, якобы открестившись от своей «семьи». Где-то плачет один Доминик Торетто. Казалось, это навсегда, но в 2019 году Salomon сделал «финт ушами», и в семье родились новые «кроссы» для нескольких аудиторий — S/Lab Cross, Cross Pro, Wildcross.

Семейство Speedcross сейчас

Сегодня семья Cross, во главе с отцом семейства Speedcross, стала и вовсе многодетной. Теперь в ней есть модели вообще для разного уровня подготовки, техник бега и задач. Расположим модели от базовых — для начинающих любителей бега и хайкинга — и к более профессиональным. Чем ниже по списку, тем выше класс, как и требования к подготовке пользователя. И смотрите, как сейчас выглядит семейство Speedcross:
  • Alphacross,
  • Supercross (плюс модели Blast),
  • Supercross Winter,
  • Madcross,
  • Cross Over,
  • Speedcross (плюс модели Wide с широкой колодкой),
  • Wildcross,
  • Cross Pro,
  • S/Lab Cross,
  • Snowspike с шипами (ex-Snowcross),
  • Spikecross GTX с шипами,
  • Cross Hike Mid (кроссовки для хайкинга).
Salomon Supercross Blast
Salomon Supercross Blast
Salomon Speedcross 5
Salomon Speedcross 5
Salomon S/Lab Cross 2
Salomon S/Lab Cross 2
Salomon Cross Hike Mid GTX
Salomon Cross Hike Mid GTX
Кроссовки хоть и разные по назначению, но всё же узнаваемые, исходный код работает

Модели Speedcross для зимы и межсезонья

Модель кроссовок Salomon Speedcross практически всю историю существования имела версии для бега в межсезонье, влажную и снежную погоду. Эти модели были оснащены в первое время мембраной Gore-Tex, а затем появилась и собственная разработка компании — мембрана ClimaSalomon Waterproof. Версии выпускались одновременно, потому что их технические свойства были немного разными и подходили для тех или иных задач и ног лучше или хуже.
Если проследить за покупателями Salomon Speedcross с мембраной, то чаще мы увидим людей, для которых комфорт на первом месте, — это начинающие бегуны или те, кто не собирается участвовать в соревнованиях. Соревнующиеся же атлеты в большинстве даже на зиму берут кроссовки без мембраны.
Даже без мембраны «спидкроссы» неплохо защищают от осадков довольно длительное время. До пятого поколения верх модели был выполнен из материала Ripstop, который неплохо отталкивал сухой снег, рыхлый грунт и грязь. Воду он пропускал и выводил, хотя и не очень активно. Speedcross 5 получили совсем другую — «открытую» сетку, которая вентилируется и выводит влагу значительно быстрее. А вот Ripstop перекочевал на более младшие модели Alphacross и Supercross.
Важно отметить, что довольно давно Salomon имеет и истинно зимние кроссовки, построенные на базе Speedcross, — модель Spikecross 5 GTX. Это копия Speedcross 5 GTX, но имеющая более твёрдую резину в «шевронах» и шипы из карбида вольфрама для сцепления с гололёдом.
Для любителей снежных сугробов и экстрима есть модель Snowspike — это тот же Spikecross, только с высокой снегозащитной гамашей. Зимой 2021 года появилась новая зимняя модель с гамашей — Supercross Winter.
Salomon Snowspike
Salomon Snowspike
Salomon Supercross Winter
Salomon Supercross Winter

«Что в имени тебе моём?»

Безусловно, Speedcross повлиял вообще на всю индустрию обуви для бега по пересечённой местности и на самих бегунов, дав им возможность бегать там, где невозможно бегать в обычных асфальтовых кроссовках. Бегать «быстро» по «кроссовой» местности — Speed Cross.
Фактически существование «спидкроссов» помогло раздвинуть привычные границы активностей для многих тысяч людей, и это довольно важно. Именно поэтому Speedcross существует уже 15 лет и, вероятно, просуществует ещё очень долго, как «праотец» семейства Cross и многих других кроссовок.

Об авторе

© Спорт-Марафон, 2024 Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается копирование текста на другие сайты и ресурсы в Интернете без предварительного согласия правообладателя — [email protected]
Если вам понравилась статья, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях
Мне нравится

Товары по теме

Статьи по теме

В рассылке блога мы рассказываем о новых коллекциях
, интересных товарах
и людях
Если у вас есть вопросы или пожелания по блогу, пишите их нам, мы постараемся учесть.
Напишите нам, о чём бы вы хотели прочитать в нашем блоге.
Заметили ошибку? Выделите текст ошибки, нажмите Ctrl+Enter, отправьте форму. Мы постараемся исправить ее.